Конспект НОД технология проблемного обучения "Свойства объема"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Лебедева Ольга Анатольевна

Конспект

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №33»

(МБДОУ «Детский сад № 33»)

Конспект непосредственной образовательной

 деятельности  

с использованием технологии проблемного обучения

в подготовительной группе

на тему: «Свойства объема»

Подготовила:

Лебедева О.А.

Ачинск

Программное содержание:

Задачи:

Обучающие: – учить детей использовать условную мерку для измерения объема жидкости;

Развивающие: – продолжать развивать у детей мыслительные операции (анализ, синтез, умение делать выводы); – развивать партнерские отношения между детьми, умение работать подгруппами; Воспитательные: –воспитывать интерес к исследовательской деятельности, желание помогать другим.

Предварительная работа: измерение длины, высоты, ширины с помощью условной мерки; работа с алгоритмом решения проблемной ситуации.

Материал: сундук, письмо, условные мерки для измерения длины (линейка, веревочка, палочка и т. д., емкости разной формы и величины, две одинаковые непрозрачные емкости, условная мерка, алгоритм решения проблемной ситуации.

Ход проблемной ситуации.

Мотивация: Ребята! Я сегодня заглянула в наш сказочный сундучок и увидела там вот что: письмо и сосуды с какой-то жидкостью. Давайте прочитаем письмо, может в нем написано от кого эти предметы. «Ребята, передайте, пожалуйста, эти сосуды Серому Волку для Ивана-царевича. В них живая и мертвая вода, она необходима, чтобы оживить Ивана-царевича. Необходимо брызнуть на Ивана живой водой, затем мертвой, и снова живой. Но сначала вы подпишите, в каком сосуде живая вода, а в каком мертвая, чтобы Серый Волк не перепутал. Заранее вам благодарен. Старый Ворон». – Ребята, вы хотите, чтобы Иван Царевич ожил? Как же нам быть – как нам определить в каком сосуде живая вода, а в каком – мертвая?

I этап – постановка проблемы

Воспитатель фиксирует внимание детей на обнаружении противоречий: - То есть, мы хотим оживить Ивана Царевича, но не знаем, как определить где живая вода, а где мертвая вода. Давайте подумаем: если надо брызнуть сначала живой, затем мертвой и снова живой, значит живой воды должно быть…. (Больше, а мертвой… (Меньше)

Проблемный вопрос : - Как измерить количество воды в сосудах, если сосуды разной формы?

Дети осознают создавшееся противоречие: чтобы оживить героя, нужно измерить количество воды. Дети «осознают» цель поиска. - Нам нужно узнать количество воды в каждом сосуде и сравнить.

Дети «присваивают» проблему, участвуют в ее формулировке.

II этап - актуализация знаний

Вос-ль: Попробуем вспомнить, что мы использовали, когда не могли сравнить длину предметов? ( Выставляет эти предметы по мере того как их называют дети: линейку, веревочку, полоску бумаги, палочку). - С помощью чего мы измеряем? Дети: С помощью условной мерки. Вос-ль: Что мы измеряли с помощью условной мерки? Дети: Длину, высоту, ширину. ( Выставляют символы: «длина», «ширина», «высота»). Вос-ль: Можно ли этими мерками измерить количество воды? Дети: Нет. Вос-ль: Значит, нам нужна … Дети: Другая условная мерка.

III этап - выдвижение гипотез, предположений

Вос-ль: Будем размышлять: вода – это жидкость. Что умеет делать вода? Дети отвечают, называют свойства воды. Вос-ль: Если вода умеет течь, то ее можно во что-нибудь налить. Посмотрим внимательно: если у нас сосуды разные, то можно взять одинаковые и ….перелить туда воду и сравнить его количество. Как сравнить? (выставляет две одинаковые непрозрачные емкости). Такие подойдут? Дети участвуют в размышлении. Дети: Нет, потому что не видно, сколько налито. Вос-ль: Значит, нужны какие емкости, чтобы увидеть количество? Дети: Прозрачные. Вос-ль: Что если у нас есть только одна маленькая емкость. С помощью нее мы можем измерить количество воды? Попробуйте догадаться как? (Подсказывает детям в случае затруднения). Дети: Предположение детей: измерить, сколько в большом сосуде поместиться маленьких емкостей. То же самое со вторым сосудом. Потом сравнить количество маленьких емкостей.

Вос-ль: Мы предполагаем, для того чтобы выяснить количество воды в разных сосудах, мы можем это сделать двумя способами: 1-й - взять две одинаковые прозрачные мерки и сравнить уровень жидкости в них. 2-й – сосчитать количество маленьких мерок в каждом из сосудов и сравнить. Дети обобщают предположения: выставляют символическое изображение опыта. Вос-ль: Пришло время проверить наши предположения. Но сначала я проверю насколько вы внимательны.

Физминутка «Это тоже я могу» (дети повторяют движения воспитателя, сопровождая их словами «Это тоже я могу»)

- Кто, скажите, может, дети, повторить движенья эти? - Руки вверх я подниму. – Это тоже я могу. – Вправо – влево разведу. – Это тоже я могу. – И, как птица, полечу. – Это тоже я могу. – Головою поверчу. – Это тоже я могу. – А потом присяду, встану и нисколько не устану. – Это тоже я могу. – Я попрыгаю немного. – Это тоже я могу. – И пешком пойду в дорогу. – Это тоже я могу. – Если надо, побегу. – Это тоже я могу. – Все на свете я могу!

IV этап - проверка решения

Воспитатель предлагает детям разделиться на две подгруппы. Воспитатель осуществляет коррекционную и консультационную помощь в процессе поисковой деятельности. Дети подгруппами проводят поисковую деятельность - используют рабочие листы, проверяя количество воды опытным путем (переливают воду в мерные мерки, отмечают счетными палочками количество мерок, фиксируют результат). Вос-ль: Предлагаю каждой группе «исследователей» рассказать о результатах своей работы.

Дети озвучивают результаты своих поисков: количество воды в сосудах. Определяют сосуд, в котором количества воды больше. Что можно сказать о наших результатах? Мы можем сказать, в каком сосуде находится живая вода, а в каком – мертвая? Дети: Количество воды разное. Вос-ль: В чьем сосуде больше воды? Давайте наклеим наклейку, чтобы было понятно, что здесь находится живая вода. В чьем сосуде меньше воды? Давайте обозначим, что здесь находится мертвая вода. Дети отмечают сосуды условными обозначениями.

V этап – введение в систему знаний

Воспитатель предлагает детям сделать вывод. Дети формулируют вывод: количество жидкости в разных сосудах можно измерить с помощью условной мерки – мерного стаканчика. Вос-ль подводит итог: дети приобрели новые знания: с помощью условной мерки – мерного стаканчика можно измерить любую жидкость в разных емкостях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы с использованием игровой и здоровьесберегающей технологии и технологии проблемной ситуации Тема: «Путешествие с Капитошей»

Задачи:Закреплять знания детей о состояниях воды в разное время года.Учить обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.Совершенствовать грамматический строй речи; р...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе, для детей с задержкой психического развития, с использованием современной образовательной технологии: технология проблемного обучения. «Песочные часы».

Внедрение в педагогический процесс игр и заданий с песком создает благоприятные условия для всестороннего развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями....

КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности на тему: «Строим мостик через речку» (для детей младшей группы) с использованием личностно-ориентировочной технологии, технологии проблемного обучения

КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами конструирования на тему: «Строим мостик через речку» (для детей младшей группы) с испол...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста, построенной на основе проблемного подхода (образовательной технологии проблемного обучения) «Лунтик возвращается домой»

Методическая разработка«Конспект непрерывной образовательной деятельности своспитанниками старшего дошкольного возраста, построенной наоснове проблемного подхода (образовательной технологиипробл...