Театрализованная деятельность как один из видов художественно – эстетического воспитания дошкольников
консультация

Лапина Наталья Владимировна

Театрализованные игры и инсценировки позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие поступки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teatralizovannye_igry.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области  средняя общеобразовательная школа № 1 «Образовательный центр»

имени 21 армии Вооруженных сил СССР  п.г.т.  Стройкерамика

муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

Театрализованная деятельность как один из видов

художественно – эстетического воспитания дошкольников (практический материал для педагогов и родителей)

        

                                                                                   Воспитатель: Лапина

Наталья Владимировна

                                                                         

2025 год

Театрализованная деятельность как один из видов

художественно – эстетического воспитания дошкольников

Дошкольный возраст – важный период, в котором закладываются основные черты и способности личности. Ребёнок восприимчив к предметам и явлениям окружающего мира во всём их многообразии и полноте. Художественно-эстетическое воспитание помогает воздействовать на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Яркие впечатления дошкольного детства сильны и остаются в памяти надолго, иногда на всю жизнь.

Игра – естественный для ребенка вид деятельности. Среди многочисленных игр особенной любовью детей пользуется игра в «театр», драматизации, в основу которых положены сюжеты хорошо известных сказок, рассказов. Зрелищность театрализованных игр вызывает у детей радость, а сказочность усиливает привлекательность.

Значение театрализованной игры для развития личности дошкольника трудно переоценить. В процессе создания и воплощения художественного образа ребенок осваивает и осмысляет окружающую действительность, творит, открывая что-то новое в себе и для себя, учится взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, работать в коллективе.

Театрализованная игра способствует социально – нравственному и эмоциональному развитию дошкольника, развитию его познавательной активности, творческих способностей и воображения. Ребенок учится понимать смысл человеческих отношений, формируется эмоциональный контроль таких чувств, как сочувствие, сопереживание. В тесной связи с развитием творческих способностей у детей развивается речь и остальные психические процессы: восприятие, мышление, память, внимание и др.

        Театрализованная деятельность является наиболее эффективным способом эмоционального расслабления и раскрепощения детей с ОВЗ – игры, развитие их фантазии и воображения. В ходе неё дети примеряют на себя роли, другой жизненный опыт, черпают и проявляют не свойственные им в обычной жизни эмоции. При этом они успешно используют подражание, игру, диалоги и монологи.

         Для успешной работы необходима специально организованная предметно-пространственная развивающая среда. В нашей группе создан уголок театрализованной деятельности, где размещены разнообразные виды театра, с тем чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру. Это куклы бибабо, театр игрушек, пальчиковый театр, театр на песке, теневой, картонажный, магнитный театры, театр на коврографе. Дети очень любят переодеваться, создавая какой-либо образ. С этой целью создана костюмерная, где находятся костюмы и маски разных героев сказок. А также изготовили чемодан со сказками, с помощью которого дети рассказывают, как известные сказки, так и придумывают свои.

Периодически уголок пополняется новыми атрибутами, пособиями в соответствии с возрастными особенностями детей.

        В настоящее время, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей (вторая младшая группа), нами был подобран театральный репертуар. На данный момент он включает в себя: потешки «Кисонька-мурысонька», «Пошёл котик на торжок», «Пастушок» такие сказки как «Теремок», «Заячья избушка», «Курочка Ряба», «Репка», «Волк и семеро козлят».

        Разыгрывая потешки «Кисонька-мурысонька», «Пошёл котик на торжок», ребёнок учиться делиться с ближним, не жадничать.  Обыгрывая потешку «Пастушок», малыш не только познает окружающий мир (пастух, домашние животные), но и отрабатывает звукопроизношение (Коровушки «Му-му-му», овечки «Бе-бе»…).

        На каждом этапе, работая над инсценировкой, решаются сразу несколько воспитательных и образовательных задач. Например, при знакомстве со сказкой, на этапе её прочтения, мы знакомим воспитанников с героями, образом их жизни, то есть расширяем знания ребят об окружающем мире. Вместе с детьми определяем характер героев («жадный – добрый», «трусливый – храбрый») и устанавливаем правила общения. Учим малышей передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции. В результате у детей возникают симпатии в виде улыбки (особенно у ребят с ОВЗ) по отношению к хорошему, доброму герою (к Курочке, героям сказки «Теремок» и т.д.), жалость и сострадание - к беззащитному Зайке; осуждение - по отношению к хитрой Лисе, злому Волку. Игровая обстановка создает для детей психологическую защиту и комфорт, а сама театральная деятельность помогает маленькому человеку более успешно и спокойно преодолеть свои личностные проблемы.        

        Малыш не говорит, но пассивный словарь развит, с удовольствием разыгрывает сказку «Репка» с помощью театра игрушек. Педагог рассказывает сказку, а ребёнок, используя игрушки, выполняет действия. Так же любит играть с разными видами театра в самостоятельной деятельности, подражая игре взрослого.

        Несомненно, что игры-драматизации, театрализованные игры делают процесс художественно-эстетического воспитания не только познавательным, но и более интересным, эмоциональным, что даёт возможность педагогу формировать нравственный мир детей (в том числе «особенных» ребят), развивать их художественно-эстетический вкус, творческие и музыкальные способности.

        Таким образом, театрализованные игры и инсценировки позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие поступки. Дети становятся более раскрепощенными, общительными. Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Они учатся грамотно строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. 

Создавая условия для развития творческой активности, у детей формируется устойчивый интерес к театральному искусству, а также культура поведения в театре и в жизни, любовь к фольклору. Дети учатся видеть прекрасное в окружающем; у них воспитываются нравственно-этические качества, доброжелательность, умение общаться со взрослыми и сверстниками, ответственность друг за друга. Театрализованная игра выступает методом обучения творческому мышлению и культуре общения.

Источники:

1.Власенко О.П., Ребёнок в мире сказок: музыкально-театрализованные спектакли, инсценировки, игры для детей 4-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2009 - 411с.

2. Короткова Н. А., Михайленко Н. Я., Как играть с ребёнком: Линка-Пресс,

2015 – С. 215.

3. Зубкова Марина Владимировна «Актуальность, цель и задачи театрализованной деятельности в дошкольном образовании» [Электронный ресурс] //Prodlenka: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/142086-aktualnost-cel-i-zadachi-teatralizovannoj-dej

4.Тухватуллина Зилия Гайнелгилемовна «Театр для детей с ОВЗ» [Электронный ресурс] // Мультиурок. – URL: https://multiurok.ru/files/tieatr-dlia-dietiei-s-ovz.html.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в средней группе «Эстетическое воспитания дошкольников средствами театрализованной деятельности»

Данный конспект родительского сабрание, паможет воспитателям организавать тесную взаимосвязь с родителями....

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников через музыкально-театрализованную деятельность

«Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, уп...

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ  ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ...

Презентация "Театрализованная деятельность, как средство художественно- эстетического воспитания дошкольников"

Театрализованная деятельность ,одно из перспективных направлений развития современного дошкольного образования. Применение её в педагогическом процессе позволяет успешно решать многие воспитате...

Презентация "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников, в ходе реализации творческого проекта по театрализованной деятельности «Мир театра»".

С целью приобщения  детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности. Способствованию формирования  творческой личности; развития речи и  коммуникативные навыков у д...

Родительское собрание в средней группе на тему: «Эстетическое воспитания дошкольников средствами театрализованной деятельности»

Родительское собрание в средней группе на тему: «Эстетическое  воспитания дошкольников средствами театрализованной деятельности»...

Родительское собрание в подготовительной группе в нетрадиционной форме «Эстетическое воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности»

Родительское собрание в подготовительной группе  в нетрадиционной форме «Эстетическое  воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности»...