Статья «Условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста»
статья

Большакова Ирина Александровна

Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения). Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.81 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья «Условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста»

Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения). Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Основными задачами музыкального воспитания можно считать:

1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.

2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.

3. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.

4. Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.

5. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.

6. Развивать творческое отношение к музыке, прежде всего, в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок. Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать. Конечно, такие проявления более характерны для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

     Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др. В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.

     Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности - ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма - выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетельствует о музыкальности; у других позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкально-слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голоса, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства детей эта способность проявляется лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей, подчеркивает музыкант-психолог Б.М.Теплов, не является показателем слабости или тем более отсутствие способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

     Детский сад и семья два главных коллектива, ответственных за развитие и воспитание ребенка. В детском саду мы ежедневно занимаемся музыкальной деятельностью. Работаем над развитием музыкальных способностей, прививаем эстетический вкус. Музыкальное искусство имеет огромное значение в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании. Начинаем работать с детьми в возрасте от двух и провожаем их в школу. На этом этапе пути продолжительностью в пять лет ребята систематически, последовательно занимаются всеми видами музыкальной деятельности. Учим детей слушать, петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах.

     Прежде всего, слушая музыку, прививаем любовь к высокохудожественным произведениям музыки (образцы классической и народной музыки), приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания, следовательно словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музык, и т.о. у ребенка расширяется кругозор.

     В процессе разучивания, пения у детей развивается память, крепнут голосовые связки, умение правильно дышать. Идет постоянная работа над дикцией, ребенок учится правильно пропевать звуки, слова, предложения.

     В детском саду дети учатся выразительно, ритмично, красиво танцевать. Выражать в танце свои чувства и эмоции. Дети учатся приглашать на танец друг друга и провожать после танца. Танцевать очень полезно для здоровья, у ребенка развивается правильная осанка, в дальнейшем он будет чувствовать себя уверенно в любой ситуации. Мы видим в каждом ребенке таланты и способности, помогаем развивать их в дальнейшем.

     Музыкальные занятия с детьми всесторонне развивают и подготавливают их к обучению в школе. Для этого используются прогрессивные методы, которые позволяют развивать память, мышление и воображение с раннего возраста. Занятия музыкой влияют на интеллектуальное развитие, ускоряется рост клеток отвечающих за интеллект человека, влияет на эмоциональное самочувствие ребенка.

   Музыка – становится средством воспитания, когда оно осознанно воспринимается ребенком. Человек, которому в детстве распахнули окно в мир прекрасного, умеет полнее и радостнее воспринимать жизнь, видеть мир более многосторонне.

Каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет. Обучая музыке, мы воздействуем на общее развитие и духовный мир ребенка.

Родители также могут принять участие в музыкальном воспитании детей за пределами дошкольного учреждения.

Вы можете:

• Создать дома фонотеку записей классической, народной, современной детской музыки;

• Приобретать музыкальные игрушки (гармошки, дудки и др.) и изготовлять их самостоятельно;

• Поощрять любое проявление песенного и танцевального творчества ребенка, петь и танцевать вместе с ним;

• Если вы владеете игрой на каком – либо музыкальном инструменте, как можно чаще музицировать, аккомпанировать своему ребенку, когда он поет или танцует

• Искать музыку везде: дома, в лесу, на берегу реки и моря, в городе.

• Посещать со своим ребенком музыкальные концерты, театры.

Все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как именно от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Музыка детства – хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь. Подружите с ней своего ребенка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста»

Мое призвание – музыкальный руководитель, и я  существуют не для того, чтобы дрессировать детей для выступления на фестивалях или концертах перед взрослыми! У меня другая цель: ДОСТАВЛЯТЬ МУЗЫКАЛ...

«Педагогические условия формирования основ правовой культуры детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО».

1.  Правовое воспитание дошкольников   2 Правовое воспитание в условиях ДОУ   3. Особенности формирования представлений о правах человека у детей старшего дошкольного возраста...

Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста через игры и занятия краеведческй направленности

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в использование игр и      занятий краеведческой направленности, которые значительно повысят уровень сформированности эколог...

Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста

В процессе решения задач по экологическому воспитанию можно воспитать экологически грамотного человека, способного любить, ценить и рационально использовать природное богатство....

Формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста через обучение игре на детских музыкальных инструментах

В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы, учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности.Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деяте...

ФОРИРОВАНИЕ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (Консультация для родителей)

В консультации говорится о важности  формирования музыкального вкуса, подлинных эстетических ценностей в раннем и дошкольном детстве....

Индивидуальный план профессионального развития педагога Тема: «Творчество в музыкально-ритмических движениях как средство формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста»

Одним из видов музыкальной деятельности, которая в большей степени способствуетразвитию творчества, является музыкальное движение. Это наиболее продуктивный вид деятельности с точки зрения форми...