Особенности организации взаимодействия родителей и специалистов в МБДОУ №18
материал
Особенности организации взаимодействия родителей и специалистов в МБДОУ №18 (коррекционного сада для детей с ОВЗ г. Майкопа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности организации взаимодействия родителей и специалистов в МБДОУ №18
Семья ближайшее и первое социальное окружение, с которым сталкивается ребенок. Если рождение здорового ребенка приносит в жизнь семьи новые положительные переживания чувства радости, гордости, нежности, то рождение ребенка с особенностями развития расценивается как жизненная катастрофа.
Рождение ребенка с особенностями развития действует на разных родителей неодинаково, но в большинстве своем проявляется, как сильнейший психологический стресс.
Выделяют четыре фазы развития данного стрессового состояния:
1. «Шок». Характеризуется состоянием растерянности родителей, возникновением чувства собственной неполноценности, беспомощности, страха, агрессии и отрицания. Члены семьи ищут «виновного». Иногда агрессия обращается на новорожденного, мать испытывает к нему негативные чувства, видя, что он не такой, как другие дети. Мать также может чувствовать себя виноватой за рождение ребенка с ОВЗ.
2. Развитие неадекватного отношения к дефекту. Характеризуется негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, что является своеобразной защитной реакцией родителей ребенка.
3. «Частичное осознание дефекта ребенка». Возникает чувство хронической печали и скорби по желанному здоровому ребенку. Родители начинают понимать, что они ответственны за ребенка, но чувствуют себя беспомощными в вопросах воспитания и ухода. Начинается поиск советов у специалистов.
4. «Развитие социально-психологической адаптации всех членов семьи». Родители смиряются с произошедшим, принимают ситуацию и начинают жить с учетом того, что в семье есть ребенок с ОВЗ.
Однако до четвертой фазы, несущей позитивный заряд в последующем развитии семьи, доходят далеко не все семьи детей с ОВЗ. Существует множество семей, которые так и не достигают стабилизации. На семью с ребенком с ОВЗ наваливаются медицинские, экономические и социально-психологические проблемы, которые приводят к ухудшению качества жизни, возникновению семейных и личных проблем. Не выдержав трудностей, родители могут самоизолироваться, они отгораживаются от близких, друзей и знакомых, предпочитая переносить свое горе в одиночку.
В этом случае должна быть помощь со стороны родственников и друзей. Но часто родственники и знакомые, узнав о болезни ребенка, также испытывают психологический стресс. Часть из них начинает избегать встреч с родителями ребенка с ОВЗ. Причины такого избегания коренятся как в боязни собственных чувств и эмоции, так и в боязни чувств родителей данного ребенка. Не зная, как помочь и боясь быть бестактными, родственники и знакомые порой предпочитают отмалчиваться, делать вид, что они не замечают сложившейся ситуации. Все это только усугубляет тяжелое положение родителей данного ребенка.
Другие дети, если они есть в семье, оказываются лишенными внимания. Кроме того, часто родители ребенка с ОВЗ из страха, что несчастье может повториться, накладывают внутренний запрет на репродуктивную функцию.
Многие родители надеются на чудесное исцеление ребенка и ищут все новых врачей или какую-то особенную, самую лучшую, больницу. В таких семьях не формируются правильные представления о положении ребенка, возможностях его лечения и развития. Родители не могут прийти к адекватному осознанию сложившейся ситуации. Они часто выбирают две крайности. Одни решают всю жизнь без остатка посвятить служению ребенку, кому-то свойственно постоянно перекладывать вину и ответственность на других — и для этого они преследуют и постоянно уличают в ошибках и невнимательности врачей, педагогов. Некоторые родители делают и то и другое.
Такие семьи более других подвержены конфликтам и распаду. В них деформируются сложившийся стиль внутрисемейных отношений; система отношений с окружающим миром; особенности миропонимания и жизненных ориентаций каждого из родителей.
Жизненные ориентации деформируются по-разному у матерей и отцов. Матери находятся с детьми постоянно. Ребенок с ОВЗ требует от матери гораздо больше затрат времени и энергии, чем обычный ребенок, он связывает мать по рукам и ногам. Матери часто жалуются на обилие повседневных забот, связанных с ребенком, что ведет к повышенной физической и моральной нагрузке, подтачивает их силы и вызывает запредельное утомление. Часто для таких матерей свойственны снижение психического тонуса и заниженная самооценка. Они утрачивают радость жизни, отказываются от дальнейшей профессиональной карьеры. Жизненные обстоятельства переживаются как чувство невозможности реализации собственных жизненных планов, как потеря интереса к себе как к женщине и личности.
У отцов детей с ОВЗ зачастую наблюдается другая тенденция: отец не принимает ребенка с нарушениями по состоянию здоровья и постепенно отдаляется от семьи. Он холодно относится к ребенку, отказывая ему в любви и поддержке.
Подобное отношение к ребенку со стороны отца травмирует мать ребенка, понижает ее самооценку, способствует формированию невротичных черт личности и психосоматических заболеваний. Статус супруга в сознании матери снижается. Неприятие отцом ребенка становится причиной отчуждения жены от мужа. Женщина стремится восполнить своим материнским теплом отсутствие любви и заботы со стороны отца. Посвящая свою жизнь ребенку, она постепенно отдаляется от супруга, что приводит к разрыву супружеских взаимоотношений и разводу.
Развод родителей является достаточно частым и печальным следствием появления в семье ребенка с ОВЗ. Появление ребенка с ОВЗ не всегда является прямой и единственной причиной развода. Чаще всего родители детей с ОВЗ, объясняя причину развода, ссылаются на испортившийся характер супруги (или супруга), на отсутствие взаимопонимания, частые ссоры и, как следствие, возникшее охлаждение чувств.
Выделяют несколько схем поведения родителей на появление ребенка, имеющего тот или иной дефект:
· Принятие ребенка и его дефекта — родители принимают дефект, адекватно его оценивают и проявляют по отношению к ребенку настоящую преданность, У родителей не проявляются видимые чувства вины или неприязни к ребенку.
· Реакция отрицания — отрицается, что ребенок страдает дефектом, родители не принимают и не признают для своего ребенка никаких ограничении и настаивают на высокой успешности его деятельности.
· Реакция чрезмерной защиты, протекции, опеки, охранительства —родители испытывают чувство жалости и сочувствия, что проявляется в заботе, гипперопеке, защите и чрезмерной любви. Стараются все сделать за ребенка, в результате он может остаться на всю жизнь на инфантильном уровне.
· Скрытое отречение, отвержение ребенка — дефект считается позором. Родители скрывают свое отрицательное отношение и отвращение за чрезмерно заботливым и предупредительным воспитанием.
· Открытое отречение, отвержение ребенка — родители полностью осознают свои враждебные чувства, ребенок принимается с отвращением. Родители обвиняют общество, врачей, учителей в неадекватном отношении к ребенку и его дефекту.
Психологические особенности родителей детей с ОВЗ различаются также в соответствии с тем, к какой категории ОВЗ относятся их дети.
В качестве психотравмирующего фактора, определяющего личностные особенности родителей детей с ОВЗ, выступает комплекс психических, сенсорных, речевых, двигательных и эмоционально-личностных расстройств, характеризующих ту или иную категорию детей с ОВЗ. Выраженность нарушений, их стойкость, длительность и необратимость также в значительной мере влияют на глубину переживаний родителей и их личностную деформацию.
В значительной мере на психологические особенности родителей влияет наличие или отсутствие внешней выраженности нарушения здоровья у их ребенка. Можно говорить о двух больших группах родителей.
Дети родителей первой группы имеют внешне незаметные нарушения здоровья (например, соматические заболевания, болезни суставов), хорошо адаптируются к обучению в образовательном учреждении, имеют хорошую успеваемость по предметам и включены в общение со здоровыми сверстниками.
Дети родителей второй группы имеют внешне выраженные нарушения — это, например, опорно-двигательные нарушения, умственная недостаточность. Такие дети адаптацию к учебе проходят достаточно тяжело, их успеваемость по предметам часто низкая, а общение со сверстниками ограниченно.
Исследования показывают, что наиболее травмирующими психику родителей являются внешне выраженные нарушения.
Таким образом, мы понимаем, что родители, придя в наш сад, прожили не малое количество стрессов, связанных со своим родительством. И обычных форм работ, применяемых при взаимодействии с родителями нормотипичных детей недостаточно. поэтому в нашем саду появилась Родительская гостиная «Семейные ценности».
Традиционно психологическая помощь семье оказывается в рамках индивидуальной психологической консультации. Однако в последнее время групповые методы работы с семьей завоевывают все более актуальны.
Групповые эффекты дают возможность снять ощущение единственности и уникальности собственных трудностей. Позволяют получить обратную связь, взглянуть на свою семью с иной точки зрения.
Цель работы гостиной – установление сотрудничества детского сада и семьи в вопросах преемственности воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ, взаимного обмена опытом, знаниями по проблемам развития и воспитания детей, а также создания системы психолого-педагогического сопровождения родителей в процессе образования ребенка в период дошкольного детства.
Задачи:
- Повысить педагогическую культуру родителей в вопросах развития и
воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ;
- Обеспечить информацией, необходимой для того, чтобы разделять
собственные желания и эмоции с желаниями и эмоциями ребенка;
- Помощь родителям в осознании и преодолении личностных
деформаций;
- Научить участников новым способам взаимодействия с ребёнком и
формировании навыка эффективного общения с ним.
Формы организации работы Родительской гостиной «Семейные ценности» разнообразны:
- круглый стол;
- психологические тренинги;
- мастер-классы;
- практикумы;
- решение педагогических ситуаций;
- обсуждение и распространение опыта семейного воспитания.
Более подробно о работе Родительской гостиной можно посмотреть на нашем официальном сайте.
С 2010 года в МБДОУ №18 открыт консультационный пункт – Лекотека. Его посещают особые дети, те, для кого по разным причинам невозможно посещение массовых групп в детском саду со стандартными программами обучения, и которые на данный момент не могут быть зачислены в наш детский сад. основные задачи его работы:
- психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями;
- достижение максимально возможной социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;
- содействие в развитии игровой, продуктивной, познавательной деятельности.
- оказание психолого-педагогического сопровождения родителям. Сопровождение родителей включает в себя:
- информационную поддержку, (об особенностях развития ребенка, о приемах и методах педагогической помощи детям);
- индивидуальные консультации родителей с сотрудниками Лекотеки, цель которых гармонизация детско-родительских отношений;
- участие в групповых встречах родительской гостиной.
Информацию о деятельности Лекотеки также можно найти на сайте сада.
И еще об одной особенности организации взаимодействия специалистов с родителями хочется рассказать и показать. Это видео занятий для родителей. Они решают несколько задач:
- Повышение активности и ответственности семей воспитанников и привлечение их к сотрудничеству в вопросах развития детей.
- Содействие созданию условий для развития ребёнка. Видеозарисовки помогают наглядно показать как закреплять полученные в саду знания и навыки.
- Видеоконсультирование. К необходимой информации родители могут обратиться в любое удобное для них время, их всегда можно поставить на паузу и позже продолжить просмотр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации взаимодействия детского сада и семьи в рамках перехода на федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
В статье раскрываются формы работы с родителями в рамках перехода на ФГТ....

Консультация для родителей "Особенности организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в условиях в ведения стандарта."
Цель, принципы, условия, этапы необходимые для реализации доверительного взаимодействия ДОУ с семьей....

Особенности организации календарно – тематического планирования в МБДОУ. Документация воспитателя
Вопросы планирования воспитательной работы всё чаще рассматриваются на всех педагогических совещаниях, семинарах и конференциях. Министерство образования и науки посчитало необходимым разработать и ут...

«Организация взаимодействия с семьями воспитанников МБДОУ ЦРР –д/с №105 «Умка» ГО «город Якутск»
В статье описывается опыт работы по вопросам организации взаимодействия с семьями воспитанников...

Особенности организации взаимодействия с родителями в современных условиях
Особенности организации взаимодействия с родителями...

«Организация взаимодействия с семьями воспитанников МБДОУ ЦРР –д/с №105 «Умка» ГО «город Якутск»
В статье описывется организационно-методическое сопровождение взаоимодействия с семьями воспитанников ДОУ...

Особенности организации взаимодействия педагога с родителями, представителями общественности в целях создания благоприятной образовательной среды
Как создать благоприятные условия для работы с детьми и родителями...