Дополнительная общеобразовательная программа «Хлопотушки-говорушки» на 2022-2023г (для дошкольников 2-3 лет)
рабочая программа (младшая группа)

Саломатина Людмила Михайловна

Образовательная область «Речевое развитие»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dop_hlopotushki-govorushki_2022-2023.doc179 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение детский сад «Планета детства»

Рекомендована  к  утверждению                                               Утверждаю

педагогическим советом                                                             И.о.заведующего МАДОУ

Протокол № 1                                                                               д/с «Планета детства»

от «31» августа  2022г.                                                                 ______Е.В. Шепенева

                                                                                       Приказ № 121/од

                                                                                                        «15» августа 2022г.

Дополнительная общеобразовательная  программа

 «Хлопотушки-говорушки» на 2022-2023г

(для дошкольников 2-3 лет)

срок реализации 1 год

Образовательная область «Речевое развитие»

Составитель:  воспитатель

Саломатина Людмила Михайловна

Тамбовский район

р.п. Новая Ляда , 2022 год

Содержание:

I. Пояснительная записка ________________________________ стр. 3

II.Учебно-тематический план _______________________________  стр. 8

III.Содержание программы ________________________________    стр. 8

IV. Коррекционно- образовательная деятельность ___________стр.14-15

V.Перспективный план по взаимодействию  с  родителями  _____стр. 15

VI.Методическое обеспечение программы  ____________________стр. 16

VII.Список литературы__________________________________стр. 16

  1. Пояснительная записка

          Возраст от 2 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (потешки, колыбельные песни, считалки, сказки, загадки) и пальчиковые игры. Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как оно расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие движения. Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревании речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно. Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. Недаром из поколения в поколение передаются забавные народные потешки, сказки, пальчиковые игры, игры «Расскажи стихи руками», пальчиковый театр. Исходя из этого, я выбрала тему моего кружка: «Использование народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» под названием «Хлопотушки - говорушки».

Программа предназначена для работы с детьми от 2 до 3 лет; она обеспечивает целостность педагогического процесса на протяжении всего учебного года. Методика дается в определенной системе, учитывающей возрастные особенности детей и дидактические принципы развивающего обучения.

Направленность программы:

  • по содержанию – речевое
  • по функциональному предназначению – дополнительное образование
  • по форме организации – кружковая

Программа разработана с учётом новых требований к организации воспитательно-образовательного процесса, которые отражены в нормативных документах:

- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об образовании в Российской Федерации";

- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28, зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573)

- СП1.2.36.85-21 «Гигиенические нормативы  и требования  к обеспечению безопасности  и (или) безвредности для человека факторов среды обитания(Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2, зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 N 62296)

- Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155 г. Москва « Об утверждении ФГОС дошкольного образования» зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013г. №30384 регистрационный № 22303 от 14 ноября 2011 г. Министерства юстиции РФ).

- Постановлением Правительства Российской Федерации № 706 от 15 августа 2013 г. «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»

- Устав МАДОУ  « Детский сад «Планета детства»

  Новизна дополнительной образовательной программы состоит в том, что каждое занятие проводится в виде игр, что не утомляет детей и способствует лучшему запоминанию действий. При подборе игр учитывается то, что игра не должна быть не слишком трудной, но и не слишком легкой, - только в этом случае игра приносит детям пользу и радость.        Также в программу включены упражнения логоритмики по системе Железновой. Логоритмика – эффективное средство для нормализации речи и общего развития детей дошкольного возраста, которое будет полезно любому малышу. 

Актуальность данной программы обусловлена более ранним началом систематического обучения, и заключается в том, что  развитие мелкой моторики, ручной умелости способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.

     Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что в ней основным инструментом является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям раннего возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.

   «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Отличительной чертой данной программы является связь с физическим и речевым развитием. Совокупность, вариативность педагогической технологии обеспечит интеллектуальное, личностное развитие ребенка.

Цель программы - способствование накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи; гармоничное развитие ребенка раннего возраста.

Задачи:

Воспитательные:

1.Воспитывать любовь и эмоциональное отношение к героям потешек. 2.Воспитывать любовь ко всему живому.

Развивающие:

1.Развивать мелкую моторику, воображение, мышление, память.

2.Развивать интерес к народному творчеству.

3.Развивать чувство ритма, образное мышление детей.

4.Развивать внимание, зрительное восприятие.

5.Развивать согласованность движений обеих рук.

Образовательные:

1.Знакомить детей с устным народным творчеством, русским фольклором. 2.Обогащать, активизировать речь детей.

3.Учить обсуждать содержание потешки, текста пальчиковой игры. 4.Побуждать к активности в выборе роли, к вхождению в роль.

5.Закреплять умение согласовывать движение рук с текстом потешки. 6.Учить подражать движениям взрослых.

Коррекционные:

Создать условия для пополнения словарного запаса, а также        успешной социализации дошкольников.

Характеристика возрастных особенностей детей 2-3 лет

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

В ходе совместной с взрослыми в предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре с взрослым используют практически все части речи. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями.

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Режим реализации программы:

Возрастная группа

Количество ООД

Длитель-

ность ООД

Форма организа-ции

Срок реализации

Наполняемость групп

в год

в месяц

в неделю

Для 2- 3 года

36

4

1

8-9 мин

групповая

1 год

10-15чел.

   Состав кружка «Хлопотушки-говорушки» формируется с учётом желаний детей и наполняемостью группы на занятиях.

Формы реализации программы:

- групповая и индивидуальная работа с детьми

- консультации для родителей

Методы  и приемы реализации программы:

1.Словесный (беседа, разучивание потешек, стихов, загадок, русских народных песен, тексты пальчиковых игр)

2. Наглядный - показ действий

3. Действия руками ребёнка

4. Самостоятельные действия ребёнка

Способы  и средства реализации программы:

- пальчиковые игры

-  дыхательные и артикуляционные упражнения

- дидактические игры и игры со словом

- массаж кистей рук

Целевые ориентиры освоения программы:

      Главным результатом реализации программы является научить детей упражнениям пальчиковой гимнастики (работа каждым пальчикомработа пальчиком правой и левой руки с мелкими деталями). Развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно–двигательную координацию движений, умение соотносить предметы в пространстве. Развивать у детей умение учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельности: пальчиковых играх с предметами, лепке.

К концу курса  дети должны знать и уметь: 

  • самостоятельно  или с помощью взрослого выполняет различные движения пальцами, руками;
  • слушает и выполняет инструкцию взрослого;
  • имеет представление о частях своей руки (рука, кисть, ладошка, пальцы), знает названия пальцев рук;
  • сочетает пальцевые упражнения с речевым сопровождением;
  • соблюдает приемы и правила работы с пластилином, карандашом, мелкими игрушками;
  • концентрирует внимание на одном виде деятельности.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов:

  Мониторинг детского развития проводится два раза в год:  в начале года - вводный, в конце года - итоговый. Все результаты обследования заносятся в таблицу.


п/п

Фамилия и имя ребенка

Количественная оценка в баллах

Пальчиковые игры

Двигательно-речевые игры

 Игры с предметами

Критерии:

-1балл -  низкий уровень

-2балла -  средний уровень

-3балла – высокий уровень

II.Учебно - тематический план

Название раздела

Общее количество часов

1.

«Пальчиковый игротренинг»

16

2.

«Двигательно-речевые игры»

7

3.

«Игры с предметами»

9

4.

Резерв

4

Итого:

                                36

III.Содержание программы:

Раздел 1. «Пальчиковый игротренинг»

В разделе  «Пальчиковый игротренинг» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают ловкость, подвижность. На пальцах и ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.

Раздел 2. «Двигательно-речевые игры»

Двигательные упражнения, игры в сочетании со стихотворным текстом являются
мощным средством воспитания правильной речи. Чем выше двигательная
активность, тем выше развивается его речь.

Раздел 3. «Игры с предметами» 

В разделе «Игры с предметами»  у детей  совершенствуются двигательные навык , развивается моторная координация и оптико-пространственные представления, используются предметы различные по размеру, материалу.

Раздел 4. Резерв

Календарно - тематическое планирование

Дата

Раздел

Программные задачи

Формы ООД

Формы подведения итогов

Месяц

Неделя

Тема ООД

Сентябрь

1

Раздел №1.

«Пальчиковый игротренинг»

  1. Пальчиковая гимнастика

«Дружат пальчики».

Развивать мелкую

моторику пальцев,

тактильную

чувствительность.

групповая

Упражнения с элементами логоритмики «Ветер и деревья»

2

2. Пальчиковая игра «Моя семья»

 Развивать уровень мелкой

моторики и тактильной

чувствительности.

3

3. Потешка «Варись-варись, кашка» 

Пальчиковая гимнастика «Капуста».

Развивать мелкую

моторику пальцев,

тактильную

чувствительность.

4

 4. Гимнастика

«Мы осенние листочки».

Песенка-закличка «Осень, осень, в гости просим»

Развивать умения производить действия пальцами (поочередно загибать пальцы правой и левой руки) в соответствии с текстом потешки

Октябрь

1

5. Игра «Этот пальчик… »

Обучать ребенка точным движениям пальцев правой и левой руки. Развивать умение загибать пальчики в порядке очередности, начиная с мизинца, договаривать выделенное слово

групповая

Упражнения с элементами логоритмики «Эти алые цветочки»

2

6. Игра «Дружат наши дети…»

Развивать умения координировать движения пальцев правой и левой руки, загибать пальцы в порядке очередности на правой, а затем на левой руке

3

7. Игра «Улитка, улитка…»

Развивать умения координировать движения пальцев правой и левой руки (поочередно загибать пальчики); выполнять движения в соответствии с текстом

4

8.  Потешка «Сидит белка на тележке»

Развивать мелкую

моторику пальцев,

тактильную

чувствительность.

Ноябрь

1

9. Потешка «Ты, мороз, мороз, мороз»

Пальчиковая игра «Варежка»

Развивать умения производить действия пальцами (поочередно загибать пальцы правой и левой руки) в соответствии с текстом потешки.

2

10. Пальчиковая игра «1,2,3,4 мы с тобой снежок лепили»

Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

3

11. Пальчиковая игра «Снегири»

Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

4

12.Пальчиковая игра «Ёлочка»

Развивать моторику пальцев.

Декабрь

1

13. Пальчиковая игра «Моя семья»

Развивать мелкую моторику рук; учить выполнять движения в соответствии с текстом.

групповая

Подвижные игры с элементами логоритмики

2

14. Игра «Пальчики здороваются»

Формировать умение соединять поочередно пальцы правой и левой руки, при этом проговаривать слова потешки

3

15. Пальчиковая игра «Мы делили апельсин»

Развивать мелкую моторику рук; учить выполнять движения в соответствии с текстом.

4

16. Пальчиковая игра «Встали пальчики»

Развивать моторику пальцев.

Январь

1

Раздел №2

«Двигательно-речевые игры»

17. Игра «Вот поезд наш едет»

Формировать умение выполнять движения пальцами  и руками в разном темпе

групповая

Зайчишка -трусишка.

Русская народная потешка.

Познакомить детей с управле нием перчаточными куклами. Побуждать принимать участие в игре со стихотворным сопровождением

2

18. Потешка «Зайка серенький сидит»

Развивать умение производить движения руками в соответствии с текстом стихотворения, развивать слуховое внимание

3

 19. Игра «Курочка-рябушечка»

Формировать умение выполнять движения пальцами  и руками в разном темпе

4

20. Логоритмика по системе Железновой: «Прогулка в лесу»

Развивать умение производить движения руками в соответствии с текстом стихотворения, развивать слуховое внимание

Февраль

1

21. Логоритмика по системе Железновой: «Птенцы в гнезде»

Развивать умение производить движения  в соответствии с текстом стихотворения, развивать слуховое внимание

групповая

Открытый просмотр

игры

2

22. Логоритмика по системе Железновой: «Гуляем под дождем»

Развивать умение производить движения руками в соответствии с текстом стихотворения, развивать слуховое внимание

3

23. Логоритмика по системе Железновой: «Маленькие лягушки»

Развивать умение производить движения руками в соответствии с текстом стихотворения, развивать слуховое внимание

4

Раздел №3

«Игры с предметами»

24.Массаж пальчиков карандашами «Дровишки» – катание карандаша между ладошками по всей длине пальчиков

Развивать мелкую моторику пальцев.

Март

1

 25. Игра с предметами «Волшебные бусинки»

Учить детей выполнять простые действия с предметами, обогащать их сенсорный опыт.

Развивать координацию движений рук под зрительным и осязательным контролем

групповая

Разучивание заклички «Весна, весна красна»

2

26. Игра с предметами «Кати мяч»

Учить выполнять простейшие действия с предметом, развивать слуховое внимание, координацию движений рук

3

27. Нанизывание пуговиц, бусин  (чередование: маленькая, большая)

Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координацией движений.

4

 28. Игра  с предметом «Нанизывание колец на стержень»

Развивать умение производить движения руками умение сосредоточенно играть одной игрушкой, понимать слова «надень», «сними», «кольцо».

Апрель

1

29. Игра с предметом «Спрячь и достань игрушку»

Продолжать знакомить детей с игрушками и их свойствами; развивать мелкую моторику, координацию движений рук

групповая

   

Подвижная игра

«Вороны»

2

30. Игра с предметами «Одуванчик»

Упражнять детей в практическом действии с прищепками, развивать мелкую моторику пальцев рук

3

31. Игра «Крышка»

Оборудование: Баночки с крышками разного размера.

Развить мышление, мелкую моторику рук, зрительное восприятие и глазомер ребенка.

4

32. Игра «Учимся пересыпать»

Развить мышление, мелкую моторику рук, внимание и координацию движений ребенка.

Май

1

33. Пальчиковая игра «Качели»

Формировать умение выполнять движения пальцами  и руками в разном темпе

групповая

Показ   пальчиковой гимнастики

2

34. Игра с предметом «Спрячь и достань игрушку»

Продолжать знакомить детей с игрушками и их свойствами; развивать мелкую моторику, координацию движений рук

3

35. Игра с предметом «Плыви, кораблик»

Закреплять у детей навык работы с предметом, познакомить с водой, учить совершать определенные действия.

4

36. Игра «Солнце светит ярко, ярко» выложить из спичек солнечные лучи вокруг желтого кружка.

Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию.

IV.Коррекционно- образовательная деятельность

       Воспитанники с ОВЗ  принимают  участие в совместных мероприятиях, в театрализованной деятельности, в проведении совместных спортивных и традиционных праздников в ДОУ при обязательной предварительной работе воспитателей и всех специалистов детского сада, родителей, их взаимодействии, что может давать положительную динамику развития детей.

Отдельный большой и важный вопрос – взаимодействие с родителями. Основные навыки социального поведения дети получают в семье. И ни для кого не секрет, что родители детей с ограниченными возможностями здоровья – одна из самых сложных категорий родителей, что, несомненно, накладывает отпечаток на формирование личностных качеств детей. Некоторые родители не принимают своего ребенка, не могут или не хотят признать его особенность, научиться с этим жить. Другие воспринимают дефект ребенка как некую кару, видят свое предназначение в служении ему, что приводит к гиперопеке, не позволяет ребенку становиться самостоятельным, сильным, он надолго остается зависимым, у него не развиваются стойкость, характер, уверенность в себе. Постоянная работа с родителями, вовлечение их в проектную деятельность, совместные события позволяют родителям иначе взглянуть на своего ребенка, наладить взаимодействие, выработать пути совместной работы, направленной на социализацию и коррекцию детей с ограниченными возможностями в развитии.

Детский сад становится социальным центром помощи семье в воспитании ребенка дошкольного возраста с ОВЗ.

Социализированость ребенка, как результат усилий семьи и педагогов, возможна только при учете всех факторов, влияющих на социальное развитие ребенка. Дети в дальнейшем успешно адаптируются при поступлении в образовательные учреждения.

Приемы и методы развития речи детей 2- 3 лет  с ОВЗ:

1. Метод мозгового штурма

Задачи:

-развивать коммуникативные способности детей: умение вести спор, слышать друг друга, -высказывать свою точку зрения, не боясь критики, тактично оценивать мнения других, -отвечать на вопросы педагога и т. п.

-развивать у детей способность к анализу

-стимулировать творческую активность в поиске решения проблемы.

формировать умение давать большое количество идей в рамках заданной темы.

2. Метод системного анализа

Цель данного метода – сформировать у детей умение анализировать, обобщать и систематизировать.

Метод системного анализа позволяет:

-знакомить с частями предмета;

-рассмотреть предмет в динамике;

-увидеть предмет одновременно в функциональном, временном и структурном аспекте.

3. Метод фокальных объектов

Данный метод позволяет совершенствовать объект, применяя на него свойства другого объекта.

Цель МФО – установление ассоциативных связей с различными случайными объектами. Главная задача – развитие фантазии и словотворчества у детей.

4. Метод синектики

Задачи:

-развивать умение рассматривать объекты и ситуации с различных точек зрения,

-менять точку зрения на обычные объекты с помощью заданных педагогом условий,

-воспитывать чувство сопереживания, взаимопонимания, толерантности.

5. Типовые приёмы фантазирования

Задачи:

-формировать диалектическое мышление

- развить конструктивные идеи ребенка, его фантазию, воображение, образного мышления

- изменять представления о некоторых особенностях предмета, снимать стереотипы сознания

- развивать речь и обогащать словарь

V.Перспективный план по взаимодействию с родителями

п/п

Мероприятия

Сроки

 1.

Консультации для родителей «Игры с потешками дома»»

сентябрь- октябрь

2.

Практикум для родителей по теме: «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»

ноябрь

3.

Изготовление буклета для родителей  «Веселые пальчики»

декабрь

4.

Консультация «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста «Пальчиковая гимнастика»

январь

 5.

Фотовыставка «Вот как мы умеем!»

         февраль

6.

Памятка «Несколько советов по развитию мелкой моторики рук дома»

март

7.

Консультация  «10 самых простых пальчиковых игр, которые развлекут ребенка в пробке или очереди»

апрель

8.

Показ   пальчиковой гимнастики

май

VI.Учебно-методическое обеспечение:

Для успешной реализации данной программы необходимо:

  1. Технические средства обучения:

-магнитофон, аудиозаписи «Детский фольклор»

-ширма картонная,

-доска магнитная,

-фланелеграф,  

  1. Учебно-наглядные пособия:

- игры на пальцах,

- из перчаток  

-театр масок

VII. Список  литературы:

1.«Пальчиковые игры для детей» - С. О. Ермакова., 2009 г.

2.«Забавы для малышей» - М. Ю. Картушина., Москва «Творческий центр», 2007 г.

3.«Озорные пальчики» - муз. занятие И. В. Бодраченко, журнал «Музыкальный руководитель» №8, 2007 г.

4.«Пальчиковые игры для малышей» - Д. А. Костраба, журнал «Музыкальный руководитель» №5, 2008 г.

5. «Методика развития речи детей»- Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохина, А.М. Бородич;

6. «Воспитание правильной речи»- В. Рождественская, Е. Радина;

7.  «Словесные игры в детском саду» - А.К. Бондаренко;

8. Сборник потешек «Прилетели гули» - составитель  К.М. Скопцов;

9. Сборник русских народных песен «Колокольчик нам поет» - составитель  Н. Френкель, В. Карасева;

10. «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников»

Е.А.Савельева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию воспитателя Дорониной Т.В. на тему: «Использование блоков Дьенеша как универсальной модели для формирования логического мышления у дошкольников» 2022-2023г.

МБДОУ « Филимоновский детский сад»План по самообразованию  воспитателя  Дорониной Т.В.на тему: «Использование блоков Дьенеша как универсальной модели для формирования логич...

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического развития дошкольников. СТАРШАЯ ГРУППА .2022-2023г.

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического развития дошкольников«Волшебный мир бумаги»...

Положение к конкурсу профессионального мастерства "Лучшая разработка ООД по речевому развитию дошкольников с использованием инновационных технологий 2022-2023г."

Положение к конкурсу профессионального мастерства"Лучшая разработка ООД по речевому развитию дошкольников с использованием инновационных технологий 2022-2023г." К нему разработаны подробные ...

Педагогический мониторинг освоения программы дополнительного образования «Домисолька» за 2022-2023г.

Педагогический мониторинг освоения программы дополнительного образования «Домисолька» за 2022-2023г....

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023г.

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования  по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юные исследователи» 2022-2023г.

Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению...