Консультация Методика применения танцевально-хореографических упражнений для формирования осанки детей дошкольного возраста
консультация
Консультация для воспитателей детского сада для применения в работе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_metodika_primeneniya_tantsevalno.docx | 18.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика применения танцевально-хореографических упражнений для формирования осанки детей дошкольного возраста
Сохранение и укрепление здоровья ребёнка является основой его полноценного развития. К сожалению, сегодня забота о здоровье дошкольников отходит на второй план в связи с тем, что происходит значительное увеличение интеллектуальной и психо-эмоциональной нагрузки дошкольников в учебно-воспитательном процессе.
Более 50% дошкольников имеют функциональные отклонения в состоянии организма, из них 30-40% детей — со стороны опорно-двигательного аппарата (плоскостопие, нарушение осанки, сколиоз
известно, насколько важна правильная осанка в жизнедеятельности дошкольника. Именно на данном возрастном этапе, когда происходит формирование опорно-двигательного аппарата, закладываются основы функциональных возможностей организма, актуальной является задача формирования правильной осанки, поиска эффективных средств и методов для её решения.
Традиционным средством формирования правильной осанки принято считать лечебную физическую культуру (ЛФК). Средства ЛФК, как и всё в медицине, многократно исследованы и признаны эффективными. В то же время необходимо подчеркнуть, что появление рекомендаций по коррекции осанки у дошкольников вышеуказанными средствами, не снижает остроты ситуации, так как на протяжении последних десятилетий наблюдается устойчивая тенденция увеличения числа детей, имеющими нарушения осанки.
Данные обстоятельства заставляют искать новые подходы и определять такие средства физического воспитания, которые, действуя на мотивационно-эмоциональную сферу, создают стойкий интерес у детей к двигательной деятельности и положительно влияют на формирование осанки. Целесообразно отнести танцевально-хореографические упражнения, которые не только развивают двигательную сферу, но и оказывают достаточно широкий спектр воздействия на личность ребёнка в целом.
С помощью таких упражнений решаются различные задачи физического воспитания: формирование культуры движений, развитие гибкости, совершенствование координации, укрепление «мышечного корсета», профилактика плоскостопия. Таким образом, танцевально-хореографические упражнения с успехом могут использоваться как средство физического воспитания дошкольников.
Необходимо отметить, что танцевально-хореографические упражнения исторически считаются эффективным средством формирования правильной осанки. Тем не менее, ряд вопросов остаётся открытым. В частности, не исследовано влияние танцевальных хореографических упражнений на опорно-двигательный аппарат дошкольника, не разработана методика применения танцевально-хореографических упражнений для формирования осанки у детей дошкольного возраста, отсутствует единая точка зрения на особенности преподавания танцевально-хореографических упражнений в дошкольном учреждении.
Таким образом, с одной стороны, назрела необходимость научного обоснования эффективности использования танцевально-хореографических упражнений для формирования правильной осанки у дошкольников, с другой стороны, отсутствуют разработки, в которых ведущим звеном является применение танцевально-хореографических упражнений, что и определяет актуальность нашего исследования.
Гипотеза исследования — предполагается, что применение специально подобранных танцевально-хореографических упражнений с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста позволяет повысить эффективность педагогических воздействий, направленных на формирование у них правильной осанки.
Объект исследования — формирование осанки детей дошкольного возраста.
Предмет исследования — танцевально-хореографические упражнения, обеспечивающие правильное формирование осанки у дошкольников 5-6 лет.
Цель исследования - разработка методики применения танцевально-хореографических упражнений для формирования осанки у дошкольников и оценка эффективности её использования в физкультурно-оздоровительной работе дошкольных учреждений.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему применения танцевально-хореографических упражнений для формирования осанки у дошкольников.
2. Определить танцевально-хореографические упражнения, соответствующие анатомо-физиологическим особенностям детей дошкольного возраста с учётом их влияния на формирование правильной осанки.
3. Разработать и экспериментально проверить методику применения танцевально-хореографических упражнений, направленных на формирование осанки у детей 5-6 лет.
Научная новизна:
- разработана методика с позиций влияния танцевально-хореографических упражнений на формирование правильной осанки и повышения мотивации к двигательной деятельности у дошкольников 5-6 лет;
- доказана целесообразность использования танцевально-хореографических упражнений для формирования осанки дошкольников;
- установлена динамика формирования правильной осанки у дошкольников при использовании танцевально-хореографических упражнений;
- определены особенности содержания занятий по хореографии и танцу для формирования правильной осанки и повышения интереса к физическим упражнениям;
- выявлено изменение отношения детей к различным видам занятий на основе метода эмоционально-цветовой аналогии с целью устранения психологического напряжения, негативных эмоций, застенчивости, страхов, влияющих на формирование правильной осанки.
Теоретическая значимость проведённого исследования заключается в том, что получены результаты, дополняющие систему знаний в области формирования правильной осанки у дошкольников при помощи танцевально-хореографических упражнений:
- дано теоретическое обоснование и определена целесообразность использования танцевально-хореографических упражнений не только для формирования осанки, но и для физического развития, становления форм и функций детского организма, и как следствие, формирование здоровья;
- на основе теоретического анализа выявлены наиболее значимые упражнения классического экзерсиса с учётом их влияния на формирование осанки дошкольников и обобщены методические приёмы обучения экзерсису на основе комплексного подхода в зависимости от индивидуальных анатомо-физиологических и психологических особенностей детей 5-6 лет, что позволяет расширить теоретическую базу подготовки специалистов по физической культуре дошкольников.
Теоретические результаты проведенного исследования обобщают и систематизируют знания о факторах, влияющих на формирование осанки, в частности, необходимость использования доступных и эмоционально-привлекательных средств и методов формирования правильной осанки у дошкольников с помощью танцевально-хореографических упражнений.
Научное обоснование реализуемой методики обеспечивает планомерность, целостность педагогического процесса, соответствие физических нагрузок анатомо-физиологическим и психологическим особенностям занимающихся.
Практическая значимость работы заключается в том, что:
- разработана и обоснована методика применения танцевально-хореографических упражнений, направленных на формирование осанки у дошкольников 5-6 лет;
- сформулированы методические рекомендации по применению и обучению танцевально-хореографическим упражнениям для детей
5-6 лет с целью формирования правильной осанки, что способствует реализации индивидуально-дифференцированного подхода с учётом состояния опорно-двигательного аппарата каждого занимающегося;
- конкретизированы элементы экзерсиса с учётом их влияния на формирование осанки дошкольников;
- обобщены методические приёмы обучения классическому экзерсису дошкольников на основе комплексного подхода в зависимости от индивидуальных анатомо-физиологических и психологических особенностей детей 5-6 лет;
- результаты исследования показывают широкие возможности танцевально-хореографических упражнений, которые могут решать задачи лечебной гимнастики при нарушениях осанки у детей на фоне положительного, эмоционально окрашенного настроения, выраженного в интересе к двигательной деятельности;
- разработаны методические рекомендации «Элементы классического экзерсиса, применяемые на занятиях с детьми 5-6 лет с целыо формирования правильной осанки», «Методические рекомендации и материалы к проведению занятий по программе «КЛАСС»;
- проведён анализ педагогических технологий, применяемых в практике физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста, с позиции изучения их возможного влияния на формирование правильной осанки.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Танцевально-хореографические упражнения являются эффективным средством формирования осанки у детей 5-6 лет, так как положительно влияют на состояние опорно-двигательного аппарата.
2. Методика применения танцевально-хореографических упражнений для формирования правильной осанки у дошкольников предполагает:
- использование танцевальных движений и упражнений классического экзерсиса, соответствующих анатомо-физиологическим особенностям детей старшего дошкольного возраста; партерного экзерсиса, позволяющего уменьшить статическую и динамическую нагрузку, в первую очередь на стопу, нагружая при этом в значительной мере мышцы туловища и ног;
- учёт состояния опорно-двигательного аппарата и особенности биомеханики движений детей дошкольного возраста при выборе содержания занятий;
- специфику проведения занятий в дошкольном учреждении, предполагающей включение специальных упражнений и творческих заданий для поддержания интереса у детей к двигательной деятельности.
Достоверность результатов и основных выводов диссертации обеспечивается:
- опорой на теоретические основы теории и методики физической культуры детей дошкольного возраста;
- основными положениями теории классического танца;
- использованием комплекса взаимодополняющих методов исследования, адекватных поставленным задачам;
- применением математического анализа в обработке полученных данных.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Практические рекомендации
1. Формировать осанку у дошкольников при помощи танцевально-хореографических упражнений необходимо поэтапно, начиная с первых дней обучения.
Цель педагогического воздействия на первом этапе: формирование правильной осанки в свободных позициях ног у опоры. Здесь внимательно изучаются анатомо-физиологические и психологические особенности личности каждого ребёнка, а занимающиеся дети знакомятся с элементами положения тела во время выполнения марша, бега, прыжков, упражнений на полу, в простейших движения экзерсиса стоя у опоры и на середине зала.
Цель педагогического воздействия на втором этапе: формирование динамического стереотипа правильной осанки в условиях выполнения упражнений классического экзерсиса в центре зала. Это один из самых трудных этапов формирования осанки у дошкольников, который имеет некоторые особенности - при выполнении упражнений экзерсиса в центре зала тяжесть тела находится на опорной ноге, другая (работающая) — в динамике на полу. Более сложным вариантом этого этапа является выполнение движений, когда работающая и опорная ноги находятся в динамике, при этом, как правило, все движения комбинируются с полуприседом (demi plie). На данном этапе продолжается работа по укреплению «мышечного корсета», профилактике плоскостопия и исправлению функциональных нарушений в осанке у дошкольников.
Цель педагогического воздействия на третьем этапе: стабилизирование навыка сохранения правильной осанки в различных условиях деятельности. На третьем этапе закрепляется и совершенствуется стереотип правильной осанки, выработанный ранее.
2. Реализовывать индивиду ал ьно-дифференцированный подход с учётом состояния опорно-двигательного аппарата каждого занимающегося на каждом этапе формирования осанки, применяя разные уровни методики применения танцевально-хореографических упражнений для детей 5-6 лет.
3. Следовать методическим правилам применения танцевально-хореографических упражнений в структуре занятия:
- упражнения выполнять в определённом порядке, с постепенным включением в работу всех групп мышц; выворотные позиции ног заменить свободными, исключить такие сложные позиции, как пятая и четвёртая; выполнять упражнения классического экзерсиса с 1-й позиции, так как это менее сложно для дошкольников;
- применять упражнения подготовительного раздела классического экзерсиса, которые на начальном этапе занятий способствуют общему физическому развитию дошкольника;
- соблюдать ограничения амплитуды движения в шейном и поясничном отделах.
4. На начальном этапе обучения необходимо:
- применять минимум танцевальных элементов при максимальной возможности их сочетаний;
- использовать упражнения подготовительного раздела классического экзерсиса, способствующие укреплению мышечной системы, формированию правильной осанки, развитию чувства равновесия, координации движений, скорости реакции, двигательной памяти; обучать навыку рационального отталкивания и мягкого приземления с целью защиты локомоторной системы дошкольника от повреждений;
- давать упражнения для рук, содействующие развитию подвижности в суставах, пластичности, координации движений.
6. В каждое занятие для поддержания интереса к двигательной деятельности, а, следовательно, и к процессу овладения навыком правильной осанки, целесообразно включать упражнения, направленные на развитие творческой фантазии у дошкольников.
7. Занятия по данной программе должны проводиться в танцевальном или спортивном зале, отвечающем всем гигиеническим требованиям. Наличие специальных станков и зеркал в зале необязательно, но желательно. Следует обращать внимание на внешний вид занимающихся детей.
8. По мере освоения хореографического материала дети должны участвовать в танцевальных мероприятиях различного масштаба.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние фитбол – гимнастики на формирование осанки детей дошкольного возраста.
В настоящее время научно-технический процесс, широкая автоматизация и компьютеризация общества неуклонно приводят с одной стороны к интенсификации умственного труда, с другой стороны - к естественному...
"Использование пальчиковой гимнастики, игр и упражнений в формировании речи детей дошкольного возраста с ОНР"
Консультация ...
"Использование пальчиковой гимнастики, игр и упражнений в формировании речи детей дошкольного возраста с ОНР"
В течение дошкольного детства ребёнок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая мотор...
Использование пальчиковой гимнастики и упражнений в формировании речи детей дошкольного возраста
Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста при формирования правильного произношения...
Использование пальчиковых игр и упражнений в формировании речи детей дошкольного возраста
Использование пальчиковых игр и упражнений в формировании речи детей дошкольного возраста Татьяна Малова Использование пальчиковых игр и упражнений в формировании речи детей дошкольного возраста ...
Роль общеразвивающих упражнений в формировании осанки детей дошкольного возраста
Общеразвивающие упражнения (далее ОРУ) занимают значительное место в общей системе физического воспитания детей и необходимы для своевременного развития организма, сознательного управления движениями,...