Статья "Блоки Дьенеша"
методическая разработка (старшая группа)

Павлова Анна Яковлевна

Современные примерные основные образовательные программы дошкольного образования наряду с обучением детей элементарным математическим представлениям, ставят задачу развития логического мышления, но объем знаний, полученных ребенком, как правило, примерно соответствует действующему Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования [1]. Являясь обязательным минимумом ФГОС ДО отражает совершенствование содержания и методов усвоения различных направлений развития и образования детей (образовательных областей), в том числе и математических знаний. Балансом между образовательными программами и ФГОС ДО в полной мере может служить логическая подготовка, которая выходит за рамки подготовки к изучению математики и является одним из средств умственного развития дошкольника.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_bloki_denesha.docx19.11 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИИ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА «ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ Э. ДЬЕНЕША»

Павлова А.Я.

Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал) ОГУ,

факультет экономики и права, группа з19ПО(ба) ДО(у)

Научный руководитель Олиндер М.В.

Современные примерные основные образовательные программы дошкольного образования наряду с обучением детей элементарным математическим представлениям, ставят задачу развития логического мышления, но объем знаний, полученных ребенком, как правило, примерно соответствует действующему Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования [1]. Являясь обязательным минимумом ФГОС ДО отражает совершенствование содержания и методов усвоения различных направлений развития и образования детей (образовательных областей), в том числе и математических знаний. Балансом между образовательными программами и ФГОС ДО в полной мере может служить логическая подготовка, которая выходит за рамки подготовки к изучению математики и является одним из средств умственного развития дошкольника.

Огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта играет математика. Невозможно переоценить развитие элементарных математических представлений в дошкольном возрасте. Что они дают ребёнку? Во-первых, у него развивается мышление, что необходимо для дальнейшего познания окружающего мира. Во-вторых, он познаёт пространственные отношения между предметами, устанавливает соответствующие связи, знакомится с формой предметов, их величиной. Всё это позволяет ребёнку развивать в дальнейшем логическое мышление, память, внимание, воображение, так как без этих качеств немыслимо развитие ребёнка в целом.

На наш взгляд, начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве. Формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат, но и широкий развивающий аспект. Усвоение математических знаний на различных этапах школьного обучения вызывает существенные затруднения у многих учащихся. Одна из причин, порождающих такие затруднения, состоит в недостаточной подготовке мышления дошкольников к усвоению этих знаний. По мнению Белошистой А.В. детей необходимо учить, не только вычислять и измерять, но и рассуждать. [2]

Также Белошистая А.В. утверждает, что в целях развития логического мышления нужно предлагать ребенку самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения. Овладев логическими операциями, ребёнку станет легче учиться. [3]

А Давыдов В.В. считает, что логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. [4]

Взаимозависимость формирования и развития математических способностей детей дошкольного возраста и формирования логической сферы дошкольников является одной из популярных методических проблем последних десятилетий.

К вопросу развития логической сферы дошкольников обращались З.А. Михайлова, Л.А. Венгер, А.А. Столяр, А.З. Зак. Означенной проблемой также занимались представители различных направлений человеческой мысли: Сократ, Аристотель, Декарт, Гегель, М. Берцфаи, М. Монтессори, Ж. Пиаже, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Г.С. Костюк, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.И. Мещеряков, Н.А. Менчинская, Д.Б. Эльконин, Н.Н. Семёнов, Б.М. Кедров, Н.В. Григорян, Л.М. Фридман, Н.А. Подгорецкая и др.

Существует два способа развития логических умений дошкольников: традиционное арифметическое содержание и менее традиционное – геометрическое. В методических работах упомянутых авторов в большей мере используется геометрическое содержание, нежели арифметическое. [2]

На наш взгляд, эффективным пособием для подготовки мышления детей к усвоению математики являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком З.П. Дьенешем.

Автор этой технологии Золтан Дьенеш – это венгерский профессор, создатель авторской методики обучения детей «Новая математика», согласно которой дети через игры осваивают сложные логические и математические концепции и системы. Использование данной технологии позволяет решить следующие задачи: Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов, понятием величины. Формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации). Способствовать развитию у детей логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формирует начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логические задачи. Развивать представление о множестве, операции над множеством, пространственные представления. Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам. Развивать познавательные процессы, мыслительные операции, творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию, развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью. Воспитывать самостоятельность, инициативность, настойчивость в достижении цели, преодоление трудностей. Что же представляют собой логические блоки Дьенеша? Это комплект из 48 геометрических фигур: четырех форм (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), трех цветов, двух размеров, двух видов толщины. Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предмета к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум признакам, несколько позже – по трем и по четырем свойствам. При этом в одном и том же упражнении всегда можно варьировать правила выполнения задания с учетом возможностей детей. С логическими блоками ребенок выполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит, а по ходу дела рассуждает. Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм – геометрических форм, они могут использоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста, с формами предметов и геометрическими фигурами. Для проверки того, насколько хорошо дети освоили свойства геометрических фигур, вводится специальный код, графически изображающий данные свойства. Это позволяет развивать способность к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать информацию. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно – игровых действий. Так, подбирая карточки, которые «рассказывают» о цвете, форме, размере и толщине блоков, дети упражняются в замещении и кодировании свойств, в процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию и них, выкладывая карточки, которые «рассказывают» о всех свойствах блока, создают его своеобразную модель. Карточки – свойства помогают детям перейти от наглядно – образного мышления к наглядно – схематическому, а карточки с отрицанием свойств – крохотный мостик к словесно – логическому мышлению.

Логические блоки помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К таким действиям относятся: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование информации, а также логические операции «не», «и», «или». Более того, используя логические блоки, можно закладывать в сознание малышей начала элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать у них способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку. Логические блоки Дьенеша можно использовать в различных видах деятельности: на занятиях, как комплексных, так и интегрированных, так как они хорошо обеспечивают наглядность, системность, смену деятельности; в аппликации, рисовании, помогают ориентироваться на плоскости; в конструировании, помогают ориентироваться в пространстве и закономерностях.

В процессе разнообразных действий с логическими блоками Дьенеша: разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др., дошкольники овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития.

К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также в специально разработанных играх и упражнениях с блоками у детей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

Педагогические возможности блоков Дьенеша очень велики. Использование логических блоков развивает все стороны личности ребёнка, активизирует скрытые интеллектуальные возможности детей. Происходит увеличение объема внимания, памяти и воображения, развитие мышления и речи, умения последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, способность рассуждать, усвоение знаний о геометрических фигурах. Дети учатся различать предметы по форме, цвету, размеру, толщине. Заметно развиваются мыслительные процессы, способность к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать информацию, учатся высказывать суждения, доказательства.

Таким образом, логические блоки З.П. Дьенеша имеют свою собственную педагогическую ценность, позволяя разнообразить дидактические средства в работе с дошкольниками по формированию у них простейших математических представлений и развитию логических операций мышления. Они расширяют возможность создания и решения проблемных ситуаций, открывают эффективные пути активизации умственной деятельности, способствуют организации общения детей между собой и со взрослыми.


Список литературы

1 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – Москва: Издательство: «Центр педагогического образования», 2017. − 32 с. − ISBN 978-5-91382-111-9.

2 Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений / А.В. Белошистая – М.: ВЛАДОС, 2004. – 400 с. – ISBN 5-691-01229-0.

3 Белошистая, А.В. Развитие логического мышления у дошкольников: пособие для педагогов дошк. учреждений / А.В. Белошистая. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 296 с.: ил. – ISBN 978-5-691-1912-8.

4 Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В.В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1986. – 240 с. – ISBN 5-7695-1598-8.

Логические блоки Дьенеша как средство развития математических представлений дошкольников // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам XXXI студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. – Москва: «МЦНО». – 2016 –№ 2 (30) / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: (30).pdf (дата обращения: ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

блоки Дьенеша в развитии ключевых компетенций

использование логических блоков в развитии ключевых компетенций дошкольника...

Использование блоков Дьенеша с целью развития логико-математических представлений у детей дошкольного возраста

Галимова Алсу Авхадеевна представила свой обобщенный опыт работы по данной теме...

Презентация по работе с блоками Дьенеша

Для МО города делала презентацию как работать с блоками Дьенеша...

Занятие по ФЭМП в средней группе с элементами развивающих игр. ( логические блоки Дьенеша).

I.                   Актуализировать умение детей распознать изучение  геометрических фигур и выдел...

Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша — универсальный дидактический материал. Игры с блоками Дьенеша»

В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, разви...