Проект «Этот загадочный мир»
проект (подготовительная группа)
Проект «Этот загадочный мир»
Вид проекта: информационно - практико-ориентированный проект;
Продолжительность проекта: среднесрочный (месяц)
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители воспитанников на основе интегрированного подхода
Цели проекта:
- способствовать развитию интереса у детей к загадкам как к одной из форм фольклора;
- развитие интереса к истории происхождения загадок и их видов;
- научиться отгадывать и сочинять загадки, развивая логическое мышление, память, речь и творческие способности детей.
Задачи проекта:
развивающие:
- развивать познавательную активность, любознательность через знакомство детей с историей возникновения загадок, их видов.
обучающие:
- обогащать речь детей образными сравнениями через разгадывание, придумывание и составление собственных загадок;
воспитывающие:
- вызвать эмоционально – положительное отношение к жанрам русского народного творчества через разучивание русских народных игр, загадок, чтение р.н.сказок, рассматривание иллюстраций;
- создать условия для реализации творческой деятельности дошкольников организовав мастерскую по изготовлению атрибутов для р.н.игр, книжек-малышек на основе собранного материала, поделок из пластилина и бросового материала, рисунков.
Проблема:Для чего нужны загадки?
Как и где используют загадки?
Как научиться загадывать и отгадывать загадки?
Организационный этап.
1. Сбор, анализ и систематизация информации в соответствии с проблемой и задачами проекта:
подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной проблеме:
беседы:«Для чего нужны загадки?»
«Как и где используют загадки»
«Кто придумывает загадки?»
«Какие бывают загадки?»
«Как научиться загадывать и отгадывать загадки?»
проведение индивидуальных и подгрупповых консультаций.
консультация для родителей «Использование загадки в воспитании детей среднего дошкольного возраста»
предварительное чтение:
Русские народные сказки «Мудрые ответы», «Дочь-семилетка», «Кощей бессмертный»
выставка книг с загадками, рассматривание иллюстраций;
деятельность в соответствии с тематическим планированием;
составление плана мероприятий по формированию умений составлять и отгадывать загадки: использование схем-алгоритмов, помогающих отгадывать и сочинять загадки;
подбор наглядного и дидактического материала:
подбор, классификация загадок (по темам) и соответствующего предметного материала (картинки, иллюстрации); создание альбома «Копилка загадок»; изготовление схем-алгоритмов, оформление страниц для книги-загадок - рисунки детей.
2. Творческая познавательная деятельность детей
организация игрового взаимодействия;
Дидактические игры «Загадки и отгадки», «Угадай слово», «На что похоже», «Догадайся по звучанию», «Закончи слово», «Угадай по описанию» и др.
Создание проблемно-игровой ситуации: «Как мы можем использовать загадки?», «Чем могут быть полезны загадки?»
подбор материала для деятельности по созданию книги загадок;
Подготовка материалов для творческой деятельности: альбомный лист бумаги, краски: гуашевые, акварельные; кисти, карандаши: простой, цветные, фламастеры, иллюстрации для образца.
Продуктивный этап.
1 Организационный момент.
Ребята, мы с вами изучили тему «Загадки», сегодня у нас итоговое занятие. Покажем, как мы научились различать разновидность загадок, как научились загадывать и отгадывать загадки. Готовы? Начнём.
Воспитатель читает четверостишие:
- Вот выходим мы на луг,
/Встаньте быстро в ровный круг/
Ты мой друг и я твой друг.
К солнцу дружно потянулись,
Обнялись и улыбнулись.
- Мы подарили свое тепло и хорошее настроение друг другу,
Введение в проблему:
Воспитатель: Ребята, сегодня утром в нашей группе я обнаружила кое-где беспорядок и думаю, что нам предстоит исправить это? А где, я вам подскажу вот таким необычным образом, послушайте - Что такое, подскажите,
Там игрушки не сидят.
Книги выстроились в ряд,
Ждут читающих ребят...
Дети: Книжная полка, книжный шкаф, библиотека...
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети: Я считаю...(я думаю..., мне кажется..., по-моему...), что это — библиотека, потому что, во-первых, там книги стоят в ряд, во-вторых, игрушек там нет, в-третьих, туда ходят те, кто умеет читать. Поэтому, это - библиотека.
Воспитатель: - Правильно, библиотека. В ней находятся разные книги.
- Давайте, подойдём и проверим (подводит детей). И, правда, что-то здесь не так. Все разбросано. Разложим книги по полочкам по разным литературным жанрам. С какими вы знакомы?
***Дети вспоминают, какие книги есть в их библиотеке.
Воспитатель:Хорошо, а теперьдогадайтесь, к какому жанру относятся следующие отрывки из книг.
***Воспитатель берет по одной книге и зачитывает по отрывку из каждой, дети определяют жанр. Голос воспитателя выражает специфику жанра.
Жил-был маленький Паучок. И была у него страшная Паучиха-мамаша и множество братишек и сестренок. Паучиха разговаривала строгим страшным голосом. И вот в один прекрасный осенний день наш Паучок потихоньку убежал от Паучихи... (сказка).
Воспитатель:Почему ты так думаешь? .................................................
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом (стихотворение).
Воспитатель:Докажи, пожалуйста, свой ответ...................................................
Мама недавно подарила Виталику аквариум с рыбкой. Очень хорошая была рыбка. Красивая. Виталик был рад, что у него есть карасик. (рассказ).
Воспитатель:Объясни своим друзьям, почему ты так решил?..........................................
4. Спереди — пятачок, сзади — крючок.
Посередине — спинка, а в ней — щетинка (загадка)....................................................
***Дети называют жанр произведения, доказывают ответ.
Воспитатель продолжает рассматривать книгу (разворачивает обложку книги и читает «КНИГА-ЗАГАДОК».
Воспитатель: - Как странно, а дальше ничего внутри нет, книга-то пустая. Что ж случилось?
***Из книги с загадками выпадает конверт.Воспитатель поднимает.
Формулирование проблемы
(читает): Письмо! Ребята, послушайте, я прочитаю его
Низкий поклон вам, дорогие читатели,
Среди нас есть книга. Непростая, заветная, волшебная. Обо всем на свете из нее узнать можно было. Но случилась беда страшная, Взяли как- то у нас эту книгу для пользования, а назад вернули в ужасном состоянии растрепанную, страницы вырваны. Вот и разболелась она, да и растеряла все загадки. Без помощи нам не обойтись. Помогите, пожалуйста, КНИГЕ-ЗАГАДОК вернуть загадки на свои страницы. А чтоб раздобыть новые, нужно к чуду-дереву попасть в волшебный лес, на котором они растут вместо листьев. Добраться сможет только умный, смелый, сильный.
Оставляю вам в ларце
Подсказки-испытания
Удачный путь преодолеть
Исполнить все задания
Вы загадки принесите
Нашей книге помогите С низким поклоном, книги.
Воспитатель:Ребята, когда просят о помощи, то нужно помочь, верно? ****ответ
Скажите, а как мы сможем вернуть загадки на страницы книги? ****ответ
Разработка плана действий
***Детивысказывают свое мнение, соглашаются помочь.
Дети: Можно сочинить. Нарисовать. И написать можем.
Воспитатель:Отправимся в путешествие к волшебному чуду-дереву. Добудем загадки у дерева. Вернем загадки на страницы книги. Вот здесь и покажем наши навыки: умение различать, загадывать и отгадывать загадки. Готовы? Тогда отправляемся.
- И отправимся мы в эту страну на... Как вы думаете на чем? (ответы детей) Чтоб быстрее добраться, полетим мы туда на ковре - самолете! Вот он наш волшебный ковер. Присаживайтесь поудобнее на ковер и закрывайте глаза и представьте.
Над горами, над долами, Над зелеными полями Мы летим в страну чудес, Где разные загадки есть!
(Дети открывают глаза и оказываются в волшебном лесу)
Воспитатель:Вот мы и добрались до волшебного леса. В лесу много деревьев, чтобы узнать чудо-дерево воспользуемся подсказками из ларца.
Поэтапноерешение проблемы
***Вопитатель достает из ларца подсказки-испытания по одной - первая
В:- Ребята, кто может рассказать, что такое загадка и как она появилась.
Д: - Загадка – это зарядка для развития ума, сообразительности, смекалки.
Д: - Загадка – это жанр русского народного творчества.
В:- О чем рассказывается в загадке?
Д: - В загадке дается описание какого-то предмета или явления, которое нужно отгадать.
В:- Откуда появились загадки?
Д: - Загадки появились в древнерусском языке.
Д: - Слово «гадать» означало «думать», «размышлять» - отсюда и пошло слово загадка.
В:- Для чего древние люди использовали загадки?
Д: - Сначала древние люди использовали иносказательную речь, чтобы обмануть животных, растения, злых духов, которые, якобы, понимали человеческий язык.
В:- Для чего им это нужно было?
Д: - Чтобы воздействовать на природу, обеспечить удачную охоту. Древние люди думали, что используя загадочную речь, они скрывают приготовления к охоте, рыбалке и звери не почувствуют опасность.
В: - Да, ребята, древние люди называли например, медведя – «шикуша», коня – «домохвостый». Вот из этой загадочной речи и родились загадки. Люди думали, что при помощи загадочной речи можно отвести от себя беду. Давайте, покажем, как это было.
Инсценировка. (Два ребенка)
1 ребенок:
- «Пошел я по тух-туху. Взял с собой тав - таву, нашел я храп - тахту. Кабы не тав - тава, съела бы меня храп - тахта».
2 ребенок:
- «Пошел я за лошадью, взял с собой собаку и встретился с медведицей. Если бы не собака, съела бы меня медведица».
Продолжение беседы.
В: А как еще использовали загадки на Руси?
Д: - Несколько позже, когда из загадочной речи родились загадки, люди стали их использовать для отдыха, как развлечение. Когда заканчивался хозяйственный год, природа засыпала, люди тоже отдыхали от трудов и устраивали посиделки с песнями, хороводами, и, конечно же, с загадками.
В: - А зачем мы отгадываем загадки в наше время?
Д: - Чтобы развивать ум, создавать хорошее, веселое настроение.
Д: - Молодцы! Я думаю, вы справились с первым заданием.
Воспитатель:Давайте проверим, присядьте, закройте глаза. А когда откроем, узнаем ли мы это чудо-дерево.
У детей закрыты глаза, в это время воспитатель ставит перед ними одно из деревьев.
Воспитатель:Открываем глаза. Похоже ли это дерево на чудо-дерево? /нет/ Значит, воспользуемся второй подсказкой.
Воспитатель достает из ларца – вторую подсказку
Воспитатель:- Нужно выполнить следующее задание: рассказать о разных видах загадок. Отгадайте загадки.
- Дерево волшебное
С яблоками спелыми,
Если съешь его плоды –
От врага упрятан ты. (Яблоня)
****Дети отгадывают, доказывают ответ.
- Вы знаете разные виды загадок. Какая прозвучала только что?
- Загадка – рифма.
- Что такое загадка – рифма?
- Это загадка, похожая на стихотворение.
- Послушайте еще загадку.
- Маленький рост,
Длинный хвост,
Серая шубка,
Острые зубки. (Мышь)
Дети отгадывают, доказывают ответ, называют вид загадки.
- Какая прозвучала загадка?
- Загадка – описание – это загадка, в которой дается описание предмета или явления, путем перечисления различных его признаков.
- Летит орлица
По синему небу,
Крылья распластала,
Солнышко застлала. (Туча)
Дети отгадывают, доказывают ответ, называют вид загадки.
- Эта загадка?
- Загадка – сравнение – это загадка, в которой предмет или явление которое нужно отгадать сравнивают с другим предметом или явлением.
- Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)
Дети отгадывают, доказывают ответ, называют вид загадки.
- Загадка – отрицание – это загадка, в которую включено отрицательное сравнение.
- Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
Но лисице на зубок
Все ж попался … (колобок)
Дети отгадывают, доказывают ответ, называют вид загадки.
- Загадка – складка – это загадка, ответ которой является продолжением самой загадки и напрашивается сам собой.
- Кто грызет на ветке шишку?
Ну, конечно, это … (белка)
Дети отгадывают, доказывают ответ, называют вид загадки.
- Загадка – обманка – это загадка, в которой подразумевается один ответ, а на самом деле за игрой слов кроется совсем другой.
- Молодцы! Вот сколько видов загадок вы знаете. – Я думаю чтовы и с этим заданием вы справились.
Воспитатель:Эти задания были не легкими и вы справились. Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем...»
Двигательная активность (физкультминутка).
Д/игра «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем...»
Воспитатель:Продолжим наше путешествие. Напомните мне, с какой целью мы отправились к чуду-дереву? и зачем отгадываем загадки?
Ответы детей:Чтобы встретиться с чудом-деревом. Чтобы добыть загадки. Чтобы помочь книге вернуть загадки.
Воспитатель:-Давайте проверим, справились ли мы с заданием, закройте глаза.
****Воспитатель меняет дерево и просит открыть детей глаза.
Воспитатель:Похоже ли это дерево на чудо-дерево?Ответы детей
****Воспитатель достает из ларца – третью подсказку
Дидактическая (словесная игра).
Воспитатель:- А вот следующее задание. Сейчас мы проверим, могут ли дети загадывать загадки. Чтоб нам было веселее, мы поиграем в р.н. игру «Ты веревочка кружись…».
- «Ты, веревочка, кружись,
Ты, веревочка, вертись,
Узелок остановись
И в ладошке притаись.
Может быть у Маши,
Может быть у Саши».
Дети стоят в кругу, в руках веревочка с узелком. Передавая узелок друг другу по кругу проговаривают слова игры. У кого узелок остановился, тот загадывает загадку. Игра повторяется несколько раз.
Несколько простых загадок
- Молодцы! Я думаю, что и с этим заданием вы справились.
Воспитатель:- Давайте проверим, справились ли мы с заданием, закройте глаза.
****Воспитатель меняет дерево и просит открыть детей глаза.
Воспитатель:Похоже ли это дерево на чудо-дерево?Ответы детей
Давайте продолжим.
****Вопитатель достает из ларца – четвертую подсказку
Упражнение в составлении и отгадывании загадок.
Воспитатель:- Следующее задание «Девочки против мальчиков». Вам нужно придумать загадки – отрицания про животных. А про каких, вы увидите на картинках.
Даются картинки с изображением зайца и петуха. Дети расходятся в разные стороны (группы) и составляют загадку. Затем договариваются, кто из них будет ее загадывать противоположной команде.
Заяц:
- Маленький – но не мышка.
Пушистый – но не мех.
Быстрый – но не стрела.
Короткохвостый – но не медведь.
Живет в лесу - но не волк
Белый - но не снег.
Петух:
- Домашний – но не кот.
Разноцветный – но не радуга.
Звонкий – но не колокольчик.
Всех будит – но не будильник.
Воспитатель:- И с этим заданием, я думаю, вы справились.
- Давайте проверим, закройте глаза.
****Воспитатель меняет дерево и просит открыть детей глаза.
Воспитатель:Ребята, перед нами необычное дерево. Похоже ли оно на чудо-дерево?
- Почему, как вы думаете?Ответы детей
Рефлексия.
В: - Вот мы и добрались до дерева. Значит мы какие?
- Умные, смелые, сильные.
В: - Вот какие вы молодцы! - Скажете, как вам помогла ваша мудрость, смекалка и знания? Ответы детей
- Да, ребята, в знании сила. С помощью знаний, мудрости и смекалки можно многого добиться и преодолеть трудные испытания.
- Ну и дерево, посмотрите, и, правда «чудо» - конфеты вместо листьев растут.
**** Воспитатель срывает, разворачивает конфету, чтобы удостоверится, что там есть загадка. ЗАГАДКА Дети отгадывают.
**** Воспитатель обращает внимание детей
Воспитатель:- Вот тут записка (читает)
Молдцы, ребята, вы выполнили все задания. За ваш труд и знания я вас награжу целой корзинкой волшебных загадок. Теперь можете помочь книге-загадок и угоститься. Удачи.
Воспитатель:- Ребята, давайте вспомним, как же нам эти загадки поместить на книжные страницы?
****Высказывания детей: - Можно нарисовать карандашами, красками, фламастерами, можно восковыми мелками....
В: - Да, конечно, для этого давайте вернемся в детский сад и закончим начатое дело. Чтоб быстро вернуться: Сядем все на наш ковер-самолет, закрываем глаза.
Над лесами, над долами, Над зелеными лугами Из далеких, чудных стран В группу прилетаем к нам!
В: - Сегодня мы отгадали много разных загадок, я предлагаю вам пройти в группу и зарисовать любые вам понравившиеся загадки. Затем мы их закрепим в КНИГУ-ЗАГАДОК, тем самым сделаем полезное дело - починим, отремонтируем книгу-загадок. Какой уясним с вами урок?
****Ответы детей - Нельзя портить книги (рвать, бросать, не заламывать страницы, рисовать на страницах). Нужно обращаться с книгами бережно, читать и рассматривать на столе. Хранить на полках.
В: - Почему?
Д: - Книга нас учит. Книга это копилка знаний. Книга это труд человека.
Дети под музыку приступают к рисованию.
Презентативный этап
-Давайте поделимся друг с другом, чем мы сегодня занимались?
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2025/01/20/izobrazhenie_2025-01-20_122340892.png)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/30/picture-316327-1388349891.jpg)
Проект «Этот загадочный космос»
Значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект: зачем человек полетел в космос? Родители уделяют недостаточное внимание празднику День космонавтики. Поэтому нужно развивать интерес д...
Проект "Этот загадочный космос"
Методическая разработка ОО «Познание» Формирование целостной картины мира» (старшая группа) Проект «Этот загадочный космос»В данном материале представлен опыт работы по формированию предста...
Фотоотчёт к проекту "Этот загадочный космос"
Первые представления о космосе, можно и нужно давать детям уже в старшем дошкольном возрасте. Эта тема очень интересна и увлекательна. В ДОУ они получают представления о профессиях, связанных с космос...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/07/picture-464706-1578417906.jpg)
Проект "этот загадочный космос"
Сформировать у детей представления о том, что мы живем в России на планете Земля, и что кроме Земли в космосе есть и другие планеты солнечной системы, должны знать, что первым человеком, поднявшимся в...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/13/picture-478949-1410626452.jpg)
проект "Этот загадочный космос"
Объяснительная запискаПолёт апрельский небо озарил,рывок Земли в космические дали.Гагарин первым подвиг совершилприблизив то, о чем мы лишь мечтали.Мечта о космосе Мечта вчерашних мальчишек — стать ко...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/13/picture-478949-1410626452.jpg)
проект "Этот загадочный космос"
Объяснительная запискаПолёт апрельский небо озарил,рывок Земли в космические дали.Гагарин первым подвиг совершилприблизив то, о чем мы лишь мечтали.Мечта о космосе Мечта вчерашних мальчишек — стать ко...