«Первый раз в детский сад»
проект

MarinaMikelevich

Адаптационный проект для детей 1,5–3 лет 

«Первый раз в детский сад»

 

Творческо-исследовательский проект в группе раннего возраста

Тема: «Первый раз в детский сад»

Вид проекта: педагогический

Тип проекта: творческо-исследовательский проект

Цель проекта: помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Этим определяются основные задачи, решаемые проектом:

  • преодоление стрессовых состояний у детей раннего и младшего возраста в период адаптации к детскому саду;
  • разработка и реализация воспитателями методов проведения групповых занятий в адаптационный период;
  • формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей:

  • снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
  • развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;     развитие внимания, восприятия, речи, воображения;       развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Участники: воспитатели, дети группы раннего возраста, родители, ближайшие родственники

Планируемый результат:

  • Преодоление детьми стрессового состояния (легкая форма адаптации); 
  • Сплочение коллектива родители – воспитатели – дети; 
  • Обогащение предметно - развивающей среды в группе в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
  • Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
  • Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду.      Актуальность:

      Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, начинают расстраиваться при виде детских слез, капризов, отказов идти в сад, болезни, претензии и обиды в адрес сотрудников, которые напрямую взаимодействуют с их детьми.

В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Ребенок подвергается эмоциональному стрессу при предъявлении нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил.

Предполагаемый проект – адаптационный проект к условиям детского сада детей 1,5-3 лет, учитывающий психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста.

Ведущая деятельность в раннем дошкольном возрасте является игра, поэтому проект строится на основе игровых упражнений. В проект включены элементы психогимнастики,  АРТ-терапии как необходимое условие по профилактике возможных стрессоров.

Готовность к детскому саду зависит от готовности родителей оставлять своего ребенка на некоторое время в детском саду. Тревожные матери испытывают трудности с этим. Они настолько тревожны, что это проецируются на ребёнка.

Работа воспитателя и психолога заключается не только в помощи адаптации детям, но и в помощи родителям, оставить благоприятное отношение к детскому саду.          Личность    воспитателя         должна       обладать    такими       качествами          как доброжелательность, отзывчивость, компромисс – как одно из условий решения конфликтов, обладать высокой рефлексивностью и эмпатией. Этапы проекта:

1. Организационный этап: сентябрь

• подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;

                         Знакомство с семьей

  • разработка конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;
  • разработка информационного материала для родительского уголка о проведении проекта;
  • подбор анкет для родителей;

                         анкетирование

• составление перспективного плана мероприятий проекта.

  • создание естественной стимулирующей среды в соответствии с ФГОС ДО в группе.
  • родительское собрание «Адаптация детей к условиям детского сада»

2. Основной этап: ( октябрь-январь)

• реализация проекта в соответствии с планом.

  • заполнение адаптационных карт.
  • ежедневно, последовательно вводить правила поведения в группе и приучения к режиму дня.
  • систематично проводить адаптационные игры и мероприятия с детьми  применение здоровье сберегающих технологий.
  • проведение консультаций, анкетирование

3. Итоговый этап:(январь)

  • анализ проведенной работы;
  • диагностика адаптации детей к условиям ДОУ; Формы работы с родителями:

 Консультирование - повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации. Консультации на тему:

  • «Адаптация ребёнка в детском саду. Адаптационный период»;  
  • «Что нужно знать родителям, когда ребенок приходит в детский сад»;
  • «Моменты утреннего расставания»;
  • «Привитие культурно-гигиенических навыков».

Анкетирование:

  • «Сведения о ребенке и о семье».

Беседы:  

  • «Завтра в детский сад»;
  • «Ваш ребёнок пришёл в детский сад»
  1. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду;
  2. Выпуск памяток, папок-передвижек, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.

 Содержание работы с детьми и родителями.

Сентябрь:

Деятельность совместная с родителями «Знакомство с группой».

 Цель: профилактика психо-эмоционального напряжения детей и родителей, адаптация детей в группе. 

Совместный осмотр помещений группы, беседа с детьми «Где живут игрушки»

 Цель: помощь в освоении пространства и игрушек группы, индивидуальная психологическая помощь.

Беседы об элементарных правилах безопасного поведения в группе, туалете, раздевалке, на площадке. 

 Игра «Найди игрушку».

 Цель: помочь ребенку освоить окружающую среду и познакомить с персоналом детского сада и другими воспитанниками.

Оборудование: Игрушка.

Чтение потешки: «Петушок, петушок!»

 Цель: Учить повторять движения за воспитателем. 

Игра «Найди свой шкафчик».

Цель: закрепить знание детьми своих шкафчиков, способствовать знакомству с детским садом и правилами поведения в нем.

Чтение потешки: «Вышла курочка гулять»

 Цель: Учить детей повторять движения за воспитателем.  Игра «Дождик и солнышко»

      Цель: развитие у детей слухового внимания, быстроты реакции. Чтение потешек к режимным моментам «Это что стоит – горшок!»  Цель: Приучение детей к горшку.

Игра «Солнечные зайчики».    

 Цель: формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Оборудование:   Маленькое зеркальце воспитатель, дети

 

Октябрь:

Игра «Красивый цветочек».

 Цель учить ребенка воспринимать и выделять из окружающей среды растение - цветок.

Оборудование:             ваза   для    цветов,       комнатное растение,    картинки          с изображением цветов.

Чтение художественной литературы «Правила поведения для воспитанных детей» Мой руки перед едой с мылом! 

Игра «Чьи вещи?».

 Цель: закрепить знание имен работников детского сада.

Оборудование:  атрибуты различных профессий (градусник-медсестра, половник- повар, стиральный порошок-прачка, гармошка-музыкальный работник и т. д.).

Чтение потешки к режимным моментам «Водичка, водичка» Цель: Приучать детей правильно мыть руки. 

Игра «Хоровод».

Цель: формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю Слушание детских песенок из мультфильма «Фиксики» Цель: Воспитывать усидчивость, чувство ритма. 

Упражнение «Мой весёлый звонкий мяч»

     Цель: сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками.

Игра «Прятки»

     Цель: повышение эмоционального тонуса, развитие ориентации в пространстве.

Игра «Найди мячик»

Цель: развитие тактильного восприятия, речи.

Ноябрь:

Слушание песенки «Паровоз, паровоз к празднику купили».

 Цель: учить детей строиться друг за другом в вагончики.

Чтение потешек к режимным моментам «Каша вкусная дымиться».

 Цель: Приучать есть самостоятельно, правильно держать ложку»

Подвижная игра «Зайка серенький сидит»

Цель: развивать у детей умение согласовывать движения со словами, бегать, подпрыгивать на двух ногах; игра способствует развитию речи. 

Психологическая игра «Назови ласково».

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образования уменьшительных форм прилагательных.

Пальчиковая гимнастика «Пальчики».

 Цель: развивать мелкую моторику

Игра «Непослушные мышата»

Цель: преодоление упрямства, негативизма в период адаптации.

Игра «Найди пару». Цель: учить ребенка выделять парную обувь, подбирать нужную пару обуви. Оборудование: обувь - сапоги, ботинки, кукла.

Упражнение «Ласковое имя»

      Цель: создание положительного эмоционального настроя.

Упражнение «По ровненькой дорожке»

Цель: развитие слухового внимания, произвольности.

Декабрь:

Слушание детских песенок из мультфильма «Маша и медведь» Цель: развивать чувство ритма. 

Показ кукольного спектакля «Колобок».

Цель: Воспитывать у детей умение слушать.

Пальчиковая гимнастика «Пропавший» малыш».

     Цель: развивать координация движений.  Воспитатели, дети.

Рисование пальчиками «Котёнок».

 Задачи: создание положительной эмоциональной обстановки; сплочение группы, отработка умения согласовывать свои; развитие общей и мелкой моторики; развитие внимания, речи и воображения.

Материал:   Чистые листы бумаги, гуашь любого цвета.

 воспитатели, дети

Игра «Покружимся».

 Цель: формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Оборудование: Два игрушечных мишки.

Игра «Паровозик».

 Цель: вызвать интерес у ребенка к игрушке - паровозику, учить ребенка предметно-игровым действиям с ним.

Игра «Мыльные перчатки».

 Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны. Оборудование: детское мыло, полотенце.

Пальчиковая игра «Коза-Дереза»   

 Цель: развивать у детей умение согласовывать движения со словами, бегать, подпрыгивать на двух ногах; игра способствует развитию речи воспитатель, дети

Игра «Едем в детский сад на машине»

 Цель: Активизировать и развивать речь детей, раскрыть игровой замысел.

Формировать начальные навыки ролевого поведения. 

    Критерии эффективности проекта

  1. Будут преодолены стрессовые состояния у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду
  2. Будет организована работа по развитию навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
  3. Будет организована работа по развитию игровых навыков, произвольного поведения.
  4. Будет организована работа по формированию активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей; повышению коммуникабельности между родителями.

Практические материалы по основным направлениям реализации проекта.

Рабочие материалы.

  • конспекты проведения бесед, занятий, игр, наблюдений;
  • продукты детской деятельности;
  • фотоматериалы;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на родительском собрании "В первый раз в детский сад" (первая младшая группа)

В данном материале рассмотрены вопросы адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ....

Конспект инновационной формы проведения родительского собрания «Первый раз в детский сад» в первой младшей группе

Очень важно дать представление родителям о том, что длительность и характер адаптационного периода зависят от того, насколько малыш подготовлен в семье к переходу в детское учреждение; помочь сформиро...

Родительское собрание в первой младшей группе на тему: «Первый раз в детский сад»

Цель:· установление контакта между родителями и педагогами;· моделирование перспектив взаимодействия.Задачи:1. Познакомить с трудностями адаптации ребенка к ДОУ и дать рекомендации ...

Творческий проект «Мои первые рисовашки» в целях гармонизации детско-родительских отношений в первый год посещения детского сада детьми 2-3-х лет

Первый год посещения детского сада у каждого ребёнка начинается с адаптационного периода. Адаптация – сложный процесс приспособления организма к новым условиям, имеющий свою продолжительность у ...

Конспект родительского собрания в первой младшей группе ДОУ «Первый раз в детский сад»

Повестка дня:1. Сообщение цели и задач собрания2. Знакомство с родителями3. Адаптация детей к детскому саду, советы родителям4. Ознакомить родителей в вопросе формирования культурно-гигиенических навы...