«Первый раз в детский сад»
проект
Адаптационный проект для детей 1,5–3 лет
«Первый раз в детский сад»
Творческо-исследовательский проект в группе раннего возраста
Тема: «Первый раз в детский сад»
Вид проекта: педагогический
Тип проекта: творческо-исследовательский проект
Цель проекта: помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Этим определяются основные задачи, решаемые проектом:
- преодоление стрессовых состояний у детей раннего и младшего возраста в период адаптации к детскому саду;
- разработка и реализация воспитателями методов проведения групповых занятий в адаптационный период;
- формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.
Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей:
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом; развитие внимания, восприятия, речи, воображения; развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Участники: воспитатели, дети группы раннего возраста, родители, ближайшие родственники
Планируемый результат:
- Преодоление детьми стрессового состояния (легкая форма адаптации);
- Сплочение коллектива родители – воспитатели – дети;
- Обогащение предметно - развивающей среды в группе в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
- Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
- Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду. Актуальность:
Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, начинают расстраиваться при виде детских слез, капризов, отказов идти в сад, болезни, претензии и обиды в адрес сотрудников, которые напрямую взаимодействуют с их детьми.
В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Ребенок подвергается эмоциональному стрессу при предъявлении нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил.
Предполагаемый проект – адаптационный проект к условиям детского сада детей 1,5-3 лет, учитывающий психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста.
Ведущая деятельность в раннем дошкольном возрасте является игра, поэтому проект строится на основе игровых упражнений. В проект включены элементы психогимнастики, АРТ-терапии как необходимое условие по профилактике возможных стрессоров.
Готовность к детскому саду зависит от готовности родителей оставлять своего ребенка на некоторое время в детском саду. Тревожные матери испытывают трудности с этим. Они настолько тревожны, что это проецируются на ребёнка.
Работа воспитателя и психолога заключается не только в помощи адаптации детям, но и в помощи родителям, оставить благоприятное отношение к детскому саду. Личность воспитателя должна обладать такими качествами как доброжелательность, отзывчивость, компромисс – как одно из условий решения конфликтов, обладать высокой рефлексивностью и эмпатией. Этапы проекта:
1. Организационный этап: сентябрь
• подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;
Знакомство с семьей
- разработка конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;
- разработка информационного материала для родительского уголка о проведении проекта;
- подбор анкет для родителей;
анкетирование
• составление перспективного плана мероприятий проекта.
- создание естественной стимулирующей среды в соответствии с ФГОС ДО в группе.
- родительское собрание «Адаптация детей к условиям детского сада»
2. Основной этап: ( октябрь-январь)
• реализация проекта в соответствии с планом.
- заполнение адаптационных карт.
- ежедневно, последовательно вводить правила поведения в группе и приучения к режиму дня.
- систематично проводить адаптационные игры и мероприятия с детьми применение здоровье сберегающих технологий.
- проведение консультаций, анкетирование
3. Итоговый этап:(январь)
- анализ проведенной работы;
- диагностика адаптации детей к условиям ДОУ; Формы работы с родителями:
Консультирование - повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации. Консультации на тему:
- «Адаптация ребёнка в детском саду. Адаптационный период»;
- «Что нужно знать родителям, когда ребенок приходит в детский сад»;
- «Моменты утреннего расставания»;
- «Привитие культурно-гигиенических навыков».
Анкетирование:
- «Сведения о ребенке и о семье».
Беседы:
- «Завтра в детский сад»;
- «Ваш ребёнок пришёл в детский сад»
- Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду;
- Выпуск памяток, папок-передвижек, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.
Содержание работы с детьми и родителями.
Сентябрь:
Деятельность совместная с родителями «Знакомство с группой».
Цель: профилактика психо-эмоционального напряжения детей и родителей, адаптация детей в группе.
Совместный осмотр помещений группы, беседа с детьми «Где живут игрушки»
Цель: помощь в освоении пространства и игрушек группы, индивидуальная психологическая помощь.
Беседы об элементарных правилах безопасного поведения в группе, туалете, раздевалке, на площадке.
Игра «Найди игрушку».
Цель: помочь ребенку освоить окружающую среду и познакомить с персоналом детского сада и другими воспитанниками.
Оборудование: Игрушка.
Чтение потешки: «Петушок, петушок!»
Цель: Учить повторять движения за воспитателем.
Игра «Найди свой шкафчик».
Цель: закрепить знание детьми своих шкафчиков, способствовать знакомству с детским садом и правилами поведения в нем.
Чтение потешки: «Вышла курочка гулять»
Цель: Учить детей повторять движения за воспитателем. Игра «Дождик и солнышко»
Цель: развитие у детей слухового внимания, быстроты реакции. Чтение потешек к режимным моментам «Это что стоит – горшок!» Цель: Приучение детей к горшку.
Игра «Солнечные зайчики».
Цель: формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Оборудование: Маленькое зеркальце воспитатель, дети
Октябрь:
Игра «Красивый цветочек».
Цель учить ребенка воспринимать и выделять из окружающей среды растение - цветок.
Оборудование: ваза для цветов, комнатное растение, картинки с изображением цветов.
Чтение художественной литературы «Правила поведения для воспитанных детей» Мой руки перед едой с мылом!
Игра «Чьи вещи?».
Цель: закрепить знание имен работников детского сада.
Оборудование: атрибуты различных профессий (градусник-медсестра, половник- повар, стиральный порошок-прачка, гармошка-музыкальный работник и т. д.).
Чтение потешки к режимным моментам «Водичка, водичка» Цель: Приучать детей правильно мыть руки.
Игра «Хоровод».
Цель: формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю Слушание детских песенок из мультфильма «Фиксики» Цель: Воспитывать усидчивость, чувство ритма.
Упражнение «Мой весёлый звонкий мяч»
Цель: сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками.
Игра «Прятки»
Цель: повышение эмоционального тонуса, развитие ориентации в пространстве.
Игра «Найди мячик»
Цель: развитие тактильного восприятия, речи.
Ноябрь:
Слушание песенки «Паровоз, паровоз к празднику купили».
Цель: учить детей строиться друг за другом в вагончики.
Чтение потешек к режимным моментам «Каша вкусная дымиться».
Цель: Приучать есть самостоятельно, правильно держать ложку»
Подвижная игра «Зайка серенький сидит»
Цель: развивать у детей умение согласовывать движения со словами, бегать, подпрыгивать на двух ногах; игра способствует развитию речи.
Психологическая игра «Назови ласково».
Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образования уменьшительных форм прилагательных.
Пальчиковая гимнастика «Пальчики».
Цель: развивать мелкую моторику
Игра «Непослушные мышата»
Цель: преодоление упрямства, негативизма в период адаптации.
Игра «Найди пару». Цель: учить ребенка выделять парную обувь, подбирать нужную пару обуви. Оборудование: обувь - сапоги, ботинки, кукла.
Упражнение «Ласковое имя»
Цель: создание положительного эмоционального настроя.
Упражнение «По ровненькой дорожке»
Цель: развитие слухового внимания, произвольности.
Декабрь:
Слушание детских песенок из мультфильма «Маша и медведь» Цель: развивать чувство ритма.
Показ кукольного спектакля «Колобок».
Цель: Воспитывать у детей умение слушать.
Пальчиковая гимнастика «Пропавший» малыш».
Цель: развивать координация движений. Воспитатели, дети.
Рисование пальчиками «Котёнок».
Задачи: создание положительной эмоциональной обстановки; сплочение группы, отработка умения согласовывать свои; развитие общей и мелкой моторики; развитие внимания, речи и воображения.
Материал: Чистые листы бумаги, гуашь любого цвета.
воспитатели, дети
Игра «Покружимся».
Цель: формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Оборудование: Два игрушечных мишки.
Игра «Паровозик».
Цель: вызвать интерес у ребенка к игрушке - паровозику, учить ребенка предметно-игровым действиям с ним.
Игра «Мыльные перчатки».
Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны. Оборудование: детское мыло, полотенце.
Пальчиковая игра «Коза-Дереза»
Цель: развивать у детей умение согласовывать движения со словами, бегать, подпрыгивать на двух ногах; игра способствует развитию речи воспитатель, дети
Игра «Едем в детский сад на машине»
Цель: Активизировать и развивать речь детей, раскрыть игровой замысел.
Формировать начальные навыки ролевого поведения.
Критерии эффективности проекта
- Будут преодолены стрессовые состояния у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду
- Будет организована работа по развитию навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
- Будет организована работа по развитию игровых навыков, произвольного поведения.
- Будет организована работа по формированию активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей; повышению коммуникабельности между родителями.
Практические материалы по основным направлениям реализации проекта.
Рабочие материалы.
- конспекты проведения бесед, занятий, игр, наблюдений;
- продукты детской деятельности;
- фотоматериалы;
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2025/01/20/izobrazhenie_2025-01-20_124049640.png)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/22/picture-450593-1400764866.jpg)
Выступление на родительском собрании "В первый раз в детский сад" (первая младшая группа)
В данном материале рассмотрены вопросы адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/11/picture-1010384-1518340487.jpg)
Конспект инновационной формы проведения родительского собрания «Первый раз в детский сад» в первой младшей группе
Очень важно дать представление родителям о том, что длительность и характер адаптационного периода зависят от того, насколько малыш подготовлен в семье к переходу в детское учреждение; помочь сформиро...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/21/picture-1023486-1521633763.jpg)
Родительское собрание в первой младшей группе на тему: «Первый раз в детский сад»
Цель:· установление контакта между родителями и педагогами;· моделирование перспектив взаимодействия.Задачи:1. Познакомить с трудностями адаптации ребенка к ДОУ и дать рекомендации ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/23/picture-1000915-1548256850.jpg)
Творческий проект «Мои первые рисовашки» в целях гармонизации детско-родительских отношений в первый год посещения детского сада детьми 2-3-х лет
Первый год посещения детского сада у каждого ребёнка начинается с адаптационного периода. Адаптация – сложный процесс приспособления организма к новым условиям, имеющий свою продолжительность у ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/07/picture-1225274-1583610603.jpg)
Конспект родительского собрания в первой младшей группе ДОУ «Первый раз в детский сад»
Повестка дня:1. Сообщение цели и задач собрания2. Знакомство с родителями3. Адаптация детей к детскому саду, советы родителям4. Ознакомить родителей в вопросе формирования культурно-гигиенических навы...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/11/picture-981550-1610346310.jpg)
Родительское собрание в первой младшей группе на тему "Первый раз в детский сад".
Родительское собрание....