Краткосрочный проект в средней группе "В гостях у сказки"
проект (средняя группа)

Шевелева Татьяна Михайловна

Проектная деятельность по русским народным сказкам в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_gostyah_u_skazki.docx60.59 КБ

Предварительный просмотр:

Краткосрочный творческий проект

"В гостях у сказки".

Средняя группа.

 

Шевелева Татьяна Михайловна

Воспитатель СП МАОУ Борковская СОШ

Краткосрочный творческий проект "В гостях у сказки".

Средняя группа.

 

Тип проекта: творческий

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: краткосрочный (1неделя) 

Формы работы: познавательная, игровая, продуктивная, работа с родителями.

Дата проведения: с 20 декабря по 24 декабря 2021 года

Актуальность проблемы:

Народные сказки – самая древняя из распространенных форм устного народного творчества, присутствующая у всех народов. Сказка отражает убеждения, воззрения, главенствующие черты национального характера, обличает классовые отношения, одновременно обнажая старинный быт, который зачастую отражается в отдельных произведениях - бытовых сказках, сказках о животных, волшебных сказках. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучение детей. Работая с детьми, мы столкнулись с тем, что у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературное произведение.

Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению со сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького человека, близка его мышлению, представлению.

Постановка проблемы:

Дети знают мало русских народных сказок. 

Цель: сформировать у детей представления о русской народной сказке через различные виды деятельности.

Задачи:

1. Образовательные:

Создать необходимые условия для знакомства со сказками.

Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию.

Работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей.

Формировать умение пересказывать сказки.

2. Развивающее:

Развивать групповую сплоченность, самооценку детей.

3. Воспитательные:

Воспитывать у детей уважение к самому себе и другим детям.

Пробуждать интерес к сказкам.

Предполагаемые итоги реализации проекта 
- Дети познакомятся со многими русскими народными сказками, будут знать их содержание.

-Дети попробуют в играх – драматизациях, кукольных театрах, настольных театрах передавать своего героя.

-Привлечение родителей к дальнейшему участию в мероприятиях группы (конкурсы рисунков, поделок, пополнение развивающей среды и т. д.) 

-Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.

-Организация выставки рисунков.   «В гостях у сказки» (с привлечением родителей).

-Развитие у детей детского творчества – рисование, лепка, аппликация.

Методы проекта:

Познавательно-игровая деятельность, игры, беседы, наблюдения, совместные игры.

Этапы реализации проекта.

1 этап: подготовительный (разработка проекта)

- определение проблемы и актуальности проекта;

- постановка цели и задач;

- определение форм и методов работы;

- сбор информации, литературы, дополнительных материалов;

- работа по составлению этапов и плана по реализации проекта;

- создание РППС:

Внести в книжный центр русские народные сказки. Создание дидактических игр по проекту.  Пополнить музыкально-театральный центр масками для инсценировок сказок, подвижных игр. Подобрать картотеки: «Пальчиковые игры на основе сказок»; «Загадки о героях сказки», «Подвижные игры по сказкам»

 2 этап: основной

-проведение познавательно-игровой деятельности по теме согласно планированию.

3 этап: заключительный (подведение итогов проделанной работы)

-анализ полученных результатов;
-выставка рисунков «Мой любимый сказочный герой»;

 -Итоговое мероприятие «Игра – драматизация по сказке «Теремок»

Результат проекта:

1.Дети познакомились со сказками.

2.Дети научились распознавать сказочных героев по иллюстрациям.

3.Во время дидактических игр дети закрепили знания цветов, количество, счет.

4.Дети познакомились с театральными постановками и попробовали в них участвовать.

5. Выставка рисунков «Мой любимый сказочный герой»

                                                                       Приложение

Загадки к сказкам

Он от бабушки ушёл,
И от дедушки ушёл,
Песни пел под синим небом,
Для лисы он стал обедом. 
(Колобок)

Нравом зол, цветом сер,
Семерых козлят он съел.
(Волк и семеро козлят)

Бабушка за дедушку
Ухватилась крепко:
«Ох, никак не вытянуть,
Помогите, детки!»
Добрые помощники
Скоро набегут,
Победит упрямицу
Общий, дружный труд.
(Репка)

Миша по лесу идёт,
Короб на спине несёт – 
Пироги для бабы с дедом
Внучка Маша напекла-
Несговорчивого Мишу
Вокруг пальца обвела!
(Маша и медведь)

Что за гостья в дом пришла 
К трём лесным медведям?
Там поела, попила,
В трёх кроватях поспала,
А хозяева вернулись – 
Еле ноги унесла!
(Три медведя)

Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит.
Это (Доктор Айболит)

Как-то мышка невеличка
На пол сбросила яичко.
Плачет баба, плачет дед.
Что за сказка, дай ответ!

(Курочка Ряба)

В этом доме без забот
Жили звери, только вот,
Медведь к ним пришел потом,
Поломал звериный дом.
(Теремок)

Хоть он был без рук и ног,
Но сбежать из дома смог.
Волк и заяц, и медведь
Не смогли за ним поспеть.
Но лисичка знает дело -
Быстро "Ам" его и съела.
(Колобок)

Трудно бабушке и деду
Репу вытащить к обеду.
Внучка, Жучка, даже кошка
Помогали им немножко
Кто еще пришел на грядку?
Отгадай-ка ты загадку.
(Мышка из сказки Репка)

В сказке лисонька плутовка
Обманула зайку ловко,
Из избушки выгнав прочь.
Плакал зайка день и ночь.
Но в беде ему помог
Один смелый петушок.
(Заюшкина избушка)

В день именин она разбогатела.
Попировать с друзьями захотела,
Но тут ее злодей задумал погубить,
Решил ее он задушить.
Это скандал, это кошмар.
Но помешал ему комар!
(Муха-цокотуха)

Носик круглый, пятачком,

им в земле удобно рыться,

хвостик маленький крючком,

вместо туфелек – копытца.

Трое их, и до чего же

братья дружные похожи!

Отгадайте без подсказки,

кто герои этой сказки?

(Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф)

Беседа «Что случилось с колобком, который ушел гулять без спросу?» (правила безопасного поведения)

Цель: формировать умение детей вести себя при ситуации с незнакомыми людьми.

Задачи:

1.Формировать знания основ личной безопасности.

2.Формировать более точное понимание того, кто является «своим», «чужим», «знакомым».

 3. Развивать память, внимание, мышление.

4. Воспитывать любовь к сказкам.

Воспитатель. Чтобы вежливыми быть надо здравствуй говорить.

(дети выполняют пальчиковую гимнастику).

Здравствуй небо голубое.

Здравствуй солнце золотое.

Здравствуй утро,

Здравствуй день,

Нам здороваться не лень.

Здравствуйте!

Воспитатель: Ребятки давайте с вами вспомним сказку «Колобок»

На пригорке стоял домик. Жили в этом домике дед и бабка. Как-то раз деду очень захотелось румяного колобка. Вот он и говорит бабке.

-Бабка испеки, пожалуйста, колобок.

А бабка отвечает: - Как испечь то, муки то нет.

-А ты по коробу поскреби, по сусекам помети, вот и наберешь муки горсти две.

Бабка так и сделала, по коробу поскребла, по сусекам помела и набрала две горсти муки. Испекла бабка колобок, положила на окошечко, а сама ушла в огород. Получился колобок, румяный, ароматный. Полежал колобок немножко, надоело ему лежать, и колобок скатился, к лесу покатился.

Воспитатель: Сказка вам понравилась? Кто первым встретился Колобку? Какой он Заяц (трусишка, добрый? Кто следующий кого встретил Колобок? Волк, он какой (страшный, злой? После Волка был Медведь. А он какой (большой, косолапый? Кто же следующий кого встретил Колобок? Лиса она какая (хитрая, ласковая? Что случилось с колобком, который ушел гулять без спроса? А что бы случилось если Колобок не скатился с окошка (Ответы детей)

Подвижная игра «Зайка серенький сидит»

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит

Вот так, вот так,

Зайке холодно сидеть

Надо лапочки погреть

Вот так, вот так,

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать

Вот так, вот так.

Мы узнали из сказки что все герои разные Заяц -трусишка, Волк-злой, Медведь- неповоротливый, Лиса –хитрая. Так же и люди в жизни разные бывают, которые выглядят очень добрыми, готовыми прийти на помощь. А другие люди могут выглядеть по- недоброму. Поэтому с незнакомыми людьми надо быть осторожными. Кого из людей вы считаете своими? (Это те люди, которые называются родственниками: мама, папа, сестра, бабушка, дедушка). Как вы думаете «чужие» - это кто? (Это люди, посторонние нам, которых вы не знаете  электрик, сантехник, незнакомый человек). Не всегда незнакомые люди бывают дружелюбны к нам. Они могут замышлять что-то недоброе.

Теперь мы с вами знаем, каких людей считать чужими. Доверять можно только близким людям. Незнакомый, чужой человек может причинить большой вред, сильно испугать, разлучить с близкими, отобрать что-нибудь.

Воспитатель: Ребятки, а вам можно так же как и Колобок взять и уйти из дома? Нет, нельзя. Потому, что на улице вы потеряетесь, заблудитесь.

Хороший ребёнок знает

Если один гуляет,

То быстро без взрослых заблудится,

Ведь очень опасная улица!

Запомни! Лучше всего постараться не отставать и не теряться, для этого необходимо не отвлекаться, стараться быть рядом с родными.

Консультация для родителей

«Роль сказки в жизни ребёнка»

Роль детских сказок в развитии детей многогранна. От развития фантазии до развития правильной речи. Сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Она на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Ведь сказка не только развлекает, но и ненавязчиво воспитывает. Она - универсальный учитель. Дети легче понимают сказку, чем пресную взрослую речь. Поэтому если взрослые хотят помочь объяснить что-то ребёнку, поддержать его, придётся вспомнить язык детства – сказку. Читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребёнка. Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить правильно выражаясь. Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Роль детских сказок развивать фантазию и воображение ребёнка, а так же его творческий потенциал. Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло. Но мы обращаем еще особое внимание на роль сказок в развитии устной речи.

Развитие речи детей в значительной мере зависит от потребности в пользовании языком. У многих детей плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературное произведение.

Так вот сказка является одним из действенных и ярких средств, скрывающих огромные дидактические возможности в развитии речи. Конечно, тексты сказок расширяют словарный запас, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной речи, но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать детскую речь эмоциональной, образной, красивой.

Большинство из ребят умеют самостоятельно рассказывать сказки и даже пытаются придумывать свои сказочные истории.

Родителям стоит больше внимания уделять сказке. Когда взрослый читает ребенку сказку или вместе с ним ее сочиняет, происходит важнейший момент объединения двух миров: мира взрослого и мира ребенка, в волшебном сказочном пространстве.

Сказка - это замечательное средство семейного общения и развития ребенка.

Она помогает установить доверительные отношения, развить речь ребенка и его фантазию, познакомить с окружающим миром и научить общаться.

Но самое главное- сказка меняет и взрослого, ведь его фантазия и речь развиваются тоже! К тому же он начинает смотреть на мир совершенно другими глазами и вспоминать свое детство.

Для чтения сказок важно выбрать «правильное» время, когда ребёнок будет спокойным и в хорошем настроении. Можно делать это перед сном, когда есть время обсудить сказку. Читать нужно с удовольствием и не отвлекаться, это принесёт больше пользы и положительных эмоций. Сказки расширяют познания детей. Форма восприятия добра и зла у взрослых не является образной. Дети не могут воспринимать информацию в такой форме, им необходима образность, игра.

Роль детских сказок в воспитании детей не может быть не замечена. Ребёнок, представив образы, учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им и верить в силы добра. Роль детских сказок не ограничивается только приятным времяпровождением. Сказки можно рассматривать как способ снятия тревоги у ребёнка. С помощью сказок можно помогать преодолевать негативные стороны формирующейся личности. Выбирая сказку для ребёнка обязательно надо учитывать особенности эмоционального развития вашего малыша.  

Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь. Не менее важно сделать речь ребёнка эмоциональной, красивой, образной. Формируется умение задавать вопросы.

Так же в воспитании кроме интуитивного формирования основ устной речи, необходимо специальное обучение. Большое значение надо уделить конструированию слов, предложений, словосочетаний. Очень важна связь между речевой и умственной деятельностью детей. Сказка ещё должна способствовать общению.  

Задача воспитания детей сказками довольно сложная. Надо учитывать ряд моментов связанных с особенностями вашего ребенка. В сказках заложена многовековая народная мудрость. Очень часто сказки обвиняют в ужасной реалистичности. Жестокие действия, которые видит взрослый, ребёнок воспринимает образно. Если ребёнок, неоднократно, видел сцены насилия по телевизору, то он не сможет это образно воспринимать в сказках.

Нужно разъяснить ребёнку, что плохое должно погибнуть. В сказках всегда побеждает добро – это очень важно в воспитании детей на сказках. Тогда ему легче будет справляться с жизненными трудностями. Жизнь внесёт свои коррективы, но в подсознании ничего не пропадает.

Важно и ваше отношение к сказке. Если вы тоже чувствуете, что это другой, сказочный мир, то и расскажите её интересней. Одну и ту же сказку можно читать ребёнку много раз, это поможет ему понять её смысл. Когда он поймёт суть сказки, она станет ему не интересна. Каждый может найти в сказке то, что понятно и близко именно ему. Через сказку можно привить ребёнку любовь к чтению. Сказка в полной мере должна использоваться в семье в воспитании ребёнка. Через сказку ребёнку легче понять, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Ребёнок представляет себя положительным сказочным героем. Сказка является одним из самых доступных средств, для полноценного развития ребёнка.

Не нужно преуменьшать роль детских сказок в воспитании детей. Если правильно подобрать сказки с возрастными особенностями детей, можно положительно влиять на эмоциональное состояние ребёнка. Корректировать и улучшать его поведение. Сказки должны входить в план воспитания детей как средство воспитания личности. Целью сказок должно быть развитие в ребёнке данных от природы эмоций. Действие таких книг должно быть направленно на развитие чувств детей, а не на их рассудок. Если обращать внимание на нелюбимых и любимых героев ребёнка, можно вовремя выявить и скорректировать возможные психологические проблемы ребёнка. Фантазию ребёнка легко направить как в положительное, так и в отрицательное русло развития. Начинать лучше с волшебных сказок имеющих простой сюжет. Воспитание сказкой должно способствовать воспитанию уверенности в себе и своих силах.

Пожалуй, один из самых действенных способов объединить взрослого и ребенка, дать им возможность понять друг друга - это сказка. Она помогает возродить духовный опыт нашей культуры и традиции нашего народа, учит добру и справедливости.

 

                                          Рекомендации родителям

«Не пытайтесь заменить чтение сказки»

- Не пытайтесь заменить чтение сказки на просмотр мультфильмов. Даже при большой занятости найдите время для чтения в кругу семьи или перед сном. 15 минут в день - это немного для живого, эмоционального отображения сказки вами для вашего ребенка, но это очень важно для психологического ее развития.

- Перед тем, как читать незнакомую сказку сыну или дочери, быстро пробегите ее глазами. В современных интерпретациях можно встретить, например: «... и разорвал его на тысячу мелких кусочков». Это уже слишком. Поэтому, в таком случае можно заменить эту сказку на другую, или некоторые действия главных героев заменить на более мягкие, которые не отражают проявлений агрессии и различного негативизма, потому что у ребенка может формироваться мнение, что только зло и жестокость может быть сильным и разумным.

- Не стоит читать грустные сказки ребенку на ночь. Потому что тяжело будет представить, что ребенку может присниться после такой сказки.

- Дети должны знать и понимать, что в жизни есть, кроме «внешней», «внутренняя» сторона (основной воспитательный смысл сказки). Поговорите об этом с ребенком, тонко, осторожно выбирая момент. Исключительно в познавательных целях, подняв ребенка до того, как правильно он должен поступать в подобных ситуациях. А еще лучше, если ребенок недавно чем-то провинился, то подобрать согласно этой ситуации соответствующую сказку с освещением поучительно-воспитательного момента.

Памятка для родителей

«Значение сказок в жизни ребёнка»

«Что за прелесть эти сказки!»- восклицал А.С. Пушкин.

Произнесите эти волшебные слова: «Почитаем сказку….», и ребенок тут же подбежит к вам и приготовится слушать Вас.

В каждой сказке своя мораль, каждая освещает какую-то новую ситуацию, с которой подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни. Просто задавайте ребенку вопросы и вместе ищите ответ. Можно поиграть в игру «Полезные сказочные советы». Берете какую-то сказку, и — кто больше советов найдет? Берете какой-то полезный совет, и кто больше сказок назовет, где он встречается?

Одна мама рассказывала, как ее дочка воспользовалась подсказкой из сказки. В дворовой песочнице ее девочка была самой маленькой, и вечно кто-нибудь отбирал у нее то совочек, то ведерко. И тут мама купила сказки «Кот, петух и лиса» и «Зайкина избушка». Прочитала, обсудили, даже поиграли. Мама старалась беседовать по сказке и строить игру так, чтобы дочка научилась звать на помощь, постоять за себя.

Когда малышка снова оказалась в песочнице и ее снова стали толкать, она завизжала прямо в уши обидчикам изо всех сил. Больше на нее не нападали. Вот так сказка помогла.

Читать сказку нужно так, чтобы ребенок сопереживал поступкам героев, с восторгом воспринимал добро и всей душой противился злу.

Сказка помогает формировать речь ребенка, его эмоциональную жизнь, воспитывает умение удивляться разнообразию мира, развивает воображение и фантазию. Мудрость, заложенная в сказках, воспитывает у детей уважительное отношение к окружающим людям.

Если рядом Сказка, то ребенок стремится стать лучше, учится понимать и любить все живое, познает окружающий мир, пробует сочинять свои собственные сказки, знакомится с трудными правилами и понятиями, съедает «волшебное лекарство», с радостью и без капризов укладывается спать.

Дети очень любят слушать сказки, расширяющие их познания и кругозор, показывающие, что помимо реального существует и волшебный мир. Именно через сказки, обращенные к сердцу, ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Вспомним, как в реальной жизни люди сталкиваются с добром и злом. Форма воспитания этих понятий для взрослого не является образной. Детям необходима игра воображения. Детское понятие о добре предстает в сказке в виде богатыря, рыцаря, принца, воплощающего силу и храбрость, доброй волшебницы или феи, которые всегда могут прийти на помощь. В сказках повествуется о чувствах героев, а не о внешних событиях, и разворачивающееся в них действо часто противоречит обычной реальности. Ребенок, услышав и представив сказочные образы, легко учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, обретает уверенность в себе

Сказки ни в коей мере нельзя рассматривать только как приятное, доступное детям занятие. С помощью сказок можно воспитывать ребенка, помогать преодолевать негативные стороны его формирующейся личности . Например, жадному эгоистичному ребенку полезно послушать сказку « О рыбаке и рыбке», «О трех жадных медвежатах»; пугливому и робкому – «О трусливом зайце»; шаловливому и доверчивому помогут «Приключения Буратино», капризуле – «Принцесса на горошине», активному и подвижному непоседе – «Кот в сапогах», сказки о храбрых богатырях и рыцарях, посвятивших жизнь подвигам во имя людей.

Постарайтесь понять эмоциональную проблему Вашего малыша (страх, одиночество, неуверенность, грубость и другие черты). Задумайтесь, почему он тревожен, агрессивен, капризен – и сочините сказку, где герои, их приключения и подвиги будут помогать решать ребенку его существенную проблему. Придумайте фантастическое существо, пусть оно по сказочному сюжету преодолевает все трудности. Ваш ребенок сам почувствует помощь и найдет выход из травмирующей его ситуации.

Рассказывая малышу сказку. Обязательно придумайте хороший финал. Сочиняйте только те сказки, которые близки и понятны именно Вашему ребенку.

Рекомендации родителям:

«Какие сказки читать детям»

Общее правило чтения сказки детям любого возраста гласит – сказку нужно  читать, пока у ребенка есть интерес в глазах, то есть пока ему очень хочется слушать ее. А поэтому: большие по объему сказки (сказки с продолжением) заканчиваем читать на самом интересном месте, чтобы  у ребенка было большое желание  узнать, что же случится дальше и продолжить слушание.

Если ребенок устал и не хочет слушать книгу, то лучше всего не заставлять. Вместо этого пойти на прогулку или поиграть, сменить вид деятельности. Насилием интерес к книге не воспитать.

Перед чтением назовите ребенку жанр, автора и название сказки. Например: «Давай почитаем сказку  Корнея Ивановича Чуковского «Доктор Айболит». Называние жанра — это маленький шажок к культуре чтения, к знанию особенностей разных жанров литературы. (Позже – к 6-7 годам Ваш ребенок сможет уже точно определять жанр и отвечать на вопрос: «Что это за произведение – сказка, рассказ или стихотворение?», «Это колыбельная или считалка?» и давать обоснование своего мнения.) Жанр называйте всегда  точно, правильно – не «стишок», а «стихотворение», не «сказочка», а «сказка». Если сказка народная – то можно сказать  так: « Я расскажу тебе украинскую народную сказку «Рукавичка».

Прежде чем читать сказку ребенку, желательно взрослым ознакомиться с ее текстом и иллюстрациями. Это нужно и для того, чтобы вовремя объяснить незнакомые слова, и чтобы обратить внимание на выразительные слова и образные сравнения, на язык сказки. И еще по одной причине – которая возникла в последнее время в книгоиздании для детей. Очень важной причине.

Покупая книжку для ребенка, обязательно внимательно прочитайте текст сказки прямо в магазине, т.к. сейчас очень часто встречаются «вольные» пересказы известных сказок и переводы, которые отнюдь не  отличаются художественностью.  Такие тексты очень вредно читать детям.

Очень часто малыши просят несколько раз читать  одну и ту же сказку. Что делать – читать ее или предлагать другую? Конечно же, читать — читать ту сказку, которую малыш выбрал и просит повторить. Дети дошкольного возраста очень любят повторения сказок, они каждый раз заново проживают одни и те же ситуации с таким же удовольствием, как  будто слушают сказку в первый раз. Потом они начинают исправлять Ваши неточности, если Вы где-то ошиблись при чтении, знают сказку почти наизусть, но всё равно снова и снова просят ее повторить. Это важный этап в развитии ребенка как будущего читателя.

У каждого ребенка или у каждой группы детей есть одна такая любимая книжка, которая зачитывается до дыр. Очень важно, чтобы такая книга — сказка несла в себе общечеловеческие нравственные ценности, имела художественный язык, несла положительные сценарии поведения и жизненные сценарии. Мы не знаем, в какую книгу из прочитанных вдруг «влюбится» Ваш ребенок, какая захватит его внутренний мир и станет спутником по жизни, на кого из сказочных героев он захочет стать похожим,  поэтому к каждой книге для детей предъявляются очень высокие требования.

Прочитать одну и ту же сказку можно и сегодня, и завтра, и послезавтра, и на следующей неделе, потом сделать перерыв и снова повторить. Каждый раз сказка открывает перед нами всё новые пласты смысла, мы начинаем видеть в ней то, что раньше не замечали. Потом Вы сами увидите, как ребенок к сказке «остыл» и сам предложил послушать другую.

Дети любят инсценировать сказки. Никогда не вырезайте для театра фигурки из книжки. Этим мы продемонстрируем свое неуважение к книге. Где взять картинки для игр – инсценировок:

А) сделать  цветной ксерокс страниц книжки и наклеить фигурки на картон,

Б) сделать фотографии картинок из книги, распечатать их  и вырезать,

В) в Интернете есть варианты картинок по сказкам, которые тоже можно использовать. Причем очень удобно комбинировать персонажей из разных сказок для сочинения своих собственных.

Играя в сказку, ребенок может изменять ее сюжет, вводить новых персонажей, новые диалоги. Это нормально, нельзя его останавливать или тем более ругать, что «плохо слушал, в сказке такого не было». Разрешите малышу творить, придумывать, сочинять. Это замечательно! Ведь сказка  и игра-инсценировка — это творчество, живая речь, а не заученный  заранее наизусть текст. И творческие театрализованные и режиссерские сказки (игры по сюжетам сказок) – это очень важная часть жизни ребенка, необходимая для его полноценного развития.

Если малышу не интересны книги, не расстраивайтесь. Интерес к книге воспитывается, развивается – это не врожденное качество. В этом случае начинайте с небольших произведений, заканчивая чтение до момента усталости малыша.

Сказка или мультик — какой вариант  из двух лучше?  Вариант 1 -  сначала посмотреть с ребенком мультик по сказке, а потом прочитать эту сказку. Или  вариант 2 – сначала прочитать сказку, а потом посмотреть по ней мультфильм?

Лучше второй вариант. И вот почему. При слушании сказки ребенок более активен, он сам придумывает – воссоздает в своем воображении образы героев сказки. У него нет перед глазами мелькающих картинок на экране, а поэтому он более внимательно вслушивается в слова сказки. При просмотре мультика малыш пассивен, образы героев уже созданы режиссером и художником. Разумеется, что ничего страшного не будет, если малыш сначала увидит мультфильм, а потом Вы прочитаете сказку. Но если есть выбор – то лучше выбрать второй вариант.

 Не бойтесь читать детям не говорящим или плохо говорящим сказки с ярким художественным языком, со сложными синтаксическими конструкциями, не упрощайте язык сказки «под уровень речи ребенка». Пусть малыш еще говорит плохо – но он всё впитывает и всё понимает! Наоборот, даже плохо говорящим детям очень нужно  и очень важно ежедневно и часто читать высокохудожественные сказки, давая образец литературной речи. Эта та «питательная среда», в которой и будет постепенно формироваться и развиваться богатая выразительная речь ребенка. Иначе он так и останется на уровне примитивной мысли и примитивной речи. Не обедняйте литературную жизнь и язык Ваших малышей! Закладывайте задел на будущее!

Детям младшего дошкольного возраста народную сказку лучше рассказывать, а не читать по книге (если есть такая возможность). Или хотя бы просматривать текст сказки «вперед» глазами по книге, а потом повторять ее вслух малышу, глядя ему в лицо и наблюдая за его реакцией.

Когда Вы рассказываете сказку, глядя на ребенка, Вы видите его реакции, Вы можете в нужный момент сделать паузу, поменять интонацию речи, задать вопрос. Маленькому ребенку трудно и совсем не интересно слушать сказку, если взрослый уткнулся в текст и не обращает внимание на малыша.

Подвижная игра «Теремок».

В чистом поле теремок

Был ни низок, не высок. (Присели, встали, руки вытянуты.)

Звери разные там жили,

Жили дружно, не тужили. ( Поклон.)

Там и мышка (Руки перед собой, бег на носочках.)

И лягушка, (Присели.)

Зайчик (Прыжки.)

С лисонькой-подружкой (Повертели «хвостиком».)

Серый волк – зубами щелк (Показали руками «пасть».)

В дружбе знали они толк. (Поклон.)

Но набрел на теремок

Мишка косолапый (Изобразить мишку.)

Раздавил он теремок

Своей огромной лапой. (Кулачок об кулачок.)

Звери очень испугались.

Поскорее разбежались (Бег по кругу.)

А потом собрались снова.

Чтоб построить терем новый. (Собираются в маленький круг и обнимают соседа)

Рефлексия.

Воспитатель:

Ребята вам понравилось наше путешествие?

В каких сказках мы побывали?

Какие герои там были?

Что там случилось?

Вам понравилось сегодня со мной разговаривать, играть?

Если да, то похлопайте в ладоши, если нет, то потопайте ногами.

Белочка: Я дарю вам эту корзину с орехами.

Молодцы ребята!

Пальчиковая игра

«Как мы репку посадили»

Выглянуло солнышко.

Солнышко, свети — свети!

Зернышко, расти — расти!

Появляются листочки,

Распускаются цветочки.

Физкультминутка

«Репка»

Вот мы репку посадили (наклониться)
И водой её полили  (имитация  движения)
А теперь её потянем  (имитация  движения) 
И из репы кашу сварим  (имитация  движения) 
И будем от репки здоровые и крепкие (показать силу).


Физкультминутка

«Посадили репку в огороде»

Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом      (ходьба)

Перед нами огород             (руки вытянуть вперед)

Дед на помощь нас зовет        (махи руками)

Вот мы репку посадили          (наклониться)

И водой её полили                  (имитация движения)

Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)

А теперь её потянем                          (имитация движения)

И из репы кашу сварим                      (имитация движения)

И будем от репки здоровые и крепкие         (показать силу)

Быстро справится сумели 
И на место тихо сели.

Бодрящая гимнастика «В огороде –Репка».

В огород мы пойдем.                  (дети идут по кругу и изображают

Овощей наберем.                          как будут набирать овощи)

В огороде нашем

Нет нашей репки краше!              (поглаживают руками лицо)

Круглый бок,                                (повороты в стороны)

Желтый бок                                  (наклоны в стороны)

Сидит на грядке колобок                  (дети приседают)

Врос он в землю крепко

Потянем его детки!                            (наклоны вперед)

Тянем - потянем

Вот и вытащили репку!                   (руки поднимают вверх)

А она сочна, кругла, большая,               (руки в стороны)

Одним словом удалась –

Желтым солнышком зажглась!       (дети закрывают глаза, жмурятся ;руки поднимают вверх).

Лепка «Горошек для петушка»

Цель: продолжать знакомить детей с приемами работы с пластилином.

Задачи: развивать мелкую моторику;

закреплять знание зеленого цвета; продолжать учить отщипывать от целого куска пластилина небольшие кусочки,

раскатывать пластилин между ладоней круговыми движениями;

воспитывать отзывчивость, желание помочь игровому персонажу.

Материал: игрушка «Петушок», домик, пластилин зеленого цвета, дощечки, тарелочки для слепленных поделок по количеству детей, салфетки для вытирания рук после лепки.

Дидактическая игра «Петушок»

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,

Деткам спать не даешь?

- Вот он петушок! Здравствуй петушок, поздоровайтесь с петушком.

- Опять спрятался петушок, давайте снова его позовем!

- Не выглядывает петушок больше в окошко, не хочет с нами играть. Как вы думаете, почему? А я, кажется, знаю почему: мы ему горошек обещали дать, а не дали. А петушок очень любит горошек. Нужно его горошком угостить, а то он обидится и не придет больше к нам в группу. Где же нам горошек взять? А давайте петушку горошек слепим из пластилина!

-Посмотрите, какого цвета у меня пластилин?

-Зеленый.

-Правильно, зеленого, потому что горошек зеленый. Разминаем пластилин руками, чтобы он был мягкий, чтобы из него легко было лепить.

Вот у меня большой кусок пластилина, я отщипну от него маленький кусочек это какой кусочек? (большой, а это какой? (маленький) Я большой кусочек положу на дощечку, а маленький буду раскатывать между ладошек. Вот так. Покажите, как вы будете раскатывать пластилин?

- Посмотрите, какая получилась горошинка? Я положу горошинку на тарелочку.

Я мало горошка слепила. Петушку его не хватит. А все вместе мы много горошка слепим и угостим петушка.

Пальчиковая гимнастика «Петя-петушок».

Петя, Петя-петушок (соединяем большой и указательный палец в «клюв»)

Золотой гребешок (скрещиваем пальцы двух рук)

Шелкова головушка (гладим по голове)

Масляна бородушка (гладим по подбородку)

Что ты рано встаешь (вытягиваемся на носочках, руки вверх)

Голосисто поешь, детям спать не даешь (руки складываем под щекой).

Во время лепки помогаю отщипывать кусочки не слишком мелкие и не слишком крупные, скатывать их между ладоней.

- Петушок большой, ему столько горошка не хватит, у тебя еще много пластилина осталось, слепи еще горошинки.

- У петушка есть еще курочка с цыплятками, они тоже горошек любят, слепим еще горошек, чтобы им тоже хватило.

После лепки напоминаю, чтобы дети вытерли руки салфетками.

-Пойдемте петушка угощать. Берите свои тарелочки с горошком, несите их к домику, будем петушка звать. Ставьте тарелочки вот сюда (перед окошком домика). Давайте позовем петушка!

Выходи к нам, петушок, мы не шутим, мы тебе много горошка принесли.

-Посмотри, что тебе детки слепили, что мы слепили для петушка?

- А из чего мы лепили горошек?

- Какой получился горошек?

- Попробуй, петушок наш горошек.

Ко-ко-ко, какой вкусный горошек получился. Какой сладкий горошек слепил мне.

Петушку очень понравился ваш горошек, он приглашает вас поиграть с ним.

Игра

Как у наших у ворот

Петух зернышки (горошек) клюет, дети сидят стайкой на корточках,

Петух зернышки (горошек) клюет, а петушок гуляет по группе.

Малых детушек зовет:

-Вы мои ребятки,

Желтые цыплятки, после этих слов дети подбегают к петушку,

Бегите все ко мне, стучат по ладошке указательным пальчиком другой

Помогите мне. Руки и говорят: клюю-клю-клю.

Итоговое мероприятие:

Игра – драматизация  по сказке «Теремок»

Цель: Развивать память детей, умения отгадывать названия русских народных сказок, по загадке и наглядной картинки сказки. Формировать умения детей передавать своего персонажа сказки «Теремок», речью, мимикой, жестами и действиями. Воспитывать интерес к сказкам.

Ход: Приход Бабушки – сказочницы: «Здравствуйте дети, вы меня узнали? А пришла я не одна, я друзей вам привела! Встречайте их!»  Входят дети в костюмах персонажей сказки «Теремок». (Присаживаются вместе с другими детьми). «А с собой я принесла сундучок с сюрпризами. Вот первый сюрприз:  Много сказок я вам рассказала, много показала. Сказки просят, а сейчас, вы, друзья, узнайте нас!» (достаю картинки – фрагменты сказок и читаю загадку, дети отгадывают:

На сметане мешен, на окошке стужон,

Круглый бок, румяный бок, покатился …колобок.

Ах ты Петя – простота,

сплоховал немножко:

Не послушался кота,

Выглянул в окошко («Кот, петух и лиса»)

А дорога далека,

А корзинка – не легка,

Сесть бы на пенёк,

Съесть бы пирожок (« Маша и медведь»)

В сказке небо синее,

В сказке птицы страшные,

Реченька, спаси меня,

 Ты спаси меня и братца («Гуси – лебеди»)

Возле леса у опушки,

 Трое их живут в избушке,

Там три стула и три кружки,

 Три кровати, три подушки,

Угадайте без подсказки,

 Кто герои этой сказки? («Три медведя»)

Всем известна на Руси,

Ждали маму с молоком,

 А пустили волка в дом,

 Кто же эти… маленькие дети («Волк и семеро козлят»)

Бабушка – сказочница: Молодцы, все мои загадки отгадали, сказки все узнали.

Давайте отдохнём и построим дом для гнома:

1, 2, 3, 4, 5,(повороты вправо, влево, руки на поясе),

 будем строить и играть ( приседания),

дом большой, высокий строим (руки вверх, на носочки),

окна ставим, крышу кроем (показываем руками окно, руки над головой – имитация крыши),

вот какой красивый дом (руки перед собой, показывая на дом),

будет жить в нём старый гном (хлопки руками)

Бабушка – сказочница: А теперь, дорогие зрители,

 Сказку посмотреть, не хотите ли?

В любой сказке есть свой прок

Девочкам и мальчикам урок.

Игра – драматизация сказки «Теремок».

Цель: развивать творчество, самостоятельность, артистические навыки в ходе обыгрывания сказки «Теремок», приобщать дошкольников к театральному искусству.

Задачи:

Образовательная: учить детей использовать для передачи образов героев сказки выразительные средства: интонацию, жесты, мимику

Развивающая: способствовать разностороннему развитию детей; развивать память, воображение, словесное творчество.

Воспитательная: воспитывать дружеские и доброжелательные взаимоотношения.

Оборудование: шапочки/маски сказки «Теремок»: мышки, лягушки, зайца, лисички, волка, медведя.

Ведущий: Здравствуйте, ребята. Недавно мы с вами читали сказку Теремок. Все ли из вас ее помнят? Давайте вспомним, кто жил в Теремке? Как обычно называют мышку в сказках? А почему? Как вы думаете, почему лягушку называют квакушкой? А как называют зайчика? Как вы думаете, какая обычно лиса в сказках?

Сегодня мы с вами поиграем! Я буду рассказывать сказку, а вы мне будете помогать, согласны? У нас с вами будет настоящий театр. А в настоящем театре всегда есть актеры и зрители..

А сейчас, сказка в гости к нам спешит. Давайте ее послушаем и поиграем.

Звучит музыка к сказке «Теремок» - «вступление» .

Стоит в поле теремок. Он не низок, не высок. Солнышко его пригревало, ветер обдувал.

- Ребята, а вы умеете ветер делать?

Дети выполняют дыхательное упражнение: Вдох носом, выдох ртом.

Мышка-норушка по полю бежала, теремок увидала.

Звучит музыкальное сопровождение - «мышка» .

Подбежала, посмотрела в окошечко и говорит:

- Кто-кто в теремочке живет, кто – кто в невысоком живет?

Никто не ответил.

Но чтобы в наш теремок попасть нужно разными умениями обладать. Вот ты, например мышка, умеешь в ладоши хлопать?

Мышка хлопает.

Заходи мышка! Стала мышка-норушка жить-поживать в теремке.

А в это время мимо лягушка-квакушка прыгала.

Звучит музыкальное сопровождение - «лягушка» .

Увидела она теремок, подошла к нему и говорит:

- Кто-кто в теремочке живет, кто – кто в невысоком живет?

А ей в ответ:

- Я мышка – норушка, а ты кто?

- А, я лягушка – квакушка, пусти погреться.

Пустим, но покажи сначала, как ты прыгать умеешь?

Лягушка прыгает.

Здорово! Заходи к нам, в теремок! Зашла лягушка и стали они вдвоем жить-поживать.

Только зашла, как вдруг бежит мимо зайчик-побегайчик.

Звучит музыкальное сопровождение - «зайчик» .

Подбежал заяц к теремочку и говорит:

- Кто – кто в теремочке живет, кто – кто в невысоком живёт?

А ему в ответ:

- Я мышка – норушка, я лягушка – квакушка, а ты кто?

- Я зайчик – побегайчик. Пустите меня в теремок.

С удовольствием, только сыграй нам вначале на ложках!

Заяц играет.

Какой ты хороший музыкант. Заходи, вместе жить веселее!

А это время проходила мимо теремка лисичка-сестричка.

Звучит музыкальное сопровождение - «лисичка» .

Подошла она к нему и говорит:

- Кто – кто в теремочке живет, кто – кто в невысоком живёт?

А ей отвечают:

- Я мышка – норушка, я лягушка – квакушка, я зайчик – побегайчик, а ты кто?

- А я лисичка - сестричка. Можно и мне с вами в теремке поселиться?

Мы рады будем! Но для начала покажи, как ты танцуешь!

Лисичка танцует.

Замечательно! Заходи к нам. И стали они вчетвером жить. Все они в теремке дружно живут, песни поют.

Тут по полю шел волчок – серый бочок.

Звучит музыкальное сопровождение - «волк» .

Теремочек увидал и постучал:

- Кто- кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет?

А из теремка отвечают:

- Я мышка-норушка, я лягушка – квакушка, я зайка – побегайка, я лисичка – сестричка. А ты кто?

- А я волчок – серый бочок. Пустите в теремок.

Заходи. Только отгадай сначала нашу загадку, а ребята тебе помогут!

Невелик собою дом,

Но зато вместителен.

Уместиться можно нём

Самым разным жителям.

Не висит на нём замок.

Этот домик — ...

(Теремок)

Правильно. Заходи, волчок-серый бочок.

Живут они впятером, живут-поживают, горя не знают.

Вдруг идет мимо медведь косолапый.

Звучит музыкальное сопровождение - «медведь» .

Увидел теремок, услыхал песни, остановился и заревел:

- Терем-теремок! Кто в тереме живет?

- Я мышка – норушка! Я лягушка - квакушка! Я зайчик - побегайчик! Я лисичка - сестричка! Я волчок-серый бочок.

- А ты кто?

- Я - мишка косолапый! Пустите меня к вам жить!

- Нет, ты наш теремок раздавишь.

- Пожалуйста, пустите.

- Ну хорошо, иди к нам жить!

Медведь полез в теремок. Лез-лез, лез-лез, а теремочек закачался и рассыпался!

Что же делать? Как нам быть? Решили звери построить новый теремок, лучше прежнего. Давайте и мы ребята поможем нашим героям, приготовьте свои ладошки!

Проводим гимнастику «Строим дом».

Строим, строим, строим дом. – стучим кулачком по кулачку

Будет всем уютно в нем. – сжимаем пальчики на руках в «замочек»

Строим крышу и окно. – поднимаем ладони, соединяем пальцы, изображая крышу дома

Будет в домике светло. – поднимаем руки наверх, покачиваем,

изображая солнце

Вот какой получился теремок. Понравилось вам, ребята? В какой сказке мы побывали? А что мы сделали со сломанным теремком?

 Прощание и уход Бабушки – сказочницы.

Аппликация «Колобок встретил лису»

Задачи:

- Формировать у детей положительное отношение к занятию по аппликации.

- Учить детей располагать элементы аппликации, правильно ориентируясь в пространстве листа бумаги (вверху, внизу, посередине) фиксируя пространственные представления в речевых высказываниях.

- Упражнять в умении намазывать клеем всю форму элемента аппликации или по краю.

- Воспитывать аккуратность при наклеивании.

- Развивать чувство ритма и чувство цвета.

Оборудование: белые листы бумаги (фон), заготовки элементов аппликации из цветной бумаги, клей, подставка, кисть для клея, салфетки, баночки для клея, сказочные персонажи (игрушки).

Ход образовательной деятельности:

I Организационный момент.

Восп.: Дети сегодня мы с вами будем делать аппликацию по сказке. А как называется эта сказка, попробуем угадать все вместе.

                    Сказка просит

                    А сейчас, вы друзья

                    Узнайте нас,

                    Не лежалось на окошке

                    Покатился по дорожке.

Дети: Сказка «Колобок».

Восп.: А вот каких сказочных героев будем выполнять, сейчас вы узнаете, если отгадаете ещё загадку.

                Румяный круглый паренек

                Он жил всего один денек

                С веселой песенкой бродил

                И все напасти обходил

                До той поры, пока в лесу

                Не встретил хитрую лису.

Дети: Это Колобок и Лиса.

Восп.: Наше занятие называется «Колобок встретил лису».

II Основная часть.

Появляется в группе Лиса (сказочный персонаж).

Лиса: Здравствуйте, ребятишки

           Девчонки и мальчишки!

Я ищу своего дружочка Колобка. А вы случайно его не встречали? А вы поможете мне найти его? Я его не съем, обещаю! Я совсем другая лиса, добрая и такая хорошая. Я вас не обманываю.

Восп.: Ну, что ребята, поверим лисе? Поможем найти ей друга Колобка?

Дети: Конечно, поможем!

Восп.: Итак, перед вами образец выполнения сказочных героев в технике аппликации из бумаги.

Показ образца лисы.

- Из каких частей состоит изображение лисы?

Ответ: голова, туловище, хвост, уши.

- Из каких геометрических фигур состоит изображение лисы?

Ответ: голова-треугольник, уши-треугольники, туловище - треугольник, хвост-овал.

Воспитатель уточняет при этом: голова лисы выполнена из геометрической фигуры треугольника среднего размера, а уши выполнены из геометрических фигур - треугольников маленького размера и т.д.

- Какого цвета лиса? (ответ детей)

-В какой части листа расположена Лиса? (ответ детей)

Восп.: Каждой вещи свое место,

            А девиз у нас такой:

            Все, что нужно под рукой.

-Ребята, посмотрите внимательно и скажите, что необходимо для выполнения работы? (ответ детей)

 -С какого элемента в аппликации необходимо начинать работу? (ответ детей)

Последовательность наклеивания деталей изображения лисы (рассказ и показ воспитателем)

Дети раскладывают детали изображения лисы на белом  листе бумаги.

Разминка для рук.

Вот что делают ладошки

Мои маленькие крошки.

(сжимание и разжимание кистей рук)

Практическая часть.

Выполнение работы детьми с проговариванием и показом (индивидуальная работа).

Напомнить правила работы с клеем.

  • Нанести клей кистью по всей детали или по краю.
  • Правильно пользоваться кистью с клеем (положить на подставку).
  • Правильно держать кисть в руке при нанесении клея.
  • При наклеивании пользоваться салфетками.

Применение ТСО при выполнении аппликации Лисы.

               Физминутка «Друзья».

Дети выходят из-за стола, встают в круг. Водящий передает по кругу мяч (Колобок). Дети хором произносят:

         Колобок, колобок

         Колобок, румяный бок.

         По дорожке ты пойдешь,

         И дружочка ты найдешь.

В конце игры появляется Лиса (сказочный персонаж). Лиса произносит:

   Ты нашел меня мой друг,

   Я твой друг и ты мой друг.

Восп.: Вот и встретились Лиса и Колобок на дорожке.

 Давайте мы продолжим выполнять аппликацию и покажем, как встретил Колобок Лису.

Показ образца Колобка.

-Скажите, какой формы Колобок? (ответ детей)

-Какого он цвета? (ответ детей)

-Он веселый или грустный? (ответ детей)

- В какой части листа  расположен Колобок? (ответ детей)

 Воспитатель раздает каждому воспитаннику мячик (прыгун с шипами). Дети катают мячик в ладошках, зажимают и разжимают в ладонях, ощупывают пальчиками (мелкая моторика рук).

 Продолжение выполнения Колобка (применение ТСО).

  • Дети раскладывают детали Колобка на бумаге.
  • Выполнение работы с проговариванием и показом (индивидуальная работа).
  • Показать, как правильно приклеить мелкие детали – глаза.
  • Напомнить об использовании салфеток при работе.

Появляются сказочные персонажи Колобок и Лиса. Колобок благодарит ребят за помощь – встретились персонажи. Колобок говорит детям:

       Вы, ладошки, отдыхайте

       И сюрпризы получайте.

       Что в ладошку положу,

       Никому я не скажу.

       Это будет наш секрет

       И от колобка привет.

(Колобок каждому ребенку выдает наклейку – эпизод из сказки)

Сказочные персонажи уходят, прощаясь:

  До свидания, друзья, до свидания.

  Помашите нам ладошкой на прощание!

Выставка работ детей.

III Итог:

-Как называлось наше занятие? (ответ детей)

-С чего мы начали работу? (ответ детей)

- Затем…(поэтапное наклеивание деталей Лисы)

-Потом…(поэтапное наклеивание деталей Колобка)

- Для чего  делали аппликацию? (ответ детей)

Восп.: У вас все хорошо получилось. Вы старались, чтобы аппликации были аккуратными, правильно выполненными. Все молодцы! (отметить активность детей)

Уборка рабочего места детьми.

Картотека подвижных игр по сказкам

Средняя группа

«Теремок»

Дети стоят в кругу – это теремок. Несколько детей одевают маски героев сказки:

мышки, лягушки, зайца, волка, лисички и медведя.

Дети поднимают руки, сцепленные друг с другом и говорят слова:

                                       «Вот стоит теремок

                                         Он не низок, не высок.

                                         Как войдет в него зверек,

                                        Так захлопнется замок»

Во время проговаривания слов дети в масках зверей вбегают в круг и выбегают из него.

На слова воспитателя «ХЛОП» дети опускают сцепленные руки. Кто попадется, перестаёт быть «зверьком» и встает в теремок с остальными детьми.

Игра проводится, пока не останется самый ловкий.

«Бармалей»

Выбирается ребенок – Бармалей, ему одевается маска героя.

Он подходит к детям со словами:

                                        «Я добрейший Бармалей

                                          Очень я люблю детей.

                                          Кто пойдет со мной гулять:

                                          Бегать, прыгать и скакать?»

Дети отходят от Бармалея, приговаривая:

                                                                  «Не хотим с тобой идти,

                                                                    Лучше нас ты догони!»

Дети убегают от Бармалея. Пойманных детей он уводит в свой «домик»

Затем игра продолжается с вновь выбранным ребенком.

«Лиса в курятнике»

 Роль «Лисы» будет выполнять (выбирается ребенок с помощью считалки). Воспитатель на ребенка надевает шапочку Лисы. Лиса живет в норе (в обруче). Ребенок «Лиса» встает в обруч. Все остальные ребята – куры, надевайте шапочки. Гимнастические скамейки – это насест для кур. Куры сидят на насесте, на скамейке: (дети садятся). По сигналу «Вышли куры, на прогулку!»  дети – куры спрыгивают с насеста, гуляют по двору, приседают, «клюют зернышки».  Воспитатель: По сигналу «Лиса!», «Куры» убегают на насест, а лиса старается их поймать   До кого Лиса дотронулась, запятнала, того она уводит к себе в нору. 

«Волк и козлята»

Выбирается волк, остальные дети - козлята.

Дети - козлята прыгают по площадке, приговаривая:

                                               «Мы веселые козлята

                                                 Озорные все ребята,

                                                 Не боимся никого

                                                 Кроме волка одного.

                                                                            (подходят к волку)

                                                                            Серый волк, не зевай

                                                                            Нас скорее догоняй»

На последние слова «волк» догоняет «козлят». Кого поймал (осалил), тот приседает.

Игра останавливается, когда поймана большая часть ребят.

Затем выбирается новый «волк»

«Зайцы и лиса»

По обе стороны спортзала или площадки лежат канаты расстояние между канатами 1-1.5 метра, дети встают на канат. Разделить детей на две подгруппы: 1 подгруппа - мальчики, 2 подгруппа - девочки. Ведущий говорит, на полянке скачут зайки.  Дети начинают прыгать на двух ногах на середине зала (площадки).

На полянке скачут зайки.

Прыг- скок, Прыг-скок. (Дети прыгают на двух ногах).

Сядут дружно роют лапкой. (Присели, имитация руками «Роют лапками»)

 Вкусный корешок.

Подкрепились, в пляс пустились (Прыжки на двух ногах)

Прыг – скок, прыг -  скок.

Вдруг лисичка появилась,

Зайцы, быстро наутек!  (Дети перебегают с одной стороны на другую, меняются местами).

Хороводная игра «Бабка Ежка»

В середине круга встает водящий – Бабка Ежка. В руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:

Бабка Ежка - костяная ножка!

С печки упала, ногу сломала,

А потом и говорит: «У меня нога болит».

Пошла она на улицу - раздавила курицу.

Пошла на базар – раздавила самовар.

Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется – тот и замирает.

Хороводная игра «Мыши в кладовой»

Цель: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Дети упражняются в подлезании, в беге.

Описание игры: Дети «мыши» сидят в норках – на стульях или на скамейках, поставленных вдоль стен комнаты или по одной стороне площадки. На противоположной стороне площадки протянута верёвка на высоте 50-40 см. это «кладовая». Сбоку от играющих сидит «кошка», роль которой исполняет воспитатель.

Кошка засыпает, и мыши бегут в кладовую. Проникая в кладовую, они нагибаются, чтобы не задеть верёвку. Там они присаживаются и как будто грызут сухари или другие продукты. Кошка внезапно просыпается, мяукает и бежит за мышами. Мыши убегают в норки (кошка не ловит мышей, а только делает вид, что хочет поймать их). Возвратившись на место, кошка засыпает, и игра возобновляется.

Повторить игру можно 4-5 раз.

Воспитатель должен следить, чтобы дети, подлезая под верёвку, не задевали её.

«Коза-дереза»

Цель: совершенствовать навыки бега, учить слушать текст, быстро реагировать на сигнал. Развивать внимательность, скорость, ловкость. Учить ориентироваться в пространстве. Воспитывать интерес к совместной игре.

Ход игры

Среди детей выбирается Коза-дереза, которая находится на одной стороне площадки (или групповой комнаты) в домике, а другие дети – на противополоположной стороне. По сигналу воспитателя дети гуляют по лесу, подходя к домику Козы. Коза замечает детей, прогоняет их от своего домика:

Я Коза-дереза,

за три копы купленная,

на полбока лупленная.

Ножками затопчу,

хвостиком замету -

забодаю, забодаю...

Коза, выполнив имитационные (согласно тексту) движения, догоняет детей. Тот, кого она поймает, выполняет какую-то задачу (Фант).

Усложнения. Увеличить или уменьшить расстояние между Козой и детьми; добавить еще одного-двух ведущих. Вместо бега ввести прыжки на двух ногах или бег парами. Во время бега детей поставить преграды (кубики).

«Муха- Цокотуха»

Дети стоят в кругу, взявшись за руки.

В центре - ребенок в шапочке Мухи- Цокотухи.

Дети идут по кругу, проговаривая слова:

                                          «Муха, Муха - Цокотуха

                                            Позолоченное брюхо

                                            В гости мы к тебе идем

                                            Кого хочешь, приведем?

                                                                   Может пчелок полосатых?

                                                                   Или гусениц мохнатых?

                                                                   Кровопийцев - комаров?

                                                                   Или толстых червяков?»

Ребенок в центре (Муха - Цокотуха) выбирает.

Если ребенок назвал пчелок, то дети летят по кругу и жужжат;

если гусениц - идут мелкими шагами;

если комариков - летят, произнося «з-з-з»;

если червяков - идут по кругу, попеременно наклоняя и поднимая туловище.

После каждого показа ведущий выбирает ребенка, который, по его мнению, выполняет движения лучше всех, и он становится ведущим.

Игра «Веселые колобки»

(По мотивам сказки «Колобок»)

Для средней группы

Цель: совершенствовать навыки бега, ходьбы, развивать скорость, ловкость;

          воспитывать внимание, желание играть со сверстниками.

 

Ход игры

Воспитатель вместе с детьми вспоминает сказку «Колобок» и предлагает поиграть в игру, воспроизводящую события сказки. Считалкой определяют, кто будет Зайчиком, волком, Лисичкой и Мишкой. Остальные дети - веселые колобки.

На одной стороне площадки воспитатель чертит круг - это домик колобков, на другом размещает обручи (домики для зверей). Зверьки становятся в свои домики. А колобки ходят по площадке. Воспитатель говорит:

В лесу колобки гуляют,

Ходят, бегают, прыгают,

Комариков отгоняют.

Колобки выполняют различные движения соответственно тексту.

Затем воспитатель продолжает:

Колобки, бегите,

Зайчик за деревом - спешите!

Колобки убегают, а Зайчик ловит их. Такие же слова воспитатель говорит о волке, лисичке и медвежонке. Малыши бегут, а зверек догоняет их. Потом дети меняются ролями.

Указания к игре. Дети должны ходить и бегать в разных направлениях, не толкая друг друга. Воспитатель побуждает их подходить ближе к домикам зверей.

Усложнения. Увеличить или уменьшить расстояние между домиками зверей и колобков; колобки могут бегать только в парах; пойманный ребенок может помогать зверям ловить товарищей; колобки могут обегать только определенные предметы.

«Красная Шапочка»

Дети стоят в кругу со сцепленными руками. В центре ребенок, у которого на голове  красная шапочка, слегка прикрывающая глаза.

Дети идут вокруг Красной Шапочки  и говорят:

«Маленькая  девочка

Красненькая  Шапочка

К  бабушке с корзинкой шла

И ребяток здесь нашла.

Шапочку ты не снимай,

Кто позвал  тебя, узнай?»

Ребенок, на которого указывает воспитатель, зовет : - «Красная Шапочка». Она должна угадать, кто её позвал, назвать имя.

Угаданный ребенок становится Красной Шапочкой.

                                      Пальчиковые игры по сказкам

Любимые сказки
Будем пальчики считать, (
хлопают в ладоши)
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок, 
(поочередно загибают пальчики на левой руке)
Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка – краса,
Три медведя, Волк – Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку, 
(поочередно загибают пальчики на правой руке)
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят. (
сжимают кулачки)
Этим сказкам каждый рад. 
(хлопают в ладоши)

Репка
Тянут, тянут бабка с дедкой, (
дети вытягивают большие пальцы.)
Из земли большую репку. 
(указательные).
К ним пришла тут внучка, (
средние ).
Подбежала Жучка, 
(безымянные ).
Кошка тоже потянула. 
(мизинцы.)
Хоть держалась крепко, 
(берут репку).
Вытянута репка! 
(поднимают руки вместе с репкой).

Сказки
Мышка быстренько бежала (бег пальцами по столу)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (сжать ручки в кулачки «яичко»)
Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим ("держим ложку" имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)
Мы славна семья козлят
Мы любим, прыгать и скакать (хлопаем в ладоши)
Мы любим, бегать и играться
Любим рожками бодаться (пальчиками обоих рук показывают «рожки»)

Репка (2)
Репку мы сажали («роете» пальчиками в детской ладошке лунку),
Репку поливали (показываете пальчиками, как льется вода из лейки),
Вырастала репка (показываете, как растет, выпрямляете постепенно пальчики)
Хороша и крепка (оставьте ладони открытыми, а пальцы согните как крючочки)!
Тянем-потянем (руки сцепляются и тянут – каждый в свою сторону),
Вытянуть не можем (потрясли кистями рук),
Кто же нам поможет (прибегают по очереди все герои сказки и помогают тянуть)?
Тянем-потянем, тянем-потянем!
Ух (расцепили руки, потрясли кистями)!
Вытянули репку.

Теремок
Стоит в поле теремок, теремок. (Дети соединяют кончики пальцев рук над головой.)
Он не низок не высок, не высок. (Приседают, опуская руки вниз, встают, поднимая руки вверх)
На двери висит замок, да замок (Руки сомкнуты ладонями и пальцами.)
Кто его открыть бы смог? (Поднимают плечи вверх, опус кают.)
Слева зайка, справа мышка, (Дети занимают свои места около теремка.)
Отодвиньте-ка задвижку. (Тянут руки в разные стороны, но пальцы в «замке»).
А лягушка, и медведь (Занимают свои места около теремка.)
Тоже терем хотят отпереть. (Сильно сжимают пальцы.)
А лисичка и волчок открывают теремок! (Открывают «замок» - рассоединяют пальцы по одному и раз водят руки в стороны).

Колобок

Бабка с дедом дружно жили

Колобок слепить решили

По амбару помели (двумя руками сделать вид что метешь веником)

По сусекам поскребли (поскребите двумя руками стол)

Получился колобок

Вот какой румяный бок

Выкатился за порог (вращать руками)

И никто догнать не смог

Он по лесу покатился (продолжать вращать руками)

И у зайца очутился

Заяц хотел его скушать

Но решил песенку послушать (приложить руку к уху как будто хочешь прислушаться)

Рядом серый жил волчище

Вот с такими вот зубищами (соединить ладони у основания и постучать растопыренными пальцами как будто «зубами»)

Колобка он съесть хотел

А догнать то не сумел

Мишка большой и лохматый

В лесу сосал свою лапу

А колобок мимо катился (вращать руками)

Взял и остановился

Мишке песенку пропел (приложить руку к уху как будто хочешь прислушаться)

И к лисичке подоспел

А лиса хитра была

Колобка обманула она

Он ей песенку спеть решил

И на нос лисе вскочил (дотронуться до носа)

А лиса свой нос подняла

И колобка проглотила она (широко откройте рот, а затем закройте рот)

Сказке нашей пришел конец

А кто слушал молодец! (погладить себя по голове).

Теремок

На полянке теремок (ладошки соединяем домиком)

дверь закрыта на замок (пальцы сомкнуты в "замок")

Из трубы идет дымок (сомкнуть пальцы в колечки)

вокруг терема забор (руки перед собой, пальцы прямые и сомкнутые)

чтобы не забрался вор.

тук-тук-тук

тук-тук-тук (кулачок стучит по ладони)

Открывайте, я ваш друг! (Руки развести в стороны)

Рукавичка

Из-за леса, из-за гор (Дети шлепают ладошками по коленям.)

Топал дедушка Егор.

Очень он домой спешил, (Показывают обратную сторону ладони.)

Рукавичку обронил. (Вытянуты большим пальцем веер – показать жест «Рукавичка»)

Мышка по полю бежала. (Бегают пальчиками одной руки по другой.)

Рукавичку увидала (Жест «Рукавичка».)

Кто, кто здесь живет? (Стучат правым кулачком по левой ладошке. )

Мышку здесь никто не ждет? (Грозят пальцем.)

Стала жить – поживать,

Звонки песни распевать. (Хлопки.)

Зайка по полю бежал, (жест «Зайка»)

Рукавичку увидала. (Жест «Рукавичка»)

Кто, кто здесь живет? (Стучат правым кулачком по левой ладошке)

Звонко песенку поет? (Хлопки.)

Мышка зайку пригласила, (Зовут, жестикулируя правой рукой.)

Сладким чаем напоила. (Вытягивают вперед руки, ладошки складывают в виде

чашечки.)

Зайка прыг, зайка скок,

Зайка пирогов напек. («Пекут» пирожки.)

Как по лесу шла лисичка, (Мягкие движения кистями рук.)

Увидала рукавичку. (Жест «Рукавичка».)

- Кто, кто здесь живет? (Стучат правым кулачком по левой ладошке.)

Звонко песенку поет? (Хлопки)

И лисичку пригласили. (Мягкие движения кистями рук.)

Пирожками угостили. ( «Пекут» пирожки.)

Стала жить там, поживать,

Пол метелкой подметать. ( Движение руками вправо-влево.)

Мишка по полю гулял. (Стучать но коленкам кулачками.)

Рукавичку увидал. (Жест «Рукавичка».)

- Кто, кто здесь живет? (Стучат правым кулачком по левой ладошке.)

Звонко песенку поет? (Хлопки)

Звери испугались. (Сжать пальцы в «замок».)

В страхе разбежались. (Развести руки в сторону.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект в средней группе «Путешествие по сказкам А.С.Пушкина» 2020 год

Творческое наследие А. С. Пушкина является живым достоянием нашей современности, оно раскрывается в наши дни во всем своем величии и многообразии. Сегодня поэзия Пушкина воспринима...

Краткосрочный проект в средней группе "В гостях у сказки"

Краткосрочный проект в средней группе "В гостях у сказки"...

Краткосрочный проект в средней группе "В гостях у сказки"

    Огромной любовью пользуется у детей сказка. Сказка – древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и ...

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»

Сказка учит добро понимать,о поступках людей рассуждать,коль плохо,то его осудить,Ну а слабый-его защитить.дети учатся думать,мечтать.Каждый раз что то новое узнавать .Родину свою познавать!!!...

Краткосрочный проект в средней группе "В гостях у сказки".

Цель данного проекта- создание условий для проявления детского интереса к сказкам и чтению художественной литературы....

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»

Создание условий для проявления детского интереса к сказкам и чтению художественной литературы....