Конструирование из строительного материала с детьми младшего возраста (2-3 года)
учебно-методический материал (младшая группа)
Конструирование из строительного материала является одним из важнейших и интересных видов продуктивной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конструирование из строительного материала с детьми младшего возраста (2-3года)
Конструирование из строительного материала является одним из важнейших и интересных видов продуктивной деятельности, направленной на получение определённого, заранее задуманного продукта.
Игры со строительным материалом очень интересны для малышей. Они незаменимы для умственного развития. Игра способствует развитию его познавательного интереса. Конструируя, дети узнают цвет, форму, величину предметов, приобретают элементарные пространственные представления, что обогащает сенсорный опыт детей.
У ребёнка развиваются познавательные и практические действия. Сооружение постройки требует от ребёнка сосредоточенности, внимания, памяти. Развиваются также движения рук детей, они становятся точными, ловкими, целенаправленными. Это значит,
что игры детей со строительным материалом способствуют развитию мелкой моторики рук.
Мотивом для создания простых сооружений является сюжет игры, который помогает заинтересовать ребёнка этим видом деятельности.
Например: «Построим дорожку для машины» или «Построим мебель для куклы» (стул, стол, диван).
Дети учатся правильно называть детали строительного материала (кубик, кирпичик, призма, пластина, понимать и правильно употреблять слова (большой – маленький, длинный – короткий, высокий – низкий, широкий – узкий). По словесному
указанию взрослого ребёнок учится выполнять определённые действия: накладывать, прикладывать, приставлять, снять, поставить, убрать, разобрать
В магазинах предоставлен большой ассортимент строительного материала для детей: большие модули; пластмассовый, деревянный напольный и настольный конструктор; конструктор «Лего», резиновые кубики; мягкий строительный материал,
настольный театр по сказкам.
Рекомендации по ознакомлению детей с конструктором
1. Поставив перед ребёнком набор для строительных игр, берите детали конструктора по одному. Предложите ребенку потрогать деталь на ощупь, рассмотреть, назвать.
2. Чтобы ребёнок усвоил название деталей набора, используйте «опредмечивание» — любая геометрическая фигура строительного материала похожа на какой-то известный предмет (призма – крыша, кирпичик — досочка, кубик – кабина машины,– столбик
цилиндр).
3. Удобнее всего играть на полу. Вы не будете опасаться, что постройка упадёт, или не хватит места для постройки.
Сначала нужно познакомить ребёнка с постройками из одинаковых
геометрических форм: кубиков или кирпичиков.
• Башенки из кубиков.
• Узкая и широкая дорожки (из кирпичиков)
• Заборчик (из кирпичиков)
• Ворота (из кирпичиков)
• Самолёт (положить два кирпичика крест – накрест)
• Поезд (из кирпичиков). Используем и обыгрываем постройку с игрушками. Например:
«Посадим киску, собачку и петушка в вагончики».
• Лесенка (из кубиков)
Следующий этап конструирования, когда можно перейти к комбинированию двух или трёх знакомых деталей конструктора (кубик и кирпичик, кубик и призма, цилиндр, кубик и кирпичик)
• Машина (кубик и кирпичик)
• Дом с крышей (кубик и призма)
• Горка (кубик и призма)
• Стул и стол (кубик и кирпичик)
• Мостик, скамеечка (кубик и кирпичик)
• Паровоз (кирпичик, кубик, цилиндр)
Система игр и занятий со строительным материалом предполагает постепенное обучение малыша конструированию.
∙ К двум годам дети могут сооружать простые постройки из одного или двух
разных деталей.
∙ К трём годам сооружения приобретают более интересный и сложный характер. Дети могут построить сооружения из 3х и 4х разных деталей:
«Мебель для куколки» (стол, стул, диван, «Башня с забором и воротами для петушка», «Дорога и мостик».
Не стоит спешить, если ребёнок еще не усвоил принципы постройки сооружений из 2-х или 3-х разных деталей.
Очень важно для обыгрывания построек использовать игрушки (маленькие куколки, животных, машинки, деревья). Это способствует развитию и совершенствованию
сюжетно — отобразительной игры, и вызывает у детей массу положительных эмоций.
После игры с конструктором предложите ребёнку сложить детали обратно в коробку, выбирая сначала только кубики, затем кирпичики и так далее.
Важно стимулировать ребенка к играм с конструктором, проявлять интерес и сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям, нужно исключить из обихода
замечания и осуждения.
Конструирование – это строительство с ребенком домиков, башен, поездов и прочих предметов из деревянных или пластмассовых кубиков. Конструирование – это веселое и полезное времяпровождение для ребенка, оно учит различать формы строительного материала: кубик, кирпичик, призма, шар. Игры способствуют воспитанию зрительного и слухового внимания, развивают творческие способности, воображение, мелкую моторику, приучают к бережному обращению к игрушкам, учат действовать по показу взрослого, следить за его действиями, подражать им.
Вместе с тем, как и в любой игре, в конструировании существуют правила.
- Родители должны помнить о первом впечатлении от игры. Очень важно как вы представите малышу новую для него игрушку. Если вы на виду у ребенка откроете крышку и с грохотом опрокинете на стол кубики, то можете быть уверены – любимым занятием малютки в дальнейшем станет не строительство «башенок» и прокладывание «дорожек», а примитивное выкидывание кубиков из коробки или сбрасывание их со стола. Гораздо правильнее будет, если вы подведете малыша к уже лежащим в беспорядке кубикам и вместе с ним начнете их убирать. Или будете доставать кубики из коробки аккуратно один за другим и сразу же начнете делать какую-нибудь постройку, привлекая по возможности малыша к совместным действиям.
- Избегайте очень подробных и подсказывающих объяснений и показов, например: «Поставь кубик на кубик – вот так! (Ребенок ставит.) Теперь возьми еще кубик – вот так! ( Ребенок ставит.) Еще кубик!» При таком способе подачи малыш может возвести очень сложную постройку, но сделает он это чисто механически, без активного усвоения нужных умений и навыков. Результаты окажутся непрочными, и самостоятельно малыш строить не научится, так как развиваться будут только исполнительские способности, а более важная сложная сторона – творческие способности – останется на примитивном уровне.
- Бывают дети очень застенчивые, или обидчивые, или неуверенные в своих силах, боязливые. Таким детям очень важен результат. Играя с ними вы не только можете, но и просто обязаны давать дробные пояснения, использовать подсказывающие приемы, действовать вместе с ребенком (положив свою ладонь на его ручку сверху) так, чтобы у малыша появилась уверенность в собственных силах.
- Для малыша очень важно не только построить, но и поиграть с постройкой, и вы должны показать ему, как это можно сделать. Этот момент называется «обыгрыванием». Например, построив домик, надо помочь малышу поставить в домик матрешку, либо куколку, либо зайчика, которые «будут там жить». Но игрушку малыш получает только тогда, когда постройка сделана. Это побуждает малыша добиваться результата.
- Занятия с одним и тем же содержанием надо повторять до тех пор, пока не будет выработан прочный самостоятельный навык построения. Чтобы ребенку не наскучило делать одно и то же, надо предлагать малышу новые игрушки для обыгрывания или брать строительный материал другого цвета, размера.
- При проведении игр со строительным материалом предполагается нарастание степени сложности конструктивных задач, ставящихся перед ребенком, а именно – постепенный переход от простого к сложному.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека проблемных ситуаций, используемых на занятиях по конструированию из строительного материала в первой младшей группе
Здесь вы найдете карточки с текстами проблемных ситуаций, которые можно использовать на занятиях по конструированию из строительного материала в первой младшей группе....
Конспект НОД по конструированию из строительного материала с детьми младшей группы. Тема: Строительство дорожки"
Конспект НОД по конструированию из строительного материала с детьми младшей группы....
Рекомендации для родителей «Конструируем из строительного материала с детьми младшего возраста с НОДА»
Игры со строительным материалом и различными конструкторами помогут вашему ребенку развивать:· мелкую моторику;· пространственную ориентацию – представление о расположени...
Конструирование из строительного материала с детьми раннего возраста
Консультация для родителей...
Конспект конструирования из строительного материала для детей младшего дошкольного возраста.
Конспект конструирования из строительного материала для детей младшего дошкольного возраста....
Методические разработки в конструирование из строительного материала с детьми 5 – 6 лет
Методические разработки в конструирование из строительного материала с детьми 5 – 6 лет...
Конспект НОД по конструированию из строительного материала с детьми 2 младшей группы
Конспект НОД по конструированию из строительного материала с детьми 2 младшей группы...