Знакомство дошкольников с миром природы через использование дидактических игр и пособий
методическая разработка
Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.1 КБ |
![]() | 2.39 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 6"
«Знакомство дошкольников с миром природы через использование дидактических игр и пособий»
Воспитатель 1 категории:
Чумакова М.Г.
г. Заполярный
Тема моего педагогического опыта «Знакомство дошкольников с миром природы через использование дидактических игр и пособий»
Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Ознакомление с природой – одна из важных составляющих образовательной деятельности в детском саду.
Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, способствует развитию воображения и творческой активности. Познание природы развивает способность размышлять, видеть связи между объектами и явлениями, делать выводы. Природа для детей – неиссякаемый источник духовного обогащения. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким.
Однако я считаю, что ввести детей в мир природы должен взрослый, так как далеко не всё может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется осознанное отношение к растениям и животным.
Поэтому целью моей работы по ознакомлению с миром природы является формирование у дошкольников реалистических представлений о её объектах и явлениях, воспитание способности видеть красоту родной природы, любить, бережно и заботливо относиться к ней.
С учётом требований ФГОС дошкольного образования создала в группе условия для самостоятельной и совместной деятельности детей. У нас имеется познавательно-экологический центр «Наш дом – Земля!», где дети могут играть в настольно-печатные и дидактические игры, рассматривать иллюстрации, альбомы, наблюдать за ростом растений, заниматься продуктивной деятельностью.
Знакомство детей дошкольного возраста с миром природы осуществляется мною на занятиях, в процессе наблюдений (в группе, уголке природы, на территории детского сада); во время целевых экскурсий, чтения художественных произведений, в продуктивной и двигательной деятельности.
Как показали исследования отечественных психологов (А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина), наиболее эффективно развитие ребёнка происходит в игре. Игра – это ведущий вид деятельности дошкольника, средство познания ребенком действительности. Поэтому для повышения эффективности работы с детьми по ознакомлению с миром природы я активно использую дидактические игры, в которых рационально сочетаются дидактические и игровые задачи.
Игровая деятельность, в которую дети с удовольствием погружаются, создаёт благоприятный эмоциональный фон для восприятия «природного» содержания. Ребенок просто играет, но при этом активно обучается. В этом заключается основная идея моего педагогического опыта.
Я подобрала и систематизировала разные виды игр:
- дидактические игры с предметами;
- настольно-печатные игры;
- и словесные.
Посредством использования дидактических игр решаются следующие разнообразные образовательные, развивающие и воспитательные задачи, ряд которых представлен на экране.
Подбирая дидактические игры по ознакомлению дошкольников с миром природы, я обязательно продумываю цель и дидактическую задачу, определяю место и роль игры в системе обучения, степень участия в ней детей.
Игра должна отражать реальную картину окружающего мира и быть доступной дошкольникам; обеспечивать возможность играть как отдельному ребенку, так и небольшой группе детей; позволять ребенку самостоятельно контролировать правильность выполнения задания.
Активно использую приобретённые и самостоятельно изготовленные пособия и макеты.
При подборе дидактических игр и пособий соблюдаю следующие требования к оформлению и содержанию: яркость, эстетичность, многофункциональность. Материалы для игры должны быть прочными, красочно оформленными, привлекательными.
Учитывая перечисленные требования и принципы, разработала совместно с напарницей дидактическое пособие «Занимательные круги». Пособие создано на основе «колец Луллия».
В XIII веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов, получившую название по его имени. Кольца Луллия – это что-то вроде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять её даже в детском саду.
(показать пособие)
Перед вами пособие «Занимательные круги». Корпус для пособия изготовил папа одного из наших воспитанников, а круги мы сделали из грампластинок.
Подходы к подбору изображений на кругах могут быть разными. Например, на одном кольце – разнообразные деревья, на другом – их листья или семена. В ходе игры воспитатель предлагает детям рассмотреть предложенную картинку в «окошке» с левой стороны, назвать её и подобрать нужную картинку с правой стороны путём вращения круга.
Игры с «Кольцами Луллия» условно можно разделить на два типа:
1-й тип – Игры на подбор пары. В этих играх одной картинке 1-го кольца обязательно должна соответствовать картинка 2–го кольца. Например, дидактическая игра «Мамы и их детёныши».
2-й тип – Игры на развитие творческого воображения. В этих играх дети одновременно раскручивают оба кольца. Ответ ребенка зависит от того, какая комбинация выпадает в окошке. Далее обсуждается несовместимая на первый взгляд пара. Например, выясняем: «Как могло случиться, что зайчиха стала воспитывать лисят, как она будет о них заботиться, чему станет учить?» Заранее договариваемся с детьми, что ситуации сказочные, нереальные, а значит, можно дать волю фантазии.
(передать пособие членам жюри)
Варианты колец я подбираю в соответствии с содержанием образовательной деятельности. Задачи при проведении дидактических игр усложняю в соответствии с возрастом детей.
Игры по ознакомлению с миром природы: «Найди, где живёт», «С чьей ветки детки?», «Крылья, ноги и клювы» и т.д.
«Занимательные круги» можно использовать в работе с детьми от 3 до 7 лет. Детям очень нравится это пособие. Они с удовольствием заменяют кольца, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры.
Дидактические игры и пособия применяю во время непосредственной образовательной деятельности для повышения у детей интереса к занятию, а также создаю условия для использования игр в самостоятельной игровой деятельности дошкольников.
В ноябре 2017 года провели совместно с напарницей мастер-класс для родителей по использованию разных видов игр, в том числе дидактических.
Своим опытом работы делюсь с коллегами на разных уровнях:
- на педсовете в детском саду;
- на районном методическом объединении воспитателей и специалистов ДОУ;
- на областных мероприятиях.
Являюсь победителем Всероссийского творческого конкурса дидактического материала «Детям об экологии» в сообществе работников образования «Дошкольник. РФ». Вместе с напарницей получили диплом I степени за работу «Занимательные круги».
Данная работа также опубликована на официальном сайте детского сада.
Я вижу, что данное направление моей работы даёт положительные результаты: закрепляются и обобщаются знания дошкольников о мире природе, дети проявляют инициативу, выдумку, самостоятельность. Отмечаю доброжелательное отношение детей друг к другу во время игры, а также положительное отношение к отраженным в игре явлениям и событиям.
Это побуждает меня постоянно пополнять игровой материал, привлекать к его изготовлению родителей. Работу по данной теме планирую продолжать с детьми старшего дошкольного возраста.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Всё хорошее в людях – из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить!
Цель: Ознакомление дошкольников с миром природы, формирование реалистических представлений о её объектах и явлениях, воспитание способности видеть красоту родной природы, любить, бережно и заботливо относиться к ней.
Познавательно-экологический центр «Наш дом – Земля!»
Виды деятельности по ознакомлению с миром природы
Дидактические игры с предметами
Настольно-дидактические игры
Посредством использования дидактических игр решаются задачи: получение детьми новых знаний о мире природы, уточнение, обобщение и закрепление представлений о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитие познавательных интересов и способностей детей, памяти, внимания, наблюдательности, умения сравнивать, обобщать, группировать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения; развитие речи детей: пополнение и активизация словаря, формирование связной речи; социально-нравственное развитие детей путём познания взаимоотношений между людьми, объектами живой и неживой природы; экологическое воспитание дошкольников через развитие интереса к природе и формирование ценностного отношения к ней.
Дидактические пособия и макеты
В XIII веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Раймонд Луллий (1235-1315 гг.) - поэт, философ Кольца Луллия
Дидактическое пособие «Занимательные круги»
Типы игр с дидактическим пособием «Занимательные круги» ИГРЫ НА ПОДБОР ПАРЫ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ
Пособие «Занимательные круги»: игры по ознакомлению с миром природы «Найди, где живёт» «Назови детеныша» «С чьей ветки детки» «Крылья, ноги и клювы» «Подбери место обитания» «Чей нос, чей хвост?»
Представление опыта работы РМО для воспитателей и специалистов ДОУ выступление по теме: «Занимательные круги» – универсальное пособие для дидактических игр по знакомству с миром природы» (апрель 2017) Областной Марафон педагогического опыта «Современный детский сад от А до Я» мастер-класс «Развитие познавательно-речевых способностей дошкольников. Универсальное дидактическое пособие «Занимательные круги» (ноябрь 2017) Педсовет ДОУ Презентация опыта работы «Знакомство дошкольников младшего и среднего возраста с миром природы через использование дидактических игр и пособий» (декабрь 2017)
Результат закрепляются и обобщаются знания дошкольников о мире природы, дети проявляют инициативу, выдумку, самостоятельность; отмечаю доброжелательное отношение детей друг к другу во время игры, а также положительное отношение к отраженным в игре явлениям и событиям
Литература Меньшова Н.О. Опыт работы. Дидактические игры и их влияние на экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/02/03/opyt-raboty-didakticheskie-igry-i-ikh-vliyanie-na-ekologicheskoe Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 2001 Павлова Л.В. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим. – М.: Мозаика - Синтез, 2015 Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика - Синтез, 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект группы «Пчелки»: Знакомство детей с миром природы через произведения В.В.Бианки.
Познакомить детей с жизнью и творчеством В.В.Бианки. Расширить и углубить знания детей о животном мире через произведения В.В.Бианки. Продолжать прививать детям любовь к художественному слову, у...

Знакомство детей с миром природы через содержание произведений художественной литературы, используя прием моделирования.
Ведущая идея инновационного опыта: использование метода моделирования при ознакомлении детей дошкольного возраста с художественными произведениями природоведческой направленности. Источником изм...
Методическая разработка Педагогическая технология «Экологическая тропа» Системное знакомство ребенка дошкольника с миром природы Рекомендации для педагогов ФГОС ДО: Новые формы организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
Экскурсии в рамках проекта "Экологическая тропа" в зимний период...

Семинар-практикум для воспитателей "Формирование у дошкольников первоначальных навыков ЗОЖ через использование дидактических игр"
Систематизировать знания педагогов по формированию привычки к ЗОЖ у детей дошкольного возраста...

Статья «Система работы по формированию представлений о безопасном поведении на дороге у детей старшего дошкольного возраста через использование дидактических игр и пособий»
Статья«Система работы по формированию представлений о безопасном поведении на дороге у детей старшего дошкольного возраста через использование дидактических игр и пособий...
Ознакомление дошкольников с миром природы через дидактические игры
Цель дидактической игры-сделать получаемую серьезную и сложную по детским меркам информацию доступной, то есть "Подстроить" процесс обучения под ребенка....
Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с миром профессий через использование дидактических игр
Описание опыта работы на тему:Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с миром профессий через использование дидактических игр...