Знакомство дошкольников с миром природы через использование дидактических игр и пособий
методическая разработка

Чумакова Милена Геннадьевна

Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 6"

«Знакомство дошкольников с миром природы через использование дидактических игр и пособий»

Воспитатель 1 категории:

Чумакова М.Г.

г. Заполярный

Тема моего педагогического опыта «Знакомство дошкольников с миром природы через использование дидактических игр и пособий»

Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Ознакомление с природой – одна из важных составляющих образовательной деятельности в детском саду.

Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, способствует развитию воображения и творческой активности. Познание природы  развивает способность размышлять, видеть связи между объектами и явлениями, делать выводы. Природа для детей – неиссякаемый источник духовного обогащения. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким.

Однако я считаю, что ввести детей в мир природы должен взрослый, так как далеко не всё может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется осознанное отношение к растениям и животным. 

Поэтому целью моей работы по ознакомлению с миром природы является формирование у дошкольников реалистических представлений о её объектах и явлениях, воспитание способности видеть красоту родной природы, любить, бережно и заботливо относиться к ней. 

С учётом требований ФГОС дошкольного образования создала в группе условия для самостоятельной и совместной деятельности детей. У нас имеется познавательно-экологический центр «Наш дом – Земля!», где дети могут играть в настольно-печатные и дидактические игры, рассматривать иллюстрации, альбомы, наблюдать за ростом растений, заниматься продуктивной деятельностью.

Знакомство детей дошкольного возраста с миром природы осуществляется мною на занятиях, в процессе наблюдений (в группе, уголке природы, на территории детского сада); во время целевых экскурсий, чтения художественных произведений, в продуктивной и двигательной деятельности.

Как показали исследования отечественных психологов (А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина), наиболее эффективно развитие ребёнка происходит в игре. Игра – это ведущий вид деятельности дошкольника, средство познания ребенком действительности. Поэтому для повышения эффективности работы с детьми по ознакомлению с миром природы я активно использую дидактические игры, в которых рационально сочетаются дидактические и игровые задачи.

Игровая деятельность, в которую дети с удовольствием погружаются, создаёт благоприятный эмоциональный фон для восприятия «природного» содержания. Ребенок просто играет, но при этом активно обучается. В этом заключается основная идея моего педагогического опыта.

Я подобрала и систематизировала разные виды игр:

  • дидактические игры с предметами;
  • настольно-печатные игры;
  • и словесные.

Посредством использования дидактических игр решаются следующие разнообразные образовательные, развивающие и воспитательные задачи, ряд которых представлен на экране.

Подбирая дидактические игры по ознакомлению дошкольников с миром природы, я обязательно продумываю цель и дидактическую задачу, определяю место и роль игры в системе обучения, степень участия в ней детей.

Игра должна отражать реальную картину окружающего мира и быть доступной дошкольникам; обеспечивать возможность играть как отдельному ребенку, так и небольшой группе детей; позволять ребенку самостоятельно контролировать правильность выполнения задания.

Активно использую приобретённые и самостоятельно изготовленные пособия и макеты.

При подборе дидактических игр и пособий соблюдаю следующие требования к оформлению и содержанию: яркость, эстетичность, многофункциональность. Материалы для игры должны быть прочными, красочно оформленными, привлекательными.

Учитывая перечисленные требования и принципы, разработала совместно с напарницей дидактическое пособие «Занимательные круги». Пособие создано на основе «колец Луллия».

В XIII веке французский монах Раймонд Луллий  создал логическую машину в виде бумажных кругов, получившую название по его имени. Кольца Луллия – это что-то вроде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять её даже в детском саду.

(показать пособие)

Перед вами пособие «Занимательные круги». Корпус для пособия изготовил папа одного из наших воспитанников, а круги мы сделали из грампластинок.

Подходы к подбору изображений на кругах могут быть разными. Например, на одном кольце – разнообразные деревья, на другом – их листья или семена. В ходе игры воспитатель предлагает детям рассмотреть предложенную картинку в «окошке» с левой стороны, назвать её и подобрать нужную картинку с правой стороны путём вращения круга.

Игры с «Кольцами Луллия» условно можно разделить на два типа:

1-й тип –  Игры на подбор пары. В этих играх одной картинке 1-го кольца обязательно должна соответствовать картинка 2–го кольца. Например, дидактическая игра «Мамы и их детёныши».

2-й тип – Игры на развитие творческого воображения. В этих играх дети одновременно раскручивают оба кольца. Ответ ребенка зависит от того, какая комбинация выпадает в окошке. Далее обсуждается несовместимая на первый взгляд пара. Например, выясняем: «Как могло случиться, что зайчиха стала воспитывать лисят, как она будет о них заботиться, чему станет учить?» Заранее договариваемся с детьми, что ситуации сказочные, нереальные, а значит, можно дать волю фантазии.

(передать пособие членам жюри)

Варианты колец я подбираю в соответствии с содержанием образовательной деятельности. Задачи при проведении дидактических игр усложняю в соответствии с возрастом детей.

Игры  по ознакомлению с миром природы: «Найди, где живёт», «С чьей ветки детки?», «Крылья, ноги и клювы» и т.д.

 «Занимательные круги» можно использовать в работе с детьми от 3 до 7 лет. Детям очень нравится это пособие. Они с удовольствием заменяют кольца, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры.

Дидактические игры и пособия применяю во время непосредственной образовательной деятельности для повышения у детей интереса к занятию, а также создаю условия для использования игр в самостоятельной игровой деятельности дошкольников.

В ноябре 2017 года провели совместно с напарницей мастер-класс для родителей по использованию разных видов игр,  в том числе дидактических.

Своим опытом работы делюсь с коллегами на разных уровнях:

  • на педсовете в детском саду;
  • на районном методическом объединении воспитателей и специалистов ДОУ;
  • на областных мероприятиях.

Являюсь победителем Всероссийского творческого конкурса дидактического материала «Детям об экологии» в сообществе работников образования «Дошкольник. РФ». Вместе с напарницей получили диплом I степени за работу «Занимательные круги».

Данная работа также опубликована на официальном сайте детского сада.

Я вижу, что данное направление моей работы даёт положительные результаты: закрепляются и обобщаются знания дошкольников о мире природе, дети проявляют инициативу, выдумку, самостоятельность. Отмечаю доброжелательное отношение детей друг к другу во время игры, а также положительное отношение к отраженным в игре явлениям и событиям.

Это побуждает меня постоянно пополнять игровой материал, привлекать к его изготовлению родителей. Работу по данной теме планирую продолжать с детьми старшего дошкольного возраста.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Знакомство дошкольников с миром природы через использование дидактических игр и пособий Чумакова Милена Геннадьевна воспитатель МБДОУ детский сад № 6 г. Заполярный

Слайд 2

Всё хорошее в людях – из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить!

Слайд 3

Цель: Ознакомление дошкольников с миром природы, формирование реалистических представлений о её объектах и явлениях, воспитание способности видеть красоту родной природы, любить, бережно и заботливо относиться к ней.

Слайд 4

Познавательно-экологический центр «Наш дом – Земля!»

Слайд 5

Виды деятельности по ознакомлению с миром природы

Слайд 6

Дидактические игры с предметами

Слайд 7

Настольно-дидактические игры

Слайд 8

Посредством использования дидактических игр решаются задачи: получение детьми новых знаний о мире природы, уточнение, обобщение и закрепление представлений о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитие познавательных интересов и способностей детей, памяти, внимания, наблюдательности, умения сравнивать, обобщать, группировать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения; развитие речи детей: пополнение и активизация словаря, формирование связной речи; социально-нравственное развитие детей путём познания взаимоотношений между людьми, объектами живой и неживой природы; экологическое воспитание дошкольников через развитие интереса к природе и формирование ценностного отношения к ней.

Слайд 9

Дидактические пособия и макеты

Слайд 10

В XIII веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Раймонд Луллий (1235-1315 гг.) - поэт, философ Кольца Луллия

Слайд 11

Дидактическое пособие «Занимательные круги»

Слайд 12

Типы игр с дидактическим пособием «Занимательные круги» ИГРЫ НА ПОДБОР ПАРЫ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ

Слайд 13

Пособие «Занимательные круги»: игры по ознакомлению с миром природы «Найди, где живёт» «Назови детеныша» «С чьей ветки детки» «Крылья, ноги и клювы» «Подбери место обитания» «Чей нос, чей хвост?»

Слайд 14

Представление опыта работы РМО для воспитателей и специалистов ДОУ выступление по теме: «Занимательные круги» – универсальное пособие для дидактических игр по знакомству с миром природы» (апрель 2017) Областной Марафон педагогического опыта «Современный детский сад от А до Я» мастер-класс «Развитие познавательно-речевых способностей дошкольников. Универсальное дидактическое пособие «Занимательные круги» (ноябрь 2017) Педсовет ДОУ Презентация опыта работы «Знакомство дошкольников младшего и среднего возраста с миром природы через использование дидактических игр и пособий» (декабрь 2017)

Слайд 15

Результат закрепляются и обобщаются знания дошкольников о мире природы, дети проявляют инициативу, выдумку, самостоятельность; отмечаю доброжелательное отношение детей друг к другу во время игры, а также положительное отношение к отраженным в игре явлениям и событиям

Слайд 16

Литература Меньшова Н.О. Опыт работы. Дидактические игры и их влияние на экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/02/03/opyt-raboty-didakticheskie-igry-i-ikh-vliyanie-na-ekologicheskoe Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 2001 Павлова Л.В. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим. – М.: Мозаика - Синтез, 2015 Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика - Синтез, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект группы «Пчелки»: Знакомство детей с миром природы через произведения В.В.Бианки.

Познакомить детей с жизнью и творчеством В.В.Бианки. Расширить и углубить знания детей о животном мире через произведения В.В.Бианки. Продолжать прививать детям любовь  к художественному слову, у...

Знакомство детей с миром природы через содержание произведений художественной литературы, используя прием моделирования.

Ведущая идея инновационного опыта: использование метода моделирования  при ознакомлении детей дошкольного возраста с художественными произведениями природоведческой направленности. Источником изм...

Семинар-практикум для воспитателей "Формирование у дошкольников первоначальных навыков ЗОЖ через использование дидактических игр"

Систематизировать знания педагогов по формированию привычки к ЗОЖ у детей дошкольного возраста...

Статья «Система работы по формированию представлений о безопасном поведении на дороге у детей старшего дошкольного возраста через использование дидактических игр и пособий»

Статья«Система работы по формированию представлений о безопасном поведении на дороге  у детей старшего дошкольного возраста через  использование  дидактических  игр и пособий...

Ознакомление дошкольников с миром природы через дидактические игры

Цель дидактической игры-сделать получаемую серьезную и сложную по детским меркам информацию доступной, то есть "Подстроить" процесс обучения под ребенка....

Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с миром профессий через использование дидактических игр

Описание опыта работы на тему:Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с миром профессий через использование дидактических игр...