Выступление из опыта работы «Интеграция как квинтэссенция экологической культуры дошкольников»
презентация по окружающему миру

Виноградова Виктория Валентиновна

Интегративные тенденции получили свое новое развитие в экологическом образовании, поскольку характер экологических знаний обуславливает связи с различными областями воспитания и обучения дошкольников. «Экология» как образовательная область не выделена, поэтому возникает необходимость создания новой модели для расширения направлений педагогической работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Интеграция как квинтэссенция экологической культуры дошкольников»

Интеграция как принцип охватывает достаточно большое число дидактических, воспитательных явлений и все больше осознается как квинтессенция современного образования. Именно на дошкольной ступени интеграция образовательных областей в единое целое наиболее эффективна, так как дошкольник целостно воспринимает окружающий мир, и для него не должно быть границ между образовательными областями.

Интегративные тенденции получили свое новое развитие в экологическом образовании, поскольку характер экологических знаний обуславливает связи с различными областями воспитания и обучения дошкольников. «Экология» как образовательная область не выделена, поэтому возникает необходимость создания новой модели для расширения направлений педагогической работы.

Участники интегративного процесса: педагоги, специалисты, воспитанники, родители.

Модель экологического воспитания дошкольников включает

Целевой компонент

Содержательный компонент

Процессуальный компонент

Результативный компонент  они все описаны в моей презентации.

Отмечу, что в целевом компоненте отражены главная цель моей работы и задачи

Цель: формирование экологической культуры дошкольников

Задачи

сформировать навыки рационального природопользования в повседневной жизни

развить познавательный интерес к природе

обеспечить предметно-экологическую среду способствующую формированию экологической культуры

В содержательном компоненте отображено

Содержание работы с детьми, принципы работы и функции

Процессуальный компонент охватывает стадии, формы и средства работы.

В результативный компоненте отражены критерии сформированности экологической культуры.

Совместная деятельность педагогов с детьми проходит через такие виды деятельности

  • коммуникативная  
  • игровая  
  • практико – ориентированная
  • исследовательская  
  • двигательная  
  • продуктивная  
  • трудовая  
  • проектная деятельность  
  • коллекционирование
  • краеведение

Интеграция основных видов деятельности детей позволяет обеспечить необходимые условия для появления нового образовательного продукта, в создание которого включены и педагоги, и родители: банк проектов, экологические флешакции, креативная экосреда  с минилабораторией, экогалереей и т.д.

Модель экологического просвещения родителей также включает в себя такие компоненты как:

                   

Система экологического воспитания выстраивается с учетом географических, социальных, культурных особенностей нашей местности в их изменяющемся состоянии.

Спецификой и особенностью подхода к планированию содержания образования является учет дат российского и всемирного экологического календаря.

 Мною использован в работе долгосрочный проект «Птицы родного края», механизм реализации представлен в слайдах.

Реализован детско-родительский проект
«Кобчик-символ 2021 года»

Музейная педагогика также нашла свое отражение в экологической работе и включила в себя разнообразные проект-исследования: Часики, Петушок - золотой гребешок, музей народной игрушки – Забавушка.

Прошли встречи  и познавательные мероприятия с интересными людьми: Заслуженный голубевод России и Татарстана В.А. Даниловым, с музеем естественной истории Татарстана «Казанского Кремля» Н.С. Валеевой, зам.директора по экологическому образованию Волжско-Камского заповедника Е.Н. Унковской.

Формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни одна из актуальных задач экологической культуры. Умный взгляд на мусор воссоздан в дид пособиях, поделках из бросового материала, в активных сборах опасного мусора, экопросвещении родителей и детей о раздельном сборе отходов и т.д.

Интегративный процесс  дает положительные результаты:

сформировано начало экологической культуры детей;

развиты познавательный интерес и  правильное отношение к объектам и явлениям природы;

формируется умение экспериментировать, анализировать, делать выводы;    

активизировались практические действия по охране природы;

расширилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

С целью продолжения  своей работы мною разработана рабочая программа по краеведению «Люби и знай татарский край». Наряду с изучением растений, животных родного края, программа предлагает изучение экологических систем и связи между ними. Предлагается использование обучающих видеофильмов, аудиозаписей природного окружения, виртуальных экскурсий, продолжение обучение детей новым способам изображения окружающей природы через изоэкологию на стекле.

Данная перспектива позволит более глубокое изучать природу родного края, сформировать представления об экологических проблемах города, в котором живут дети, воспитать  уважение и любовь к родной земле.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Интеграция как квинтэссенция экологической культуры дошкольников» Воспитатель высшей категории: Виноградова В.В . Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад присмотра и оздоровления №19 «Красная Шапочка»ЗМР РТ»

Слайд 2

Актуальность В свете требований стандартов ФГОС ДО «Экология» как образовательная область не выделена, поэтому возникает необходимость ее интеграции в воспитательно-образовательный процесс и создания новой модели для расширения направлений педагогической работы. Интегративные тенденции получили свое новое развитие в экологическом образовании, поскольку характер экологических знаний обуславливает не только разнообразные формы пограничного объединения, но и интеграцию различных областей воспитания и обучения дошкольников.

Слайд 3

Схема интеграции

Слайд 4

Участники интегративного процесса

Слайд 5

Модель экологического воспитания старших дошкольников

Слайд 9

Уровни Критерии высокий распределяет представителей животного мира по видам; аргументирует свой выбор самостоятельно называет разные виды растений и правила ухода за ними средний называет отличительные характеристики объектов неживой природы, проявляет в ответах творчество и фантазию низкий называет времена года в нужной последовательности и знает характерные признаки

Слайд 10

Совместная деятельность педагогов с детьми

Слайд 11

Система экологического воспитания выстраивается с учетом географических, социальных, культурных особенностей нашей местности в их изменяющемся состоянии. Спецификой и особенностью подхода к планированию содержания образования является учет дат российского и всемирного экологического календаря.

Слайд 12

Экологический календарь 15 сентября – День рождения международной экологической организации «Гринпис» («Зеленый мир») 15 сентября – День работников леса 22 сентября – Всемирный День без автомобилей 4 октября - Всемирный день защиты животных 21 марта - Всемирный день цветов. 21 марта - День Земли. 1 апреля – Международный день птиц 22 апреля – Международный день Земли 3 мая - День Солнца 24 мая - Международный день заповедников 5 июня - Всемирный день охраны окружающей среды 6 июня – День эколога

Слайд 14

Предметно – развивающая среда

Слайд 16

Модель экологического просвещения родителей

Слайд 17

Проект «Птицы родного края» Цель: расширять и углублять знания детей о разновидностях птиц, их значении в жизни человека Задачи: сформировать представления: -о жизни птиц ,их разновидностях; -о строении птиц; -о развитии птиц; -об изменении жизнедеятельности птиц в разные времена года; развивать познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания ,умения, навыки; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, учить делать выводы; прививать художественный вкус через знакомство с произведений анималистов, поэтов и писателей; Вызвать желание оберегать и заботиться о пернатых; -активизировать совместную деятельность родителей и детей . Итоговые мероприятия: Развлечение «Птичьи голоса» Создание красной книги «Птицы Татарстана»

Слайд 18

Механизм реализации проекта

Слайд 21

Детско-родительский проект «Кобчик-символ 2021 года»

Слайд 22

День птиц Акция «Веселые скворечники»

Слайд 23

День водных ресурсов Флешмоб « Голубая лента»

Слайд 24

Музейная педагогика Музей «Часики» Музей «Петушок – золотой гребешок» Музей н ародной игрушки « Забавушка »

Слайд 25

Встреча с интересными людьми Специалист музея естественной истории Татарстана «Казанского Кремля» Н.С. Валеева Зам.директора по экологическому образованию Волжско-Камского заповедника Е.Н. Унковская Заслуженный голубевод России и Татарстана В.А. Данилов

Слайд 26

Дидиктические пособия из бросового материала

Слайд 27

Экогалерея

Слайд 28

Экогалерея

Слайд 29

Положительные результаты сформировано начало экологической культуры детей; развиты познавательный интерес и правильное отношение к объектам и явлениям природы; формируется умение экспериментировать, анализировать, делать выводы; активизировались практические действия по охране природы; расширилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Слайд 30

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на конференции воспитателей на тему "Формирование экологической культуры дошкольников"

Обобщение педагогического опыта по экологическому воспитанию дошкольников...

Из опыта работы по формированию основ экологической культуры у дошкольников

Проект: «Юные защитники природы» Актуальность темы:Экологическое воспитание — это направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления с природой. Процесс вза...

Обобщение опыта работы по теме "Формирование экологической культуры старших дошкольников средствами художественной литературы"

Обобщение опыта работы по теме "Формирование экологической культуры старших дошкольников средствами художественной литературы"...

Выступление из опыта работы: «Формы и методы экологического воспитания дошкольников»

Экологические проблемы— это не только результат загрязнения окружаю­щей среды «плодами» хозяйственной деятельности, но и последствия дефицита экологического сознания. Формирование экологического созна...

Выступление из опыта работы на тему: «Формирование экологической культуры дошкольников средствами инновационной деятельности» на совещании для руководителей ДОУ муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Выступление из опыта работы на тему:«Формирование экологической культуры дошкольников средствами инновационной деятельности»на совещании для руководителей ДОУ муниципального района Туймази...