« Развитие познавательно - исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Река времени»» - план по самообразованию
методическая разработка (подготовительная группа)

Технология «Река времени» направлена на упорядочение временных отношений: представления об историческом времени – от прошлого к настоящему на примерах материальной цивилизации, а также собственной линии жизни ребенка, истории своей семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План по самообразованию18.76 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Частное дошкольное образовательное учреждение

                              « Детский сад  № 242 открытого акционерного общества

                                                « Российские железные дороги »

                         План по самообразованию педагога

                  Воспитатель: Вяткина О.А.

Стаж работы: 17 лет

Кв. категория: первая категория

       

      « Развитие познавательно - исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Река времени»»    

 

                                 2024 – 2025 г.

                       Подготовительная группа

   

                   

     

             

                     

                       « Развитие познавательно - исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством    

                        технологии «Река времени»»  

К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка, в которой он получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность: узнать новое о мире, понять, как устроены вещи упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.

   Одним из средств  развития познавательного интереса является технология «Река времени», которая является одной из форм познавательно исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Вопросами изучения данной технологии в теории занималась Надежда Александровна Короткова. Термин «река времени» Н. А. Короткова позаимствовала у английского писателя Дональда Биссета, придумавшего его для повести-сказки «Путешествие дядюшки Тик-Так».

Технология «Река времени» направлена на упорядочение временных отношений: представления об историческом времени – от прошлого к настоящему на примерах материальной цивилизации, а также собственной линии жизни ребенка, истории своей семьи.

Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

- способствовать развитию у детей познавательной активности,     любознательности, стремления к самостоятельному познанию окружающего мира;

- формировать  предпосылки  поисковой деятельности;

- развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- помочь овладеть временными отношениями, получить представление об историческом времени – от прошлого к настоящему.

- способствовать развитию познавательного интереса у детей совместно с родителями.

Формы проведения:

- индивидуальная работа с детьми;

- совместная деятельность воспитателя с детьми и родителями;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

 

Месяц

                                     Форма работы

  с детьми

 педагогами

самообразование

родителями

сентябрь

- Планирование работы по теме самообразования.

- Подбор и изучение методической литературы, изучение опыта педагогов на интернет-сайтах.

октябрь

1.Рассматривание сюжетных и предметных картинок, иллюстраций.

2.Словесный метод.

Рассказ, беседы, чтение, объяснения, уточнения, пояснения, вопросы поискового характера, использование аудиозаписей.

3.Организация развивающей среды, стимулирующей познавательную активность детей;

4 - Схемы, модели, алгоритмы, знаки, таблицы. Использование видеофильмов и показ презентаций.

- Составление и оформление макетов.

5.Игровой метод.

Дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, игры на развитие умственной компетенции.

6. Практический метод.

Экспериментирование, опыты, изготовление поделок, знакомство со способами действия.

Собрание.

Ознакомление с планом работы исследовательской деятельности

ноябрь

История жилища и бытоустройства

Консультация для родителей:

 «Роль семьи в развитии познавательно-исследовательской деятельности ребенка».

декабрь

История огня (освещение и тепло)

январь

Распространение опыта через участие в конкурсах профессионального мастерства, педагогических мастерских.

История письменности (книгопечатание)

февраль

История сухопутного транспорта

март

Распространение опыта работы на личном сайте.

апрель

 Создание видеоролика по теме самообразования.

 Оформление выставки детских работ

май

Родительское собрание. Подведение итогов за учебный год. Выступление на педсовете. Презентация опыта.

Выпускной

Предполагаемый результат: 

Педагог:

Повышение уровня профессиональной компетентности. Обогащение собственных теоретических знаний и практического опыта использования  технологии « Река времени» в рамках познавательно-исследовательской деятельности.   Распространение собственного опыта среди коллег.

Дети:

Применение технологии в практике будет, на мой взгляд, приносить ощутимые результаты в познавательном развитии старших дошкольников .Дети стали более открытыми, самостоятельными. Задают вопросы на интересующие их темы. Могут наблюдать, сопоставлять, анализировать, комбинировать. В процессе познавательно-исследовательской деятельности у детей развивается речь , они познают много новых для них слов.

Список литературы:

1. Дыбина О.В.  « Что было до…» игры-путешествия в прошлое предметов. – 2-е изд., испр. – Москва: Творческий центр Сфера, 2014. – 160с.

2. Дыбина О.В «Рукотворный мир» . Творческий центр Сфера,

2011.

3. Короткова Н.А.  Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста, М: Линка-Пресс, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования.

Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования....

Презентация "Форма познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по «реке времени»» Н.А. Коротковой

       Технология «путешествие по «реке времени»» направлена на упорядочение временных отношений (представления об историческом времени – от пр...

конспект ООД Тема: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, посредством ознакомления со свойствами воды».

Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, посредством ознакомления со свойствами воды...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...

План по самообразованию: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию  «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.09.2020. - 30.05....

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством создания метеостанции»

С этим опытом работы в 2022 году я выступила на Муниципальных Педагогических чтениях и продолжаю работать над этой темой и далее...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»

Козырева Л.Г.  План работы по самообразованию "Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование...