ПЛАН РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
материал (средняя группа)
ПЛАН РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_ekologiya_v_sr.gr_.docx | 36.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение городского округа
Долгопрудный средняя общеобразовательная школа №11
(МАОУ СОШ №11)
(дошкольное отделение «Непоседы»)
Перспективный план по экологическому воспитанию в
средней группе № 7 «Знайки»
Подготовила воспитатель:
Пашаева А.А.
Долгопрудный
2021г
Месяц | Тема занятий | Цель и задачи наблюдений | Формы работы |
сентябрь | «Воздух» | Учить выявлять свойства воздуха (невидим, без запаха, не имеет формы); учить сравнивать свойства воды и воздуха (воздух легче воды). Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений. | Опыт с воздухом (вкус, запах, цвет) -Надувание мыльных пузырей -Пузырьки-спасатели -Надувание шаров -Поиск воздуха -Загадочные пузырьки -Опыт с растениями (как воздух в почве влияет на рост и развитие растения) -Рассказ о значении чистого воздуха на жизнь людей |
«Путешествие в страну Осень» | Уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям. | Наблюдения за состоянием погоды на участке -Наблюдения за трудом взрослых -Чтение стих-я Ерихеева "Осень" -Рассматривание картины "Времена года" -Дидактические игры: "Найди такой листок, как на дереве" "Кто скорее соберёт" "Так бывает или нет" "Детки на ветке" -Игра "Какая сегодня погода" -Развлечение "Осень разноцветная" -Чтение Э. Мошковская "Чужая морковка" -И.Бунин "Листопад"(отрывок) -И, Токмакова "Ветрено" -Песенка "Во поле рябинушка" -Рисование "Грустная осень", "Радостная осень" | |
«Во саду ли, в огороде» | Закреплять представления детей об овощах и фруктах; учить их классифицировать, правильно называть и различать; знать их место произрастания. Определить взаимосвязь сезона и развития растений (действия тепла и холода на растение).Развивать сенсорные чувства, речь, внимание. | Наблюдения -Сбор урожая -Дидактические игры: "Чего не стало" "Угадай на ощупь" "Узнай по описанию" -Беседа "Что нам осень принесла" -Пальчиковая гимнастика "Засолка капусты" -Н. Егоров "Тыква", "Морковка", "Горох", "Лук". -Ю. Тувим "Овощи" -Игра "Дорисуй овощ" -Рассматривание картины "В поле осенью" -Аппликация "Поспели яблоки в саду" -Лепка "Овощи для магазина" -Опыт "Тепло - холодно" -Посадка чеснока на зиму | |
«Чудо- ягодка» | Расширять знания детей о ягодах: лесных, садовых; их пользе, среде произрастания, качествах (лечат, имеют запах) | Рассматривание иллюстраций, муляжей -Отгадывание загадок -Дидактическая игра "Лесные и садовые ягоды" | |
октябрь | «Тайны грибного царства» | Познакомить детей с грибами, учить выделять съедобные и несъедобные грибы (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка). Дать знания о полезных свойствах грибов. | Лепка "Как ёж готовится к зиме" -П/и "Перелёт птиц" -Кукольный театр "Лесная история" -Загадки Лесовичка о грибах -Рассматривание муляжей грибов, иллюстраций -Рассказ о месте произрастания грибов, их строении, размножении -Аппликация "Поможем белочке заготовить грибы" |
«В хороводе деревьев» | Накапливать впечатления о деревьях; учить детей различать их по коре, листьям, цветам, плодам (берёза, клён, тополь, дуб, рябина). Продемонстрировать приспособленность растений к сезонным изменениям в природе; находить и называть отличия, сходство лиственных и хвойных деревьев. Воспитывать интерес к познанию. | -Наблюдения -Рассматривание листьев, коры, плодов деревьев -Отгадывание загадок -Игра "Дорисуй листочек", "Соедини листья с плодами" -Дидактическое лото "С какого дерева листочек" -Рисование "Разноцветные листочки" -Чтение стих-я А. Майков "Кроет уж лист золотой" -И. Токмакова "Сосны" | |
" Экскурсия в осенний парк " | углубить и конкретизировать представления об условиях жизни растений и животных осенью, учить различать деревья и кустарники по окраске листьев. | 1. Беседа о погоде. 2. Рассматривание деревьев, их сравнение. 3. Наблюдение за насекомыми, птицами. 4. Д/игра " Найди, что опишу ", " Загадай, мы отгадаем ". 5. Составление загадок. | |
"Беседа о труде людей осенью" | систематизировать знания о труде людей осенью. Учить устанавливать причины смены труда, сравнивать их с трудом людей летом, делать выводы о направленности и значении труда. Обогатить словарь детей. Воспитывать уважение к труду людей, стремление помогать им. | 1. Беседа о работе в саду, в парке, сквере. 2. Д/игра "Овощехранилище". | |
ноябрь | «Человек - живой организм» | Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности. Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека, о "+" и "-" влиянии на них. Развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач. | -Рассматривание плакатов, иллюстраций со строением органов человека -Дидактическая игра "Валеология" "Понюхай и отгадай" -Беседа о потребностях человека -Рассказ о вредных привычках -Игра "Угадай на вкус" -Гимнастика для глаз |
«Перелётные птицы» | Закреплять и расширять представления о птицах: дать представление о перелетных птицах. Показать связь птиц со средой обитания. Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам. | 1. Рассмотреть иллюстрации птиц. 2. Беседа «Почему птицы улетают в тёплые края». 3. Просмотр мультфильма о птицах «Серая шейка». 4. На прогулке организовать п/и «Перелётные птицы». | |
декабрь | «Животные жарких стран» | Дать первоначальное представление о пустыне, растениях и животных пустыни. Доступно рассказать о приспособлении всего живого к погодным условиям пустыни. Обозначить закон природы: все животные живут в тех местах, к которым они приспособлены. | 1. Демонстрационный материал «Животные жарких стран» 2. Видеофильм «Животные жарких стран» |
"Беседа о том, кто как зимует". | расширить и углубить представление о зимовке зверей, птиц, насекомых. Учить отыскивать причины изменений условий их обитания, устанавливать причинно- следственные связи. Воспитывать любовь к животным. | 1. Беседа о зиме. 2. Беседа о животных с вопросами. 3. Физминутка. 4. Д/игра "Зоологическое домино". | |
«Зимушка-зима» | Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь и интерес ко всему живому. | -Беседа о зиме -Рассматривание картины "Зимние забавы" -Рассказ и рассматривание картины "Как зимуют дикие звери" -Игрушечный зайчик хочет узнать о жизни зайцев в лесу -Диафильм "Зима в лесу" -Рассматривание картины К. Коровин "Зима" -Аппликация "Деревья зимой" (коллективная, обрывание полосок) -Рисование "Зимушка- зима" -Лепка из снега крупных фигур (совместно со взрослыми) -Чтение сказки "Зимовье" -С. Козлов "Зимняя сказка" -А.Фет "Мама, глянь-ка из окошка:" -И. Суриков "Зима" -А.Барто "Ёлка" -Детские впечатления "Я был в зимнем лесу" | |
«Белый снег, пушистый» | Способствовать установлению свойств и качеств снега и льда, их сравнение. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега и зависимости свойств снега от температуры воздуха ( на морозе снег рассыпчатый, чтобы можно было лепить, он должен быть влажным). | -Опыт со снегом -"Нужен ли зимой растениям снег?" -Цветные льдинки -Рисование "Снежинки" -Постройка горки с помощью взрослых | |
январь | «Хвойные деревья в зимнем убранстве» | Способствовать развитию представлений детей о хвойных деревьях, их внешнем виде, строении, месте обитания. Побудить эстетические чувства: желание защищать и сохранять окружающую среду. | 1. Дать понятие хвойные деревья. 2. Беседа о сосне. 3. Беседа о ели. 4. Рассмотреть шишки |
«В гостях у птиц» | Продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание к "братьям нашим меньшим" | -Беседа о зимующих и перелётных птицах -Отгадывание загадок -Рассматривание иллюстраций с изображением птиц -Наблюдения за птицами на участке -Дидактические игры: "Кто , где живёт", "Нарисуй птицам дорожку в сказку" -Рассматривание альбома "Пернатые друзья" -Рисование "Чудо- птица" (по мотивам дымковской игрушки) -Слушание пения птиц (аудио запись "Голоса птиц") -Чтение стих-я "Покормите птиц зимой" -Игра "Птички-невелички" -Устройство птичьей столовой | |
«Почему белые медведи не живут в лесу?» | Формировать представление детей о приспособлении животных к жизни в природных условиях. Обозначить закон природы: все животные живут в тех местах, к которым они приспособлены. | 1. Демонстрационный материал «Животные Севера» 2. Видеофильм «Животные севера» 3. Беседа «Почему белые медведи не живут в лесу» | |
февраль | |||
«Огород на окошке» | Показать зависимость роста растений от условий. Закреплять представления детей о потребности растения в почве, воде, свете, тепле. Воспитывать ответственность. | 1. Беседа «Что нужно растению?» 2. Посадить лук, петрушку. 3. Дальнейшие наблюдение и уход | |
«Посадим лук». | Способствовать развитию знаний о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста растения; Продолжать способствовать формированию умения проводить эксперименты, делать умозаключения. | Эксперимент «Где растет лучок» | |
«Путешествие в царство комнатных растений» | Познакомить с новыми растениями (фиалка и герань) и со способами их черенкования. Закрепить названия знакомых комнатных растений (бальзамин, фикус). Продолжать обучать детей описывать растение, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки. Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними. | Рассматривание картины из серии "Уход за комнатными растениями" -Игра "Какого растения не стало" -Пальчиковая гимнастика "Посадим цветы" -Рассматривание растений -Опыт по ознакомлению с потребностями растений (свет, тепло, влага, почвенное питание) -Игра "Цветы" -Беседа о строении растений -Беседа об уходе за комнатными растениями -Дидактические игры "Живые картинки", "Опиши, я отгадаю" -Рассматривание картины "Цветущий кактус" -Лепка "Кактус" -Барельеф "Красивые цветы" -Теневой театр "Как я ухаживаю за цветами" | |
март | «Весенние явления в неживой природе» | Учить детей замечать увеличение дня и укорачивание ночи, появление, проталин и сосулек, взаимосвязь с живой природой. Упражнять в сравнении признаков зимы и весны. | 1. Рассмотреть иллюстрацию «Весна» 2. Беседа «Признаки весны» 3. Сравнение признаков зимы и весны |
«Как солнце жизнь дает земле» | Уточнить роль солнца как источника света и тепла в жизни живых существ. Развивать познавательный интерес. | 1. Чтение и рассматривание иллюстраций «География для малышей» 2. Просмотр мультфильма «Краденое солнце» | |
Весна идет, весне – дорогу! | Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных , на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям. |
| |
«Цветущий сад» | Познакомить детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев (цветением). Продолжать устанавливать связи между изменениями условий (тепло, свет) и изменением состояния растений (рост, цветение). Воспитывать эстетические чувства. | 1. Наблюдение за яблоней. 2. Беседа «Почему цветут деревья» (установить связь с погодными условиями) 3. Работа с календарём природы. | |
апрель | «Растения весной» | Учить детей наблюдательности: набухают почки, появляются листья и цветы, трава. Уточнить и расширить знания детей о разнообразии видов растений в природе. Закреплять знание названий растений. Развивать способности анализировать и сравнивать: дерево – куст, куст – трава. Воспитывать эстетическое отношение к растениям. | 1. Наблюдение за деревьями. 2. Впомнить названия некоторых деревьев и кустарников 3. Работа с календарём природы |
"Рассказ о лягушке". | изменить у детей традиционно неприязненное отношение к лягушкам. Объяснить, насколько полезны и нужны в природе эти безобидные существа. | 1. Отгадывание загадки. 2. Беседа о лягушке. 3. Рассматривание игрушечную лягушку. 4. Физ - ка. 5. Работа по картинкам. | |
«На бабушкином дворе» | Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания детям об их образе жизни и приносимой ими пользе. Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными (их кормят, лечат, выгуливают). Прививать добрые чувства к животным. | -Отгадывание загадок о домашних животных -Рассматривание игрушек, иллюстраций, картин с изображением домашних животных -Рассматривание иллюстраций к сказкам, в которых героями являются домашние животные -Дидактические игры: "Назови детёнышей" "Какая польза от домашних животных" "Кто, где живёт" -Игра "Угадай, это зверь или птица?" (по модели) -Сравнение живой кошки и игрушечного котёнка -Чтение сказки "Как собака друга искала" -Драматизация сказки "Три поросёнка" -Аппликация "Кисонька-мурысынька" - Подвижная игра "Пастух и стадо" | |
«Лесные жители» | Дать первоначальное представление о лесе и жизни в нём диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях, о запрещении охоты на диких животных). Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Воспитывать любовь и заботу к животным. | -Игровое упражнение "Придумай ласковые слова" -Дидактические игры: "Найди детёныша". "Кто, что ест", "Кто, где живёт"-Театр на фланелеграфе "Маша и медведь" | |
май | «Встречаем птиц» | Совершенствовать знания о перелетных птицах. Уточнить особенности строения птиц, сезонные изменения в жизни птиц (гнездование, высиживание из яиц птенцов) Первый прилет стрижей, ласточек и т. д. | 1. Рассмотреть иллюстрации птиц. Вспомнить их названия 2. Загадать загадки про птиц 3. Беседа «Для чего нужен скворечник» 4. Игра с бумажными птицами
|
«Насекомые - наши помощники» | Дать элементарные знания о жуках (майский, носорог, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница); на доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых. Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым. | Отгадывание загадок -Наблюдения за насекомыми -Рассматривание иллюстраций -Дидактические игры: "Найди насекомых, поедающих листья" "Как спрятаться бабочкам -Чтение стих-й М. Пришвина "Божья коровка", "Кузнечик", "Майский жук" (из книги В. Зотова "Лесная мозаика") -Рисование "Божья коровка" -Лепка "Зелёная гусеница" | |
«Волшебница вода» | Продолжать знакомить со свойствами и признаками воды (вода может быть холодной, тёплой, может нагревать другие вещества; вода прозрачная, но может менять окраску; имеет запах, если в ней растворить пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее запах и цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество), с различным его состоянием. Расширять знания детей о значении воды в нашей жизни. | Беседа -Чтение рассказа К. Д. Ушинского "Хотела галка пить" -Чтение стих-я Н. Рыжовой "Вы слыхали о воде"-Окрашивание воды (сравнение чистой и грязной воды) 1. Чтение стих-ия Н. Рыжовой " Вы слыхали о воде ". 2. Беседа о воде: - Где и какую видели? - Для чего нужна? - Откуда берется вода? - Как "рождается речка " ? | |
«Подводное царство» | Познакомить с аквариумными рыбками (телескоп, гуппи), лягушкой. Учить выделять и называть части тела рыб, повадки. Дать понятие о том, что в водоёмах живут растения и животные; знакомить с особенностями внешнего вида рыб, позволяющими приспосабливаться к жизни в окружающей среде. Побуждать к наблюдениям за аквариумными рыбками. Воспитывать интерес и желание ухаживать за рыбками. | -Наблюдения за аквариумными рыбками -Рассматривание иллюстраций с изображением лягушки, рыб, водорослей. -Игра "Мы весёлые рыбки" -Опыт "Кто живёт в воде" -"Зачем лягушке такие лапки" -Лепка "Рыбка" -Аппликация "Аквариум" (коллективная) -Рассказ Л. Берг "Рыбка" | |
июнь | «Беседа о лете» | обобщить и систематизировать представления о лете по основным существующим признакам, уточнить представления о с/х труде летом. | 1. Чтение стих-ия Е. Трутневой " Если в небе ходят грозы ". 2. Беседа о летних месяцах. 3. Физминутка. 4. Э/игра " Что где зреет?" 5. Опыт: Цветы и вода. |
Беседа о лесе | дать понятие о том, что лес - природное сообщество растений и животных | 1. Приход старика - лесовика. - Кто был в лесу? - Что там видел? - Что растет в лесу? 2. Рассказ о лесе. 3. Физминутка. 4. Опыт: " Здравствуй, ветер ". 5. Чтение стих-ия Пушкина А. С. " Ходит в море ветер - пастушок ". | |
Дом под крышей голубой | дать детям понять, что природа - это наш общий дом. Учить различать природу и не природу, называть объекты живой и неживой природы. Составлять небольшие рассказы на тему "Я путешествую на облаке", воспитывать любовь к природе, умение сопереживать. | 1. Чтение стих-ия "Дом под крышей голубой". 2. Беседа о природе (живая, неживая). 3. Игра на волшебной поляне "Живая и неживая природа". 4. Рассказ о доме - природа, с сопоставлением неживой природы. 5. Раскрашивание рисунков. 6. Беседа про облако. 7. Составление рассказа "Я путешествую на облаке". | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
перспективный план работы по экологическому воспитанию детей подготовительной группы
перспективный план...
Перспективный план. Индивидуальная работа по экологическому воспитанию в средней группе.
Индивидуальная работа по экологическому воспитанию....
Перспективный план работы по экологическому воспитанию в подготовительной группе на апрель-май
Перспективный план работы по экологическому воспитанию в подготовительной группе на апрель-май Задачи работыСодержание работыПриемы работы воспитателя Расширять представления дошкольников о ...
Перспективный план работы по экологическому воспитанию в старшей группе.
В плане расписана работа по экологическому воспитанию на учебный год....
Перспективный план работы по экологическому воспитанию в младшей группе на 2022-2023 год
Основные задачи экологического воспитания детей младшей группы:Формирование у ребенка целостной картины окружающего мира;представлений о предметах и явлениях природы, растительном иживотном мире, прав...