ПЛАН РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
материал (средняя группа)

ПАШАЕВА АИДА АСЕЛЬДЕРОВНА

ПЛАН РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_ekologiya_v_sr.gr_.docx36.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное

учреждение городского округа

Долгопрудный средняя общеобразовательная школа №11

(МАОУ СОШ №11)

(дошкольное отделение «Непоседы»)

Перспективный план по экологическому воспитанию в  

средней группе № 7 «Знайки»

Подготовила воспитатель:

Пашаева А.А.

Долгопрудный

2021г

Месяц

Тема занятий

Цель и задачи наблюдений

Формы работы

сентябрь

«Воздух»

Учить выявлять свойства воздуха (невидим, без запаха, не имеет формы); учить сравнивать свойства воды и воздуха (воздух легче воды). Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений.

Опыт с воздухом (вкус, запах, цвет)

-Надувание мыльных пузырей

-Пузырьки-спасатели

-Надувание шаров

-Поиск воздуха

-Загадочные пузырьки

-Опыт с растениями (как воздух в почве влияет на рост и развитие растения)

-Рассказ о значении чистого воздуха на жизнь людей

«Путешествие в страну Осень»

Уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.

Наблюдения за состоянием погоды на участке

-Наблюдения за трудом взрослых

-Чтение стих-я Ерихеева "Осень"

-Рассматривание картины "Времена года"

-Дидактические игры:

"Найди такой листок, как на дереве"

"Кто скорее соберёт"

"Так бывает или нет"

"Детки на ветке"

-Игра "Какая сегодня погода"

-Развлечение "Осень разноцветная"

-Чтение Э. Мошковская "Чужая морковка"

-И.Бунин "Листопад"(отрывок)

-И, Токмакова "Ветрено"

-Песенка "Во поле рябинушка"

-Рисование "Грустная осень", "Радостная осень"

«Во саду ли, в огороде»

Закреплять представления детей об овощах и фруктах; учить их классифицировать, правильно называть и различать; знать их место произрастания. Определить взаимосвязь сезона и развития растений (действия тепла и холода на растение).Развивать сенсорные чувства, речь, внимание.

Наблюдения

-Сбор урожая

-Дидактические игры:

"Чего не стало"

"Угадай на ощупь"

"Узнай по описанию"

-Беседа "Что нам осень принесла"

-Пальчиковая гимнастика "Засолка капусты"

-Н. Егоров "Тыква", "Морковка", "Горох", "Лук".

-Ю. Тувим "Овощи"

-Игра "Дорисуй овощ"

-Рассматривание картины "В поле осенью"

-Аппликация "Поспели яблоки в саду"

-Лепка "Овощи для магазина"

-Опыт "Тепло - холодно"

-Посадка чеснока на зиму

«Чудо- ягодка»

Расширять знания детей о ягодах: лесных, садовых; их пользе, среде произрастания, качествах (лечат, имеют запах)

Рассматривание иллюстраций, муляжей

-Отгадывание загадок

-Дидактическая игра "Лесные и садовые ягоды"

октябрь

«Тайны грибного царства»

Познакомить детей с грибами, учить выделять съедобные и несъедобные грибы (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка). Дать знания о полезных свойствах грибов.

Лепка "Как ёж готовится к зиме"

-П/и "Перелёт птиц"

-Кукольный театр "Лесная история"

-Загадки Лесовичка о грибах

-Рассматривание муляжей грибов, иллюстраций

-Рассказ о месте произрастания грибов, их строении, размножении

-Аппликация "Поможем белочке заготовить грибы"

«В хороводе деревьев»

Накапливать впечатления о деревьях; учить детей различать их по коре, листьям, цветам, плодам (берёза, клён, тополь, дуб, рябина). Продемонстрировать приспособленность растений к сезонным изменениям в природе; находить и называть отличия, сходство лиственных и хвойных деревьев. Воспитывать интерес к познанию.

-Наблюдения

-Рассматривание листьев, коры, плодов деревьев

-Отгадывание загадок

-Игра "Дорисуй листочек", "Соедини листья с плодами"

-Дидактическое лото "С какого дерева листочек"

-Рисование "Разноцветные листочки"

-Чтение стих-я А. Майков "Кроет уж лист золотой"

-И. Токмакова "Сосны"

" Экскурсия в осенний парк "

углубить и конкретизировать представления об условиях жизни растений и животных осенью, учить различать деревья и кустарники по окраске листьев.

1. Беседа о погоде.

2. Рассматривание деревьев, их сравнение.

3. Наблюдение за насекомыми, птицами.

4. Д/игра " Найди, что опишу ", " Загадай, мы отгадаем ".

5. Составление загадок.

"Беседа о труде людей осенью"

систематизировать знания о труде людей осенью. Учить устанавливать причины смены труда, сравнивать их с трудом людей летом, делать выводы о направленности и значении труда. Обогатить словарь детей. Воспитывать уважение к труду людей, стремление помогать им.

1. Беседа о работе в саду, в парке, сквере.

2. Д/игра "Овощехранилище".

ноябрь

«Человек - живой организм»

Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности. Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека, о "+" и "-" влиянии на них. Развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач.

-Рассматривание плакатов, иллюстраций со строением органов человека

-Дидактическая игра "Валеология"

"Понюхай и отгадай"

-Беседа о потребностях человека

-Рассказ о вредных привычках

-Игра "Угадай на вкус"

-Гимнастика для глаз

«Перелётные

птицы»

Закреплять и расширять представления о птицах: дать представление о перелетных птицах. Показать связь птиц со средой обитания.

Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам.

1. Рассмотреть иллюстрации птиц.

2. Беседа «Почему птицы улетают в тёплые края».

3. Просмотр мультфильма о птицах «Серая шейка».

4. На прогулке организовать п/и «Перелётные птицы».

декабрь

«Животные жарких стран»

Дать первоначальное представление о пустыне, растениях и животных пустыни. Доступно рассказать о приспособлении всего живого к погодным условиям пустыни. Обозначить закон природы: все животные живут в тех местах, к которым они приспособлены.

1. Демонстрационный материал «Животные жарких стран»

2. Видеофильм «Животные жарких стран»

"Беседа о том, кто как зимует".

расширить и углубить представление о зимовке зверей, птиц, насекомых. Учить отыскивать причины изменений условий их обитания, устанавливать причинно- следственные связи. Воспитывать любовь к животным.

1. Беседа о зиме.

2. Беседа о животных с вопросами.

3. Физминутка.

4. Д/игра "Зоологическое домино".

«Зимушка-зима»

Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь и интерес ко всему живому.

-Беседа о зиме

-Рассматривание картины "Зимние забавы"

-Рассказ и рассматривание картины "Как зимуют дикие звери"

-Игрушечный зайчик хочет узнать о жизни зайцев в лесу

-Диафильм "Зима в лесу"

-Рассматривание картины К. Коровин "Зима"

-Аппликация "Деревья зимой"  (коллективная, обрывание полосок)

-Рисование "Зимушка- зима"

-Лепка из снега крупных фигур (совместно со взрослыми)

-Чтение сказки "Зимовье"

-С. Козлов  "Зимняя сказка"

-А.Фет "Мама, глянь-ка из окошка:"

-И. Суриков "Зима"

-А.Барто "Ёлка"

-Детские впечатления "Я был в зимнем лесу"

«Белый снег, пушистый»

Способствовать установлению свойств и качеств снега и льда, их сравнение. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега и  зависимости свойств снега от температуры воздуха ( на морозе снег рассыпчатый, чтобы можно было лепить, он должен быть влажным).

-Опыт со снегом

-"Нужен ли зимой растениям снег?"

-Цветные льдинки

-Рисование "Снежинки"

-Постройка горки с помощью взрослых

январь

«Хвойные деревья в зимнем убранстве»

Способствовать развитию представлений детей о хвойных деревьях, их внешнем виде, строении, месте обитания. Побудить эстетические чувства: желание защищать и сохранять окружающую среду.

1. Дать понятие хвойные деревья.

2. Беседа о сосне.

3. Беседа о ели.

4. Рассмотреть шишки

«В гостях у птиц»

Продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание к "братьям нашим меньшим"

-Беседа о зимующих и перелётных птицах

-Отгадывание загадок

-Рассматривание иллюстраций с изображением птиц

-Наблюдения за птицами на участке

-Дидактические игры:

"Кто , где живёт",

"Нарисуй птицам дорожку в сказку"

-Рассматривание альбома "Пернатые друзья"

-Рисование "Чудо- птица" (по мотивам дымковской игрушки)

-Слушание пения птиц (аудио запись "Голоса птиц")

-Чтение стих-я "Покормите птиц зимой"

-Игра "Птички-невелички"

-Устройство птичьей столовой

«Почему белые медведи не живут в лесу?»

Формировать представление детей о приспособлении животных к жизни в природных условиях. Обозначить закон природы: все животные живут в тех местах, к которым они приспособлены.

1. Демонстрационный материал «Животные Севера» 2. Видеофильм «Животные севера»

3. Беседа «Почему белые медведи не живут в лесу»

февраль

«Огород

на окошке»

Показать зависимость роста растений от условий. Закреплять представления детей о потребности растения в почве, воде, свете, тепле. Воспитывать ответственность.

1. Беседа «Что нужно растению?»

2. Посадить лук, петрушку.

3. Дальнейшие наблюдение и уход

«Посадим лук».

Способствовать развитию знаний о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста растения; Продолжать способствовать формированию умения проводить эксперименты, делать умозаключения.

Эксперимент «Где растет лучок»

«Путешествие в царство комнатных растений»

Познакомить с новыми растениями (фиалка и герань) и со способами их черенкования. Закрепить названия знакомых комнатных растений (бальзамин, фикус). Продолжать обучать детей описывать растение, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки. Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.

Рассматривание картины из серии "Уход за комнатными растениями"

-Игра "Какого растения не стало"

-Пальчиковая гимнастика "Посадим цветы"

-Рассматривание растений

-Опыт по ознакомлению с потребностями растений (свет, тепло, влага, почвенное питание)

-Игра "Цветы"

-Беседа о строении растений

-Беседа об уходе за комнатными растениями

-Дидактические игры "Живые картинки",

"Опиши, я отгадаю"

-Рассматривание картины "Цветущий кактус"

-Лепка "Кактус"

-Барельеф "Красивые цветы"

-Теневой театр "Как я ухаживаю за цветами"

март

«Весенние явления в неживой природе»

Учить детей замечать увеличение дня и укорачивание ночи, появление, проталин и сосулек, взаимосвязь с живой природой. Упражнять в сравнении признаков зимы и весны.

1. Рассмотреть иллюстрацию «Весна»

2. Беседа «Признаки весны»

3. Сравнение признаков зимы и весны

«Как солнце жизнь

дает земле»

Уточнить роль солнца как источника света и тепла в жизни живых существ. Развивать познавательный интерес.

1. Чтение и рассматривание иллюстраций

«География для малышей»

2. Просмотр мультфильма «Краденое солнце»

Весна идет, весне – дорогу!

Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных , на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.

  • Чтение К.Ф.Юон «Мартовское солнце», «Ранняя весна», стихотворения С.Вангели «Подснежники», В Берестов «Песенка весенних минут», М Пришвин «Мать-и-мачеха», «Одуванчик», «Ребята и утята»
  • Рассматривание картины «Грачи прилетели»,
  • Дидактические игры «Какие животные живут в лесу», «Когда это бывает», «Найди детеныша», «Где будут первые проталины», «Где быстрее наступит весна», «Покажи птиц, которые прилетают весной»
  • Рисование «Волшебница весна»
  • Кукольный театр «Заюшкина избушка»
  • Подвижные игры «Зайцы и волк», «Птицы и леса»

«Цветущий сад»

Познакомить детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев

(цветением). Продолжать устанавливать связи между

изменениями условий

(тепло, свет) и изменением состояния растений (рост, цветение). Воспитывать эстетические чувства.

1. Наблюдение за яблоней.

2. Беседа «Почему цветут деревья»

(установить связь с

погодными условиями)

3. Работа с календарём природы.

апрель

«Растения весной»

Учить детей наблюдательности: набухают почки, появляются листья и цветы, трава. Уточнить и расширить знания детей о разнообразии видов растений в природе. Закреплять знание названий растений. Развивать способности анализировать и сравнивать: дерево – куст, куст – трава. Воспитывать эстетическое отношение к растениям.

1. Наблюдение за деревьями.

2. Впомнить названия

некоторых деревьев и кустарников

3. Работа с календарём природы

"Рассказ о лягушке".

изменить у детей традиционно неприязненное отношение к лягушкам. Объяснить, насколько полезны и нужны в природе эти безобидные существа.

1. Отгадывание загадки.

2. Беседа о лягушке.

3. Рассматривание игрушечную лягушку.

4. Физ - ка.

5. Работа по картинкам.

«На бабушкином дворе»

Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания детям об их образе жизни и приносимой ими пользе. Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными (их кормят, лечат, выгуливают). Прививать добрые чувства к животным.

-Отгадывание загадок о домашних животных

-Рассматривание игрушек, иллюстраций, картин с изображением домашних животных

-Рассматривание иллюстраций к сказкам, в которых героями являются домашние животные

-Дидактические игры:

"Назови детёнышей"

"Какая польза от домашних животных"

"Кто, где живёт"

-Игра "Угадай, это зверь или птица?" (по модели)

-Сравнение живой кошки и игрушечного котёнка

-Чтение сказки "Как собака друга искала"

-Драматизация сказки "Три поросёнка"

-Аппликация "Кисонька-мурысынька"

- Подвижная игра "Пастух и стадо"

«Лесные жители»

Дать первоначальное представление о лесе и жизни в нём диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях, о запрещении охоты на диких животных). Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Воспитывать любовь и заботу к животным.

-Игровое упражнение "Придумай ласковые слова"

-Дидактические игры:

"Найди детёныша".

"Кто, что ест", "Кто, где живёт"-Театр на фланелеграфе "Маша и медведь"
-Настольный театр "Снегурушка и лиса"
-Рисование "животные в лесу" (трафарет)
-Сюжетно-ролевая игра "Зоопарк"
-Сказки "Лисичка-сестричка и волк", "Зимовье зверей", "Заюшкина избушка"
--Рассказ Е. Чарушина "Что за зверь?"
-Рассказ Н, Носов "Лисята"
-Лепка  "Заяц-длинные уши"
-Подвижная игра "У медведя во бору"

май

«Встречаем птиц»

Совершенствовать знания о перелетных птицах. Уточнить особенности строения птиц, сезонные изменения в жизни птиц (гнездование, высиживание из яиц птенцов) Первый прилет стрижей, ласточек и т. д.

1. Рассмотреть иллюстрации птиц. Вспомнить их названия

2. Загадать загадки про птиц

3. Беседа «Для чего нужен скворечник»

4. Игра с бумажными птицами

  • Пальчиковая игра «Птицы и пташки»
  • Аппликация «Птицы у скворечника»

«Насекомые - наши помощники»

Дать элементарные знания о жуках (майский, носорог, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница); на доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых.

Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым.

Отгадывание загадок

-Наблюдения за насекомыми

-Рассматривание иллюстраций

-Дидактические игры:

"Найди насекомых, поедающих листья"

"Как спрятаться бабочкам

-Чтение стих-й М. Пришвина "Божья коровка", "Кузнечик", "Майский жук" (из книги В. Зотова "Лесная мозаика")

-Рисование "Божья коровка"

-Лепка "Зелёная гусеница"

«Волшебница вода»

Продолжать знакомить со свойствами и признаками воды (вода может быть холодной, тёплой, может нагревать другие вещества; вода прозрачная, но может менять окраску; имеет запах, если в ней растворить пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее запах и цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество), с различным его состоянием. Расширять знания детей о значении воды  в нашей жизни.

Беседа

-Чтение рассказа К. Д. Ушинского "Хотела галка пить"

-Чтение стих-я Н. Рыжовой "Вы слыхали о воде"-Окрашивание воды (сравнение чистой и грязной воды)
-Дидактическая игра "Вода"
-Опыт с водой
- Чтение рассказа Николаевой "Путешествие капельки

1. Чтение стих-ия Н. Рыжовой " Вы слыхали о воде ".

2. Беседа о воде:

- Где и какую видели?

- Для чего нужна?

- Откуда берется вода?

- Как "рождается речка " ?

«Подводное царство»

Познакомить с аквариумными рыбками (телескоп, гуппи), лягушкой. Учить выделять и называть части тела рыб, повадки. Дать понятие о том, что в водоёмах живут растения и животные; знакомить с особенностями внешнего вида рыб, позволяющими приспосабливаться к жизни в окружающей среде. Побуждать к наблюдениям за аквариумными рыбками. Воспитывать интерес и желание ухаживать за рыбками.

-Наблюдения за аквариумными рыбками

-Рассматривание иллюстраций с изображением лягушки, рыб, водорослей.

-Игра "Мы весёлые рыбки"

-Опыт "Кто живёт в воде"

-"Зачем лягушке такие лапки"

-Лепка "Рыбка"

-Аппликация "Аквариум" (коллективная)

-Рассказ Л. Берг "Рыбка"

июнь

«Беседа о лете»

обобщить и систематизировать представления о лете по основным существующим признакам, уточнить представления о с/х труде летом.

1. Чтение стих-ия Е. Трутневой " Если в небе ходят грозы ".

2. Беседа о летних месяцах.

3. Физминутка.

4. Э/игра " Что где зреет?"

5. Опыт: Цветы и вода.

Беседа о лесе

дать понятие о том, что лес - природное сообщество растений и животных

1. Приход старика - лесовика.

- Кто был в лесу?

- Что там видел?

- Что растет в лесу?

2. Рассказ о лесе.

3. Физминутка.

4. Опыт: " Здравствуй, ветер ".

5. Чтение стих-ия Пушкина А. С. " Ходит в море ветер - пастушок ".

Дом под крышей голубой

дать детям понять, что природа - это наш общий дом. Учить различать природу и не природу, называть объекты живой и неживой природы. Составлять небольшие рассказы на тему "Я путешествую на облаке", воспитывать любовь к природе, умение сопереживать.

1. Чтение стих-ия "Дом под крышей голубой".

2. Беседа о природе (живая, неживая).

3. Игра на волшебной поляне "Живая и неживая природа".

4. Рассказ о доме - природа, с сопоставлением неживой природы.

5. Раскрашивание рисунков.

6. Беседа про облако.

7. Составление рассказа "Я путешествую на облаке".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по экологическому воспитанию в подготовительной группе на апрель-май

Перспективный план работы по экологическому воспитанию в подготовительной группе на апрель-май Задачи работыСодержание работыПриемы работы воспитателя Расширять представления дошкольников о ...

Перспективный план работы по экологическому воспитанию в старшей группе.

В плане расписана работа по экологическому воспитанию на учебный год....

Перспективный план работы по экологическому воспитанию в младшей группе на 2022-2023 год

Основные задачи экологического воспитания детей младшей группы:Формирование у ребенка целостной картины окружающего мира;представлений о предметах и явлениях природы, растительном иживотном мире, прав...