Картотеки кейсов
материал (старшая группа)

Петелина Наталья Сергеевна

Данные картотеки   могут быть использованы при коллективной и индивидуальной форме обучения дошкольников. Адресованы воспитателям и специалистам дошкольных образовательных организаций

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека:

«Кейс - стади»

Кейс 1. «Знакомство»

Задачи: формировать культуру общения; способствовать приобретению опыта этикетного поведения; обогащать речь ребёнка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.

Катя и Лиза прыгают через скакалку. Рядом стоит незнакомая девочка. Ей тоже хочется попрыгать, но она не решается подойти к веселым подругам. Катя и Лиза не замечают девочку. Им хорошо вдвоем.

Вопросы: • Как вы думаете, правильно ли поступили Катя и Лиза?

• Что они должны были сделать?

• Какие волшебные слова помогут девочкам познакомиться?

• Как бы вы поступили на месте Кати и Лизы?

Кейс 2. «Благодарность», «Прощание».

Задачи: формировать культуру общения; обогащать речь ребёнка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.

Бабушка гостила у Даши и ее родителей целый месяц. Вот было здорово! Бабушка с Дашей все делали вместе: ходили в зоопарк, пекли пирожки, мастерили поделки. И вот пришло время уезжать. Бабушка поедет поездом домой в другой город. Мама помогает ей собирать чемодан, папа уже вызвал такси, чтобы ехать на вокзал. В комнату вбежала Даша: - Бабушка, уже уезжаешь? Ну ладно, пока! Внучка махнула рукой и убежала в комнату.

Вопросы: • Как вы думаете, можно ли назвать Дашу вежливой девочкой? Почему?

• Что она сделала неправильно? Как должна была поступить Даша?

• Какие формы речевого этикета она могла использовать, чтобы поблагодарить бабушку и попрощаться с ней?

• Подумайте, как бы вы поступили в такой ситуации?

Кейс 3. «Разговор по телефону»

Задачи: закреплять знание правил и норм речевого этикета; продолжать формирование культуры общения; воспитывать потребность использования речевых формул в повседневной жизни.

Аня звонит Маше по телефону. - Маш, привет. - Это не Маша. Это ее мама. - А мне Маша нужна. - Сейчас я ее позову. - Маш, Это ты? Привет! Слушай, принеси мне завтра книгу со стихами. - Хорошо. - Ну ладно, пока!

Вопросы и задание: • Можно ли назвать Аню воспитанной девочкой? Почему?

• Умеет ли Аня разговаривать по телефону?

• О каких правилах речевого этикета забыла Аня? Какие ошибки допустила?

Кейс 4. «Вежливый отказ»

Задачи: продолжать формирование культуры общения; упражнять в использовании вариантов этикетных формул в зависимости от ситуации; способствовать приобретению опыта этикетного поведения; обогащать речь ребёнка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.

Сегодня хороший солнечный день. Ребята договорились поиграть в футбол. Витю назначили вратарем. Мальчик радостно побежал домой, чтобы переодеться, и взять мяч. Дверь ему открыла мама. - Витя. А я тебя жду. Сходи, пожалуйста, в магазин. У нас кончился хлеб. К обеду нет ни кусочка.

• Предложите свой вариант разговора по телефону. Разыграйте ситуацию.

Вопросы: • Как вы думаете, как поступит Витя?

• Какой разговор возможен с мамой?

• Что Витя скажет ребятам?

• Как бы вы поступили в данной ситуации? Предложите свои варианты ответа.

Кейс 5. «Просьба»

Задачи: развивать умение соблюдать нормы употребления слов, говорить так, чтобы обеспечить себе благоприятное понимание со стороны собеседника; воспитывать потребность использования речевых формул в повседневной жизни; упражнять в использовании этикетных формул в зависимости от ситуации.

У Сережи сломался велосипед. Как обидно? А ведь он договорился с ребятами завтра покататься на школьном стадионе. Что делать? «Надо просить папу», - подумал Сережа и побежал домой. Папа только что вернулся с работы. - Пап, привет! Отремонтируй мне велик, хорошо? – крикнул Сережа, поставил велосипед и опять убежал на улицу. 

Вопросы: • Как думаете, поможет ли папа Сереже? Почему?

• Вежливо ли обратился Сережа к папе? Какие ошибки он допустил?

• Какие формы речевого этикета не использовал Сережа в своей просьбе?

• Как бы вы поступили в данной ситуации? Предложите свои варианты разговора с папой.

Кейс 6. «Прощение»

Задачи: развивать умение соблюдать нормы употребления слов, говорить так, чтобы обеспечить себе благоприятное понимание со стороны собеседника; воспитывать потребность использования речевых формул в повседневной жизни.

Весь вечер Оля рисовала картину. Она очень старалась, потому что хотела подарить

рисунок маме. Закончив работу, Оля оставила работу на столе, чтобы окончательно высохли краски. В этот момент в комнату вбежал Андрей: - Привет, Оль! – громко сказал он и бросил на стол школьный ранец. - Там же мой рисунок! – крикнула Оля и бросилась к столу. - Этот, что - ли? – спросил Андрей и дернул за уголок бумаги, который виднелся из-под ранца. Уголок оторвался. - Что ты наделал! – дрожащим голосом спросила Оля и убрала ранец со стола. Она прижала остатки рисунка к себе, а из ее глаз брызнули слезы… 

Вопросы: • Как Андрей объяснит ситуацию сестре? Как он успокоит Олю?

• Какие слова надо использовать, чтобы извиниться?

• Как бы вы поступили в данной ситуации?

Кейс 7 «Разговор с незнакомыми на улице»

Задачи: ввести в речевой обиход вежливые формы обращения к незнакомому человеку. Некоторые установки. В современном русском языке нет устойчивых общепринятых форм обращения к взрослому незнакомому, которыми мог бы воспользоваться ребенок. Старые формы господин, сударь, сударыня пока не укоренились. Обращение дядя, тетя возможны в детской речи, но только в дошкольном возрасте. Попробуйте научить ребенка обращаться к незнакомому без использования прямого обращения: остановись, сделай паузу, посмотри в лицо человека и произнеси слова: Будьте добры, скажите, пожалуйста. Затем задай вопрос. Посоветуйте употреблять вопрос, «Который час», а не «Сколько времени»? Разыграйте диалоги - сценки «Встречи на улице и во дворе». Будьте добры, скажите, пожалуйста…

Федя и Юра играют на площадке в бадминтон. Юра беспокоится: - Федя, наверное, мне пора домой. Папа позволил гулять до шести. А сейчас сколько? - Спросим у кого-нибудь, Юра. Вот у этой бабушки… Я подбегу… По дорожке шла немолодая женщина в черной шляпке и перчатках. Она вела на поводке кудрявого пуделя. Федя с разбегу задел пожилую женщину и выпалил: - Ой, тю… те… ба… извините, ща скоко время? - Что ты сказал? – не поняла женщина. Она вздрогнула от неожиданности. - Время, грю, скоко, а? Женщина посмотрела на часы: - Сейчас… Но Федя уже не слушал ее. Он разговаривал с пуделем, а чтобы было удобнее, стал на четвереньки – нос к носу. - Ав, ав, ав, - пролаял пудель. - Да? А я думал ав, ав, ав, ав, ав, ав, - ответил Федя. В это время на площадке появился дедушка. Он сказал: - Здравствуйте, Надежда Петровна! Вы, я вижу, познакомились с моим непоседливым внуком. Надежда Петровна воскликнула: - Какие странные манеры, Немедленно примите меры! Дедушка позвал Федю и Юру: - Вот что, друзья, если вы хотите задать вопрос незнакомому человеку, нужно не спеша подойти и обратиться к нему со словами: Будьте добры, скажите, пожалуйста… Федя и Юра подошли к Надежде Петровне. Федя спросил: - Будьте добры, скажите, пожалуйста, который час? - Шесть часов, - ответила Надежда Петровна, а пудель стал на задние лапы и пролаял – ровно шесть раз. - Спасибо, - сказали мальчики.

Вопросы: • Правильно ли вел себя Федя по отношению к незнакомому человеку? В чем проявилась его невежливость? (Он не сумел сформулировать вопрос, обратиться, говорил скороговоркой, невнятно, а когда Надежда Петровна стала ему отвечать, не слушал ее, а начал играть с собакой.)

• Какие слова нужно произнести, чтобы узнать время у незнакомого человека?

• Как нужно его выслушать и что обязательно сказать в ответ?



Предварительный просмотр:

Кейсы

«Ролевое проектирование»

Пример 1: «Настоящие друзья»

Ситуация: «Коле купили новую парковку. Он очень обрадовался и начал с ней играть. Дима проходил мимо, задел парковку ногой, она упала и сломалась…»

Обсуждение ситуации: что произошло?

Обыгрывание ситуаций: Детям предлагается разбиться на пары: один ребенок–мальчик, который играл с парковкой, другой ребенок – мальчик, который сломал парковку. Детям предлагаются карточки с картинками, характеризующего героя. Например: Один герой – злой, другой вредный и упрямый или первый герой плаксивый, а другой доброжелательный, один воспитанный, а другой спокойный. В конце дети и педагог приходят к выводу: Кому же удалось договориться? Почему?

Пример 2 «Угощение»

Ситуация: «Таня принесла угощенье в детский сад. Она угощал только девочек. Мальчики расстроились…»

Обсуждение ситуации: что произошло?

Обыгрывание ситуаций: Дети садятся на поставленные полукругом стулья. Педагог сообщает о том, что кукла Таня обещала сегодня прийти в гости. Педагог. Как мы встретим Таню? Саша. Скажем: «Здравствуй!».  Педагог: Да, скажем: «Здравствуй, Таня!» И сделаем поклон головой. (Показывает.) А как мы предложим Тане стул? Посмотрите, дети, как нужно предложить стул. (Педагог ставит стул и говорит: «Садись, Таня, пожалуйста».) (Раздается стук в дверь. Няня вводит большую куклу Таню. Таня здоровается. Дети отвечают ей так, как показывал педагог.)

Педагог: - Сашенька, предложи, пожалуйста, Тане стул (Саша с готовностью несет стул и говорит: «Садись, Таня, пожалуйста!»)

Педагог: - Мы рады, Таня, что ты пришла к нам в гости. Ребята, давайте угостим Таню чаем! Нужно сказать: «Садись, Таня, с нами чай пить». (Саша повторяет приглашение. Таня благодарит.) Педагог: - Алла и Наташа, расставьте, пожалуйста, чашки для всех. (Девочки старательно расставляют кукольный сервиз. Педагог предлагает всем сесть к столу, вежливо приглашает и Таню, Сашу просит налить чай. Саша сидит рядом с Таней  и ей первой наливает чай.) Саша протягивает Тане конфету: - Ешь, Таня, конфету. Педагог: - Надо взять вазочку и сказать: «Угощайся, Таня, пожалуйста». Вот так. Дети с интересом наблюдают за происходящим, пьют чай. Педагог, действуя за Таню, показывает, как правильно, красиво держать чашку, не поднимать ее высоко, допивая чай, и т. п.  Педагог обращает внимание на то, как следует держать чашку, показывает, как Таня вытирает рот салфеткой. Затем Таня благодарит детей за угощение, прощается. Дети прощаются с ней, снова приглашают в гости.

Пример 3 «Просьба»

Ситуация: «Ты пришел с прогулки. У тебя мокрые варежки. Попросил Мишу повесить варежки, а он отказал…»

Обсуждение ситуации: что произошло? Ребята, вспомните, когда вы обращались к кому-либо с просьбой? Всегда ли вы достигали цели? (Дети и воспитатели приводят примеры из собственной жизни.) Какие вежливые слова вам помогли? (Очень прошу, пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, если вам (тебе) не трудно, и т. д.)

Обыгрывание ситуаций • Кого попросишь о помощи? Как попросишь?

• Дежурные тебе не положили ложку. Как ты поступишь?

• Ты не хочешь есть рыбу. Как бы ты об этом сказал воспитателю?

• Попроси родителей купить вам понравившуюся игрушку.

• Попросите добавки сока у няни.

• Попросите какой-либо предмет (игрушку, карандаш и т. д.) Вам нужно в группу, вы забыли варежки (игрушку), выйдя на прогулку.



Предварительный просмотр:

«Фото-кейсы»

Фото-кейс «Умывание»

Задачи: воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой.

Текст: Саша первый день пришел в детский сад. Перед завтраком дети пошли мыть руки. А Саша стоял, ждал воспитателя, и не знал, что ему делать.

Как бы вы поступили на месте Саши?

Фото-кейс «Хоровод»

Задачи: воспитывать уважительное отношение друг к другу, доброжелательность.

Текст: На празднике дети стали водить хоровод. Катя стала тянуть Марину в сторону. Марине стало больно руку, и она вот-вот заплачет. И в итоге хоровод распался.

 Оцените поведение Кати. Как бы вы поступили на ее месте?

Picture background

Фото-кейс «Мальчик не ест суп»

Задачи: создать мотивацию необходимости кушать первое блюдо.

Текст: В детском саду наступило время обеда. Повара постарались и приготовили вкусный и полезный суп. Аппетитный запах разносился по всему саду. Помощник воспитателя накрыла на стол. Дети сели за стол и стали кушать. И только Егор сидел над тарелкой. 

Почему мальчик не ест суп? Чем полезен суп? Как бы ты поступил на месте Егора?

Picture background

Фото-кейс «Неопрятный ребенок»

Задачи: воспитывать привычку следить за своим внешним видом, опрятность.

Текст: Дети в саду встали после сна и стали одеваться. Егор тоже одевался – надел шорты, футболку надел задом наперед и забыл ее вывернуть, а сандалии его поссорились и обулись не на ту ногу. Егор даже не посмотрел на себя в зеркало и пошел играть. Вечером, когда мама пришла в сад, она очень огорчилась, увидев сына.

Почему огорчилась мама? Что Егор сделал неправильно? 

 

Picture background

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=81f8ec746cee4cf21e82f1d1201d11e9566ed849-10638478-images-thumbs&n=13

Фото-кейс «Одежда в детском шкафу»

Задачи: приучать аккуратно складывать и вешать одежду. Воспитывать стремление быть аккуратным, опрятным.

Текст: Дети в саду стали пришли с прогулки. Все стали раздеваться и складывать вещи в шкафчик. Петя тоже разделся и запихнул вещи в шкаф. Вечером, когда мама пришла в сад, она очень огорчилась, когда Петя стал одеваться домой. 

Почему огорчилась мама? Что Петя сделал неправильно?

Picture background

                                                                                                                     

Picture background



Предварительный просмотр:

Кейс-иллюстрация на тему: «Чистота-залог здоровья»

Цель: Привитие навыков здорового образа жизни, учить детей самостоятельно следить за своим внешним видом

Этап

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1

На первом этапе  знакомим детей с иллюстрацией, предлагаем детям сформулировать проблему исходя из данной иллюстрации: все вещи убегают от мальчика. Почему убегают вещи?

Что не так с мальчиком?

Дети рассматривают первую кейс-иллюстрацию. Принимают ситуацию: «Мальчик очень грязный»

2

На втором этапе демонстрируем иллюстрацию 2 и задаем вопросы для проведения «мозгового штурма»: «Что чувствует сейчас мальчик?», «Почему он не помылся?», «Кто пришел ему на помощь?» 

Дети проводят анализ данной проблемной ситуации и высказывают свои предположение в виде полных ответов на вопросы

3

На третьем этапе побуждаем детей к активизации при помощи ключевых вопросов кейса: «Что нужно сделать, чтобы вещи вернулись к мальчику?», «Что нужно сделать Мойдодыру, чтобы мальчик стал снова чистым?» Поддерживаем эмоционально - чувствительный опыт детей. Осуществляю помощь. 

Дети примеряют поступок мальчика на себя, выбирают самое оптимальное правильное решение

4

На четвертом этапе формируем аналитические способности детей, умение обобщать материал: «Мойдодыр помог мальчику. Мальчик стал чистым и веселым. Вещи вернулись к мальчику».

 «Какие пословицы вы можете вспомнить по этой теме?»

Дети делают вывод, что нужно быть чистым и опрятным. Вспоминают, размышляют.

Чистота - залог здоровья. Чистые сапоги быстрее ходят. Чистота - лучшая красота.

C:\Users\Оля\Desktop\КРНИП\2c5b778da12e9ad6c82acca107287ddc.jpg

C:\Users\Оля\Desktop\КРНИП\Moydodyir-5.jpg

C:\Users\Оля\Desktop\КРНИП\7910e56ca06f276f8789f75f8858807c.jpg



Предварительный просмотр:

Кейсы

«Анализ конкретных ситуаций»

Кейс «Аленка потеряла куклу»

Цель: учить определять и обозначать словами положение предмета относительно себя: вверху, внизу, посередине, справа, слева, на, под, в и т. д.

Текст:  Сегодня Аленка пришла в детский сад с куклой. Придя с прогулки, она не нашла свою любимую игрушку и расплакалась. 

Как бы вы поступили на месте Аленки?

Кейс: «Три собачки»

Цель: продолжать учить детей соотносить предметы между собой по величине, используя в речи слова «большая», «поменьше», «маленькая», выделяя признаки сходства предметов, развивать зрительное внимание.

Текст: Бежали три собачки. Увидели они три конуры: большую, поменьше, маленькую. Обрадовались, что теперь у каждой будет свой домик. Полезла большая собачка в маленькую конуру, но не поместилась там (подсказки не должно быть). 

Как бы вы помогли собачкам, если они не знают какой из домиков им выбрать?

Кейс: «В гости к медвежонку»

Цель: закрепить знания о длине.

Текст: Медвежонок позвал в гости своих друзей – соседей: зайчонка, бельчонка, волчонка. Ребята так обрадовались, что решили устроить соревнование, кто быстрее добежит от своего домика до домика медвежонка. Первым прибежал заяц, вторым прибежал бельчонок, а волк прибежал последним.

Почему так долго бежал волк?

Кейс: «Кукла Катя встречает гостей»

Цель: учить устанавливать равенство между двумя группами предметов.

Текст: Кукла Катя пригласила в гости друзей. Накрыла на стол, положила конфеты в вазочку. Когда гости пришли, кукла огорчилась. Она не знает, хватит ли всем конфет.

Как бы вы поступили на ее месте?

Кейс «В магазине»

Цель: продолжать учить соотносить цифры 1, 2, 3, 4, с количеством предметов.

Текст: Дети играли в сюжетно – ролевую игру «Магазин». Они подавали денежку продавцу и говорили, сколько и каких предметов они хотят купить. Например, «Я хочу купить три морковки для зайчика, потому что у меня на денежке написана цифра три». Продавец брала денежку, проверяла, благодарила за покупку. А новенькая девочка Лена не знала цифры. Когда подошла ее очередь, она не знала, что ей делать и стала все предметы с прилавка складывать в сумочку. Дети засмеялись, а лена очень обиделась. Как бы вы поступили на месте продавца?



Предварительный просмотр:

           

C:\Users\1\Desktop\самоанализ\Кейс - инцидент проект\готово\кейс 1-1\пальчики.pngC:\Users\1\Desktop\674434.jpg

Picture background

C:\Users\1\Desktop\самоанализ\Кейс - инцидент проект\готово\кейс 4-4\велосипед.jpg

Picture backgroundC:\Users\1\Desktop\самоанализ\Кейс - инцидент проект\готово\кейс 6-6\жел. дорога.png

Кейс №1

Цель: формирование знаний по правилам поведения в раздевалке, подведение детей к соблюдению правил безопасного поведения

Задачи:

- формировать умение анализировать ситуацию, вычленять проблему и выбирать оптимальные пути решения проблемы;

- активизировать речемыслительную деятельность;

- расширять социальный и коммуникативный опыт дошкольников

Предварительная работа: беседы с детьми о правилах поведения на дороге, о правилах безопасного поведения дома, чтение художественной литературы «Правила поведения для воспитанных детей» Г.П. Шалаева, О.М. Журавлева, О.Г. Сазонова, «Дорожная азбука» В. Крутецкая

Методы и приемы: создание проблемной ситуации, показ фотографии, обсуждение

Материалы и оборудование: фото (иллюстрация) ситуации.

Ход:

1.Вводная часть. Сегодня я хочу вам предложить рассмотреть фотографию внимательно и попробовать ответить на мои вопросы. Обсуждаете вы каждый вопрос все вместе, а отвечать на вопрос будет один игрок, тот, кого вы сами выберете.

2. Основная часть. - Ребята, посмотрите, на фотографию. Что на ней изображено? - Ребята, что не так на фотографии? Что не правильно делает девочка? (девочка подставила руку в приоткрывшийся шкафчик)

- Почему вы решили, что это не правильно? (мальчик может прищемить девочке руку, и она будет плакать, потому что это больно)

- Что необходимо сделать, чтобы ничего плохого не произошло? (открыть дверцу, или сказать девочке, чтобы она убрала руку)

Подумайте, обсудите с товарищами и придумайте правило, которое поможет другим детям быть аккуратнее в такой ситуации (Правило: «Никогда не подставлять руки в открывшиеся двери!»)

Разыгрывание подобной ситуации (проговаривание детьми тех слов, которые они могут сказать другу, который поступает также как девочка)

3. Заключительная часть.

- Ребята, что вы сегодня делали? (обсуждали фотографию). Для чего мы ее рассматривали? (Чтобы самим быть внимательнее)

     

                                                                                     

Кейс №2

Цель: формирование знаний безопасного поведения за столом.

Задачи:

- формировать умение анализировать ситуацию, вычленять проблему и выбирать оптимальные пути решения проблемы;

- активизировать речемыслительную деятельность;

- расширять социальный и коммуникативный опыт дошкольников

Предварительная работа: беседы с детьми о правилах безопасного поведения дома, за столом, чтение художественной литературы «Правила поведения для воспитанных детей» Г.П. Шалаева, О.М. Журавлева, О.Г. Сазонова

Методы и приемы: создание проблемной ситуации, показ фотографии, обсуждение

Материалы и оборудование: мольберт, фото (иллюстрация) ситуации.

Ход:

1.Вводная часть. Предлагаю рассмотреть фотографию. Посмотрите  внимательно и попробуйте ответить на мои вопросы. Обсуждаете вы каждый вопрос все вместе, а отвечать на вопрос будет один игрок, тот, кого вы сами выберете.

2. Основная часть. Ребята, посмотрите, на фото. Что на ней изображено? (мальчик, качающийся на стуле).

- Ребята, правильно ли поступает мальчик?

- Почему вы считаете, что это не правильно? (упадет, удариться, будет плакать)

- Что необходимо сделать, чтобы ничего плохого не произошло? (не качаться)

Подумайте, обсудите с товарищами и придумайте правило, которое поможет другим деткам быть аккуратнее в такой ситуации. (Правило: «Никогда не качайся на стуле!»)

Разыгрывание подобной ситуации (проговаривание детьми тех слов, которые они могут сказать другу, если тот поступает также как мальчик)

3. Заключительная часть.

Ребята, что вы сегодня делали? (обсуждали фотографию). Для чего? (Чтобы самим быть внимательнее)

                                                                                       

Кейс №3

Цель: формирование знаний правил безопасного поведения во время игр.

Задачи:

- формировать умение анализировать ситуацию, вычленять проблему и выбирать оптимальные пути решения проблемы;

- активизировать речемыслительную деятельность;

- расширять социальный и коммуникативный опыт дошкольников

Предварительная работа: беседы с детьми о правилах безопасного поведения, чтение художественной литературы «Правила поведения для воспитанных детей» Г.П. Шалаева, О.М. Журавлева, О.Г. Сазонова

Методы и приемы: создание проблемной ситуации, показ фотографии, обсуждение

Материалы и оборудование: фото (иллюстрация) ситуации.

Ход:

1.Вводная часть. – Ребята, предлагаю внимательно рассмотреть фотографию и попробовать ответить на мои вопросы. Обсуждаете вы каждый вопрос все вместе, а отвечать на вопрос будет один игрок, тот, кого вы сами выберете.

2. Основная часть. Ребята, посмотрите, на фото. На нем изображен мальчик, поднявший над головой стул.

- Ребята, что не правильно делает мальчик? (поднимает вверх стул)

- Почему вы решили, что это не правильно? (ударит кого-нибудь или сам упадет и ударится)

- Что необходимо сделать, чтобы ничего плохого не произошло? (не поднимать так высоко стул)

Подумайте, обсудите с товарищами и придумайте правило, которое поможет другим деткам быть аккуратнее в такой ситуации. (Правило: «Никогда не поднимать стул вверх! Носить стул правильно»)

Разыгрывание подобной ситуации (проговаривание детьми тех слов, которые они могут сказать другу, который поступает также как мальчик)

3. Заключительная часть.

Ребята, что вы сегодня делали? (обсуждали фотографию). Зачем? (Чтобы самим быть внимательнее, осторожнее).

                                                                           

Кейс №4

Цель: формирование знаний о правилах дорожного движения, правилах передвижения пешеходов и велосипедистов, подведение детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.

Задачи:

- формировать умение анализировать ситуацию, вычленять проблему и выбирать оптимальные пути решения проблемы;

- активизировать речемыслительную деятельность;

- расширять социальный и коммуникативный опыт дошкольников

Предварительная работа: беседы с детьми о правилах дорожного движения, чтение художественной литературы «Дорожная азбука» В.Крутецкая

Методы и приемы: создание проблемной ситуации, показ фотографии, обсуждение

Материалы и оборудование: мольберт, фото (иллюстрация) ситуации.

Ход:

1.Вводная часть. - Ребята, я хочу вам рассказать историю. Вы внимательно послушайте. Обсуждаете вы каждый вопрос все вместе, а отвечать на вопрос будет один игрок, тот, кого вы сами выберете.

2. Основная часть.

Мама с сыном пошли гулять в парк. Сынишка ехал на велосипеде, загляделся и выехал на дорогу. Очень резко затормозила машина.

- Что не так сделал мальчик? (выехал на дорогу)

- Почему вы считаете, что мальчик поступил не правильно? (выехал на дорогу, где движется транспорт)

- Как бы вы поступили на месте мальчика? (ехали бы по тротуару)

Подумайте, обсудите с товарищами и придумайте правило, которое поможет другим деткам быть аккуратнее в такой ситуации. (Правило: «На велосипеде можно кататься во дворе, в парке, на специальных площадках. По дороге  нельзя ездить на велосипеде.)

3. Заключительная часть.

- Ребята, что вы сегодня делали? (рассматривали фото). А еще? (говорили о правилах дорожного движения) Зачем? (чтобы быть осторожнее на дороге)

                                                                                   

Кейс №5

Цель: формирование знаний о правилах дорожного движения, правилах передвижения пешеходов, подведение детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.

Задачи:

- формировать умение анализировать ситуацию, вычленять проблему и выбирать оптимальные пути решения проблемы;

- активизировать речемыслительную деятельность;

- расширять социальный и коммуникативный опыт дошкольников

Предварительная работа: беседы с детьми о правилах дорожного движения, чтение художественной литературы «Дорожная азбука» В. Крутецкая

Методы и приемы: создание проблемной ситуации, показ фотографии, обсуждение

Материалы и оборудование: фото (иллюстрация) ситуации.

Ход:

1.Вводная часть. - Ребята, я хочу показать вам фотографию, вы внимательно посмотрите. Обсуждаете вы каждый вопрос все вместе, а отвечать на вопрос будет один игрок, тот, кого вы сами выберете.

2. Основная часть. - Посмотрите, на фото. Что вы видите? (мальчика, бегущего по дороге за мячом).

- Ребята, что не правильно делает мальчик? (выбегает на дорогу с мячом)

- Что может случиться? (авария,  можно получить травму,…)

- Что необходимо сделать, чтобы не произошло беды? (не выбегать на дорогу перед мчащимися автомобилями)

Подумайте, обсудите с товарищами и придумайте правило, которое поможет другим деткам быть аккуратнее в такой ситуации. (Никогда не выбегать на дорогу перед мчащимися автомобилями)

3. Заключительная часть.

- Ребята, что вы сегодня делали? (рассматривали фото). А еще? (говорили о правилах дорожного движения) Зачем? (чтобы быть осторожнее на дороге)

                                                                               

Кейс №6

Цель: формирование знаний детей о правилах поведения на железной дороге, подведение детей к пониманию необходимости соблюдать меры предосторожности.

Задачи:

- формировать умение анализировать ситуацию, вычленять проблему и выбирать оптимальные пути решения проблемы;

- активизировать речемыслительную деятельность;

- расширять социальный и коммуникативный опыт дошкольников

Предварительная работа: беседы с детьми о правилах дорожного движения, чтение художественной литературы «Дорожная азбука» В. Крутецкая

Методы и приемы: создание проблемной ситуации, показ фотографии, обсуждение

Материалы и оборудование: фото (иллюстрация) ситуации

Ход:

1.Вводная часть. - Ребята, я хочу показать вам фотографии, вы внимательно посмотрите. Обсуждаете вы каждый вопрос все вместе, а отвечать на вопрос будет один игрок, тот, кого вы сами выберете.

2. Основная часть. - Ребята, посмотрите, на фотографию.

- Ребята, что не правильно делают дети? (идут по железной дороге)

- Почему вы решили, что это не правильно?

- Что необходимо сделать, чтобы не произошло беды? (не гулять на железной дороге)

Подумайте, обсудите с товарищами и придумайте правило, которое поможет другим деткам быть аккуратнее в такой ситуации. (Правило: «Никогда не гулять по железной дороге!»)

3. Заключительная часть.

Ребята, что вы сегодня делали? (рассматривали фото). А еще? (говорили о правилах на железной дороге) Зачем? (чтобы быть осторожнее на железной дороге)

СКАЗКА «ВОЛШЕБНЫЕ ВОРОНЫ».

                                             (Безопасность на льду)

Зимой Саша каталась на санках с крутого речного обрыва. Сани быстро мчались вниз, взметая холодные облака колючей снежной пыли, а потом, плавно скользя, еще далеко катились по льду, почти до самой середины реки. Морозы стояли сильные, и лед на реке был прочный. Кое-где на льду сидели рыбаки, закутанные в толстые шубы и тулупы. Саша заметила, что возле одного из рыбаков постоянно крутятся две вороны.

-   Ишь, какие хитрые подружки-вороны, - подумала Саша. - Одна рыболова отвлекает, а другая - рыбку таскает.

-    Дяденька, - сказала она, подходя к рыбаку, - а у вас ворона рыбку стащила.

-    Да мне не жалко, - добродушно ответил тот. - Зимой птицам корм найти трудно, вот я их и угощаю, а они добро не забывают. Придет время, и вороны меня предупредят, что на лед выходить нельзя.

- Как же вороны вас предупредят? - продолжала допытываться Саша.

-    А очень даже просто. Подлетят ко мне поближе и скажут: «Кар-кар-кар! Василии! Завтра на рыбалку не выходи, опасно! Можно под лед провалиться». Я их послушаюсь и на рыбалку не пойду. Подожду, когда река ото льда очистится, снег кругом растает и трава зазеленеет. Вот тогда можно снова брать удочки и идти на реку.

- Разве вороны умеют говорить? - еще больше удивилась девочка. - Вы, наверное, шутите?

 - Это ведь не простые вороны, а волшебные. Они в сказочном лесу живут, с самим старичком-лесовичком  дружат, а тем, кто их подкармливает, всегда помогают.

На другой день девочка принесла из дома большой бутерброд. Села на санки и стала крошить хлеб, а вороны тут как тут. Саша отошла в сторонку, чтобы не мешать воронам обедать. Перекусив, умные птицы стали важно расхаживать около девочки, и вдруг одна из них подняла голову, посмотрела на Сашу и негромко сказала: «Спасибо, Сашенька, спасибо!» Другая ворона закивала головой, соглашаясь с подругой. Девочка просто ушам своим не поверила: Не обманул меня рыболов Василич. Вороны-то и вправду волшебные!

А между тем солнце с каждым днем поднималось все выше, пригревало сильнее, и па сугробах появилась блестящая ледяная корочка. Дни стали длиннее, лед на реке сделался рыхлым.

Однажды Саша пришла на горку и заметила, что Василича на обычном месте нет. Только девочка хотела съехать на санках с горы, как у нее над головой закружились встревоженные вороны.

Кар! Кар! Кар! — закричали они. - Саша! Сашенька! Не катайся больше с этой горки, лед на реке слабый, рыхлый, не выдержит и может проломиться, - предупредили девочку птицы.

- Хорошо, не буду, - ответила Саша. Тут веревка невзначай выскользнула из рук девочки, и сани съехали вниз с обрыва. Раздался треск, и они оказались в воде.

- Эх, мои саночки! Как теперь я их достану?

- Не волнуйся, - успокоили девочку вороны, мы тебе поможем. Ты только, смотри, на лед не выбегай, а то и сама в ледяной воде окажешься!

Вороны полетели в лес и позвали на помощь других птиц. Они дружно схватили клювами веревку и вытащили сани из воды на берег.

Саша поблагодарила птиц, посыпала им хлебных крошек и пошла домой.

- Видно, пора убирать санки до следующей зимы, — подумала девочка.

Вопросы:

Где Саша каталась на санках?

С кем познакомилась девочка у реки?

Что рассказал Саше рыболов Василия?

Как помогли Саше волшебные вороны?

Почему нельзя выходить на лед водоема весной и в начале зимы?

Где располагаются наиболее опасные участки льда весной: у берега или на середине водоема? А в начале зимы?

В каких местах лед может быть непрочным даже в сильные морозы?

Правило:

- Не выходите на тонкий лед в начале зимы и в начале весны.

- Запомните, что весной лед ломается бесшумно, а в начале зимы со звонким хрустом и треском. Двигайтесь по льду по натоптанным следам и тропинкам.

- Имейте палку, чтобы прощупывать перед собой путь.

- Двигаясь группой, следуйте друг за другом на некотором расстоянии.

- Запомните, что в начале зимы наиболее опасна середина водоема, а в конце зимы - участки возле берега.

СКАЗКА «ВОЛШЕБНЫЙ МЯЧ»

(Проезжая часть -  не место для игр!)

Утром  Алеша проснулся и услышал задорную детскую песенку про футбол.

- Хорошая песенка, - подумал Алеша и вспомнил, что вчера вечером в гости приезжал дедушка и подарил ему настоящий футбольный мяч.

Мальчик вскочил с кровати и подбежал к креслу, на котором лежал новенький кожаный мяч.

Алеша взял его в руки и несколько раз ловко подбросил вверх. Мяч был легкий, упругий...

- Замечательный мяч! Сейчас быстро умоюсь, позавтракаю, а потом позвоню Грише и Максиму и позову их играть в футбол, - решил мальчик.

Алеша договорился встретиться с друзьями на спортивной площадке за школой.

Подбежав к проезжей части, он огляделся по сторонам: машин видно не было. Алеша положил мяч на землю и ударил по нему ногой. Он представил, что мяч сейчас легко перелетит через улицу и покатится под горку по направлению к школе.

Но не тут-то было! Хотя удар был сильным, мяч даже с места не сдвинулся: он словно прирос к асфальту.

- Что случилось? Почему мяч не хочет катиться по дороге? - удивился Алеша.

Мальчик разбежался и еще раз ударил по мячу, но тот по-прежнему был неподвижен.

- Это не мяч, а булыжник какой-то! - сердито воскликнул мальчик.

И тут он вспомнил, что дедушка сказал ему, вручая подарок:

Вот тебе, внучек, волшебный мяч.

- Дедуля, а почему он волшебный? - спросил тогда Алеша.

- Когда пойдешь с ним гулять, то поймешь, почему. Он знает, как надо вести себя на улице, - загадочно ответил дедушка.

Алеша наклонился и поднял мяч. С мячом в руках по пешеходному переходу он перешел через улицу.

Друзья уже ждали его возле спортивной площадки. Новенький мяч пришелся им по душе, и ребята стали весело играть в футбол.

В это время на площадку пришли подружки Оля и Наташа. Алеше очень нравилась пухленькая кудрявая Наташа. Ему хотелось поиграть с ней. А чтобы привлечь внимание девочки, он хотел бросить в нее мяч. Но волшебный мяч словно прилип к его рукам.

- Алеша, ты чего встал? Давай продолжим игру! - крикнул другу Максим.

- Слушай, Максим! Это какой-то странный мяч! Я хотел его в Наташу запустить, а он не летит!

- Ну и правильно, что не летит! Разве ты не знаешь, что мячом нужно играть, а не кидаться в людей. Он ведь быстро летит и может больно ударить. Не странный у тебя мяч, а умный.

- То-то дедушка вчера сказал, что мяч этот волшебный. Он и в самом деле волшебный.

- Ната! - позвал Алеша девочку. - Иди сюда, поболей за нас.

Наташа обернулась, засмеялась и протянула обе руки. Алеша бросил мяч, и тот послушно полетел и попал прямо ей в ладони.

Девочки подошли поближе и стали смотреть, как ребята гоняют мяч. А волшебный мяч во всем слушался юных футболистов, был быстрым и легким. Вот только скакать по мостовой, где мчались машины, он не хотел, потому что знал, что это опасно, а опасностей нужно избегать!

Вопросы:

Что подарил Алеше дедушка?

Почему дедушка назвал мяч волшебным?

Почему нельзя играть в мяч на дороге?

Почему нельзя бросать мячом в человека?

Где можно играть с мячом в городе?

Правило:

- Не устраивайте игры рядом с дорогой. Это опасно!

- Кататься на велосипеде, самокате, роликовых коньках можно внутри дворов, в парках, на специально оборудованных площадках, на стадионах.

- Перед переходом через проезжую часть остановитесь, сойдите с самоката или велосипеда. Пройдите пешеходный переход, держа самокат или велосипед за руль.

СКАЗКА «ОСКОЛОК СТЕКЛА»

(Пожар в лесу)

Хотите верьте, хотите нет, но однажды из-за маленького осколка стекла случилась большая беда. Бутылочный осколок лежал на лесном пригорке под старой сосной. Пригорок был густо усыпан сухими порыжевшими сосновыми иголками.

В жаркий летний полдень осколок собрал солнечные лучи в одну точку, и от их тепла стала тлеть тонкая высохшая былинка, потом загорелись сухие иглы хвои, от них огонек перекинулся на обломанные ветки, и в лесу запахло дымом.

А надо вам сказать, что под корнями сосны в уютной норе жила лисица с лисятами. Лисица почувствовала запах дыма, выглянула из норы и увидела горящие ветки.

Как раз в это время над поляной пролетала сорока, она тоже заметила огонь и громко встревожено застрекотала:

-  Караул! Пожар! Горим! Горим!

Сорока полетела за медведем, а лиса созвала на поляну лесных жителей.

- Ну-ка, серые заики, бегите к ручью за водой. Вы, кроты, ройте землю. А бурундуки, еноты и белки засыпайте землей огонь! - стал распоряжаться медведь.

- А нам что делать? - спросили медведя лисы и волки.

- Срывайте большие ветки да сбивайте ими пламя, - скомандовал пожарник-медведь.

Принялись звери с огнем бороться: водой заливать, землей засыпать, ветками сбивать. Огненные язычки становились все меньше и скоро совсем погасли.

Никто и не заметил, как одна хитрая огненная змейка спряталась под корягой.

Когда усталые звери разошлись, огненная змейка стала потихоньку лизать корягу, потом поползла по высохшей траве к куче валежника. С каждой минутой она росла и крепла, а когда добралась до валежника, то из маленькой змейки превратилась в настоящего огненного змея. Языки пламени вылетали из его раскрытой пасти, рассыпались искрами и поджигали кусты и деревья.

Ветер подхватил пламя и понес его по лесу. Горящие ветви громко затрещали, лес стал наполняться дымом.

Почуяли звери и птицы запах дыма, выбрались из нор и гнезд и видят: бушует в лесу пожар!

- Нет, с таким огнем нам не справиться! - решили они. - Придется с насиженных мест сниматься и убегать!

Лисица вывела из норы своих малышей и сказала им:

- Бегите, детки, за мной к лесному ручью, да пониже к земле пригибайтесь, хвостом мордочку прикрывайте, чтобы дымом не надышаться.

Лисята быстро бежали следом за матерью. Стремительно убегали, спасаясь от огня, и другие лесные обитатели: волки, медведи, белочки, бурундуки. Огненный змей гнался за ними по пятам.

Скоро звери добрались до большой реки, в которую впадал ручей. Они бросились в воду и переплыли на другой берег.

Огненный змей тоже приполз к реке, добрался до самой кромки воды, зашипел, стал гаснуть - перебраться на другой берег он так и не смог.

Как вы думаете, стих ли после этого лесной пожар?

Но пожар не стих. Огонь сдался только тогда, когда в лесу появились пожарные. Люди победили лесной пожар, но зверям и птицам пришлось строить себе новое жилье в другом лесу.

ВОПРОСЫ:

Почему в лесу начался пожар?

Как звери боролись с огнем?

Куда спряталась огненная змейка?

Могли ли лесные жители потушить большой пожар?

Как вы думаете, быстро ли огненная змейка превратилась в большого огненного змея?

Как звери спасались от лесного пожара?

Почему, убегая из зоны огня, нужно прикрывать рот и нос мокрым платком?

Почему надо бежать, пригибаясь к земле?

Как река помогла зверям спастись от огня?

Кто потушил лесной пожар?        

Почему звери и птицы не смогли вернуться в свой лес?

Почему в лесу нельзя баловаться со спичками, поджигать ветки и траву, бросать бутылка и осколки стекла?

Правило:

- Никогда не балуйтесь в лесу со спичками и не разжигайте костров.

- Не выжигайте траву под деревьями, на прогалинах, на полянах и лугах.

- Не оставляйте на полянах бутылки или осколки стекла.

- Если вы оказались в лесу во время лесного пожара, определите направление ветра и направление распространения огня. Выходите из леса в сторону, откуда дует ветер. Дышите через смоченный водой платок или одежду.

- Накройте голову мокрой одеждой.

- Убегайте от огня, пригнувшись к земле.

- Убегайте от огня по дорогам, просекам, берегам рек или ручьев.

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека "Кейс-неоднозначная ситуация"

Полезно использовать в работе с детьми...

Картотека проблемных ситуаций с использованием кейс – технологий

Картотека проблемных ситуаций с использованием кейс – технологий...

Картотека: «Кейс – инцидент»

         Картотека: «Кейс – инцидент»...

Картотека: «Кейс – вариации и догадки»

Картотека: «Кейс – вариации и догадки»...

Картотека кейс-иллюстрация "Этикет"

Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование ...

Картотека "Кейс - текстовая информация"

Цель - развитие способности анализировать различные проблемные ситуации и находить их решение; умение работать с информацией....

положение о проведении конкурса "Картотек кейсов для педагогов и воспитанников"

Положение определяет порядок и условия проведения смотра-конкурса «Картотек кейсов для педагогов и воспитанников Положение определяет порядок и условия проведения смотра-конкурса «Кар...