Репортаж, как средство развития речи старших дошкольников и социально-коммуникативных навыков по взаимодействию со сверстниками и взрослыми
статья (старшая группа)

Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания: это главнейший фактор психического и речевого развития ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx27.68 КБ

Предварительный просмотр:

Репортаж, как средство развития речи старших дошкольников и социально-коммуникативных навыков по взаимодействию со сверстниками и взрослыми.

Автор: Манина Алеся Витальевна

Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания: это главнейший фактор психического и речевого развития ребенка.

Дошкольная речь – наиболее простая, естественная форма общения начинает развиваться у ребенка с проявлением первых слов и к семи годам должна быть практически сформирована. Именно в диалоге дети учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования, сегодня на первом месте стоит задача развития ребёнка, которое позволит сделать более эффективным процесс обучения и воспитания. В задачах образовательной области «Речевое развитие» помимо традиционных речевых задач (формирование ЗКР, словарной работы, развития грамматического строя и связной речи), особое внимание следует обратить на развитие диалогической речи и развитие речевого творчества. Подобные приоритеты расставлены не случайно.

1. Речь рассматривается как средство общения. Чтобы конструктивно взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, ребёнок должен владеть свободно диалогическим общением и использовать все вербальные и невербальные средства общения.

2. Стандарт направлен на развитие творческого потенциала каждого ребёнка, формирование творческой активности и самостоятельности. Задача развития речевого творчества у дошкольников – формирование позиции активного участника в речевом взаимодействии.

Основная цель развития диалогической речи у дошкольников – это научить их пользоваться диалогом как средством общения. Но не нужно упрощать и сводить задачи обучения диалогу лишь к освоению вопросно-ответной формы. Дети должны овладеть целым рядом умений: беседовать на разные темы, поддерживать разговор, выражать своё мнение, активно вступать в контакт с собеседником и реагировать быстро на реплики, уметь общаться в паре и группе из нескольких человек, использовать при общении мимику и жесты.

Таким образом, инновационный образовательный процесс стал неотъемлемой частью моей педагогической деятельности, он не только повышает профессиональный уровень, но и меняет подходы к воспитанию и обучению детей, раскрывает творческий потенциал.

В моей работе дети учатся самостоятельно, активно и целенаправленно брать интервью, последовательно рассматривать газетные и журнальные жанры, соотносить увиденное с личным опытом, чувствами и представлениями о добром, справедливом, прекрасном.

Используя технологию репортажа дети учатся вычленять понятия «интервью», «речь», «репортаж», «диалог», «корреспонденция», «диктор», «пресс-центр».

Так как мы живем в стремительно меняющемся мире - в эпоху компьютеров, мобильной связи, интернета, то обладаем современными информационными технологиями. Эти технологии дают нам новые возможности. Я обратилась к универсальной форме воспитания - это детский репортаж.

Детский репортаж это подраздел детской журналистики, в котором ребёнок делится со зрителями информацией, впечатлениями и эмоциями о каком-либо событии или месте.

Такая форма воспитания помогает дошкольнику учиться ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим социумом.

Алгоритм создания репортажа:

Интерес к технологии репортажа растёт не только у дошкольников и родителей, но и у моих коллег педагогов. Дети проявляют огромное желание стать участниками репортажа. Я замечаю хорошие результаты: дети постепенно усваивают формы речевого взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Дети учатся преодолевать робость в общении, с удовольствием вступают в диалог с окружающими. Эта работа мотивирует детей и родителей открывать для себя новые горизонты, получая свежие эмоции и яркие впечатления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевой тренинг как средство развития речи старших дошкольников

В статье приведены примеры речевых тренингов. Дано обоснование необходимости их внедрения в педагогический процесс....

Консультация для родителей «Сказкотерапия как средство развития речи старших дошкольников с ЗПР"

Консультация для родителей "Сказкотерапия как средство развития речи старших дошкольников с ЗПР"...

Самообразование на тему: «Русская народная сказка, как средство развития речи старших дошкольников»

«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы войти в действительность новыми путями,может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение»Д. Родари....

"Фольклор как средство развития речи старших дошкольников"

Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни ребенка в детском саду....

Буклет «Игры с кинетическим песком как средство развития речи старших дошкольников».

Буклет «Игры с кинетическим песком как средство развития речи старших дошкольников»....

Консультация "Сказкотерапия как средство развития речи старших дошкольников"

Консультация "Сказкотерапия как средство развития речи старших дошкольников"...

Памятки и буклеты для родителей. "Кинезиология и её виды, как средство развития речи старших дошкольников, имеющих нарушения речи".

      Жизнь современного ребенка становится все разнообразнее и сложнее. И она требует не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и ад...