Мышление и речь на кончиках пальцев. Консультация для родителей и педагогов.
консультация
Каждый знает, что развитие мелкой моторики (движения кистей и пальцев рук) напрямую связано с формированием полноценного речевого развития. Но мелкая моторика отвечает не только за речь, но также позволяет развивать познавательные процессы, координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память. Двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно воздействуют на кору головного мозга ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
myshlenie_i_rech_na_konchikah_paltsev.docx | 15.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Мышление и речь на кончиках пальцев.
В результате исследований, было установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Ученые пришли к выводу, что формирование речи у малыша начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности и координированности. Другими словами, речь формируется под влиянием импульсов, идущих от рук, а точнее, от пальцев. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребенок, старательно рисующий, пишущий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык?
В первобытном обществе люди общались при помощи жестов, т.е. развитие функций руки и развитие речи у них шло параллельно. Речь ребенка развивается по такому же пути. Сначала совершенствуются тонкие движения пальцев рук, затем ребенок начинает произносить первые слоги. Дело в том, что в головном мозге, в коре больших полушарий, двигательная зона, куда поступают импульсы с кончиков пальцев и речевая зона находятся рядом и возбуждение, возникшее в двигательной зоне, распространяется на речевую.
Таким образом, движения пальцев рук и речевая моторика имеют единые механизмы. Поэтому пальчиковая гимнастика и игры с пальчиками играют главную роль в развитии речи. Пальчиковые игры, сопровождающиеся текстом, чаще стихотворным, не только развивают мелкую моторику и речь, но и слуховое внимание (умение слушать), умение улавливать ритм речи. Они способствуют установлению телесного контакта малыша и мамы, который необходим для психического развития ребенка.
Уже доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу.
Одной из задач умственного воспитания детей любого возраста является развитие речи и мышления. Эти два неразрывно связанных между собой психических процесса формируются, развиваются при познании ребёнком окружающего мира. Речевая деятельность играет огромную роль во всей психической интеллектуальной деятельности. Речь является главным фактором опосредования, ни одна форма психической деятельности не формируется без прямого или косвенного участия речи.
Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.
В системе обучения предусмотрена взаимосвязь между моторикой и звукопроизношением, моторикой и связной речи, моторикой и лексико-грамматическим строем речи, моторикой и высшими психическими функциями. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики помогают активизировать зоны мозга, которые активно сопровождают развитие речевой зоны.
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в единстве и взаимосвязи. В рифмованных пальчиковых и жестовых играх содержание стихотворения изображается с помощью движения рук и пальцев. Они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук.
Методы и приемы:
-массаж кистей рук
-пальчиковая гимнастика, физкультминутки
-пальчиковые игры со стихами, со скороговорками
-лепка из пластилина с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки)
-конструирование: из бумаги (оригами)
-работа с конструктором ЛЕГО
-различные виды аппликаций
-рисование по трафаретам
-копирование узоров, рисунков, работа в тетрадях
-штриховка
-дорисовка (по принципу симметрии)
-лабиринты
-графические диктанты
-игры с сыпучими продуктами
-игры с мелкими предметами
-пазлы, мозаика
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей : "Речь на кончиках пальцев", "Наш веселый язычок"
Артикуляционные и пальчиковые игры....
Консультация для родителей "Речь на кончиках пальцев"
Игры с предметами для развития мелкой моторики и речи.У детей с различными речевыми нарушениями, поздним появлением активной речи (после 3 лет) наблюдаются особенности в формировании мелко...
Консультация для педагогов "Речь на кончиках пальцев"
Презентация PowerPoint для выступления на консультации для педагогов по теме "Речь на кончиках пальцев"....
Консультация для родителей "Ум на кончиках пальцев". Консультация для родителей "Игры, которые можно провести с детьми дома".
В консультации для родителей " Ум на кончиках пальцев" отображена важность развития мелкой моторики у малышей, которая напрямую связана с развитием речи, а также приведены некоторые упражнен...
«Синквейн-технологии в развитии речи детей дошкольного возраста". Консультация для родителей и педагогов.
Одним из эффективных методов в развитии речи детей является работа над созданием нерифмованного стихотворения — синквейна, который позволяет активизировать познавательную деятельность и спо...
Консультация с практическим показом для педагогов ДОУ Речь на кончиках пальцев
Консультация с практическим показом для педагогов ДОУ Речь на кончиках пальцев...
консультация для педагогов на методическом часе" Речь на кончиках пальцев"
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи.Проблема исправления речи в наше время является очень актуальной.Речевые отклонения в...