Главные вкладки
Доклад на тему: «Специфика построения развивающей предметно-пространственной среды в группе детей с ТНР»
методическая разработка
В настоящее время согласно требованиям, Федерального государственного образовательного стандарта развивающая предметно-пространственная среда создается для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной, должна соответствовать индивидуальным, возрастным и гендерным особенностям воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_rmo_ot_pachinoy_o.v_yubileynyy.docx | 63.77 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Саратовская область, город Балашов
Администрация Балашовского муниципального района Саратовской области
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Юбилейный» города Балашова Саратовской области» | |
412300, Саратовская область, г. Балашов, ул. М. Луначарского, д. 2 Телефон: (884545) 4-26-54 эл. почта: Detskijsad.yubileiniy@yandex.ru |
Доклад на тему:
«Специфика построения развивающей предметно-пространственной среды
в группе детей с ОНР»:
Пачина О.В.,
воспитатель высшей квалификационной категории
Балашов 2022г.
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально-организованным пространством( помещения,материалами,обрудованием и инвентарем) для развития детей в соответствии с особенностями и коррекции недостатков их развития.
В настоящее время согласно требованиям, Федерального государственного образовательного стандарта развивающая предметно-пространственная среда создается для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной, должна соответствовать индивидуальным, возрастным и гендерным особенностям воспитанников.
В своей работе мы руководствовались принципами построения коррекционно-развивающей среды в соответствии с «Программой коррекционно-развивающей работы в логопедичской группе детского сада для детей с ОНР» Нищевой Н.В.:
- принцип активности, самостоятельности творчества;
- принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
- принцип стабильности – динамичности развивающей среды;
- принцип комплексирования и гибкости зонирования;
- принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка;
- принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
- принцип открытости-закрытости;
- принцип учёта половых и возрастных различий детей;
Предметно-развивающая среда подбиралась с учетом принципа интеграции образовательных областей.
При организации предметно-развивающей среды мы учли санитарно – гигиенические нормы, то есть требование к мебели, предметам быта, игровому оборудованию, учебным пособиям.
Создавая развивающую среду нашей группы «Вишенка», мы учитывали комфорт и эстетику обстановки, ведь дети с ОНР чаще всего имеют снижение произвольного внимания. Поэтому в интерьере преобладают спокойные тона цветов, а важную информацию для детей выделяют наиболее ярко, опираясь тем самым на сохранное непроизвольное внимание. Ведь оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности.
Подбор материалов и оборудования был осуществлен для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствовали решению развивающих задач (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная), а так же для организации двигательной активности в течение дня.
Создание благоприятной коррекционно-развивающей среды группы позволяет обеспечить успешную социализацию и интеграцию воспитанников с общим недоразвитием речи и при игровом взаимодействии и неформальном общении со сверстниками и педагогами существенно повлиять на развитие речи ребёнка и его интеллектуальное развитие в целом.
Описание предметно-пространственной развивающей среды
Раздевалка оборудована шкафчиками и скамейкой. Имеются информационные стенды для взрослых «Территория творчества» (постоянно обновляющаяся выставка достижений детей в разных областях), «Здоровейка» (информация о лечебно-профилактических мероприятиях), «Готовимся к школе» (рекомендации для родителей по организации досуга, материалы для игр и домашних заданий), информационный стенд о работе детского сада и группы. стенд «Нащи достижения», где вывешиваются грамоты детей. В раздевалке много детских работ в разных техниках.
Также в раздевалке находится папка-передвижка «Уголок логопеда».Содержательная часть стенда сформирована в соответствии с современными требованиями и социальным запросом семей воспитанников, отражает интегрированный подход, ориентирована на сотрудничество логопеда и родителей. Материал носит информационный, обучающий, рекомендательный характер – это методические рекомендации, интересные статьи, советы, памятки, упражнения, игры, разнообразные анкеты, вопросники, тесты, которые могли бы помочь родителям лучше узнать особенности развития детей.
Интерьер группового помещения оформлен в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиям. Группа хорошо освещена, мебель для организованной совместной деятельности подобрана по росту детей, промаркирована. Мебель нашей группы укреплена к стенам или полу. Так же интерьер соответствует пожарной безопасности, во всех помещениях нашей группы есть противопожарные датчики. Игрушки соответствуют не только педагогическим, но и санитарно-гигиеническим требованиям и требованиям безопасности. В группе выделены различные центры, которые доступны детям. а в зоне образовательной деятельности используются мебельные комплекты — столы и стулья, доска, на которой можно при помощи магнитов расположить различные наглядные пособия. Пространство группы трансформируется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Столы, стульчики можно перемещать по группе, это позволяет организовать максимальное пространство для игр и развития детей.
Потребность в движении для детей нашей группы является важной задачей при организации предметно-развивающей среды. Для этого был создан физкультурный центр, который пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в самостоятельной двигательной активности. Здесь дошкольники могут выполнять разные виды движений: прыжки с продвижением по извилистой дорожке, подлезание под дугу, игры с мячом, метание в цель. В этом центре имеется различное оборудование: мячи, обручи, мешочки, набитые песком, массажные коврики, разноцветные ленточки с колечками, атрибуты для проведения подвижных игр. Некоторые пособия, сделаны руками воспитателей и родителей.
Центр «В гостях у сказки» помогает детям более подробно узнавать мир сказок, знакомиться с русским фольклором, способствует развитию речи, воображению, мышлению, творческих способностей, коммуникабельности детей. В нем происходит знакомство детей с различными видами театра, (пальчиковый театр, театр на руке, настольный театр и др.). Каждый ребенок может выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок и удобен. А встреча с куклой помогает детям расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу.
Центр науки и природы состоит из 2 уголков: уголка природы (для развития экологически грамотного, бережного отношения к живой и неживой природе. В уголке природы ухоженные растения по возрасту. Здесь представлены календарь природы, дидактические игры, тематические альбомы по временам года, красная книга, альбом домашние и дикие животные). и уголка познавательно-исследовательской деятельности (для проведения элементарных опытов, экспериментов). Для развертывания этой деятельности предложено оборудование — мерные кружки, песочные часы, пробирки, формочки, нестандартные мерки; различный природный и бросовый материал, деревянные палочки. Представлены материалы для проведения опытов с водой, воздухом, магнитами, есть коллекция , семян, камней.
Центр «Учимся конструировать» содержит различные виды конструкторов (пластмассовые, деревянные, магнитные, лего), способствует развитию детского творчества, конструкторских способностей. Любой конструктор дети легко перемещают в удобное для них место: на ковер, на стол. Дети, особенно мальчики, с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности.
Центр «Здоровье и безопасность» очень привлекает наших мальчиков. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки — транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки. В наличии есть много настольных игр, для закрепления дорожных знаков, для изучения правил дорожного движения, для разрешений ситуаций на дороге.
Центр художественного творчества оснащен необходимым материалом для продуктивной и творческой деятельности детей (листы бумаги и альбомы, кисти, краски, карандаши, фломастеры, разноцветные мелки, трафареты, пластилин, доска для рисования мелками, подставки для работы с пластилином, баночки для воды). В распоряжении детей находятся также акварель, гуашь. Все доступно и безопасно, дети свободно пользуются названным материалом. Здесь они в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы.
Центр «Наша библиотека». Здесь находятся необходимые материалы, стимулирующие развитие социальных интересов и познавательной активности детей. Детские энциклопедии, книги стоят на полке и доступны для детей. Иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, детские журналы, альбомы — доступны для рассматривания, для раскрашивания, для игр. Книжный уголок — это ступень к знаниям, объединению семьи, а также развивает: речевое общение, литературную речь; учит добру, дружбе, сопереживанию, взаимопомощи. Знакомит детей с детскими писателями, с народным устным творчеством.
Центр математического развития: интеллектуально — познавательная зона дает пищу для ума и эмоций. Логико-математические игры (блоки Дьенеша, «Копилка цифр», «Палочки Кюзейнера», лото, разрезные картинки — помогают интеллектуальному развитию внимания, памяти, мышления, развивают пространственные представления. В центре имеется раздаточный счетный материал, комплекты цифр, математических знаков, геометрических фигур, счетного материала для магнитной доски, набор объемных геометрических фигур, счетные палочки.
Центр «Наша Родина— Россия» создан для формирования чувства любви к родному городу, к России, привязанности к родной земле, своему народу. Детям доступны для рассматривания, для удовлетворения познавательных интересов следующие предметы центра: портрет президента России, российский флаг, герб г.Балашова, куклы в национальных костюмах костюме, альбомы и наборы открыток с видами родного города, глобус, карта, альбом «Наш город».
Центр сюжетно-ролевой игры. В распоряжении детей находятся такие игры, как «Парикмахерская», «Фабрика игрушек», «Больница», «Библиотека», «Семья», «Магазин» и др. Атрибуты к играм подобраны так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и современность материалов вызывают у детей желание играть, позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы.
Центр «Будем говорить правильно». Подбор игрового и дидактического материала осуществляется логопедом и воспитателем совместно, что делает их взаимодействие не формальным, а очень тесным и плодотворным.
Центр представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами. В его оборудование входят стеллажи, зеркало, игровой, дидактический и наглядный материал, по развитию: речевого дыхания,мелкой моторики, артикуляционной моторики,
фонематического слуха, слоговой структуры слова, связной речи.
Очень много дидактического материала для развития мелкой моторики: это буквы и кубики, сделанные из различных материалов для тактильной чувствительности; фасоль, крупа, камни, ракушки, пуговицы для ощупывания, для выкладывания букв и рисунков из них, различные виды мозаики, представляющие возможность нашим воспитанникам действовать индивидуально. У нас накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр: пособия для проведения артикуляционных упражнений, материалы для рассказывания, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук. В центре представлены картотека словесных игр; речевые игры, дидактические игры; подборка стихов, загадок, пословиц на разную тематику; картинки по лексическим темам, разрезные картинки, сюжетные картинки для составления рассказов; игры на развитие мелкой моторики, шнуровки, печатные игры, кубики, пособия для развития дыхания.
Организованная таким образом предметно-пространственная среда в группе компенсирующей направленности создаёт возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии и позволяет ребёнку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: Построение развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ в контексте ФГОС дошкольного образования.
П остроение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в контексте ФГОС дошкольного образования,,,,,,,,,,,,...
Презентация : "Изменения в предметно-пространственной развивающей среде группы "Пчелки" в соответствии с темой недели.
Для воспитателей...
Доклад на тему: «Создание «говорящей» предметно – пространственной развивающей среды для детей младшего дошкольного возраста.» воспитателя д/с № 30 Капинос Елены Ивановны
Речевая развивающая среда ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования...
Предметно- пространственная развивающая среда группы тема "Весна идет, весне- дорогу!"
На данных фото представлена предметно- пространственная развивающая среда в подготовительной группе по весенней тематике. Лэпбуки, правила взаимодействия, игры и театр, являются авторскими, и придуман...
Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей среды для детей 1 младшей группы раннего развития (2-3 года) в соответствии с ФГОС.
Проектированиеобразовательной предметно-пространственной развивающей средыдля детей 1 младшей группы раннего развития (2-3 года)в соответствии с ФГОС. В...
ДОКЛАД Инновационные подходы к организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ как фактора социализации ребенка
В докладе рассказано об органицации предметно-пространственной среды, которая играет огромную роль для психического благополучия и развития ребенка....
Доклад на тему: "Создание развивающей предметно пространственной среды для сюжетно ролевых игр"
Сюжетно-ролевые игры – это игры, в которых дети «одевают» на себя роль, передавая ее характер, и действуют по определенному заданному сюжету или же...