Программа по здоровьесбережению "Здоровей-ка"
материал
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Лучик»
215010, Смоленская область, г. Гагарин, ул. Красноармейская, д.63
Программа по здоровьесбережению
«Здоровей-ка»
Разработчик: воспитатель Кошманова С. М.
Гагарин
Содержание:
1. Пояснительная записка…………………………………………………………………… 3
2. Актуальность …………………………………………………………………………………… 4-5
3. Цели и задачи программы …………………………………………………………….. 5-6
4. Ожидаемый результат …………………………………………………………………… 6-7
5. Участники программы …………………………………………………………………… 7
6. Основные принципы программы …………………………………………………. 7
7. Работа с детьми …………………………………………………………………………….. 8-10
8. Организация двигательного режима детей …………………………………. 10-12
9. Работа с родителями …………………………………………………………………….. 13-16
10. Литература …………………………………………………………………………………… 16
«Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье – важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В.А.Сухомлинский
Пояснительная записка
Программа «Здоровей-ка» определяет основные направления оздоровления детей в детском саду, задачи, а также пути их реализации.
Здоровье – это сложное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определённый уровень умственной и физической работоспособности.
В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей, и поэтому оздоровление детей является одной из первоочередных задач, стоящих перед обществом.
Программа «Здоровей-ка» разработана для детей старшего дошкольного возраста. Программа представляет собой систему мер, способных влиять на состояние здоровья ребенка. Она отражает эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления воспитанников ДОУ. Определяет основные направления, цели и задачи, а также план мероприятий по реализации программы с детьми от 5 до 7 лет.
Программа направлена на воспитание основ культуры здоровья, формирование представления ребенка о себе и о здоровом образе жизни, правилах безопасного поведения, а так же гигиены и охраны здоровья.
К моменту выпуска в школу дети должны не только получить обо всем этом четкие представления, но и иметь стойкие навыки и привычки.
Теоретическая значимость и новизна программы заключается в преобразовании стандартного обучения детей здоровому образу жизни, через формирование осознанного отношения к своему здоровью, а не просто механическому выполнению заученного материала.
Практическая значимость программы состоит в разработке определенной системы по формированию у детей основ здорового образа жизни и применение этой системы педагогам совместно с родителями (законными представителями) в воспитательно- образовательном процессе дошкольного учреждения и в семейном воспитании.
Актуальность
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является актуальной. Это объясняется тем, что к дошкольникам предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности. Доказано, что здоровье определяется многочисленными внутренними и внешними факторами и характеризуется как состояние организма, при котором отсутствие заболевания сочетается с физическим, психическим и социальным благополучием человека.
Детям, как и взрослым, хочется быть здоровыми. Только дети не знают, что для этого надо делать. Поэтому, нам взрослым, нужно им рассказывать, объяснять и показывать на своем примере.
Дошкольный возраст – важнейший период в развитии ребенка. Именно в этот период закладывается фундамент здоровья, выносливости и сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды.
Актуальность проблемы укрепления и сохранения здоровья дошкольников обусловлена еще и тем, что этот период постепенной подготовки ребенка к систематическому обучению в школе. От состояния здоровья во многом зависит успешность обучения, работоспособность и адаптация ребенка к школьным нагрузкам.
Роль дошкольного учреждения на сегодняшний день состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка и воспитывающего ценностное отношение к здоровью.
Формирование здорового поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Они регламентируются и обеспечиваются рядом нормативно-правовых документов:
- Законом «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» №124 – ФЗ от 24 июля 1998 г. (с изменениями от 28 июля 2000 г.);
-«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»;
-Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Организация детского питания»;
- Указом президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ»,
-«Конвенцией ООН «О правах ребенка»;
- «Семейным кодексом РФ»;
- Конституцией РФ, ст. 38, 41, 42, 43;
-«Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования»;
-Приказом Минздрава РФ «Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельности образовательных учреждений» № 139 от 4 апреля 2003 г;
- Уставом ДОУ.
Таким образом, проблема оздоровления детей работа не одного дня и
одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный период.
Программа направлена на воспитание основ культуры здоровья,
формирование представления ребенка о себе и о здоровом образе
жизни, правилах безопасного поведения, гигиены, охраны здоровья.
Программа «Здоровей-ка» комплексно подходит к решению проблемы сохранения и укрепления здоровья детей.
Цели и задачи программы
Цель программы:
Создание и обеспечение оптимальных здоровьесберегающих условий в детском саду, в группе, гарантирующих охрану жизни и укрепление физического, психического и социального здоровья воспитанников, формирование устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих людей
Задачи:
- Обеспечение выполнения законодательства по охране здоровья
- Создание комфортного микроклимата, в детском коллективе, в группе, в ДОУ в целом;
- Внедрение инновационных и современных здоровьесберегающих технологий;
- Повышение физкультурно-оздоровительной грамотности родителей;
- Проведение профилактических мероприятий по снижению заболеваемости в группе;
- Формирование у детей знаний, умений и навыков сохранения здоровья;
- Совершенствование системы физкультурно-оздоровительной работы;
- Формирование профессиональной позиции педагога, характеризующейся мотивацией к здоровому образу жизни, ответственности за здоровье детей.
- Повышение валеологической, медико-психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса.
Ожидаемый результат:
- Достижение стабильных качественных показателей оздоровительной работы;
- Повышение качества освоения основной образовательной программы по образовательным областям «Здоровье», «Физическое развитие», «Безопасность».
- Принимать активное участие в мероприятиях, проводимые по здоровому образу жизни;
- Снижение уровня заболеваемости среди воспитанников группы;
- Создание системы мер, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья воспитанников;
- Создание современной предметно-развивающей среды, обеспечивающей охрану и укрепление физического и психического здоровья детей: оборудование центров двигательной активности детей в группе; соответствие физкультурного оборудования и инвентаря программным требованиям;
- Гарантия безопасности занятий;
- Осознание взрослыми и детьми понятия "здоровье" и влияние образа жизни на состояние здоровья;
- Сформированность у детей культурно-гигиенических навыков, знаний о правильном питании, умений в организации самостоятельной двигательной деятельности (подвижные игры, упражнения, гимнастики и пр.)
Объекты программы:
Воспитанники ДОУ;
Педагогический коллектив;
Родители или законные представители;
Основные принципы программы:
- «Не навреди». Этот принцип самый главный и ответственный в выборе технологий в детском саду, так как все виды педагогических и оздоровительных воздействий должны быть безопасны для развития и здоровья ребенка.
- «Доступности и индивидуальности». Здоровьесберегающие технологии построены и используются в соответствии возрастных и индивидуальных особенностей детей.
- «Активности и сознательности». Принцип включает систематическую работу и поиск эффективных методов по оздоровлению воспитанников всех участников образовательного процесса, а так же осознанное понимание воспитанников к своему здоровью.
- «Системного подхода». Работа по здоровьесбережению проводится постоянно.
- «Оздоровительной направленности». Укрепление здоровья в процессе воспитания и обучения проходит не только на физкультурных занятиях, но и во всей организации образовательного процесса дошкольного учреждения.
- «Комплексно междисциплинарного подхода». Работа проводится в тесной связи между медицинским работником дошкольного учреждения и педагогическим коллективом, а так же отсутствие строгой предметности.
В начале работы мной была разработана и проведена диагностика на выявление знаний о здоровье и здоровом образе жизни. Составлен план совместной работы с детьми и родителями, оборудован спортивный уголок в группе, подобран материал и оборудование для занятий, бесед, игр с детьми, оформлены папки-передвижки для родителей, подобраны фотографии, литература. Создан клуб выходного дня, где в выходной день вместе с родителями и детьми посещаем стадион, катаемся зимой с горки, на лыжах, участвуем в спортивных городских и районных соревнованиях.
Работа с детьми:
Чтение художественной литературы:
Ковальчук «Сказка о здоровом питании»
С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»
З. Александрова «Большая ложка»
А. Кардашова «За ужином»
Н. Носов «Мишкина каша»
Э. Успенский «Дети, которые плохо едят в детском саду»
Коростылёв «Королева Зубная щётка»
Ю. Тувим «Письмо к детям по одному важному делу»
А. Барто «Девочка чумазая»
К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе»
А. Кузнецова «Кто умеет?»
Н. Найдёнова «Наши полотенца»
М. Аким «Мыло»
Михалков «Прививка», «Грипп», «Ангина», «Тридцать шесть и пять».
Г. Лебедева «Скороя помощь»
К. Авдеенко «Дятел – стоматолог»
Л. Огурцова «Я простужен»
Н. Пинкулева «Бабка Ёжка врачу позвонила»
Е. Успенский «Детский врач»
Пословицы, поговорки, потешки:
Быстрого и ловкого болезнь не догонит.
Здоров - скачет, захворал - плачет.
Здоровьем слаб, так и духом не герой.
Не рад больной и золотой кровати.
Чаще мойся, воды не бойся.
Чистота-залог здоровья.
Не умывши лица, за стол не садимся.
Холода не бойся, сам по пояс мойся.
Сон лучше всякого лекарства.
Лук - здоровью друг.
Ешь правильно - и лекарств не надобно.
Кто долго жует, тот долго живет.
Аппетит приходит во время еды.
Чеснок да лук от семи недуг.
Делай зарядку до старости лет
Здоровье дороже денег.
Просмотр мультфильмов :
«Мойдодыр»
«Федорино горе»
«Сказка о зубной щётке»
«Приходи на коток»
«Зарядка для хвоста»
Фиксики – витамины
Фиксики- Микробы
Беседы и занятия согласно перспективному планированию.
Художественное творчество (аппликация и лепка):
витаминная корзина,
натюрморт,
микробы,
овощи на тарелке,
Сюжетно —ролевые игры:
больница,
поварята,
магазин.
Дидактические игры:
«Умею — не умею»,
«Правила гигиены»,
«Мой день»,
«Кто я»,
«Полезная и вредная еда».
Физкультурное развлечение
«Мы со спортом крепко дружим»
«Папа, мама, я – спортивная семья»
«Веселые старты»
«В гостях у Лешего»
«Мы чемпионы»
«Зарница»
Формы и методы работы с детьми:
широкое использование игрушек, спортивного инвентаря, демонстрационного и раздаточного материала, в соответствии программы;
использование в работе мультимедийные презентации;
изготовление пособий для занятий и декораций для развлечения;
оформление выставок детских работ;
семинар практикум по валеологии.
Проведение НОД:
«Витамины на столе»
«Остров здоровья»
«Зимние старты»
«Вредная и здоровая пища»
Клуб выходного дня:
Посещение с воспитанниками зала тяжелой атлетики;
Занятие на спортивных снарядах на стадионе «Восток»
Равнение на чемпиона «Сдаём ГТО»
Участие в мероприятии «Гагаринские старты»
Участие в мероприятии «Мама, папа, я - спортивная семья»
Участие в фестивале «Папа, мама, я – ГТО сдаёт семья»
Участие в мероприятии «Отцовский патруль»
Организация двигательного режима детей
Одним из условий рациональной организации деятельности детей в ДОУ является обеспечение оптимального двигательного режима, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и способствует поддержанию работоспособности на высоком уровне в течении всего дня.
Модель режима двигательной активности детей
Виды занятий | Варианты содержания | Особенности организации |
Утренняя гимнастика | -Традиционная гимнастика -Ритмическая гимнастика -Корригирующая гимнастика | Проводится ежедневно утром, на открытом воздухе или в хорошо проветренном зале. Длительность 8-10 мин. |
Физкультурные занятия | -Традиционные занятия -Игровые и сюжетные занятия -Занятия тренировочного типа -Тематические занятия -Открытые занятия -Занятия на свежем воздухе | Два занятия в неделю в физкультурном зале Длительность 25-30 мин. Одно занятие в неделю на улице |
Физкультминутки Музыкальные минутки | -Упражнение для снятия общего и локального утомления -Упражнение для кистей рук -Гимнастика для глаз -Пальчиковая гимнастика -Дыхательная гимнастика -Упражнение для профилактики плоскостопие | Проводится ежедневно во время НОД. Длительность 3-5 мин. |
Корригирующая гимнастика после сна | -Разминка в постели-корригирующие упражнения и самомассаж -Оздоровительная ходьба по массажным и ребристым дорожкам -Развитие мелкой моторики и зрительно-пространственной координации | Ежедневно в спальне или в группе Длительность 7-10 мин. |
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке | -Подвижные игры средней и низкой интенсивности -Народные игры -Эстафеты -Спортивные упражнения -Игры с элементами спорта(футбол, бадминтон, городки, баскетбол, хоккей) | На утренней прогулке проводятся ежедневно. Длительность 20-25 мин. |
Оздоровительный бег | 2 раза в неделю, группами по 9 человек, проводится во время утренней прогулки. Длительность 3-7 мин | |
«Неделя здоровья» | -Занятия по валеологии -Самостоятельная двигательная деятельность -Спортивные игры и упражнения -Совместная деятельность детей, педагогов и родителей -Развлечения | 4 раза в год |
Спортивные праздники и физкультурные досуги | -Игровые -Соревновательные -Сюжетные -Творческие -Комбинированные -Формирующие здоровый образ жизни | Праздники проводятся 2 раза в год Длительность 40-45 мин. Досуги – 1 раз в квартал Длительность 25-30 мин. |
Самостоятельная двигательная деятельность | -Самостоятельный выбор движений с разнообразными атрибутами | Ежедневно, во время прогулки, под руководством воспитателя. Продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей |
Участие родителей в физкультурно-оздоровительных, массовых мероприятиях, занятиях | Подготовка и проведение физкультурных досугов, праздников, дней здоровья |
В своей работе использую закаливающие процедуры. Закаливание повышает сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям, способствует ускорению обмена веществ, оказывает на благотворное влияние на психосоматическое состояние ребенка. В группе соблюдаются принципы постепенности и систематичности.
В группе ежедневно проводится:
-воздушные ванны в сочетании с физическими упражнениями;
- полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры после приема пищи;
- ежедневно проводится в хорошо проветренном зале утренняя гимнастика с использованием ритмических движений;
- после сна дети выполняют упражнения для пробуждения;
- после сна босиком проходят по «дорожкам здоровья»;
- проводится обширное умывание;
- дети находятся в облегченной одежде.
Работа с родителями
Совместная работа с семьей строится на следующих основных
положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику:
Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка понятны хорошо не только воспитателю, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами оздоровления часто болеющих детей в детском саду и дома, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания. Систематичность и последовательность работы в течение всего года. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей – в детском саду. Полная информированность родителей о здоровье ребенка, о питании детей в детском саду, о проведении закаливающих и оздоровительных мероприятиях, антропометрических данных, о вакцинации, о психофизической подготовленности ребенка. Повышение эффективности работы по пропаганде здорового образа жизни. Обучение родителей современным технологиям закаливания и оздоровления детей.
Задачи | Мероприятия | Период |
Анализ состояния здоровья ребенка на момент поступления в ДОУ | -Изучение медицинских карт -Ведение адаптационных листов -Анкетирование родителей -Беседы с родителями -Наблюдение за ребенком | Адаптационный период Сентябрь(ежегодно) |
Формирование у родителей знаний в вопросах укрепления и сохранения физического и психического здоровья детей | 1.Родительские собрания. Индивидуальные и групповые консультации и беседы: «Воспитание у детей дошкольного возраста здорового образа жизни» «Заботимся о здоровье ребенка» «Бережем здоровье детей вместе» « Роль семьи в физическом воспитании ребенка» «Движение – это жизнь» «Роль подвижных игр в развитии основных движении и воспитании детей» «Оздоровление детей в условиях детского сада и семьи» «Профилактика простудных заболеваний у детей дошкольного возраста» 2.Анкетирование родителей «Развитие двигательной активности в семье» «Физическое развитие и оздоровление в семье» «Физкультура в вашей семье» 3. Памятки для родителей» «Десять золотых правил по здоровьесбережению» «Здоровье ребенка» «Азбука здоровья» «Спорт и здоровье ребенка» «О детской одежде» «Простуда, или ОРВИ у детей» «Соки – напитки защиты организма от простуды» 4.Индивидуальные беседы и консультации с родителями по запросу | Постоянно В течении учебного года В течении года |
Разработка оздоровительных мероприятий при активном участии и помощи родителей(законных представителей) | -Выбор из предложенных методик наиболее эффективных и удобных для применения | Начало учебного года постоянно |
Создание условий для непрерывности оздоровительных мероприятий | -Разъяснительная работа с родителями -Проведение дома утренней гимнастики, прогулки и подвижные игры на свежем воздухе | Ежедневно |
Привлечение родителей к активному участию в процессе физического и психического развития детей | -Проведение занятия вместе с родителями -Участие родителях в прогулках совместно с детьми -Походы за город в теплое время года -Проведение вместе с родителями праздников, развлечений, -досугов по плану ДОУ -Помощь родителей в пополнении развивающей среды как стандартным, так и не стандартным оборудованием для развитие движений детей - Участие родителей в сдаче ГТО - Участие родителей в муниципальных мероприятиях: «Папа, мама, я спортивная семья» «Отцовский патруль» | По годовому плану работы с родителями |
Анализ работы проведенной работы по оздоровлению детей в ДОУ | -Диагностика физического развития детей -Проведение сравнительного анализа заболеваемости -Анкетирование родителей на предмет удовлетворенности работой ДОУ по данному направлению -Составление плана работы по профилактике заболеваемости и оздоровлению детей на следующий учебный год, основываясь на результатах диагностики и анкетирования | В конце учебного года |
10. Список литературы
1.Токаева Т.Э. «Будь здоров дошкольник» Сфера 2018 г.
2.Токаева Т.Э. «Азбука здоровья» КЦФКиЗ 2007 г.
3.Токаева Т.Э. «Технология физического развития 5-6 лет» Сфера 2018 г.
4.ТокаеваТ.Э«Технология физического воспитания 6-7лет» Сфера 2018г.
5.Программа «От рождения до школы» под ред.Н.Е.Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Мозаика-Синтез 2019 г.
6. Алимовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. Изд.Детство-Пресс 2011 г.
7. Кочеткова Л.В. Оздоровление детей в условиях детского сада. Издательство «Сфера» 2008 г.
8. Егоров Б.Б. актуальные проблемы здоровья детей дошкольного возраста// дети России образованы и здоровы. – М.,2009 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И...
Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа. Программа для установки через интернет
lt;div class="uchmag_main_162014"><div class="uchmag_table"><div class="uchmag_td_c" align="center"><a target="_blank" href="http://www.uchmag.ru/estore/e241522/?partner=507"><...
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)
Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....
Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет
В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...