Особенности усвоения математических представлений у детей с ОВЗ.
консультация (старшая группа)
Основные особенности усвоения математических представлений у детей с ОВЗ, описание причин сложного усвоения. Приемы и методы работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_usvoeniya_matematicheskih_predstavleniy_u_detey_s_ovz.docx | 18.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности усвоения математических представлений у детей с ОВЗ.
Каждому ребёнку с ОВЗ, не зависимо от тяжести состояния, необходимо освоение, формирование и совершенствование такого понятия, как математические представления. Ввиду тяжести освоения даже элементарного понятия счёта, числа, количества, ребёнку необходима помощь педагога.
Как известно, у детей с ОВЗ плохо развито тактильное восприятие, мелкая моторика. В связи с этим, в коррекционно – развивающей работе, полезно и продуктивно использовать различные счётные материалы, в том числе и природные (жёлуди, каштаны, ракушки, шишки и т.д.), а так же различные крупы. Детям нравится сортировать предметы, которые необходимо «найти», например, в ёмкости с фасолью или сухим горохом. На подносе с рассыпанной манной крупой (либо с мелким морским песком), интересно и полезно рисовать геометрические фигуры по инструкции либо по образцу, а так же цифры, выложив затем контур цветными камешками или небольшими ракушками.
Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста и имеет большое значение для интеллектуального развития, для уточнения знаний об окружающем мире. Игра помогает нам, педагогам создать мотивацию деятельности детей на обогащение, закрепление математических знаний, развитие логического мышления.
Начиная со старшего возраста, развитие логического мышления можно выделить в самостоятельную задачу. Она включает в себя:
- Формирование представлений о порядке и закономерности, об операциях о классификации и сериации, знакомство с элементами логики высказываний;
- Развитие абстрактного воображения, образной и логической памяти, ассоциативного мышления по аналогии.
- Логические игры не только развивают интеллектуальные способности ребенка, но и совершенствуют память, воображение, внимание, восприятие, логическое и творческое мышление.
При организации игр с детьми необходимо создать следующие условия:
1. Обеспечить эмоциональное благополучие через непосредственное общение с каждым ребёнком уважительное отношение к его чувствам и потребностям
2. Необходимо поддерживать индивидуальную инициативу детей через:
- создание условий для свободного выбора игр, участников игры;
- создание условий для принятия детьми решений, выражение своих чувств и мыслей;
- поддержке детской инициативы и самостоятельности в игровой деятельности;
Игровой математический материал:
- логические игры и задачи (на поиск закономерности, недостающей фигуры, нахождение лишней фигуры, классификацию, словесные);
- игровые упражнения, основанные на применении дидактического материала - счётных палочек, палочек Кюизенера, логических фигур;
- игры-головоломки ( «Танграмм», «Колумбово яйцо»), кубики «Сложи узор»;
- дидактические игры.
В повседневной жизни, в быту и в играх нормально развивающийся ребёнок достаточно рано начинает встречаться с такими ситуациями, которые требуют применения элементарного математического решения: например, накрыть стол для кукол, рассадить игрушки по машинкам, раздать конфетки поровну, и т.п., требуют знания таких отношений как «много» - «мало», «больше» - «меньше», «поровну», умения определить количество предметов в множестве и т.д.
То есть постепенно у детей могут складываться представления о том, что: при пересчёте можно указывать на предметы и затем называть их количество, считать можно не только предметы, выстроенные в ряд, но и расположенные произвольно, последнее числительное говорит о том, сколько всего предметов в множестве, направление при пересчёте (слева направо или справа налево) не изменит количество предметов, при складывании количество предметов увеличивается, а при вычитании – уменьшается, и другие.
Отмечается, что овладение даже элементарными математическими понятиями возможно лишь при условии достаточно высокого уровня сформированности многих психических функций: мышления, восприятия, памяти, представлений и других.
При усвоении такого абстрактного материала как счётные операции ребёнок сначала наглядно воспринимает предметы и действия. Если у ребёнка взаимодействие конкретного и абстрактного мышления нарушено, то это нередко приводит к определённым трудностям: в ряде случаев дети задерживаются на периоде оперирования с опорой на внешние действия (пересчёт пальцев, предметов), что мешает им перейти к обобщённым счётным операциям.
С другой стороны, овладевая элементарными математическими представлениями, ребёнок учится не только воспринимать предметы и совершать с ними определённые действия, но и абстрагировать, обобщать, то есть у него развивается вербально-логическое мышление.
Развитие понятия числа у ребёнка, прежде всего, связано с развитием логики и представлений о пространстве. Выделяются четыре фактора, которые обусловливают понятие числа:
1) непосредственное представление о количестве,
2) понимание места числа в общей системе числовых знаков,
3) осознание связи числа с другими числами,
4) понимание связи цифрового обозначения числа с его вербальным обозначением.
У детей с ОВЗ овладение математическими знаниями, формирование математических умений и навыков чрезвычайно затруднено в связи со своеобразием развития мыслительной деятельности: узость, не целенаправленность и слабая активность восприятия, а также несовершенство зрительно-двигательной координации, пространственной ориентировки могут создавать трудности в понимании отношений между предметами, так как эти отношения рождаются непосредственно в предметно-практической деятельности, бедность словаря, недопонимание значения слов и выражений могут создавать трудности в понимании условия задач, фрагментарность восприятия, несовершенство анализа и синтеза не позволяют связывать отдельные фрагменты в единое целое, устанавливать между ними связи и зависимости и выбирать правильный путь решения. Кроме того, нарушения пространственного восприятия затрудняют выполнение математических заданий, связанных с развитием ручной моторики. Они влияют на выполнение практических действий, отвлекают ребёнка от основной цели деятельности и препятствуют её достижению, снижают темп и качество выполнения заданий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
особенности формирования математических представлений у детей с нарушениями речи
В этой статье мной обобщён опыт работы по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития. К статье прила...
"Особенности формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста"
Консультация для педагогов ДОУ....
Особенности усвоения математических представлений у детей с ОНР
В материале содержится краткая характеристика затруднений в усвоении математических представлений у детей с нарушением речи....
Презентация для родительского собрания «Особенности элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)»
Работу с детьми по формированию элементарных математических представлений начинают проводить в 3-4 года.Малыши значительно лучше усваивают эмоционально яркий материал. Запоминание у них характеризуетс...
Психолого-педагогические особенности формирования математических представлений у детей дошкольного возраста.
Психолого-педагогические особенности формирования математических представлений у детей дошкольного возраста. Основные принципы работы воспитателя при формировании математических представлений у детей ...
Особенности развития математических представлений у детей с ЗПР
Развитие детей с ЗПР...
"Особенности развития математических представлений у детей раннего возраста».
особенности математических представлений у детей раннего возраста...