Мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни
материал

Светлана Михайловна Кошманова

Предварительный просмотр:

Мониторинг

сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников МБДОУ «Детский  сад «Лучик».

Провела:

Воспитатель Кошманова С. М.

          Мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников  осуществляется в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12. 2010 г.       N 2106 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников".

         В соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ «Детский  сад «Лучик» мониторинг проведен на основании приказа заведующего МБДОУ «Детский сад «Лучик».

        Мониторинг проводился  с целью:

- выявления качества управления процессом формирования ценности  здорового   и   безопасного   образа   жизни  у воспитанников.

        Направления мониторинга:

- мониторинг интегративных качеств «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками» и «Способный управлять  своим поведением (произвольность)»;

- обследование предметно-развивающей среды по формированию ценности  здорового   и   безопасного   образа   жизни  у детей старшего дошкольного возраста (на предмет  соответствия Примерному перечню ФГТ к условиям реализации ООП)

- анализ динамики здоровья воспитанников;

- анализ динамики заболеваемости воспитанников;

- анализ травматизма.

        Мониторинг проводился по листам оценки, соответствующим возрастной группе, которую посещает воспитанник. Так, если работа в группе ведется в соответствии с задачами развития к концу пятого года жизни (средняя группа), мониторинг  проводился по листам оценки «к концу пятого года жизни».

Если тот или иной показатель сформирован у ребенка и соответственно наблюдается в его деятельности, воспитатель ставит уровень «достаточный». Если тот или иной показатель находится в состоянии становления, проявляется неустойчиво, ставится оценка «уровень, близкий к достаточному». Эти оценки отражают состояние нормы развития и освоения Программы.

Результаты мониторинга к концу каждого психологического возраста интерпретируются следующим образом.

Преобладание оценок «достаточный уровень» свидетельствует об успешном освоении детьми требований основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Если по каким-то направлениям преобладают оценки «близкий к достаточному»,  педагогу следует усилить индивидуальную педагогическую работу с ребенком по данным направлениям с учетом выявленных проблем в текущем и следующем учебном году, а также взаимодействие с семьей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Итоговые результаты освоения программы реализуются через заполнение Карты развития ребенка, предполагающее применение различных методов оценки: наблюдение за детьми, изучение продуктов их деятельности (рисунков, аппликаций), несложные эксперименты (в виде отдельных поручений ребенку, проведения дидактических игр, предложения небольших заданий), беседы и т.д. В Карте отражаются   основополагающие линии развития ребенка. В них заданы показатели, характеризующие наиболее существенные стороны развития, значимые и с точки зрения готовности ребенка к школьному обучению. Карта заполнялась в конце последнего года пребывания ребенка в детском саду перед его поступлением в школу. 

В работе были использованы следующие методы:

  • Анализ (здоровья воспитанников, заболеваемость воспитанников).
  • Беседы (с воспитателями, детьми)
  • Наблюдение (за деятельностью воспитателей, детей)
  • Изучение условий (предметно-развивающая среда групп)

Данные мониторинга

Освоение образовательной области «Здоровье»

Психологический возраст воспитанников

Показатель результата в баллах на конец 2023уч. года

Уровень

сформированности

Средняя  группа (на май 2023г.)

9,5

Достаточный уровень

Старшая  группа (на май 2024г.)

11

Достаточный уровень

Итог

10,25

Достаточный уровень

 

* Оценка уровня:

  • «достаточный уровень» уровень - все компоненты интегративного качества отмечены знаком «+», (9 – 12 баллов)
  • «близкий к достаточному уровню» уровень  - большинство компонентов отмечены знаком «+», (5 – 8 баллов)
  • «недостаточный уровень» уровень - большинство компонентов отмечены знаком « - »,

(1 – 4 баллов)

  Анализируя промежуточные результаты освоения воспитанниками образовательной области «Здоровье», следует отметить, что показатель средней группы на конец 2023 учебного года  составил 9,5 баллов, что соответствует оценке «достаточный уровень». В старшей группе на конец 2024 г. показатель составил 11 баллов, что соответствует показателю «достаточный уровень» овладения интегративными качествами. Видна динамика в освоении образовательной области «Здоровье» (увеличение показателя на 1,5 балла за  один период психологического возраста, подготовительная группа).

   

       У воспитанников 5 лет наилучшие показатели в умении соблюдать элементарные правила гигиены и правила приема пищи, ниже оказались показатели умения обратиться за помощью к взрослому в проблемной ситуации со здоровьем.      

        У воспитанников к  7 годам (подготовительная группа)  сформировано на показателе «достаточный уровень»,  умение соблюдать элементарные правила личной гигиены, самообслуживания, навыки опрятности, сформированы представления о важных и вредных факторах здоровья, о значении для здоровья утренней гимнастики, закаливания, соблюдения режима дня; несколько ниже сформированы представления о полезной и вредной пище и об органах чувств и их роли в организме и  о значимости бережного ухода за ними.

           Анализируя показатели на конец учебного года следует отметить положительную динамику уровня сформированности интегративных качеств. Этому способствует создание эмоционального благополучного климата в детском саду, воспитание культурно-гигиенических навыков у детей, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни (о рациональном питании, о значении двигательной активности, о правилах и видах закаливания, об активном отдыхе). 

Образовательная область «Физическая культура»

Психологический возраст

воспитанников

Показатель результата в баллах

на конец 2013уч. года

Уровень

сформированности

Средняя группа ( на май 2023г.)

10

Достаточный уровень

Старшая группа ( на май 2024г.)

12

Достаточный уровень

Итого

11

Достаточный уровень

        Анализируя результаты освоения образовательной области «Физическая культура», следует отметить, что на конец 2023 учебного года показатель средней группы составил  10,6 балла, что соответствует показателю «достаточный уровень»; в старшей группе показатель составил – 12 баллов.          

       Видна динамика в освоении образовательной области «Физическая культура» (увеличение показателя в средней группе на 0,6 балла, в старшей группе на 1,4 балла). Данные результаты достигаются за счет развития физических качеств, накопления и обогащения двигательного опыта, формирования потребности в двигательной активности через организацию НОД по физической культуре, систематичность проведения утренней гимнастики, регулярное использование динамических пауз, физкультурных досугов и праздников. На конец учебного года у большинства детей сформирован интерес и ценностное отношение к занятиям физической культурой и потребность к двигательной активности, желание самостоятельно пользоваться физкультурным оборудованием в свободное время, а так же прослеживается развитие самостоятельности и творчества при выполнении физических упражнений, в подвижных играх.

Образовательная область «Безопасность»

 

Психологический возраст воспитанников

Показатель результата в баллах

на конец 2013уч. года

Уровень

сформированности

Средняя группа ( на май 2023 г.)

11

Достаточный уровень

Старшая группа ( на май 2024г.)

12

Достаточный уровень

Итого

11,5

Достаточный уровень

 

          Анализируя результаты освоения образовательной области «Безопасность», следует отметить, что в средней группе на конец 2023 учебного года данный показатель составил 11 баллов, что соответствует показателю  «достаточный уровень», в старшей группе данный уровень составил 12 баллов, что соответствует показателю «достаточный уровень».  

            Видна динамика в освоении образовательной области «Безопасность» (увеличение показателя в средней и старшей группе на 1,0 балл). Этому способствует формирование у детей основ экологической культуры и безопасного поведения в природе, знакомство с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов, знакомство с различными источниками опасности т.д.

 

Интегративное качество «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»

 

Психологический возраст воспитанников

Показатель результата в баллах

на конец 2013уч. года

Уровень

сформированности

Средняя группа ( на май 2023 г.)

67

Достаточный уровень

Старшая группа ( на май 2024г.)

65

Достаточный уровень

Итого

66

Достаточный уровень

            Анализ промежуточных результатов освоения Программы показал,  что интегративное качество «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками» к концу 2023 учебного года сформировано в основном на достаточно высоком уровне.    

            Анализ показателей динамики формирования данного интегративного качества позволяет сделать следующие выводы: во всех группах к концу учебного года наблюдается положительная динамика, основные движения сформированы в соответствии с возрастом (некоторые затруднения – метание, прыжки), сформирована потребность в двигательной активности.

Таким образом, анализ результатов мониторинга позволяет педагогу определить дифференцированный подход к  каждому ребенку в подборе форм организации, методов и приемов воспитания и развития.

 

.

Анализ данных социологического опроса родителей (законных представителей) на предмет их удовлетворенности  комплексностью и системностью работы образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья детей, а также на предмет наличия  благоприятного мнения о МБДОУ.

       В ходе социологического опроса родители (законные представители) ответили на ряд вопросов, которые помогли им определить своё отношение к работе в группе по программе здоровьесбережения:

- 89 % опрошенных родителей воспитанников удовлетворены комплексностью и системностью работы  по сохранению и укреплению здоровья детей;

- 96 % родителей удовлетворены созданными  условиями в группе ДОУ для безопасности  жизнедеятельности детей;

- 96% родителей удовлетворяет уход, воспитание и обучение, которое получает ребенок;

- 92 % родителей  высоко оценили качество организации питания.

- 83% родителей положительно оценили работу в группе ДОУ по укреплению здоровья воспитанников.

- 94% родителей отметили хорошее состояние территории  прогулочного участка для организации и проведения прогулок на свежем воздухе.

            Социологический опрос родителей также  позволил установить уровень осведомленности родителей и их отношения к  вопросу оздоровления и закаливания дошкольников:

- 74 % родителей знакомы с принципами и методами закаливания;

- 89 % родителей отводят ведущую роль в оздоровлении и закаливании детей, организации и проведении прогулок на свежем воздухе;

- 62 % родителей считают необходимым проведение физкультурных занятий на свежем воздухе;

- 98% родителей считают, что наиболее эффективными формами по укреплению и оздоровлению детей в детском саду являются – физическая культура (проведение  физкультурных  досугов, спортивных праздников, занятия физкультурой на свежем воздухе, занятий детей в физкультурном кружке);

- 62% родителей считают необходимым соблюдение единства требований детского сада и семьи в вопросах развития и оздоровления ребенка;

- 83% родителей считают, что их ребенок с удовольствием посещает группу детский сад;

- 89% родителей удовлетворены системой информирования о режиме работы детского сада, организации питания, системе закаливания и оздоровления детей, проведении профилактических мероприятий по предупреждению различного рода заболеваний;

- 99% родителей считают, что воспитатель доброжелательно относятся к их ребенку и удовлетворены психологическим климатом в коллективе сверстников.

-

      В ходе анкетирования и опроса родители имели возможность высказать свои предложения для улучшения работы по формированию здорового образа жизни в учреждении.

      Педагог  информирует родителей (законных представителей) о ходе  работы образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья детей степени сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников. Информирование родителей  так же осуществляется через  официальный сайт учреждения в сети Интернет и в родительских уголках групп, это способствует успешному сотрудничеству с семьей и формированию благоприятного мнения о МБДОУ.

Анализ предметно - развивающей среды показал

 

     В группе  созданы условия в соответствии с требованиями санитарных правил для освоения основной  общеобразовательной программы.

      Групповое помещение оборудовано необходимым  инвентарем. На территории детского сада имеется физкультурная площадка.

       В  группе имеется информационные материалы «Будьте здоровы», «Уголок безопасности».

Необходимо пополнить оборудование в соответствии  с п. п. 2.7 ФГТ к условиям реализации ООП: приборы улучшающие качество воздуха.

Итоги мониторинга:

- отмечена системность деятельности педагога по вопросам обеспечения безопасного, здорового образа жизни, что привело к положительной динамике показателей сформированности у воспитанников культуры здорового и безопасного образа жизни;

- педагог учитывает индивидуальные и возрастные особенности развития воспитанников при организации образовательного процесса, использует формы, методы обучения и воспитания, адекватные возрастным возможностям и особенностям воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка по результатам мониторинга сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни

Анализ эффективности образовательной деятельности по образовательной области "Физическое развитие"...

Программа воспитания и социализации обучающихся: экологическая культура, культура здорового и безопасного образа жизни "Здравствуй, мир!

Создание  условий воспитательного процесса в интересах личностного роста и формировании позитивной социализациивоспитанников МАДОУ....

Протоколы мониторинга по формированию здорового и безопасного образа жизни детей

Протоколы мониторинга по формированию здорового  и безопасного образа жизни детей...

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников инструктора по физической культуре на 2021-2022 учебный год

Программаформирования культуры здорового и безопасного образажизни у дошкольниковинструктора по физической культуремуниципального бюджетногодошкольного образовательного учреждения«Детский сад № ...

Программа воспитания и социализации обучающихся: экологическая культура, культура здорового и безопасного образа жизни «Здравствуй мир!»

Создание  условий воспитательного процесса в интересах личностного роста и формировании позитивной социализации воспитанников МАДОУ....