Мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни
материал
Мониторинг
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мониторинг
сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников МБДОУ «Детский сад «Лучик».
Провела:
Воспитатель Кошманова С. М.
Мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников осуществляется в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12. 2010 г. N 2106 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников".
В соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ «Детский сад «Лучик» мониторинг проведен на основании приказа заведующего МБДОУ «Детский сад «Лучик».
Мониторинг проводился с целью:
- выявления качества управления процессом формирования ценности здорового и безопасного образа жизни у воспитанников.
Направления мониторинга:
- мониторинг интегративных качеств «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками» и «Способный управлять своим поведением (произвольность)»;
- обследование предметно-развивающей среды по формированию ценности здорового и безопасного образа жизни у детей старшего дошкольного возраста (на предмет соответствия Примерному перечню ФГТ к условиям реализации ООП)
- анализ динамики здоровья воспитанников;
- анализ динамики заболеваемости воспитанников;
- анализ травматизма.
Мониторинг проводился по листам оценки, соответствующим возрастной группе, которую посещает воспитанник. Так, если работа в группе ведется в соответствии с задачами развития к концу пятого года жизни (средняя группа), мониторинг проводился по листам оценки «к концу пятого года жизни».
Если тот или иной показатель сформирован у ребенка и соответственно наблюдается в его деятельности, воспитатель ставит уровень «достаточный». Если тот или иной показатель находится в состоянии становления, проявляется неустойчиво, ставится оценка «уровень, близкий к достаточному». Эти оценки отражают состояние нормы развития и освоения Программы.
Результаты мониторинга к концу каждого психологического возраста интерпретируются следующим образом.
Преобладание оценок «достаточный уровень» свидетельствует об успешном освоении детьми требований основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Если по каким-то направлениям преобладают оценки «близкий к достаточному», педагогу следует усилить индивидуальную педагогическую работу с ребенком по данным направлениям с учетом выявленных проблем в текущем и следующем учебном году, а также взаимодействие с семьей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Итоговые результаты освоения программы реализуются через заполнение Карты развития ребенка, предполагающее применение различных методов оценки: наблюдение за детьми, изучение продуктов их деятельности (рисунков, аппликаций), несложные эксперименты (в виде отдельных поручений ребенку, проведения дидактических игр, предложения небольших заданий), беседы и т.д. В Карте отражаются основополагающие линии развития ребенка. В них заданы показатели, характеризующие наиболее существенные стороны развития, значимые и с точки зрения готовности ребенка к школьному обучению. Карта заполнялась в конце последнего года пребывания ребенка в детском саду перед его поступлением в школу.
В работе были использованы следующие методы:
- Анализ (здоровья воспитанников, заболеваемость воспитанников).
- Беседы (с воспитателями, детьми)
- Наблюдение (за деятельностью воспитателей, детей)
- Изучение условий (предметно-развивающая среда групп)
Данные мониторинга
Освоение образовательной области «Здоровье»
Психологический возраст воспитанников | Показатель результата в баллах на конец 2023уч. года | Уровень сформированности |
Средняя группа (на май 2023г.) | 9,5 | Достаточный уровень |
Старшая группа (на май 2024г.) | 11 | Достаточный уровень |
Итог | 10,25 | Достаточный уровень |
* Оценка уровня:
- «достаточный уровень» уровень - все компоненты интегративного качества отмечены знаком «+», (9 – 12 баллов)
- «близкий к достаточному уровню» уровень - большинство компонентов отмечены знаком «+», (5 – 8 баллов)
- «недостаточный уровень» уровень - большинство компонентов отмечены знаком « - »,
(1 – 4 баллов)
Анализируя промежуточные результаты освоения воспитанниками образовательной области «Здоровье», следует отметить, что показатель средней группы на конец 2023 учебного года составил 9,5 баллов, что соответствует оценке «достаточный уровень». В старшей группе на конец 2024 г. показатель составил 11 баллов, что соответствует показателю «достаточный уровень» овладения интегративными качествами. Видна динамика в освоении образовательной области «Здоровье» (увеличение показателя на 1,5 балла за один период психологического возраста, подготовительная группа).
У воспитанников 5 лет наилучшие показатели в умении соблюдать элементарные правила гигиены и правила приема пищи, ниже оказались показатели умения обратиться за помощью к взрослому в проблемной ситуации со здоровьем.
У воспитанников к 7 годам (подготовительная группа) сформировано на показателе «достаточный уровень», умение соблюдать элементарные правила личной гигиены, самообслуживания, навыки опрятности, сформированы представления о важных и вредных факторах здоровья, о значении для здоровья утренней гимнастики, закаливания, соблюдения режима дня; несколько ниже сформированы представления о полезной и вредной пище и об органах чувств и их роли в организме и о значимости бережного ухода за ними.
Анализируя показатели на конец учебного года следует отметить положительную динамику уровня сформированности интегративных качеств. Этому способствует создание эмоционального благополучного климата в детском саду, воспитание культурно-гигиенических навыков у детей, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни (о рациональном питании, о значении двигательной активности, о правилах и видах закаливания, об активном отдыхе).
Образовательная область «Физическая культура»
Психологический возраст воспитанников | Показатель результата в баллах на конец 2013уч. года | Уровень сформированности |
Средняя группа ( на май 2023г.) | 10 | Достаточный уровень |
Старшая группа ( на май 2024г.) | 12 | Достаточный уровень |
Итого | 11 | Достаточный уровень |
Анализируя результаты освоения образовательной области «Физическая культура», следует отметить, что на конец 2023 учебного года показатель средней группы составил 10,6 балла, что соответствует показателю «достаточный уровень»; в старшей группе показатель составил – 12 баллов.
Видна динамика в освоении образовательной области «Физическая культура» (увеличение показателя в средней группе на 0,6 балла, в старшей группе на 1,4 балла). Данные результаты достигаются за счет развития физических качеств, накопления и обогащения двигательного опыта, формирования потребности в двигательной активности через организацию НОД по физической культуре, систематичность проведения утренней гимнастики, регулярное использование динамических пауз, физкультурных досугов и праздников. На конец учебного года у большинства детей сформирован интерес и ценностное отношение к занятиям физической культурой и потребность к двигательной активности, желание самостоятельно пользоваться физкультурным оборудованием в свободное время, а так же прослеживается развитие самостоятельности и творчества при выполнении физических упражнений, в подвижных играх.
Образовательная область «Безопасность»
Психологический возраст воспитанников | Показатель результата в баллах на конец 2013уч. года | Уровень сформированности |
Средняя группа ( на май 2023 г.) | 11 | Достаточный уровень |
Старшая группа ( на май 2024г.) | 12 | Достаточный уровень |
Итого | 11,5 | Достаточный уровень |
Анализируя результаты освоения образовательной области «Безопасность», следует отметить, что в средней группе на конец 2023 учебного года данный показатель составил 11 баллов, что соответствует показателю «достаточный уровень», в старшей группе данный уровень составил 12 баллов, что соответствует показателю «достаточный уровень».
Видна динамика в освоении образовательной области «Безопасность» (увеличение показателя в средней и старшей группе на 1,0 балл). Этому способствует формирование у детей основ экологической культуры и безопасного поведения в природе, знакомство с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов, знакомство с различными источниками опасности т.д.
Интегративное качество «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»
Психологический возраст воспитанников | Показатель результата в баллах на конец 2013уч. года | Уровень сформированности |
Средняя группа ( на май 2023 г.) | 67 | Достаточный уровень |
Старшая группа ( на май 2024г.) | 65 | Достаточный уровень |
Итого | 66 | Достаточный уровень |
Анализ промежуточных результатов освоения Программы показал, что интегративное качество «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками» к концу 2023 учебного года сформировано в основном на достаточно высоком уровне.
Анализ показателей динамики формирования данного интегративного качества позволяет сделать следующие выводы: во всех группах к концу учебного года наблюдается положительная динамика, основные движения сформированы в соответствии с возрастом (некоторые затруднения – метание, прыжки), сформирована потребность в двигательной активности.
Таким образом, анализ результатов мониторинга позволяет педагогу определить дифференцированный подход к каждому ребенку в подборе форм организации, методов и приемов воспитания и развития.
.
Анализ данных социологического опроса родителей (законных представителей) на предмет их удовлетворенности комплексностью и системностью работы образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья детей, а также на предмет наличия благоприятного мнения о МБДОУ.
В ходе социологического опроса родители (законные представители) ответили на ряд вопросов, которые помогли им определить своё отношение к работе в группе по программе здоровьесбережения:
- 89 % опрошенных родителей воспитанников удовлетворены комплексностью и системностью работы по сохранению и укреплению здоровья детей;
- 96 % родителей удовлетворены созданными условиями в группе ДОУ для безопасности жизнедеятельности детей;
- 96% родителей удовлетворяет уход, воспитание и обучение, которое получает ребенок;
- 92 % родителей высоко оценили качество организации питания.
- 83% родителей положительно оценили работу в группе ДОУ по укреплению здоровья воспитанников.
- 94% родителей отметили хорошее состояние территории прогулочного участка для организации и проведения прогулок на свежем воздухе.
Социологический опрос родителей также позволил установить уровень осведомленности родителей и их отношения к вопросу оздоровления и закаливания дошкольников:
- 74 % родителей знакомы с принципами и методами закаливания;
- 89 % родителей отводят ведущую роль в оздоровлении и закаливании детей, организации и проведении прогулок на свежем воздухе;
- 62 % родителей считают необходимым проведение физкультурных занятий на свежем воздухе;
- 98% родителей считают, что наиболее эффективными формами по укреплению и оздоровлению детей в детском саду являются – физическая культура (проведение физкультурных досугов, спортивных праздников, занятия физкультурой на свежем воздухе, занятий детей в физкультурном кружке);
- 62% родителей считают необходимым соблюдение единства требований детского сада и семьи в вопросах развития и оздоровления ребенка;
- 83% родителей считают, что их ребенок с удовольствием посещает группу детский сад;
- 89% родителей удовлетворены системой информирования о режиме работы детского сада, организации питания, системе закаливания и оздоровления детей, проведении профилактических мероприятий по предупреждению различного рода заболеваний;
- 99% родителей считают, что воспитатель доброжелательно относятся к их ребенку и удовлетворены психологическим климатом в коллективе сверстников.
-
В ходе анкетирования и опроса родители имели возможность высказать свои предложения для улучшения работы по формированию здорового образа жизни в учреждении.
Педагог информирует родителей (законных представителей) о ходе работы образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья детей степени сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников. Информирование родителей так же осуществляется через официальный сайт учреждения в сети Интернет и в родительских уголках групп, это способствует успешному сотрудничеству с семьей и формированию благоприятного мнения о МБДОУ.
Анализ предметно - развивающей среды показал
В группе созданы условия в соответствии с требованиями санитарных правил для освоения основной общеобразовательной программы.
Групповое помещение оборудовано необходимым инвентарем. На территории детского сада имеется физкультурная площадка.
В группе имеется информационные материалы «Будьте здоровы», «Уголок безопасности».
Необходимо пополнить оборудование в соответствии с п. п. 2.7 ФГТ к условиям реализации ООП: приборы улучшающие качество воздуха.
Итоги мониторинга:
- отмечена системность деятельности педагога по вопросам обеспечения безопасного, здорового образа жизни, что привело к положительной динамике показателей сформированности у воспитанников культуры здорового и безопасного образа жизни;
- педагог учитывает индивидуальные и возрастные особенности развития воспитанников при организации образовательного процесса, использует формы, методы обучения и воспитания, адекватные возрастным возможностям и особенностям воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитическая справка по результатам мониторинга сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни
Анализ эффективности образовательной деятельности по образовательной области "Физическое развитие"...
Программа воспитания и социализации обучающихся: экологическая культура, культура здорового и безопасного образа жизни "Здравствуй, мир!
Создание условий воспитательного процесса в интересах личностного роста и формировании позитивной социализациивоспитанников МАДОУ....
Протоколы мониторинга по формированию здорового и безопасного образа жизни детей
Протоколы мониторинга по формированию здорового и безопасного образа жизни детей...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников инструктора по физической культуре на 2021-2022 учебный год
Программаформирования культуры здорового и безопасного образажизни у дошкольниковинструктора по физической культуремуниципального бюджетногодошкольного образовательного учреждения«Детский сад № ...
Программа воспитания и социализации обучающихся: экологическая культура, культура здорового и безопасного образа жизни «Здравствуй мир!»
Создание условий воспитательного процесса в интересах личностного роста и формировании позитивной социализации воспитанников МАДОУ....