Консультация для родителей «Развитие словарного запаса у детей с нарушением речи»
консультация по логопедии
Консультация для родителей
«Развитие словарного запаса у детей с нарушением речи»
Старший дошкольный возраст - очень важный период в жизни ребенка, ведь от того насколько подготовленным ребёнок придет в первый класс, зависит его дальнейшее обучение. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе. Поэтому развитие словаря - это одна из важных задач развития речи. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.
Словарь детей с нарушениями речи имеет ряд особенностей. Во-первых, словарь ограничен в количестве. Дети затрудняются назвать по картинкам целый ряд слов, не знают названия многих частей предмета, дети заменяют их названием самого предмета (стена - «дом») или действия (кузов - «песок возят»), зачастую части предметов заменяют названиями частей тела (воротник - «горлышко»; кабина - «кузов»). Также дети заменяют слова, близкие по ситуации и внешним признакам (пишет - «раскрашивает»).
В словаре мало обобщающих понятий (машина, трамвай, поезд, самолет – это транспорт).
В речи детей практически нет антонимов (слова противоположные по значению: мокрый-сухой), очень мало синонимов (слова различные по звучанию, но близкие по значению: холод - стужа). Так, характеризуя величину предмета, дети используют только два понятия: большой и маленький, которыми заменяют слова длинный, короткий, высокий, низкий, толстый, тонкий, широкий, узкий.
Работа над развитием словаря должна проходить по нескольким направлениям:
- обогащение словаря новыми словами (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.);
- уточнение словаря (наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира);
- активизация словаря (дети должны не просто запомнить новые слова, но и уметь свободно ими пользоваться);
- устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные).
Развитие ребенка происходит через общение и совместную деятельность со взрослыми, только так ребёнок познает мир. С обогащением знаний детей об окружающем расширяется и словарный запас. Стимулируйте развитие словаря посредством:
- наблюдения (наблюдайте за каким-нибудь процессом, например, за сезонными изменениями, происходящими в природе, рассматривайте различные предметы и т.д.);
- рассматривания и описания картин, картинок, игрушек и различных предметов;
- показа фильмов и последующего обсуждения;
чтения художественных произведений;
- дидактических игр, словесно-логических упражнений.
Следует отметить, что данные приемы должны сопровождаться комментариями или рассказом взрослого. Постоянно рассказывайте, поясняйте ребенку: «Что это?», «Для чего это?», «Как это устроено?», «Почему происходит так, а не иначе?» и т.д.
Помните, что важно использовать каждую минуту общения с ребенком для развития его речи: нужно чаще беседовать, разговаривать по дороге домой из детского сада, больше и чаще читать с ребенком книги, сказки и обсуждать с ребенком прочитанное, побуждать ребенка высказывать свое мнение и переживания. Тогда речь вашего ребёнка будет грамотной и красивой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 16.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Развитие словарного запаса у детей с нарушением речи»
Старший дошкольный возраст - очень важный период в жизни ребенка, ведь от того насколько подготовленным ребёнок придет в первый класс, зависит его дальнейшее обучение. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе. Поэтому развитие словаря - это одна из важных задач развития речи. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.
Словарь детей с нарушениями речи имеет ряд особенностей. Во-первых, словарь ограничен в количестве. Дети затрудняются назвать по картинкам целый ряд слов, не знают названия многих частей предмета, дети заменяют их названием самого предмета (стена - «дом») или действия (кузов - «песок возят»), зачастую части предметов заменяют названиями частей тела (воротник - «горлышко»; кабина - «кузов»). Также дети заменяют слова, близкие по ситуации и внешним признакам (пишет - «раскрашивает»).
В словаре мало обобщающих понятий (машина, трамвай, поезд, самолет – это транспорт).
В речи детей практически нет антонимов (слова противоположные по значению: мокрый-сухой), очень мало синонимов (слова различные по звучанию, но близкие по значению: холод - стужа). Так, характеризуя величину предмета, дети используют только два понятия: большой и маленький, которыми заменяют слова длинный, короткий, высокий, низкий, толстый, тонкий, широкий, узкий.
Работа над развитием словаря должна проходить по нескольким направлениям:
- обогащение словаря новыми словами (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.);
- уточнение словаря (наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира);
- активизация словаря (дети должны не просто запомнить новые слова, но и уметь свободно ими пользоваться);
- устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные).
Развитие ребенка происходит через общение и совместную деятельность со взрослыми, только так ребёнок познает мир. С обогащением знаний детей об окружающем расширяется и словарный запас. Стимулируйте развитие словаря посредством:
- наблюдения (наблюдайте за каким-нибудь процессом, например, за сезонными изменениями, происходящими в природе, рассматривайте различные предметы и т.д.);
- рассматривания и описания картин, картинок, игрушек и различных предметов;
- показа фильмов и последующего обсуждения;
чтения художественных произведений;
- дидактических игр, словесно-логических упражнений.
Следует отметить, что данные приемы должны сопровождаться комментариями или рассказом взрослого. Постоянно рассказывайте, поясняйте ребенку: «Что это?», «Для чего это?», «Как это устроено?», «Почему происходит так, а не иначе?» и т.д.
Помните, что важно использовать каждую минуту общения с ребенком для развития его речи: нужно чаще беседовать, разговаривать по дороге домой из детского сада, больше и чаще читать с ребенком книги, сказки и обсуждать с ребенком прочитанное, побуждать ребенка высказывать свое мнение и переживания. Тогда речь вашего ребёнка будет грамотной и красивой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: «Развитие словарного запаса речи детей, ее активизация в младшем дошкольном возрасте»
Воспитание звуковой культуры речи. Работа по воспитанию звуковой культуры речи включает развитие артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового восприятия. Для развития артикуляци...
Консультация для родителей. ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР.
Консультация для родителей.ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР.Важное приобретение в дошкольном возрасте – овладение родным языком как средств...
Консультация для родителей «Развитие речевого дыхания у детей с нарушением речи»
Консультация для родителей на тему: «Развитие речевого дыхания у детей с нарушением ре...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: "ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРУ".
Наблюдая за тем, как малыш растет и познает окружающий мир каждый день, мы обращаем внимание на любое новое слово, которое говорит ребенок. Искренне умиляясь употреблению «совсем уже взрослых&ra...
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики у детей с нарушением речи"
Развитие мелкой моторики у детей...
Консультация для родителей "Развитие словарного запаса детей дошкольного возраста"
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых...