Конспект Мастер - класса на тему: «Развивающие игры в познавательном развитии дошкольном».
план-конспект занятия

Заинтересовать родителей проблемой развития игровой деятельности у современных детей. Дать практические приемы развития речи дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

автономное учреждение

«Дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №  3 «Ромашка»

муниципального образования  Ханты - Мансийского автономного округа-Югры

городской округ город Радужный

Конспект

Мастер - класса на тему:

«Развивающие игры в познавательном развитии дошкольном».

Рамазанова Р.К., воспитатель

                                                               

г.Радужный

Цель: Развитие логического мышления на основе учебно-игровых пособий.

Задачи:

  • Познакомить родителей с опытом работы по использованию развивающих игр в работе с детьми дошкольного возраста.
  • Обучить участников мастер – класса методам и приемам использования развивающих игр в педагогическом процессе .
  • Развивать интерес к оригинальной образовательной игровой технологии, инициативу, желание применять на практике данную технологию.
  • Вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

Материал: 

  • Логические блоки Дьенеша,
  • Палочки Кюизенера,
  • Сложи узор,  
  • Математический планшет,  
  • Уникуб.

Оборудование:

  • Диск со слайдами.

Ход мастер-класса:

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители!

Сегодня мы поговорим с вами о развивающих  играх. В дошкольном возрасте игра  имеет  важнейшее  значение  в  жизни маленького ребенка. В играх нет  реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем.  Дети   -  творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры.

В игре ребенок делает открытия того,  что  давно  известно  взрослому. Дети не ставят в игре каких-либо иных целей, чем играть.

Современные дети…

-  Они такие сегодня умные. Разбираются в компьютере лучше чем мы. Придут из садика и  за свои игры и его не видно и не слышно.  И родителей  не беспокоит: ребенок занят – значит  все отлично». Отлично ли?

Ответы родителей.

 Воспитатель: А  сегодня хочется обратить ваше внимание на развивающие не компьютерные игры нового поколения, а на учебно-игровые пособия. Одно из них «Математический планшет».

В детском саду в своей работе мы используем «Математический планшет» для развития мелкой моторки рук,   пальчиковые игры занимают прочное место в занятиях с детьми.

  Суть  этих игр с «Математическим планшетом» состоит в том, чтобы провести гимнастику  пальцев рук, научить ребенка с помощью пальчиков «шагать» по штырькам планшета, растягивать резиночки в нужном направлении, надевать их и дополнительные  фигурки  на штырьки планшета.

    Игры с планшетом для пальцев рук одновременно активизируют зрительные, слуховые, тактильные анализаторы, обучают ориентировке на ограниченной территории, развивают мелкую моторику.

Примерные игры:image003 Развивающие возможности «Математического планшета»

  1. Человечек бегает.

Ребенок перебирает штырьки Планшета указательным и средним пальцами вначале правой, затем левой рукой.

  1. Друзья.

Ребенок перебирает штырьки Планшета одновременно пальчиками правой и левой руки: друзья шагают рядом, расходятся, пятятся назад, идут навстречу, встречаются.

  1.  «Считаем этажи».  

Дети перебирают пальчиками штырьки Планшета: слева направо, вверх – вниз, что помогает им учиться ориентироваться на ограниченной территории, знакомиться с системой координат.

Раз, два, три, четыре, пять.

Точек в строчке ровно пять.

В столбиках теперь считаем

И друг друга проверяем.

Раз, два, три, четыре, пять.

А всего их двадцать пять,

Этих точек в доме этом,

Называемом «Планшетом».

Буква «А» этаж первый заняла,

А второй у буквы «Б»,

Третий — «В»,

Четвертый – «Г»,

А на пятом буква -«Д».

Все квартиры занимают,

Рисовать нам помогают.

 

3.  Игра «В футбол»

1)          Пальчики под счёт одновременно “расходятся” в разные стороны от большого пальца к мизинцу по штырькам Планшета.

2)          “Прыжки” пальчиками по штырькам в том же направлении;

3)          “Бег” пальчиков по Планшету.

Пальчики в футбол играют, 
Все друг дружку обгоняют. 
Все бегом, вприпрыжку, вскачь,
Все хотят ударить в мяч. 
Каждый забивает гол!
Хорошо играть в футбол!

4. Игра «Солнышко»

 image004 300x142 Развивающие возможности «Математического планшета»

 

 (Растягивание резиночек – лучи солнца, координация движений

 

Дети растягивают резиночки – лучики солнца, надевают их на штырьки Планшета, затем проводят каждым пальчиком правой и левой руки по резиночкам.

 

Утром солнышко встает,

Спать ребятам не дает.

В каждый дом,

Во все квартиры

Заглянуло

Разбудило.

 

5.  Угадай-ка.

Игра парами.

Один ребенок раскладывает фигурки на штырьки Планшета, другому с закрытыми глазами нужно найти их на планшете  и определить, какой они формы.

6. Разложи по памяти.

Ведущий раскладывает фигуры на Планшете, показывает детям. Дети должны по памяти разложить их на своем Планшете.

Дети любят игры с Планшетом за оригинальность, мобильность, простоту. Они с удовольствием пользуются не только книгой-приложением, но сами придумывают новые схемы, любят в них зашифровывать нарисованные резиночками предметы, дети подготовительных групп –геометрические фигуры, цифры и буквы.

      Учебно-игровое пособие «Математический планшет» помогает решать задачи   становлению ребенка как личности, развивать его активность,  связную речь ребенка, что в настоящее время остается наиболее актуальным.

Воспитатель:   Хочу обратить ваше внимание еще на одну развивающую игру «Палочки Кюизенера». Этот материал разработал бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер.

Палочки Кюизенера – это набор счётных палочек, которые еще называют «числа в цвете», "цветными палочками", "цветными числами", "цветными линеечками". Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает.
Игровые задачи цветных палочек:

Счётные  палочки Кюизенера  являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое. Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.

На начальном этапе занятий  палочки Кюизенера используются как игровой  материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами.

На втором этапе  палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.  
 

Игры  и занятия с  палочками Кюизенера:

1. Знакомимся  с палочками. Вместе с ребёнком рассмотрите, переберите, потрогайте все палочки, расскажите какого они цвета, длины.

2. Раскладываем палочки по цвету, длине.

3. "Найди палочку того же цвета, что и у меня. Какого они цвета?"

4. "Положи столько же палочек, сколько и у меня".

5. "Выложи палочки, чередуя их по цвету: красная, жёлтая, красная, жёлтая" (в дальнейшем алгоритм усложняется).

Воспитатель: Прошу обратить внимание еще на одно пособие, на логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики.

«Что такое блоки Дьенеша»:

В методической и научно-популярной литературе этот материал можно встретить под разными названиями: «логические фигуры», «логические кубики», «логические блоки», -но в каждом из названий подчеркивается направленность на развитие логического мышления.

Что же представляет собой этот материал?

Набор логических блоков состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине.

       

         Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам.

       Конкретные варианты свойств (красный, синий, желтый, прямоугольный, круглый, треугольный, квадратный) и различия по величине и толщине фигур такие, которые дети легко распознают и называют.

       В набор блоков входят: 12 кругов – 6 больших (красный толстый, красный тонкий, синий толстый, синий тонкий, желтый толстый, желтый тонкий) и 6 маленьких (красный толстый, красный тонкий, синий толстый, синий тонкий, желтый толстый, желтый тонкий), 12 таких же квадратов, 12 прямоугольников, 12 треугольников.

       Используя блоки, можно закладывать в сознание ребенка начала элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать у них способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку.

     Прежде чем приступить к играм и упражнениям, предоставьте детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Пусть они используют их по своему усмотрению в разных видах деятельности. В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину. После такого самостоятельного знакомства можно перейти к играм и упражнениям.

    Сейчас и мы с вами поиграем. Игра «Спасатели приходят на помощь». Надо помочь простым фигуркам превратиться в необычные, сложные. Правила таких превращений записаны в таблицах. Для каждой фигуры есть свое правило построения.

При составлении необычных фигур используют правила, которые требуют учета сразу трех свойств (цвет, форма, величина).

Воспитатель:  Обратите внимание на следующие развивающие игры, которые придумал Борис Павлович Никитин. Эти игры за более чем полувековую историю своего существования не утратили ни актуальности, ни востребованности.

«Сложи узор», «Уникуб».

     Все игры Никитина имеют несколько уровней сложности. Например, популярное пособие «Уникуб» подразумевает выполнение 60 задач.  Каждая игра включает в себя работу с различными фигурами, деталями конструктора. Развивает пространственное представление и воображение, внимание и память. Ребенок может придумывать свои композиции, составленные из трехмерных фигур, или воспользоваться предложенными схемами. (Игра с родителями по схемам)

       Как писал сам Борис Павлович Никитин, «их нельзя как игрушку просто дать ребенку и сказать: “Играй!” – игра может «не пойти»».

 Начинать следует с самых простых игр и заданий, ведь в самом начале пути успех играет ключевое значение. Он стимулирует ребенка, заинтересовывает его.

Сложи узор - это 16 кубиков, в которых каждая грань имеет свой цвет. Эта игра отличается тем, что здесь нет четких и законченных заданий, как в других играх Никитина. Это игра развивает сообразительность , логическое мышление, навыки счета…

Как и в случае с Уникубом, можно ориентироваться по схемам с заданиями для игры «Сложи узор».

 Заключение.

Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомились с развивающими играми и хочется добавить, что при выборе развивающих игр для детей  учитывайте возраст ребёнка, его способности, увлечения. Покупайте в меру функциональные игрушки. Слишком простые быстро надоедят.  Развивающие игры сочетают в себе интерес и пользу.  Не забывайте, что игрушка, помимо красоты, должна нести смысловое значение.  И  конечно же следует помнить, что игрушки не заменят настоящее живое общение. Если ребёнок не знает, как играть, покажите ему, поиграйте вместе с ним. Только от вас зависит развитие вашего ребёнка, поэтому старайтесь уделять этому максимум времени.

 

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему: «Пальчиковые игры как способ развития речи детей дошкольного возраста»

Мастер-класс на тему:«Пальчиковые игры как способ развития речи детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей на тему: «Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»

Для современной образовательной системы проблема умственного, интеллектуального развития чрезвычайно важна. Необходимо компетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний. На первый план выдвигае...

Консультация – мастер -класс по теме «Развивающие игры для обучения чтению»

Консультация – мастер -класс по теме «Развивающие игры для обучения чтению»...

Мастер - класс на тему "Развивающие игры Воскобовича"

Материал даннного мастер - класса рассказывает о значении и поьзе РИВ....

Консультация для родителей на тему: «Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей на тему: «Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»...

Мастер-класс на тему «Развивающие бизиборды по познавательно-исследовательской деятельности»

Участники: педагоги ДОУ. Цель: изготовление развивающих бизибордов по познавательно – исследовательской деятельности. Задачи: 1.Познакомить с бизибордами, как многофункциональным средс...

Мастер - класс на тему «Развивающие бизиборды по познавательно- исследовательской деятельности детей дошкольного возраста».

Бизиборды (busy board) – развивающая доска (стенд, модуль) со всевозможными кнопками, выключателями, крючками и прочими маленькими «опасностями», которые ребёнку трогать обычно ...