Интеграция речевой и изобразительной деятельности в процессе ознакомления детей с книжной графикой
презентация к уроку (средняя группа)

Зубанова Вера Михайловна

Проблема развития художественного восприятия книжной графикой является актуальной и значимой в наше время потому, что широкое введение компьютерных технологий и засилье мультипликацией зарубежного производства во многом препятствуют развитию эстетического восприятия детей. Поэтому обращение к введению дошкольников в мир книжной графики является актуальным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grafika.pptx2.25 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 24» Интеграция речевой и изобразительной деятельности в процессе ознакомления детей с книжной графикой Подготовила: Зубанова В. М. г.Рязань, 2024 г.

Слайд 2

Особое значение в проблеме эстетического воспитания, на современном этапе, приобретает применение в качестве основы построения педагогического процесса принципа интеграции, который определяется как взаимосвязь и взаимопроникновение разных видов искусства. Поэтому обращение к введению дошкольников в мир книжной графики является актуальным. Кроме того проблема развития художественного восприятия книжной графики является актуальной и значимой еще и потому, что широкое введение компьютерных технологий и засилье мультипликацией зарубежного производства на экранах телевизоров во многом препятствуют развитию эстетического восприятия детей. А ктуальность

Слайд 3

Работу по ознакомлению детей с книжной графикой мы начинаем с формирования у детей понимания того, что использование художником средств выразительности при создании образа зависит от содержания и образного языка литературного произведения. С этой целью мы предлагаем ребенку вспомнить и пересказать знакомое произведение (сказку или стихотворение) без опоры на наглядность.

Слайд 4

Затем ребенку предлагается пересказать тот же литературный текст, используя книжные иллюстрации.

Слайд 5

Далее мы подводим ребенка к выводу, что книжная иллюстрация показывает основные, значимые события литературного произведения, и художник, пользуясь своим изобразительным языком, помогает нам понять содержание текста.

Слайд 6

- рассматривание специально подобранных иллюстраций и репродукций; - пересказ знакомого текста с опорой на наглядность и без нее; - восприятие художественных текстов с выделением и анализом образных выражений; - использование словесных дидактических игр и упражнений; - прием сопоставления текста и изображения, сравнения иллюстраций к одному и тому же произведению разных художников; - беседа, рассказ; - объяснения, указания, пояснения, уточнения. На данном этапе работы средствами интеграции речевой и изобразительной деятельности ребенка выступают следующие методы и приемы:

Слайд 7

На следующем этапе работы ребенок учится создавать иллюстрации самостоятельно.

Слайд 8

Сначала читаем или рассказываем знакомую сказку или рассказ, обращаясь при этом к книжным иллюстрациям, и просим ребенка подобрать мимическую схему для персонажей в конкретной ситуации. Маленькому слушателю это нужно, чтобы понять, что мимика в рисунке помогает художнику передать настроение, чувства персонажа литературного произведения

Слайд 9

Однако по мимике можно сказать о чувствах, но не о том, что их вызвало. Это становится понятно из текста литературного произведения, но и рисунок может показать предысторию возникновения этих чувств, благодаря изображению отношений между персонажами, или героем и окружающим, которое, как правило, передается в динамике, движении. Изображение движения является одним из средств выразительности рисунка. Мы подводим детей к пониманию того, что изображение действия, движения, позы помогают нам определить, к какому именно отрывку относится рисунок.

Слайд 11

В последующем детям предлагается определить характер движения только по рисунку, без опоры на текст: « Что делает герой?», « Почему художник нарисовал его таким ?», «Что герой хочет сделать? Почему ты так думаешь ?». Внимание детей обращается на позу, жесты, телодвижения, на их связь с мимикой; подчеркивается, что эта взаимосвязь помогает передать характер или настроение героев рисунка.

Слайд 12

Усвоенные знания и умения по пониманию и передаче мимики и движения дети переносят на процесс создания собственных изображений. В беседе с детьми, в процессе работы над замыслом собственного рисунка мы подводим детей к выделению главного момента в содержании работы и помогаем определить его место в композиции рисунка.

Слайд 13

В ходе обсуждения замысла будущей работы дети учатся: - формулировать свои мысли и впечатления в словесной форме, планировать работу над рисунком; - отбирать необходимые средства выразительности и обосновывать свой выбор; - составлять словесные описания изображения. Особенное внимание при этом обращается на образность детской речи .

Слайд 14

Основными средствами для интеграции изобразительной и речевой деятельности на данном этапе работы могут быть следующие методы и приемы: - показ и объяснение различных технических приемов рисования, принципов композиционного построения рисунка; - моделирование эмоциональных проявлений и движений; - беседа по картине, литературному тексту, рассказ; - словесные дидактические игры и упражнения; - рисование по предложенному тексту.

Слайд 15

К концу данного этапа работы, главной целью которого выступает развитие выразительности речи и рисунка детей, дети могут: - использовать выразительные средства речи и рисунка применять различную технику для создания выразительного образа; - передавать настроение, состояние героя не только в словесной, но и в графической форме, пользуясь знаниями о мимических схемах изображения лица и умением моделировать движение; - выделять образные слова и выражения в тексте и использовать их в своих рассказах-описаниях; - отражать в рисунках особенности литературного (словесного) образа с использованием выразительных средств рисунка и, наоборот, при описании картин передавать выразительный изобразительный образ с помощью различных средств художественного языка.

Слайд 16

Результаты детской изобразительной деятельности оформляются в виде разных типов книжек-самоделок, сканируются, создаются библиотечки самодельных книг, которые дети любят рассматривать и делиться впечатлениями, в свободное время дети с удовольствием возвращаются к их рассматриванию, читают книжки собственного сочинения и художественного оформления, либо берут их домой на время, чтобы «почитать» дома с родителями.

Слайд 17

Такое внимательное отношение взрослых к детскому творчеству вызывает обычно у дошкольников желание рисовать и сочинять еще лучше . Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Развитие изобразительного творчества в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с техникой оригами".

Консультация для педагогов на творческом предметном объединении "Развитие изобразительного творчества в процессе обучения детей дошкольного возраста технике оригами"....

ГРАФИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ И МОДЕЛИРУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРИРОДОЙ

Познание дошкольниками окружающего мира, явлений природы возможно не только посредством наблюдений - большую помощь в этом может оказать моделирующая деятельность. Многообразие природных явлений, сост...

Консультация для воспитателей " Ознакомление детей с книжной графикой"

Ознакомление детей с книжной графикой Рассказ из опыта. На первом этапе работы детей следует заинтересовать, заинтриговать. Прежде чем приступить к чтению, предоставить им возможность самостоятел...

«Развитие изобразительного творчества в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с техникой оригами».

Повседневная деятельность ставит перед человеком  массу задач. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способн...

Конспект интегрированного занятия «Ознакомление детей с книжной графикой иллюстратора В. Бритвина по сюжетам чувашской народной сказки «Земля Улыпа»

В ходе занятия предполагается повышение интереса детей к книжной графике, как к одному из видов искусства, развитие познавательной активности и обогащение речевого словаря старших дошкольников. Ознако...