Детская нейропсихология
презентация по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Нейропсихология Нейропсихология – это раздел клинической психологии, который изучает мозговую организацию психических процессов: внимания, памяти, восприятия, речи, мышления, моторики и эмоционального реагирования. Детская нейропсихология занимается изучением закономерностей развития этих процессов в норме и факторов, влияющих на это развитие и препятствующие ему. В поле зрения детского нейропсихолога попадают как здоровые дети с индивидуальными особенностями развития, так и дети, имеющие различные трудности и проблемы.
Внутриутробное развитие головного мозга
Строение головного мозга
1 - й блок мозга - Энергетический Блок или «Я Хочу» - подкорково-стволовые структуры или мозг рептилий - развивается с 4 месяца беременности до 1 года - является ведущим до 2-3 лет - функции: 1. регуляция сна и бодрствования 2. регулирует работу всего организма и внутренних органов 3. регулирует работу эндокринной системы 4. отвечает за иммунитет 5. регулирует инстинктивно-потребностную сферу
2-й блок мозга - Операциональный Блок или «Я Могу» - кора больших полушарий - активно развивается с 1 года до 7 лет - является ведущим до 7 лет - функции: 1. прием, переработка и хранение информации 2. является основой возникновения высших психических функций ( восприятие, внимание, память, мышление, речь, эмоциональная сфера ) 3. отвечает за работу зрительного, слухового и тактильного анализаторов 4. ориентация во времени и пространстве 5. контролирует речь 6. создает базу для развития интеллекта
3-й блок мозга - Управляющий Блок или «Я Должен» - лобные доли - начинает свое развитие с 4 лет - активно развивается и является доминирующим с 7 года до 14 лет - функции: 1. программирование, управление и контроль за протеканием психической деятельности: - постановка и достижение целей - контроль за выполнением - самоконтроль за своим поведением и эмоциями ( самодисциплина ) - сознательность - ответственность 2. интеллектуальное развитие
Условия, которые могут тормозить созревание отдельных блоков мозга. - нежелательная беременность (мысленное отторжение ребенка матерью) - сильный эмоциональный стресс во время беременности - угроза выкидыша - сильный токсикоз на поздних сроках - употребление алкоголя и курение во время беременности - инфекционные заболевания и общий наркоз - кесарево сечение - затяжные или быстрые роды - гипоксия плода -повышенное внутричерепное давление у плода - неполноценное питание младенца в первые 6 недель жизни - травмы и инфекции головного мозга - наркоз - недостаток тактильных ощущений у ребенка - гиперопека - двуязычие в семье - отсутствие общения со взрослым противоположного пола
Симптомы, свидетельствующие о наличии нарушений деятельности головного мозга (дети младше трех лет): - нарушение последовательности двигательных актов - отсутствие мотивации к обучению - быстрая утомляемость - нарушение сна - неустойчивое внимание - частые болезни и аллергические реакции - нарушение пищеварения - частые перепады настроений - лишний вес или анорексичное телосложение
Симптомы, свидетельствующие о наличии нарушений деятельности головного мозга (дети старше трех лет): 1. гиперактивность / гипоактивность 2. резкие перепады настроения без видимых причин 3. быстрая отвлекаемость, переключение внимания 4. частые простуды, аллергические реакции 5. быстрая утомляемость 6. энурез 7. укачивание в транспорте 8. плохо переносит жару / духоту 9. сосудистая дистония 10. нарушение праксиса поз (ребенок не может повторить движение)
11. слишком взрослая речь в раннем возрасте 13. заикание 14. тики 15. психосоматические расстройства 16. угловатая походка 17. косоглазие и астигматизм 18. дефекты памяти (не помнит последовательность событий) и с 4.5 лет отсутствие способности запомнить 5 слов по просьбе взрослого 19. обедненная речь 20. проблемы с пересказом при опоре на память 21. нарушения осанки, сколиоз 22.ребенок не играет с игрушками, отсутствуют ролевые игры 23.отсутствие игры, контакта со сверстниками 24. не развита мелкая моторика 25. нет навыка создавать свое пространство 26. задержка или опережение моторно-двигательного и речевого развития 27. быстрая или медленная смена зубов 28. проблемы с пищеварением 29. пишет или рисует левой рукой 30. двигает ногами, языком, когда пишет и рисует; 31. истерики после 5 лет
Диагнозы, требующие наблюдения и помощи родителей и нейропсихолога : - ПЭП ( пренатальная энцефалопатия), - ММД ( минимальная мозговая дисфункция ) -ППНС ( перинатальное повреждение НС ) - СМД ( синдром мышечной дистонии ) - СПНРВ ( синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости ) - ОНР ( общее недоразвитие речи ) - ЗПР ( задержка психического развития ) - ЗРР ( задержка речевого развития ) - ВСД ( вегето-сосудистая дистония ) - СДВГ ( синдром дефицита внимания и гиперактивности ) - внутричерепная гипертензия - аутизм - дизартрия, дислексия, дисграфия, дискалькулия
Индивидуальные особенности ребенка, требующие консультации и помощи нейропсихолога : - пишет или рисует левой рукой, - одинаково хорошо владеет и левой и правой рукой ( амбидекстр ) - одаренность
Ассимметрия полушарий
Нейропсихологическая диагностика - Это диагностический метод, который позволяет оценить степень зрелости и уровень взаимодействия различных отделов головного мозга, а следовательно спрогнозировать, предупредить или исправить плохую успеваемость в учебе и поведение.
Правила проведения диагностики
Диагностика ведущего полушария «Замок» «Поза Наполеона»
Диагностика ведущего полушария - аплодирование - какой рукой пишет, рисует, режет ножницами, держит зубную щетку, расчесывается - прыжки на одной ноге - игра с мячом - часы - телефон - подзорная труба
Двигательные функции «КРЛ» Ребенок выполняет первую пробу вместе со взрослым, затем повторяет ее по памяти 8-10 раз. Проба выполняется сначала правой рукой, затем – левой, затем – двумя руками вместе. Доступно с 6 лет.
Двигательные функции – реципрокная организация Обе ладони лежат на столе. Одна из ладоней сжимается в кулак, а другая остается лежать неподвижно. Далее та ладонь, что осталась лежать на столе, сжимается в кулак. Одновременно с этим ладонь, что была сжата в кулак, распрямляется. После этого задание воспроизводится подряд 5–6 раз в быстром темпе. Следите, чтобы при выполнении этого упражнения пальцы не растопыривались, а оставались плотно прижатыми друг к другу.
Праксис позы пальцев - 1 и 2 O - 2 и 3 V - 2 и 5 V - 1 и 3 О
Ритмические структуры II II II III III III С 5-ТИ С ПОЛОВИНОЙ ЛЕТ III II III II III III II
Фонематический слух бочка-почка дочка-точка точка-тучка точка-кочка магнолия-Монголия полковник-половник
Сенсомоторная коррекция - Это система занятий, которая позволяет включать новые адаптивные возможности , способствует дальнейшему всестороннему развитию личности, позволяет восполнить недостающие звенья в развитии.
Дыхательные упражнения - поверхностное дыхание - глубокое дыхание - чередование глубокого и поверхностного дыхания - чередование частого дыхания с долгой задержкой дыхания
Двигательные упражнения - растяжки ( однонаправленные и разнонаправленные ) - ползковые упражнения - упражнения на укрепление вестибулярного аппарата - упражнения на чередование напряжения-расслабления a
Глазодвигательные упражнения Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергизацию организма.
Пальчиковая гимнастика Солнцева В. «200 упражнений для развития общей и мелкой моторики»
Упражнение «Лезгинка»
Упражнение «Ухо-Нос» Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот». Все движения сопровождаются чтением стихотворения. Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».
Левую руку прикладываем к виску (как это делают солдаты), а правую руку вытягиваем вперед пальцы в кулак, а большой палец вверх (всё отлично). Одновременно отпустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот». Все движения сопровождаются чтением стихотворения . Упражнение «Капитан» Всё на нашем судне ладно Нам не страшен ураган! Мы отличная команда, Боцман, юнга, капитан! Капитан. Левую руку прикладываем к виску (как это делают солдаты), а правую руку вытягиваем вперед пальцы в кулак, а большой палец вверх (всё отлично). Одновременно отпустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот». Все движения сопровождаются чтением стихотворения. Левую руку прикладываем к виску (как это делают солдаты), а правую руку вытягиваем вперед пальцы в кулак, а большой палец вверх (всё отлично). Одновременно отпустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот». Все движения сопровождаются чтением стихотворения.
Желтый синий голубой Красный зелёный черный Серый оранжевый белый Красный желтый синий
Общеизвестно, что у человека есть 2 полушария головного мозга . Целостная психика будет наиболее эффективна, чем более ассиметричны составляющие её процесса (т.е. работа обоих полушарий). Рассмотрим, за что же отвечают полушария головного мозга. ПРАВОЕ полушарие работает по принципу непосредственного чувственного и целостного отражения действительности. Т.е. его функция – запечатление целостного образа без деления на составляющие. Определяет зрительно-пространственные способности, интуицию, музыку в целом, грубые движения руки, отрицательные эмоции, юмор; просодическую сторону речи (интонационно-мелодическую), эмоциональный смысл высказывания. Глобальное понимание текстов, замыслов, картин, бытовой ситуации, жестов, мимики, пантомимики, абриса (звуковой оболочки) слова, интонации. Хранилище речевых стереотипов ( эмболов ). Сведения об элементарном числе как символе (без понимания смысла). Различение всех неречевых звуков – шумов (бытовых, техногенных, природных). Скоростное в переработке информации. Получило название женского полушария (повышенная эмоциональность женщины, склонность к истерикам). ЛЕВОЕ полушарие функционирует по принципу абстрагирования от чувственных стимулов, обрабатывает символические знаки (буквы, цифры, геометрические фигуры). Всё то, чему научился человек в жизни – это левое полушарие. Отвечает за абстрактное понятийное мышление – выделение главного от второстепенного. Смысловое понимание и воспроизведение речи, письмо, самосознание, тонкий двигательный контроль пальцев, арифметический счёт, музыкальная композиция, положительные эмоции, пространство, цвета, хорошее понимание глаголов, всех ложных высказываний. Менее устойчиво к травмам, меньше скорость обработки информации. Получило название мужского полушария (мужчины менее стрессоустойчивы ). При поражении – дисграфии, дислексии и пр.
Список литературы: Голдберг Э. «Управляющий мозг. Лобные доли. Лидерство и цивилизация .» Еремеева В.Д., Хризман Т.П. «Мальчики и девочки. Два разных мира .» Сиротюк А.Л. «Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей .»
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие с элементами нейропсихологии к дню рождения детского сада для детей старшей дошкольной группы "Весёлые колпачки"
Вашему вниманию представляется конспект фронтального занятия с использованием кинезиологических игр и заданий. Основной целью занятия является развитие межполушарных связей. Данное занятие проводилось...
Занятие с элементами нейропсихологии к дню рождения детского сада для детей старшей дошкольной группы "Весёлые колпачки"
Вашему вниманию представляется конспект фронтального занятия с использованием кинезиологических игр и заданий. Основной целью занятия является развитие межполушарных связей. Данное занятие проводилось...
Детская нейропсихология
Для специалистов...
Нейропсихология детского возраста
Определение нейропсихологииИстория развитияОтрасли нейропсихологииВозможности нейропсихологииТрудности обучения дошкольников...
Нейропсихология детского возраста
Материал для логопедов с курсов повышения квалификации...
ДООП "Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста методами детской нейропсихологии"
Рабочая программа....
Теоретические основы детской нейропсихологии
Теоретические основы нейропсихологии...