презентация
презентация к уроку (подготовительная группа)

Гоплачева   Дианна  Арсеновна

на тему "РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.pptx2.33 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие речевого творчества у детей дошкольнго возраста. Воспитатель: Гоплачева Д.А.

Слайд 2

Актуальность проблемы речевого развития Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. Речь – это инструмент развития высших отделов психики. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов. Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе. Главной задачей развития связной речи ребёнка в дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи. Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей

Слайд 3

Условия успешного речевого развития. 1. Создание условий для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками. 2. Владение педагогом правильной литературной речью. 3. Обеспечение развития звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями. 4. Обеспечивают детям условий для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей. 5. Создание условий для овладения детьми грамматическим строем речи. 6. Развитие у детей связной речи с учетом их возрастных особенностей. 7. Развитие у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции. 8. Создание условий для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями. 9. Приобщение детей к культуре чтения художественной литературы. 10. Поощрение детского словотворчества.

Слайд 4

«искусство запоминания» (греч.) - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники в обучении дошкольников позволяет решить такие задачи как: Развитие связной речи; 2. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации); Развитие мелкой моторики рук; 4. Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения. Мнемотехника

Слайд 6

Мнемоквадрат – это отдельная карточка — изображение с закодированной информацией. Рисунок в квадрате обозначает, либо одно слово, либо словосочетание, либо простое предложение. Это может быть как предмет, так и действие. Например: ребенок ходит в детский сад у него есть шкаф и кроватка. Для того чтобы запомнить где его шкаф и кровать, на них наклеивают картинку, например, «Черепашку». И теперь ребенок знает, что вещи, на которых есть «Черепашка»- его вещи.

Слайд 7

Мнемодорожка – это последовательность четырех или более мнемоквадратов, расположенных линейно. Рисунок в каждом квадрате, соответствует одному слову или словосочетанию. Опираясь на изображения, ребенок составляет историю из нескольких простых предложений.

Слайд 8

Мнемотаблица – это таблица, поделенная на квадраты, в каждый из квадратов заложена определенная информация. Каждому изображению в квадрате соответствует слово или словосочетание, на основе этих изображение составляется рассказ или учится стих. Глядя на рисунки, ребенок воспроизводит текстовую информацию, так как в этом процессе одновременно задействовано и слуховое и визуальное восприятие. При помощи мнемотаблиц легко можно запомнить большой объем информации.

Слайд 9

Мой мишка (З. Александрова) Я рубашку сшила мишке, Я сошью ему штанишки, Надо к ним карман пришить И конфетку положить.

Слайд 10

Пересказ рассказа «Здравствуй, зимушка – зима!»

Слайд 11

Схема описания и сравнения посуды Предметно-схематические модели Т.А.Ткаченко

Слайд 12

Методика коллаж Коллаж - это учебное пособие, лист картона (плотная бумага или фланелеграф), на который наклеиваются или накладываются (рисуются) различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Кажущийся беспорядок наложенных на картон картинок и составляет суть коллажа. Это обучающее пособие несет в себе разные задачи. Это и развитие памяти, расширение словарного запаса, образного восприятия и т.д. Данное пособие используется на всех видах занятий. Ребенок учиться связывать все картинки коллажа, составляет сюжеты. Коллажи широко используются в практической работе с детьми. С их помощью у ребенка формируются экологические представления, расширяется словарный запас; развиваются связная речь, зрительная память и логическое мыш­ление.

Слайд 13

Главная задача коллажа - соединить все картинки, буквы, цифры... между собой. Таким образом, происходит отработка сюжетного метода запоминания.

Слайд 14

Синквейн - игровая технология, как средство успешной коррекции и развития речи дошкольников. Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». Синквейн – это стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.

Слайд 15

1 строка - тема - называется одним словом, обычно существительное или местоимение ), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. 2 строка - это описание темы - в двух словах, чаще всего прилагательные или причастия ), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. 3 строка – это действия - в трёх словах, глаголами или деепричастиями , описывающими характерные действия объекта. 4 строка – это предложение из четырёх слов выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту 5 строка - это одно слово, - резюме , характеризующее суть предмета или объекта. которое выражает настроение.

Слайд 16

1. Предмет (тема) – одно слово-существительное. 2. Два прилагательных по теме. 3. Три глагола по теме. 4. Предложение по теме. 5. Ассоциация по теме: одно слово-предмет. Алгоритм составления синквейна

Слайд 17

Его простота. Синквейн могут составить все. В составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои интеллектуальные возможности. Синквейн является игровым приемом. Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу. Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации. Синквейн помогает пополнить словарный запас. Синквейн учит краткому пересказу. - Синквейн помогает развить речь и мышление. В чём же его эффективность и значимость?

Слайд 18

Когда же начинать знакомство с этим приёмом? В старшем дошкольном возрасте! Целесообразно вначале предлагать детям для прослушивания готовые синквейны , например: Осень Солнечная, тёплая. Дарит, светится, радует. В парке осыпаются листья. Золото, красота, счастье!

Слайд 19

1. Ежик 2. Серый, колючий 3. Фыркает, спит, сворачивается. 4. Мне нравится маленький ежик. 5. Лес. Пример синквейна

Слайд 20

1. ? 2. Cерый, колючий 3. Фыркает, спит, сворачивается. 4. Мне нравится этот зверек 5. Лес. СИНКВЕЙН -ЗАГАДКА

Слайд 21

Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». Сказки содействуют развитию речи детей, развивают навыки связной речи. Развивают способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и жизни, умение делать нравственный выбор. Сказки воспитывают послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям. Формируют такие качества как терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу. Сказкотерапия

Слайд 22

Дидактические сказки (от 3 – х до 6 лет) создаются педагогом для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, складывается сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определённых знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания. Художественные сказки способствуют воспитанию нравственных чувств: взаимопомощи, поддержки, сочувствия, долга, ответственности и др. Психологические сказки способствуют преодолению страхов, обретению уверенности в себе и др. Медитативные сказки рассказываются под специальную музыку, помогают расслабиться, снять напряжение. Психокоррекционная сказка – есть возрастные ограничения -рекомендована для детей 11 – 12 лет

Слайд 23

Логоритмика Это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Виды логоритмических упражнений

Слайд 24

Логоритмика для детей младшего возраста имеет целью стимуляцию речевой и мыслительной активности, развитие и формирование связной речи – это пальчиковая гимнастика, потешки, коротенькие стихи о животных, изображение их по показу педагога. Логоритмика для детей 5-6 лет В этом возрасте упражнения более сложные. Детям нужно освоить не только движения, но и ритм, слова, музыку. Логоритмика для детей 6-7 лет дети могут сами догадаться, или придумать какие движения нужно выполнять в соответствии с содержанием текста, или характером музыки. Мишка косолапый По лесу идет, (имитируем косолапую ходьбу мишки) Шишки собирает, Песенки поет. (Приседаем - собираем шишки) Шишка отскочила Прямо мишке в лоб. (Легонько ударяем себя ладошкой по лбу) Мишка рассердился И ногою - топ! (Топаем ногой)

Слайд 25

Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения. ТРИЗ Теория решения изобретательских задач

Слайд 26

ТРИЗ – это технология творчества, цель которой – стимулировать воображение, научить мыслить системно и вместе с тем нестандартно. ТРИЗ располагает конкретными приёмами, правилами, инструментами творчества. В работе с детьми, по данной технологии педагоги придерживаются следующего: Выслушивать каждого желающего. Давать только положительные оценки, они раскрепощают! Говорить: интересно, необычно, хорошо, любопытно! Импровизировать в беседах на занятиях и идти за логикой ребёнка, подчиняясь ей, не навязывая своего мнения. Учить детей возражать взрослым и друг другу, но возражать аргументировано, предлагая что–то взамен или доказывая.

Слайд 27

В результате занятий с применением технологии ТРИЗ у детей: Снимается чувство скованности, Преодолевается застенчивость, Развивается воображение, речевая и общая инициатива, Повышается уровень познавательных способностей, что помогает детям освободиться от инерции мышления. ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий призванная не заменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.

Слайд 28

Метод фокальных объектов (МФО) – перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Например, мяч. Какой он? Смеющийся, летающий, вкусный; рассказывающий на ночь сказки . . . Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться, или предложить картинки “забавные животные”, “пиктограммы”, назвать их и сделать презентацию. “ Левообезьян ”. Его родители: лев и обезьянка. Живет в жарких странах. Очень быстро бегает по земле и ловко лазает по деревьям. Может быстро убежать от врагов и достать фрукты с высокого дерева . . .

Слайд 29

Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Метод мозгового штурма. Темы мозгового штурма для детей. 1 . Как обезопасить пешеходов от падающих с крыш сосулек? 2. Как не ссориться с мамой? 3. Надо размешать сахар в стакане с горячим чаем, когда ложечки нет. Что делать? 4. Придумайте насекомое с необычными свойствами. 5. Как спастись герою сказки? Что ему надо сделать? 6. Как космонавтам закреплять летающие по кабине мелкие предметы (ручки, расческу, блокнот...): магнитом, липучкой, скрепкой, пружинным прижимом, булавкой... Какие способы не подойдут?

Слайд 30

Например, задача: вам надо быстро(!) охладить стакан с кипятком. Как быть? Требуется найти 10 решений. Что есть в условии задачи? Стакан, кипяток, вы, кухня и все, что есть на кухне - это ресурс для решения задачи. Используем приемы: "посредник" + физический эффект (переход тепла от горячего к холодному телу). Решения: - Добавить холодную воду, заварку или молоко. - Налить в блюдечко, в суповую тарелку, в массивную миску. - Много раз переливать из стакана в стакан, держа их на большом расстоянии друг от друга. - Добавить много варенья или сахара. - Переливать через воронку. - Погружать холодные ложки. - Поставить в морозилку, в кастрюлю с холодной водой, в снег...

Слайд 31

Игра «Хорошо-плохо» Цель: Формирование у детей чувствительности к противоречиям. Обучение формулированию противоречий. Ход: Дети делятся на две команды. Им показывают карточку с изображением объекта. Определив объект для анализа, команда « X » называет, чем он хорош, а команда «П» - чем плох. За каждый правильный ответ дается жетон. Побеждает та команда, которая наберет больше жетонов. Игра «Зато…» Цель: Формирование у детей чувствительности к противоречиям. Обучение формулированию противоречий. Идет дождь-я не гуляю, ЗАТО могу целый день рисовать. Вышел на улицу и упал в лужу, ЗАТО,,, Метод моделирования

Слайд 32

Типовое фантазирование (алгоритм составления сказок) Жил-был кто (что?) Какой он был? ( подбор определений) Какие делал ДОБРЫЕ дела? У ….. было много друзей( кто? что?) И был у него враг. Кто это был? Он был какой? Как он мешал главному герою? Кто мог помочь главному герою и как? Чем закончилась история? ( помирить или развести, но не прогонять, убивать, ломать и т.д.) Выведение жизненного правила (нравственной позиции), которое вкладывается в уста положительного объекта. Придумывание названия сказки. Речевая активность самих детей

Слайд 33

Обучение детей творческому рассказыванию по картине При рассматривании картины используются следующие методические приемы: Игровая мотивация «Волшебная картина» Игра «Подзорная труба» Игра «Фотографирование» Игра «Вхождение в картину» Игра «Живые картинки» Игра «Превращение в объект на картине».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1.презентация "Папа,мама,садик,я-одна дружная семья"2. Презентация "Детский сад у нас хорош"

1.Презентация предназначена для работы с родителями. В презентации отражен материал по изготовлению дидактических игр в группе раннего возраста руками родителей.2.В этой презентации предоставлен матер...

Презентация "Основные ошибки при создании презентации в программе PowerPoint"

В данной презентации рассмотрены ошибки, допускаемые педагогами при создании электронных презентаций...

Презентация опыта работы по теме: «Использование слайдовых презентаций как условие интеграции образовательных областей «Музыка», «Познание», «Художественное творчество».

Основная идея  использования презентаций заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка. В материале представлен опыт работы  п...

Презентация к уроку по теме: Презентация "Гимнастика пробуждения"

10 комплексов гимнастики пробуждения для дошкольников. Можно использовать в ДОУ, в дошкольных группах других ОУ, а также в семье...