Кейс консультаций музыкального руководителя для родителей детей дошкольного возраста
консультация

Кубаева Елена Владимировна

В  соответствии с требованиямииии ФГОС, родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса в ДОУ, поэтому вопрос о совместной деятельности детского сада и семьи по музыкальному воспитанию детей - особенно актуален в наши дни. В представленном кейсе консультаций для родителей детей дошкольного возраста представлены некоторые рекомендации, которые помогут раскрыть перед родителями важные стороны музыкального развития, заинтересовать, увлечь творческим процессом развития гармоничного становления личности, его духовной и эмоциональной восприимчивости; проинформировать родителей о педагогических методах музыкального развития в семье. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Кейс консультаций музыкального руководителя для родителей

детей дошкольного возраста

Музыкальный руководитель

МДОУ «ЦРР-детский сад №10» г.Валуйки Кубаева Е.В.

Консультация для родителей «Пойте на здоровье!»

Цель: Создать оптимальные условия для эффективного взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах музыкального воспитания и развития детей посредством просвещения родителей и вовлечения их в воспитательно-образовательный процесс.

Задачи: -Просветить родителей в вопросах создания музыкально-развивающей среды в семье.

                  -Раскрыть перед родителями важные стороны музыкального развития ребёнка, заинтересовать, увлечь творческим процессом развития гармоничного становления личности, его духовной и эмоциональной восприимчивости.

Пение является основным средством музыкального воспитания. Детилюбят петь и охотно поют. Пение развивает у детей музыкальный слух,

чувство ритма, способность воспроизводить голосом мелодии по памяти. Так же пение оказывает большую помощь и в развитии речи у детей. При пении приходится выговаривать слова протяжно, нараспев, что помогает правильному, четкому произношению отдельных звуков и слов. Можно ли   учить ребенка петь? Конечно, можно и нужно, но делать это необходимо, зная и учитывая возрастные особенности детей. Голосовой аппарат ребенка отличается от голосового взрослого. Гортань с голосовыми связками в два-три с половиной раза меньше, чем у взрослого. Голосовые связки тонкие и короткие. Поэтому звук детского голоса высокий, а диапазон (объем голоса) от нижнего звука до верхнего очень небольшой. Как сделать так, чтобы занятия пением приносили удовольствие ребенку? Дети должны петь естественным, высоким, светлым звуком, без крика и напряжения. Для развития чистоты интонации, прежде всего надо выбирать песни удобные по диапазону, тесситуре и дыханию. Очень важно систематически повторять с детьми разученные песни и при этом петь их без инструментального сопровождения, максимально выразительно, естественно, с точной интонацией и дикцией.

Хороший, яркий, выразительный образец исполнения песни – это основа

для воспитания у малышей интереса к пению. Особенно желательно, чтобы

взрослые пели на высоком звучании, так как, слушая такое исполнение, дети

быстрее начинают подражать ему.

Музыкальный педагог должен не только владеть методикой пения, но и

уметь беречь детский голос. Нужно следить за тем, чтобы дети пели естественным голосом, не форсируя звук, не говорили слишком громко.

        Крик, шум портит голос, притупляет слух детей и отрицательно влияет на их нервную систему. Один из важнейших компонентов пения - дыхание. От характера дыхания зависит качество звучания детского голоса (вялый, напряженный, тусклый, звонкий). Дыхание – это двигательная сила голоса. Чтобы голос был сильным и красивым, нужно развивать диафрагмальное дыхание.

Диафрагма – мышца, отделяющая грудную клетку от брюшной полости.

Она является своего рода дверцей, форточкой, которая не дает воздуху

моментально выйти из нижних отделов наших легких, тем самым, позволяя

нам сказать или пропеть целую фразу. Вообще такое дыхание очень полезно

и для здоровья человека. Оно способствует полной вентиляции легких, усиливается кровообращение, улучшается обмен веществ. У людей «поющих» гораздо меньше встречаются заболевания дыхательных путей.

Существует множество игровых упражнений, позволяющих детям овладеть дыханием «животиком»:

- «Собачки» - подражание лаю собаки, дышать, как собачка (после продолжительного бега собака дышит очень часто, высунув язык);

- «Насос» - надуть «мячик» (активный вдох и выдох одновременно носом и ртом);

- «Ветер» - рисовать своим дыханием разные образы ветра (порывами, сильного, спокойного, мягкого и т.д.);

- «Задуваем свечи на торте»

Вы можете делать эти упражнения дома вместе с ребенком. А что делать, если ваш ребенок не хочет сам петь? Как сделать так, чтобы ребенок получал удовольствие от своего пения? Вот несколько приёмов:

- Не заставляйте ребенка петь! Не волнуйтесь, если ребенок долго не начинает петь. Малыш должен много раз услышать одну и ту же песенку, прежде чем сам начнет ее петь. Необходимо, чтобы в его памяти отложилось правильное звучание, иначе он не увидит разницы между верным вариантом и своим собственным неуверенным исполнением.

- Никогда не говорите ребенку, что он поет фальшиво! Правильность

воспроизведения музыкальных звуков тесно связана с верой в себя. Если малыш поет неверно, скажите ему, что он поет почти правильно, но звук

надо сначала прослушать мысленно, а уж потом петь. Никогда не говорите,

что у него нет слуха!

- Хвалите! Чаще хвалите, радуйтесь успехам малыша, подпевайте ему.

- Пойте! Не бойтесь петь дома, даже если это не очень хорошо получается. Говорите ребенку, что петь – это замечательно. Пойте вместе с ним, пойте с другими членами вашей семьи. «Поющий» человек - счастливый человек! Пение - это своеобразный антидепрессант, оно расслабляет, успокаивает, воодушевляет, вдохновляет.

Позвольте себе быть счастливыми и пойте на здоровье!

Консультация для родителей «Ритм в музыкальном развитии детей»

Цель: Познакомить родителя с основными принципами музыкального развития ребенка в домашних условиях.

Задачи: - Рассказать о формах организации музыкальной деятельности детей в семье;

               -Способствовать развитию детского творчества, воображения, памяти в домашних условиях;

               -Проинформировать родителей о педагогических методах музыкального развития в семье;

Вместе с развитием музыкальных способностей детей мы уделяем самое серьезное внимание ритмическому воспитанию. Но прежде чем излагать некоторые соображения по этому вопросу, давайте, определим природу ритма. Исследователи делают акцент на том, что ритмическое воспитание не может быть только слуховым, ведь ритм имеет в основе своей движение. Поэтому в развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело. Еще одно важное наблюдение касается того, что в основе чувства ритма лежит восприятие выразительности музыки. То есть, не менее важна эмоциональная природа ритма. В самом деле, использование обеих категорий в системе музыкального развития детей дает исключительно положительный результат.

Для того чтобы ребенок действительно проникся чувством ритма все нужно начинать с простых движений под музыку (ходьба, бег, прыжки). Основная задача на этом этапе – добиться у ребенка быстрой реакции.

Ритм присутствует во всех моментах музыкальных занятий: в пении, слушании музыки. Часто к этому добавляется звучащий жест (хлопки, шлепки по коленям, притопы и т.д.). Также много ритмической работы ведется в музицировании на музыкальных инструментах. Постепенно ритмические формулы усложняются. Они становятся более длительными, вводится прерванный ритм, синкопа.

Ритмические композиции составляются вместе с разнообразными движениями (имитационными, танцевальными, общеразвивающими). Они позволяют выразить различные эмоциональные состояния, сюжеты, образы.

Интерпретируя музыку, ребенок приобретает опыт творческого переосмысления музыки. Именно этот опыт позволит ребенку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды творческой деятельности.

        Ритм присутствует в нашей жизни всюду. Биение сердца - ритм нашего организма. С его помощью можно успокоить или активизировать реакции нашего организма в разных ситуациях. Наша речь, овладение чтением и письмом так же требуют развитого чувства ритма. Поэтому занятия музыкальным ритмом - это тренировка, которая дает ребенку бесценный жизненный опыт.

Консультация для родителей «Как определить у ребенка музыкальные способности?»

Цель: Раскрыть перед родителями важные стороны музыкального развития ребёнка, заинтересовать и увлечь творческим процессом развития личности.

        Задачи: Знакомить родителей с динамикой развития музыкальных способностей детей.

                         Помочь развить музыкальный способности ребенка в домашних условиях.

                         

Среди многообразных человеческих дарований музыкальные способности принято считать наиболее изученными. Наличие особых данных для занятий музыкой признавалось всегда. Психологами разработан тест-анкета на выявление музыкальных способностей. Ребенок имеет музыкальный талант, если у него есть:

1.Музыкальный слух;

2.Чувство ритма;

3.Музыкальная память.

Наиболее сложно развиваются у детей музыкально-слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства дошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей не является показателем слабости или тем более отсутствия музыкального слуха. Раннее проявление музыкального слуха наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления. Поэтому очень важно окружить детей музыкой - простыми детскими песенками, простыми мелодиями разного характера: быстрые, медленные, веселые, грустные, музыкальными сказками, колыбельными. Это благотворно влияет не только на развитие музыкального слуха, но и на эмоциональный фон ребенка, на расширение и развитие образного мышления, памяти, фантазии и креативности.

Так же очень важно не только слушать, но подпевать знакомые песенки, мелодии. Можно просто напевать или петь со словами. Это также благоприятно влияет не только на музыкальное, но и общее развитие ребенка. Если ребенок поет с удовольствием, узнает знакомые песенки, у него повышается настроение, то как минимум мы можем отметить развитие общей музыкальности малыша. Что в дальнейшем может помочь в более глубоком развитии музыкального, звуко-высотного и ладового слуха.

Для решения задач восприятия музыки используются следующие методы: наглядный, словесный, практический. Практический метод заключается в сочетании восприятия музыки с практическими действиями: пластическая импровизация, оркестровка, графическое изображение мелодии, прием «цвет-настроение».

Для детей младшего возраста нужно выбрать доступный музыкальный материал («Курочки и петушок», «Слон» К. Сен-Санс, Григ «Птичка», и др). Затем предложить детям полетать как птички, ходить как слоны и т. д. Первоначально, по показу воспитателя, затем необходимо побуждать детей самостоятельно воспроизводить определенный образ. У детей старшего возраста спектр возможностей увеличивается. Например: игра на воображаемых инструментах. Прием «оркестровка». Ребята прослушивают музыкальное произведение, выбирают инструменты, соответствующие характеру звучания музыки. При повторном слушании дети стараются играть ритмично, в характере музыки, не заглушая общего звучания.

Прием «цвет - настроение». После прослушивания произведения, детям предлагается выбрать карточку, подходящую по цвету к настроению музыкального произведения. Можно предложить детям нарисовать то, что они услышали в музыке. (С. Прокофьев «Дождь и радуга», П. И. Чайковский «Баба Яга» и др.)

 Творческое проявление индивидуальности ребёнка в слушании музыки также предполагает побуждать сопереживать музыке, вести с детьми беседы в форме диалога, дать возможность каждому ребёнку лично охарактеризовать услышанное.

Для проявления песенного творчества важным является накопление слухового опыта и развитие музыкально-слуховых представлений. Разработана серия творческих заданий для развития песенного творчества. Для детей младшего дошкольного возраста можно предлагать задания, направленные на подражание звучания сигналов больших и маленьких детских игрушек, пения птиц, движения транспорта, в разном темпе и ритме; создавать игровые ситуации, в ходе которых педагог предлагает ребенку покачать куклу, напевая ей колыбельную на слова «баю-бай», или показать, как кукла танцует, находя соответствующие интонации.

 Для детей старшего дошкольного возраста могут быть такие творческие задания: петь самостоятельно, находя то высокие интонации (поет маленькая кукушка, мяукает котенок, лает маленькая собачка, то более низкие (поет большая кукушка, мяукает кошка, лает большая собака).

Игровые задания на произнесение имен с различной эмоциональной окраской и интонацией (нежно, ласково, сердито, весело и пр., и с различной силой звука). Наблюдая за детьми педагог может увидеть насколько легко или более сложно даётся ребенку то или иное действие. И таким образом будет видно наличие музыкальных задатков.

Следующим критерием является определение чувства ритма. В раннем возрасте музыкально-ритмическое чувство проявляется в том, что слушание музыки непосредственно сопровождается теми или иными движениями, более или менее передающими ритм музыки. В более старшем дошкольном возрасте определить наличие чувства ритма можно простыми заданиями прохлопать несложный ритм знакомой мелодии, ритм своего имени, имени друга или педагога. Далее задания усложняются - воспитатель прохлопывает определенный ритм, дети повторяют. Затем выбранный ребенок придумывает свой ритм, прохлопывает, дети стараются повторить. Для большей понятности можно использовать карточки с одинаковым рисунком, но разные по размеру, разложенные в определенной последовательности. Большая картинка - долгий хлопок, маленькая - короткий. Дети похлопывают, воспитатель предлагает одному из детей выложить свою ритмическую последовательность.

     Следующий вид музыкально-ритмических движений – танцы, пляски, хороводы. Выделяют две группы: зафиксированные и свободные. К свободным танцам относятся пляски и хороводы, которые придумывают сами дети, используя знакомые элементы танцев. Вначале педагог помогает детям выбирать движения, под ту или иную музыку в соответствии с её характером, формой. Затем дети самостоятельно пробуют свои силы и без подсказки взрослого создают «свою» пляску. Детям младшего возраста можно предложить поплясать как медведи, зайчики, лисички, птички, снежинки и т. д. Для ребят постарше задание усложняется, например, передать настроение музыки в танце (радость, печаль, восторг, злость и прочее). Можно использовать атрибуты - ленточки, шарфики, платочки, листики, снежинки, предметы, помогающие изобразить тот или иной образ особенно выразительно.

Музыкально-ритмические игры делятся на игры под инструментальную музыку (сюжетные и несюжетные) и игры под пение (хороводы и инсценировки). К сюжетным относятся такие игры как «Солнышко и дождик», «Птички и кошка» и «Как танцуют зайки». Дети младшего возраста стараются передать в движении односложные образы – птички, мышки, зайчики и т. д. Ребятам постарше предлагается передать в движении взаимосвязь нескольких персонажей.

        Все эти упражнения очень хорошо развивают музыкальную память, что является еще одним важным критерием музыкальности. У детей формируются способы творческих действий, направленных на самостоятельное построение ими композиции игры, композиции ее эпизодов, развитие музыкально-игровых образов. Это так же развивает творчество, фантазию и музыкальную память.

Такие методы и приёмы помогают определить желание ребенка занимать музыкальной деятельностью, склонность ребенка к музыке, наличие музыкальной одаренности. Наблюдая в процессе занятий за детьми, видя их развитие в этой области помогают педагогам распознать наличие склонности дошкольника к музыкальной деятельности и даже музыкальной одаренности и таланта.

Однако музыкальные способности у всех детей выявляются по-разному. У кого-то уже на первом году жизни все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее. Но это совсем не означает, что ребенок не имеет музыкальных способностей, просто на проявления музыкальности у таких детей необходимо больше терпения и занятий. В процессе работы по развитию творческих способностей детей необходимо взаимодействие работающих с детьми педагогов. Прежде всего воспитателя и музыкального руководителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация музыкального руководителя для родителей детей дошкольного возраста "Воспитываем артиста"

Бездарных детей не бывает. Нужно только вовремя заметить талант вашего ребенка и развивать его. ...

Мастер-класс музыкального руководителя для родителей младшего дошкольного возраста «Музыкальные игры в семье».

Цель:Создать благоприятные условия для доброжелательной эмоционально-положительной атмосферы непринужденного взаимодействия взрослого и ребенка. Способствовать формированию ситуации общности интересов...

План по самообразованию музыкального руководителя «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах»

Актуальность своей работы считаю в том, что занятия в оркестре шумовых и ударных инструментов и развитие музыкально-ритмических способностей способствует общему эмоциональному развитию; умственных спо...

Консультация музыкального руководителя для родителей "Влияние классической музыки на психо-эмоциональное состояние детей дошкольного возраста"

Консультация музыкального руководителя для родителей "Влияние классической музыки на психо-эмоциональное состояние детей дошкольного возраста"...

Мастер-класс музыкального руководителя для родителей младшего дошкольного возраста «Музыкальные игры в семье»

Цель: Создать благоприятные условия для доброжелательной эмоционально-положительной атмосферы непринужденного взаимодействия взрослого и ребенка. Способствовать формированию ситуации общности интересо...

Мастер-класс музыкального руководителя для родителей младшего дошкольного возраста «Музыкальные игры в семье»

Создать благоприятные условия для доброжелательной эмоционально-положительной атмосферы непринужденного взаимодействия взрослого и ребенка....

Консультация учителя-логопеда для родителей детей дошкольного возраста "Речевые игры по дороге домой"

Представленный материал предназначен для родителей детей от 5 до 7 лет. Подобраны и описаны наиболее доступные речевые игры, которые не требуют от взрослого и ребенка специальной подготовки, а потому ...