Цветотерапия как здоровьесберегающая технология в работе с детьми старшего дошкольного возраста
материал (старшая, подготовительная группа)
Материал знакомит с историей цветотерапии, с влиянием цвета на детей и возможностью использовать данную технологию в работе с детьми дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsvetoterapiya_v_rabote_s_doshkolnikami.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цветотерапия как здоровьесберегающая технология в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Цвета действуют на душу:
они могут вызывать чувства,
пробуждать эмоции и мысли,
которые нас успокаивают или волнуют,
они печалят или радуют.
И.В.Гете
Цвет, которым наполнен мир - это бесценный дар каждому из нас. Мы пользуемся им ежедневно, ежечасно, ежесекундно, даже не задумываясь об этом. Цвета неизменно присутствуют в нашем окружении. Дома или на работе, в магазине или на улице, осознанно или нет, но мы постоянно ощущаем на себе влияние цвета. Большую часть всей информации (95% ) наш мозг получает с помощью зрения. Через рецепторы зрительного нерва цветовая волна попадает на активные рецепторные зоны радужки глаза, затем поступает в мозг и проникает во все физиологические структуры организма, осуществляя проведение энергии цвета и цветовых ощущений из внешнего мира к различным отделам центральной нервной системы. Мы воспринимаем цвет главным образом с помощью зрения, но неосознанно мы впитываем его через кожу, мышцы и даже кости. Цвет, проникая, таким образом, в наш организм, вызывает определенные биохимические реакции в тканях, стимулирует важные железы, в том числе гипофиз. Гипофиз, под воздействием цвета включает другие железы внутренней секреции. Начинается выработка гормонов, которые корректируют здоровье человека. Воздействуя на наш организм, цвет может стать его целителем.
Наш мозг, полагают ученые, воспринимает цвет точно так же, как желудок еду. И так же, как нам иногда хочется какой-нибудь конкретной пищи, так и наше тело временами нуждается в конкретном цвете.
Наука о целительстве цветом называется цветотерапия.
Из истории цветотерапии
Благотворное воздействие цвета на человеческий организм известно с давних времен. Уже много веков назад в Египте, Китае и Индии цветом успешно лечили многие заболевания. Например, у больного, при приступах буйства, сильное возбуждение снималось, когда его помещали в комнату с синими стенами, синим освещением. Величайшие врачи прошлого считали цвет одним из важнейших факторов в процессе излечения. Ведь большинство болезней развивается в связи с ослаблением сопротивляемости организма вредным влияниям среды, а это часто возникает именно из-за нарушений в психоэмоциональной сфере.
Опытным путем древние ученые установили, что цвет фактически позволяет "дирижировать" эмоциями человека и через них управлять состоянием всех органов и систем организма. На Востоке известно более 300 болезней, которые поддаются лечению цветом.
Широко использовала лечение цветом народная медицина, отдавая особое предпочтение красному. Так, в России для лечения скарлатины использовали красную ткань. В Шотландии красная шерсть излечивала растяжение связок, в Ирландии помогала при лечении ангины, а в Македонии предупреждала лихорадку. Еще один пример: один из мостов Лондона был окрашен в черный цвет. Было замечено, что наибольшее количество самоубийств в городе случалось именно на этом мосту. После того как мост перекрасили в зеленый цвет, число самоубийств резко сократилось.
Современные ученые считают, что цветотерапия является одним из самых перспективных и надежных методов лечения и оздоровления. С ее помощью можно скорректировать расстройства и души, и тела. Эра химиопрепаратов отойдет в прошлое. Ряд ученых утверждает, что современная химиотерапия - это дорога в никуда.
У цветотерапии есть большое преимущество перед другими видами терапий - даже продолжительные сроки лечения не могут ухудшить состояние вашего здоровья. При этом понятно, что "пилюли цвета" для человека совершенно безопасны, тогда как прием обычных таблеток - синтетических лекарств - может сопровождаться многими нежелательными побочными явлениями. По своей природе нервная клетка способна усваивать и накапливать недостающие цвета и отталкивать цвета избыточные. Таков механизм лечебного воздействия цвета на наш организм.
Магическая сила цвета – цветотерапия, ждёт нас, чтобы помочь.
Влияние цвета на детей.
«Дети очень любят цвет. Он оказывает на них
свое благотворное влияние, а потому цвет
может и должен быть использован в создании
условий их жизни и той атмосферы,
которой мы желаем их окружить…»
Томе
Ребёнок и цвет – вещи взаимосвязанные. Ведь дети по природе своей более восприимчивы к многоцветью нашего мира. Поэтому цвет для ребенка – особая палочка-выручалочка в любых критических случаях.
Дети в возрасте до 1 года независимо от национальности и места проживания обнаруживают одинаковые цветовые предпочтения: красный, желтый и оранжевый они предпочитают синему, зеленому и фиолетовому. У младенца голубые покрытия стен ухудшают настроение, а желтые или салатные улучшают. Склонность к любимым цветам меняется на протяжении жизни. К 3-5 годам малышу больше нравится красный, к 7-8 годам - снова желтый, позже - зеленый, синий и т. д.
Дети дошкольного и младшего школьного возраста чаще всего используют в своих рисунках цвета с характеристиками «яркий», «светлый», «чистый». Предпочтение их настолько выражено, что дети стараются использовать эти цвета при рисовании как можно чаще, что в свою очередь, приводит, с точки зрения взрослого наблюдателя, к нереалистическому изображению. Так возникают красные и желтые дома, самолеты, люди, деревья и т.д. Мрачные, холодные, темные тона используются детьми (особенно до 5-ти лет) только в тех случаях, когда взрослый просит их нарисовать нечто нелюбимое и неприятное для ребенка. При этом, дети могли давать пояснения типа: «черное - грязное - некрасивое».
Цветовые предпочтения детей ученые связывают с индивидуальными особенностями. «Очень живой и несобранный ребенок проявляет определенный интерес к красному; ребенок, склонный к фантазии, мечтательности, с открытой душой, но еще неспособный к самостоятельным действиям из всех цветов использует при рисовании, главным образом, желтый».
Педагогам, психологам, врачам и родителям необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в учебно-образовательном процессе, коррекционной педагогике.
По исследованиям психологов, дошкольники любят яркие цвета: красный, оранжевый, желтый. И комфортнее чувствуют себя при теплых тонах окраски.
Поэтому, стены групповой комнаты можно окрасить в цвета слоновой кости, светло-персиковые, светло-бежевые, нежно-розовые, светло-зеленые, светло-желтые. Обязательно в интерьере должны присутствовать яркие световые пятна, привлекающие внимание детей. Но яркие краски следует использовать в меру, чтобы дети не уставали от избытка насыщенных тонов. Цвет – это важнейший элемент интерьера. Именно гармоничное сочетание красок в окружающей ребенка среде лежит в основе его комфортного существования. Цвет воздействует на эмоциональный настрой человека независимо от того, ощущает это сам человек или нет.
В спортивном зале стены рекомендуется окрашивать в голубой цвет, чтобы не ощущалась жара во время физкультурных занятий.
Вестибюль желательно оформлять в теплых тонах. В длинных коридорах и на лестничных клетках использовать ритмичное чередование цвета, что разнообразит цветовую гамму и снижает напряженность.
В музыкальном зале должны преобладать светлые и теплые цвета (от белого до мягких оттенков желтого или красной гаммы).
В спальне рекомендуются мягкие и умиротворенные оттенки, способствующие созданию атмосферы безмятежного спокойствия : голубой, т.к. этот цвет успокаивает, понижает уровень тревожности, расслабляет, персиковые, бледно-розовые, белые с оттенком зеленого тона, бело-лиловые тона.
В экологической комнате, в живом уголке более уместны мягкие оттенки зеленого цвета – цвета самой природы.
В изостудии должны преобладать цвета, благотворно воздействующие на замкнутых и недоверчивых детей, помогающие им раскрыться – оранжевый и мягко-персиковый.
В кабинете психолога могут преобладать сине-голубой (цвет неба) или зеленый (цвет листвы), способствующие возникновению состояния покоя, умиротворения, расслабления. Для логопедического кабинета подойдет персиковый цвет. Он повышает трудоспособность, настраивает на интерес к внешнему миру.
Для мебели лучше подбирать те же цвета, что и для стен, только более насыщенные. В группах нежелательна однотонная мебель сочного красного, ярко-оранжевого или холодного синего цвета. Насыщенные цвета могут преобладать только на игровом пространстве. Для занятий и сна подбирают мебель спокойных, неярких тонов.
К примеру, используемые на занятиях пособия оранжевого цвета позволяют развивать коммуникативные навыки, а зеленого гармонизируют все биологические процессы в организме. Именно поэтому пособия зеленого цвета целесообразно использовать в середине занятий, когда дети утомляются.
Характеристика эмоционального развития у детей с нарушением речи
Для детей с общим недоразвитием речи характерна недостаточная сформированность психоэмоциональной сферы. Отклонение эмоционального развития от нормы проявляется на занятиях, в игровой, бытовой и прочей деятельности.
Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики. Одни дети гиперактивные, другие пассивные и вялые, что обусловлено слабостью нервной системы. Возможны агрессивность, чрезмерная расторможенность. Наряду с этим у большинства детей, имеющих речевые нарушения, повышена утомляемость, наблюдается дефицит внимания, память и работоспособность снижены.
В процессе общения между собой некоторые дети обнаруживают повышенную возбудимость (они слишком подвижны, трудно управляемы), а иные, наоборот — вялость, апатию (они не проявляют интереса к играм, чтению им книжек воспитателем и т.д.)
Среди таких детей встречаются дети с навязчивым чувством страха, чересчур впечатлительные, склонные к проявлению негативизма (желанию делать все наоборот), излишней агрессивности либо ранимости, обидчивости. Воспитатели логопедических групп постоянно сталкиваются с необходимостью искать подход к трудным и неконтактным детям. Непросто привить им нормы общения в коллективе, без которых невозможно полноценное обучение и воспитание.
Результаты диагностического обследования эмоциональной сферы у детей старшей логопедической группы показали, что у большинства детей (70 %) - возбужденное эмоциональное состояние с преобладанием отрицательных эмоций. Обследования знаний, умений и навыков детей выявило, что 35 % детей имеют низкий уровень развития, 65 % детей средний уровень развития.
Исходя из этих результатов диагностики, мы сделали вывод, что необходимо научить детей с нарушениями речи методам саморегуляции и релаксации для развития эмоциональной сферы, что приведет к более успешному усвоению учебного материала.
Современные исследователи И.А. Бердяева, Т.А. Власова, А.В. Запорожец, М.И. Земцова, К.С. Лебединская, М.Ю. Рау, И.М. Соловьева, Б.М. Теплова и др. рекомендуют использовать в коррекционной работе с такими детьми нетрадиционные методы работы. Они предлагают такие методы, как аромотерапия, музыкотераприя, цветотерапия и др. Благодаря их использованию можно оказать помощь детям с различными проблемами (агрессивным, неуверенным, с психоматическими заболеваниями и т.д.).
Поэтому, для улучшения психоэмоционального состояния и активизации познавательной активности детей, мы стали использовать игры на развитие эмоциональной сферы по программе Крюковой С. В., Слободяник Н. П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь». В свободной деятельности и на занятиях мы также стали использовать элементы цветотерапии, методы саморегуляции и релаксации Н. Л. Кряжевой и И. Ж.. Джекобсона.
Нами была разработана система работы для улучшения эмоционального самочувствия и познавательной активности детей с нарушениями речи.
Методы релаксации и саморегуляции используются во время образовательного процесса, в свободной деятельности детей, а также перед сном.
Методы цветотерапии, используемые нами в работе с дошкольниками
1. Очки с цветными стеклами.
При таком способе цветовые волны проникают через цветные стекла очков и воздействуют непосредственно на мозг, что вызывает воздействие его на определенный орган и определенные реакции организма.
2. Цветная вода
Вода, налитая в бутылки разного цвета, под воздействием лучей солнца приобретает определенные химические свойства, приобретая свойства цвета. Как установили ученые, вода имеет память и еще массу других чудесных свойств. Эти свойства можно использовать на свое благо. Очень удобны и эффективны цветные подставки (это могут быть салфетки, цветная бумага или картон), на которых, свободно помещается стакан с водой. Вода прекрасно воспринимает информацию. "Цветную" нужно пить не спеша, мелкими глотками. Жидкости, заряженные в емкостях теплого спектра, следует принимать в первой половине дня, а холодного – во второй.
-Так же, в уголке уединения мы используем «цветные» подушки.
-Для улучшения аппетита – салфетки и салфетницы оранжевого цвета.
-Для расслабления и спокойного сна – постельное белье зеленого цвета.
-Для улучшения умственной активности на занятиях – розетки желтого цвета.
-Так же, на занятиях мы используем цветные физминутки.
Использование цветотерапии в воспитательно-образовательном процессе и режимных моментах, положительно воздействует на общее самочувствие детей
В результате обследования состояния эмоционального самочувствия детей и познавательной сферы, проведенного в конце года в подг.гр, было выявлено, что большинство детей (68%) находятся в спокойном эмоциональном состоянии, что положительно повлияло на познавательную сферу – это подтверждают результаты обследований знаний, умений и навыков.
На основании полученных данных 6 % детей имеют высокий уровень развития, 94 % детей средний уровень, детей с низким уровнем нет.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что, использование программы Крюковой С. В., Слободяник Н. П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», а так же методов саморегуляции и релаксации в комплексе с цветотерапией, повлияло на развитие у детей положительного эмоционального состояния, а это, в свою очередь, повлияло на познавательную активность детей.
Мы считаем, что педагогам и родителям необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в учебно-образовательном процессе, коррекционной педагогике.
Это интересно или с чего начать?
«…Не существует плохих цветов.
У каждого цвета свои специфические
свойства и сила.
Цвет воздействует на эмоциональный
настрой человека независимо от того,
ощущает ли человек его воздействие.
Здоровый уравновешенный человек
находится в гармонии со всеми
цветами…»
Н. М. Погосова
Для начала, в это просто надо поверить и самому в этом убедиться. А убедиться достаточно легко – просто обратите внимание на то, какой цвет у вашего ребёнка самый любимый. Обычно дети называют яркие цвета – красный, жёлтый, оранжевый. В этом выражается их природная склонность к действиям, яркости во всём и потрясающему умению радоваться жизни. Но для того, чтобы до конца понять, что можно сделать с помощью разных цветов лечение цветом, надо знать, что они обозначают и как влияют на наш организм.
Схожи с синим и голубым по действию и фиолетовый и сиреневый. Стоит обратить особое внимание на то, если ребёнок стремится ко всему фиолетовому или сиреневому. Возможно, он ищет не покоя, а просто, таким образом, подсознательно сигнализирует о душевном дискомфорте. Лечение синим цветом – особенно благотворное.
Зелёный цвет хорош при переутомлении и головной боли. Ему также дано стабилизировать кровяное давление и усмирять нервные срывы, бороться с хронической усталостью, правда, многие находят этот цвет скучным и вгоняющим в тоску, поэтому не переусердствуйте.
Жёлтый цвет Если долго смотреть на жёлтый, то плохие мысли скорей покинут голову. Вы заметили, что в школах почти все кабинеты окрашены в жёлтый цвет? Именно так дизайнеры стараются пробудить больше положительных мыслей в головах цвет ребёнок усталых учеников.
Оранжевый цвет помогает улучшить пищеварение, и полезен при нарушениях в системе желудочно-кишечного тракта. Диетологи отметили способность оранжевого стимулировать аппетит – это тоже можно взять на заметку.
А как именно лечиться цветом? Купить ребёнку жёлтое пальто и оранжевые варежки? Не стоит понимать всё буквально. Цвет и ребёнок должны гармонировать. Дети вообще в большинстве своём равнодушны к одежде, поэтому для них лучше подойдут яркие игрушки. Используйте нужный цвет в обоях в комнате малыша или в элементах отделки. Продаются даже специальные линзы для лечения, они вставляются в специальную лампу.
Используйте тот цвет, в котором ребёнок больше всего нуждается.
Для улучшения своего самочувствия очень эффективна вода, которая заряжена определенным цветом. Если Вы с кем-то крупно поссорились, возбуждены, раздражены, выпейте несколько глотков из стакана, который стоял на подставке зеленого цвета. После того, как немного успокоитесь, можно прибегнуть к помощи розового цвета. Таким образом, Вы избавитесь от остатков напряжения.
Подобным образом работает и голубой цвет, но он не только снимает остроту конфликта, а вообще может предотвратить его. Помните об этом, накрывая на стол перед приходом родственников, визит которых может закончится хлопаньем дверью, - поставьте на стол воду на голубой салфетке.
Бывает, что после неприятного события или досадной неудачи никак не удается успокоиться: Вы мучаете себя, прокручивая ситуацию в голове снова и снова, проигрывая как все было. В таких случаях поможет лимонный цвет. При потере близких, когда горе так велико, что человек не знает, как жить дальше, необходимо воспользоваться подставкой лимонного цвета. Этот цвет также помогает укрепить память. "Лимонную" воду полезно пить накануне экзаменов.
При ежедневной работе на компьютере хорошо иметь рядом с собой стакан воды на бирюзовой подставке и почаще пить глоток за глотком. Бирюзовый цвет защищает от радиактивности , от так называемого "электрического тумана" и от теплового излучения компьютера. "Бирюзовая" водаспособна сотворить чудо - она поможет на экзамене или докладе без труда подобрать нужное слово.
Если Ваш ребенок отправляется в школу на контрольную работу, предложите ему немного воды, "приправленной" энергией желтого цвета. Желтый способствует генерации блестящих идей, стимулирует духовную деятельность.
Ну, а если Вы страдаете чрезмерным аппетитом, то позвольте позаботиться о Вас цвету индиго. Каждодневно выпиваемые 2 стакана воды, стоящие на подставке цвета индиго, постепенно обуздают Ваш аппетит. Если Вы переутомились - выпейте глоток воды из "красного стакана". Вы сразу ощутите прилив энергии. Если Вы в годах и кажетесь себе безнадежно старым и слабым, красный цвет поможет Вам "омолодиться" и вновь ощутить полноту жизни.
Несколько глотков "заряженной" фиолетовым цветом, помогут выйти Вам из заколдованного круга гнетущих мыслей, очистят селезенку и сделают гармоничной работу полушарий гармоничной. Воздействие оранжевого цвета часто становится первым толчком к позитивным переменам. А также улучшают аппетит Вашего малыша.
Как видите, приемы цветотерапии просты и при этом очень эффективны. Проверьте сами, и Вы убедитесь в этом. Подставки для заряженной воды Вы можете сделать сами, главное, чтобы материалы были натуральными, а цвета чистыми, приятными глазу.
«Гармония в цвете – гармония в душе – гармония в движении – гармония в жизни»
Известный постулат японских педагогов
И помните –
полезно и приносит добро всё, во что мы искренне верим!
Используемая литература
1. Крестовская К.А. Целебные силы цвета, или Цветотерапия в нашей жизни.-Ростов н/Д: Феникс, 2006.-256 с.
2. Выготский Л.С. Психология искусства. - М. - 1965. - 318с.
3. Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. - М. - 284с.
4. Назарова Н.М. Специальная педагогика. - М.: Академия. - 2000. - 400с.
5. Поваляева М.А. Педагогическая диагностика и коррекция речи. - Ростов н/Д. - 1997. - 296 с.
6. Шевченко М. Я рисую успех и здоровье. Арт-терапия для всех.-СПб.: Питер, 2007.-96 с.
7. Егорова Е. Процветание по Максу Люшеру.- СПб.: Питер, 2007.-160 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация из опыта работы по теме: "Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогат...
Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить...
Реализация современных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь , мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.» В.А.Сухомл...
Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Существует много способов сохранения и укрепления здоровья детей....
Проект по здоровьесберегающей технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Шесть шагов к здоровью».
Направление проекта на здоровьесберегающие технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Актуальной на сегодняшний день является укрепление здоровья детей. В преамбуле Устава Всемир...
Выступление на педагогическом совете: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже ...
План работы по самообразованию по теме "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Наше будущее – это наши дети. Задача охраны, сохранения и укрепления здоровья детей одна из ключевых в построении и развитии системы дошкольного образования. Здоровье, как фу...