Познавательно-исследовательская деятельность
статья

Троенко Марина Сергеевна

Одной из актуальных проблем педагогики является развитие познавательных интересов дошкольников, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_poznavatelno-issledovatelskaya_deyatelnost.docx28.47 КБ

Предварительный просмотр:

Одной из актуальных проблем педагогики является развитие познавательных интересов дошкольников, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

Я считаю, что необходимо организовать систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира в процессе организации наблюдений, простейших опытов и элементарных экспериментов. Для меня очень важно научить дошкольников связывать результаты исследовательской работы с практическим опытом, тем самым подвести их к пониманию элементарных природных закономерностей и основ экологической грамотности, безопасного поведения в окружающей среде.

Познавательно-исследователь-ская деятельность

Направления (содержание) в  соответствии с задачами

Технологии

(в соответствии с содержанием)

Результат (в соответствии с задачами)

Цель: формирование у дошкольников способности самостоятельно и творчески осваивать способы познания окружающей действительности через организацию поисково–исследовательской деятельности.

Задача

1:Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога)

-Рассматривание клумбы

-Наблюдения за птицами, насекомым, за листопадом, за водой и льдом,  за работой помощника воспитателя

-Информационный буклет для родителей «Наблюдаем вместе»

Наблюдение

Сформированы реалистические представления о живой и неживой природе,

о сезонных изменениях в природе, уважение к труду взрослых.

Повысилась воспитательная активность родителей как участников образовательного процесса

Задача

2:Активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом)

-Краткосрочный проект «Волшебница вода»

-Рассказывание по сюжетным картинкам

-Беседы, игровые ситуации, игры и забавы с водой на развитие речевого дыхания

 -Опытно-экспериментальная работа и итоговая продуктивная деятельность

- Папка-передвижка «Организация проектной деятельности в ДОУ»

Проектная деятельность

Сформировались бережное отношение к воде.

Возник интерес к творческой, познавательной деятельности;

Сформирован ряд навыков, дети приобрели и закрепили элементарные знания о воде: вода жидкая, не имеет цвета и запаха, она может быть разного вкуса (сладкая, соленая, кислая), вода может превращаться (мыльные пузыри).

Обогащены знания родителей о проектной деятельности в ДОУ

Задача

3:Формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты)

-Опыты и эксперименты с бумагой, песком, водой, льдом

-Мастер-класс для родителей «Как экспериментировать с детьми»

Эксперименти-рование

Сформированы знания со свойствами материалов. Закреплены элементарные представления о форме, величине, цвете предметов.

Повышена педагогическая компетентность родителей.

Мной была проведена диагностика исследовательских умений воспитанников, чтобы показать динамику изменений на уровне «было — стало», «не умел — научился», «не знает — знает».

Итоговые результаты мониторинга свидетельствуют о достаточном уровне познавательно-исследовательской деятельности.

Работая в системе по внедрению познавательно-исследовательской деятельности в группе, дети стали более самостоятельны, любопытны, появился интерес к экспериментированию, расширился кругозор. Благодаря этому большинство детей инициативны и активны в общении, установился тесный контакт с родителями. Все это создает хорошую почву для развития любознательности и сенсорных представлений у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект: развитие познавательно -исследовательской –конструктивной деятельности. Тема: « Широкая и узкая дорожки ». Дидактическая игра « Расставь машины на дорожках»

Цели: учить детей конструировать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память , мышление, активизировать словарный запас по теме.План...

КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе "СНЕГОВИКИ"

КОНСПЕКТ  познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе...

Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"

Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"...

Познавательно - исследовательская образовательная деятельность в подготовительной группе «Зимующие птицы»

Задачи:Образовательные: Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах. Дать детям представление о том, какую роль играют для птиц перья.Развивающие: Развивать память, мышление и воображени...

Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».

Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....