Опыт работы
материал

Леднева Наталья Андреевна

ГКП – это первый шаг к лёгкой адаптации ребёнка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx201.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад «Солнышко»

Описание опыта работы по теме:

«Адаптация в группе кратковременного пребывания»

C:\Users\79156\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\tyFKGfOB7IA.JPG

Леднева Наталья Андреевна

Мучкапский м.о. 2025

Актуальность ГКП.

Что лучше группа полного дня или группа кратковременного пребывания? Нужно ли вообще отдавать ребёнка в ГКП, ведь дети находятся в саду всего 3ч.30 мин., без питания, без «тихого часа»? Эти вопросы часто интересуют многих родителей. «Сколько людей, столько и мнений». Опираясь на опыт работы в группе кратковременного пребывания, хочу сказать, что дети, часто посещающие ГКП, легче адаптируются в группе полного дня, спокойно переносят «расставание» с мамой, с удовольствием включаются в любую деятельность (игровую, продуктивную). Есть родители, которые считают, что нет смысла водить детей в сад на 3ч.30, лучше сразу отдать ребёнка на полный день в детский сад. Я считаю это мнение ошибочным, прежде всего потому, что все дети разные, кто-то быстро и легко адаптируется и может сразу безболезненно остаться в группе, а кто-то будет проходить такую же адаптацию, которую дети проходят с 1,6 до 3-х лет, в этот период адаптация проходит легче, т.к. «отлучение» от мамы происходит постепенно, по мере привыкания малыша к новой обстановке, детям, воспитателю.

В группе полного дня адаптационный период сокращается, так как многие родители выходят на работу и потому ограничены во времени, «расставание» с мамой воспринимается малышом болезненно, что может привести к слезам, капризам, к нежеланию ребёнка посещать дошкольное учреждение и как следствие ребёнок начинает часто болеть.

ГКП – это первый шаг к лёгкой адаптации ребёнка. Некоторые дошкольные учреждения, в качестве эксперимента, увеличили время пребывания детей в адаптационной группе до пяти часов, при этом дети завтракают и обедают в саду, но не спят. Для скорейшего привыкания к детскому саду, режим дня в ГКП, приближен к режиму в группе полного дня.

Исходя из выше сказанного, можно определить основную цель группы кратковременного пребывания.

Цель: адаптация и социализация детей раннего возраста.           

Для чего и для кого нужна адаптационная группа?

Эта группа предназначена для:

  • детей, родители которых хотели бы начать адаптацию ребенка к саду и коллективу;
  • родителей, которые хотят научиться общаться и играть со своими детьми, развивать их способности;
  • привыкания (адаптации) ребёнка к группе полного дня в детском саду, общения детей со сверстниками и взрослыми(социализации).

В группу кратковременного пребывания принимаются дети в возрасте от 1г.6м.  до 3 лет.

Основное отличие адаптационной группы от группы детского сада, где ребенок переживает в течение дня разлуку с мамой, состоит в том, что в ГКП ребенок несколько часов дня занимается привлекательными для него делами, поначалу вместе с мамой, а затем самостоятельно в группе сверстников.

В сравнении с группой детского сада специфика ГКП состоит в том, что здесь время сжато, для детей, приходящих в детский сад 5 раз в неделю на 3 ч. 36м, образовательный процесс организовывается максимально компактно, так, чтобы в условиях ограниченного времени не упустить из виду ни одного важного направления развития ребенка.

В связи с этим возникает необходимость распределения времени экономно, так, чтобы его хватило и для свободной деятельности детей, и для развивающих занятий со взрослым в среде, обеспечивающей реализацию запланированной деятельности.

Принимая во внимание такую специфику, в детском саду была разработана образовательная программа функционирования группы кратковременного пребывания, учитывающая закономерности развития детей раннего возраста, их интересы, особенности их мышления и эмоциональной жизни

Педагоги ДОУ стараются осуществлять постепенную адаптацию детей к новым условиям, повышать у ребенка уверенность в том, что пройдет время игр и образовательной деятельности, мама вернется и обязательно заберет его.

Задачи группы кратковременного пребывания:

  • в естественной и мягкой форме адаптировать детей к условиям данного образовательного учреждения;
  • разработать   индивидуальные   программы игровой, продуктивной деятельности; 
  • организовать психолого-педагогическое сопровождение ребенка;
  • помочь детям получить опыт ранней социализации, научить их играть со сверстниками;
  • укреплять физическое и психическое здоровье детей, обеспечить эмоциональную устойчивость, с учетом индивидуальных возможностей и особенностей детей;
  • знакомить родителей с современными видами игровых средств обучения;
  • формировать у детей адекватные возрасту способы и средства общения со взрослыми и сверстниками;
  • развивать познавательных способностей в соответствии с возрастом, расширение кругозора.

Основные виды деятельности:

  • Игры, направленные на развитие восприятия, мелкой моторики, речи, мышления, памяти и воображения (психических процессов);
  • Игры и упражнения, направленные на сенсорно – моторное развитие детей;
  • музыкально-эстетическая;
  • физическая культура (укрепление физического здоровья детей);
  • Расширение кругозора в увлекательной форме;
  • Продуктивная деятельность (направленна на раскрытие творческого потенциала через лепку, рисование, конструирование и аппликацию).

Планируемый результат:

Целевые ориентиры дошкольного образования представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальнонормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

• целевые ориентиры образования в раннем возрасте;

Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:

• ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

• использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими.

Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

• владеет активной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

• стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

• проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

• проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

• у ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

Проект программы «Адаптация к дошкольному учреждению»

Проведение занятий с детьми осуществляется сразу по приходу детей в детский сад. Именно в этот момент малыши находятся в стрессовом состоянии, вызванном расставанием с родителями, непривычной бостоновой, появлением незнакомых взрослых и большим количеством детей. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в дошкольном учреждении ребенок при поддержки взрослого человека.  

 Так как малыши нередко болеют и после болезни нуждаются в повторной адаптации (да и пополнение в группы вновь поступивших детей может продолжаться на протяжении только в первые два месяца, но и на протяжении всего учебного года), рекомендуется проводить занятия не только в первые два месяца, но и на протяжении всего учебного года.

Базовыми средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: песенки, стишки, «ладушки».  Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладушки и топанье ногами, объединяет детей, задают положительный эмоциональный настрой. В играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.

   

Примерное тематическое планирование занятий с детьми в период адаптации к дошкольному учреждению

№ П/П

Тема

Цель занятия

Наименование форм работа, упражнений.

Кол

Во

часов

1

«Божья коровка»

  • Создание положительного эмоционального настроя в группе.
  • Развитие умения действовать соответственно правилам игры;
  • Развитие координаций, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле;
  • Развитие зрительного восприятия (цвет, форма, размера предмета);
  • Развитие внимания, речи и воображения.  

Приветствие.

Упражнение: «Рассмотри и посчитай»

Потешка: «Божья коровка»

Дыхательное упражнение:

 Произносим звук «А»,звук «У».

Стих: «Мы вокруг себя кружились..»

Игра: «Божья коровка и ветер». (2-3 раза).

Игра: «Больше, меньше».

Рисование: «Божью коровку».

Завершения занятия.  

3

2

 «Листопад»

  • Создание атмосферы эмоциональной безопасности;
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • Снижения импульсивности, повышенной двигательной  активности;
  • Развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми, подстраиваться под их темп;
  • Развитие слухового внимания, произвольности, быстроты реакции;
  • Развитие речи, воображения, творческих способностей.

Приветствие. Упражнение: «Зашагали наши ножки».

Игра: «Дождик и солнышко».(2_3 раза)

Писхогимнастика: «Листопад, листопад».

Рисование: «Листопад»

Завершения занятия.

2

3

Мячик

  • Сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками;
  • Повышения эмоционального тонуса;
  • Развитие чувства ритма, координации движений;
  • Развитие ориентации в пространстве;
  • Обучение отражению в речи своего место нахождения, других детей, предметов; развитие зрительного и тактильного восприятия, речи и воображения.

Приветствие.

Упражнение: «Цвет, форма, величина» .

Писхогимнастика по стихотворению: «Мой веселый звонкий мяч».

Завершения занятия.

3

4

Прогулка в осенний лес.

  • Сплочение группы, развитие эмпатии;
  • Развитие слухового внимания, произвольности, способности быстро реагировать на инструкцию;
  • Снижение излишней двигательной активности;
  • Обучение различению цветов, соотнесению предметов по цвету;
  • Развитие пространственных предметов, умения отображать в речи с помощью предлогов (на, под, в, за, и др.) местонахождение вещей;
  • Развитие общей моторики;
  • Развитие памяти, речи и воображения.

Приветствие. Психогимнастика: «По ровненькой дорожке…»

Игра : «Что ты, еж, такой колючий?..» Игра: «Шли по лесу не спеша…»

Завершения занятия.

2

5

 Веселый  петрушка.

  • Развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры, с ритмом стиха; закрепление знаний детей о принадлежности к полу (девочка – мальчик);
  • Закрепление пространственных представлений («верх», «низ»);
  • Развитие общей и мелкой моторики;
  • Развитие восприятия, речи и воображения.

Приветствие.

Игра: «Паровоз», Игра «Где же где же наши ручки?..» Игра «Какого цвета у тябя прищепка?», Игра «еле – еле..» (2-3 раза), «Прыгай, прыгай веселей!..» (2-3 раза).

Завершения занятия.

2

6

Новый год

  • Создание положительного эмоционального настроения в группе;
  • Отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом и текстом песни;
  • Отработка быстроты реакции;
  • Развитие общей и мелкой моторики;
  • Развитие тактильного восприятия, внимания, речи и воображения.

Приветствие. Стих: «В нашей группе..»,Танец: «Дети по лесу гуляли…»,Игра: «пальчики у нас пляшут..», рисование.

Завершение занятия.  

3

7

«Друг веселый»

  • Развитие коммуникативных навыков;
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • Развитие ориентации в собственном теле;
  • Развитие общей и мелкой моторики;
  • Развитие зрительного восприятия, речи и воображения.

Приветствие. Упражнение: «Большой круг, маленький круг», Релаксация. Игра «Друг веселый..». Рисование : «Спирали». Завершение занятия

2

8

Зайка

  • Создание положительного эмоционального настроения в группе;
  • Развитие умения подрожать движениям взрослого;
  • Развитие координации движения, Развитие общей и мелкой моторики;
  • Снижения импульсивности, повышенной двигательной  активности;
  • Развитие зрительного восприятия, речи и воображения.

Приветствие. Упражнение: «Мы слепили снежный ком..», Игра: «Зайка серенький сидит..»,(под музыку), Игра с мешочком.

Завершение занятия

2

9

Мыльные пузыри

  • Снятие эмоционального напряжения и агрессии;
  • Снижения импульсивности, повышенной двигательной  активности;
  • Обучение детей установлению контакта друг с другом, сплочение группы;
  • Развитие общей и мелкой моторики;
  • Развитие внимание, речи и воображения.

Приветствие.

Загадка. Песенка «Ладушки – ладушки»»упражнение:»Надувайся пузырь..»,Задание физ-минутка «Ну-ка, пузырь собирайся в баночку», Упражнение  мячом.

Завершение занятия

3

10

Музыканты

  • Создание положительной эмоциональной обстановки;
  • Сплочение группы;
  • Развитие образности слухового восприятия;
  • Развитие слуховой и зрительной памяти;
  • Развитие общей и мелкой моторики;
  • Развитие внимания, речи воображения.

Приветствие. Театрализованное представление с музыкальными инструментами. Упражнение: Заводите хоровод..

Завершение занятия

2

11

мамин день

  • Оптимизация детско – родительских отношений;
  • Отношения доброго отношения к маме;
  • Развитие двигательных навыков;
  • Развитие восприятия, внимания и речи.

Приветствие .Упражнение: Вопросы о маме. Потешка «Водичка, водичка»

Упражнение: «Мишка», Игра: «Чей голос?», «Колокольчик».  

Завершение занятия

2

12

Мишка

  • Сплочение группы, развитие эмпатии;
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности;
  • Развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха.
  • Развитие координации движений, общей и мелкой моторики;
  • Развитие внимание, речи и воображения.

Приветствие. Хоровод для медвежонка. Игра: Левая потом правая рука. Упражнение: «Как под горкой.. Песенка- игра  «У медведя во бору..».Потешка – упражнение «Мишка косолапый по лесу идет..» Рисование «Банка меда».

Завершение занятия

2

13

Непослушные мышата

  • Преодоление упрямства, негативизма в период кризиса трех лет;
  • Формирование положительной самооценки;
  • Развитие умения подчиняться правилам игры, действовать в соответствии с ролью, преодолевать двигательный автоматизм; развитие слухового внимания, быстроты реакции;
  • Развитие общей и мелкой моторики;
  • Развитие чувства юмора, речи и воображения.

Приветствие. Игра: «Не послушные мышата».Упражнение: «Скачут мышки – шалунишки..»  Игра: «Машки спят», «Мышки и часы».Упражнение «Это..»

 Завершение занятия.

3

14

Колобок

  • Сплочение группы, развитие эмпатии;
  • Снятие страхов перед сказочными героями;
  • Развитие координации движений, общей и мелкой моторики;
  • Развитие восприятия ( вкусового, тактильного, зрительного, обонятельного);
  • Развитие пространственного представлений;
  • Развитие внимания, речи и воображения.

Приветствие. Упражнение: «Приключения Колобка».Игра с овощами и фруктами. Игра с мисочки-вкладыши, шариками, кубиками. Песенка: «Пальчик о пальчик..». Игра – хоровод: «Колобок..». Завершение занятия.

2

15

Котята

  • Формирование положительной самооценки;
  • Развитие стремления сопереживать, помогать.
  • Снятие мышечного напряжения;
  • Развитие умения выражать эмоции (страх, грусть и радость);
  • Развитие слухового восприятия, умения воспроизводить услышанные звуки;
  • Развитие моторики, координации движений, ориентации в собственном теле;
  • Развитие пространственных представлений;
  • Развитие внимания, речи и воображения.

Приветствие. Прослушивания аудиозаписи, Упражнение: «Мау»; Игра «Собака», «Бабочка, лети…». Завершение занятия

Всего часов:

36


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»

Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...

Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ

Наш детский сад расположен в  микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...