Опыт работы
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад «Солнышко»
Описание опыта работы по теме:
«Адаптация в группе кратковременного пребывания»
Леднева Наталья Андреевна
Мучкапский м.о. 2025
Актуальность ГКП.
Что лучше группа полного дня или группа кратковременного пребывания? Нужно ли вообще отдавать ребёнка в ГКП, ведь дети находятся в саду всего 3ч.30 мин., без питания, без «тихого часа»? Эти вопросы часто интересуют многих родителей. «Сколько людей, столько и мнений». Опираясь на опыт работы в группе кратковременного пребывания, хочу сказать, что дети, часто посещающие ГКП, легче адаптируются в группе полного дня, спокойно переносят «расставание» с мамой, с удовольствием включаются в любую деятельность (игровую, продуктивную). Есть родители, которые считают, что нет смысла водить детей в сад на 3ч.30, лучше сразу отдать ребёнка на полный день в детский сад. Я считаю это мнение ошибочным, прежде всего потому, что все дети разные, кто-то быстро и легко адаптируется и может сразу безболезненно остаться в группе, а кто-то будет проходить такую же адаптацию, которую дети проходят с 1,6 до 3-х лет, в этот период адаптация проходит легче, т.к. «отлучение» от мамы происходит постепенно, по мере привыкания малыша к новой обстановке, детям, воспитателю.
В группе полного дня адаптационный период сокращается, так как многие родители выходят на работу и потому ограничены во времени, «расставание» с мамой воспринимается малышом болезненно, что может привести к слезам, капризам, к нежеланию ребёнка посещать дошкольное учреждение и как следствие ребёнок начинает часто болеть.
ГКП – это первый шаг к лёгкой адаптации ребёнка. Некоторые дошкольные учреждения, в качестве эксперимента, увеличили время пребывания детей в адаптационной группе до пяти часов, при этом дети завтракают и обедают в саду, но не спят. Для скорейшего привыкания к детскому саду, режим дня в ГКП, приближен к режиму в группе полного дня.
Исходя из выше сказанного, можно определить основную цель группы кратковременного пребывания.
Цель: адаптация и социализация детей раннего возраста.
Для чего и для кого нужна адаптационная группа?
Эта группа предназначена для:
- детей, родители которых хотели бы начать адаптацию ребенка к саду и коллективу;
- родителей, которые хотят научиться общаться и играть со своими детьми, развивать их способности;
- привыкания (адаптации) ребёнка к группе полного дня в детском саду, общения детей со сверстниками и взрослыми(социализации).
В группу кратковременного пребывания принимаются дети в возрасте от 1г.6м. до 3 лет.
Основное отличие адаптационной группы от группы детского сада, где ребенок переживает в течение дня разлуку с мамой, состоит в том, что в ГКП ребенок несколько часов дня занимается привлекательными для него делами, поначалу вместе с мамой, а затем самостоятельно в группе сверстников.
В сравнении с группой детского сада специфика ГКП состоит в том, что здесь время сжато, для детей, приходящих в детский сад 5 раз в неделю на 3 ч. 36м, образовательный процесс организовывается максимально компактно, так, чтобы в условиях ограниченного времени не упустить из виду ни одного важного направления развития ребенка.
В связи с этим возникает необходимость распределения времени экономно, так, чтобы его хватило и для свободной деятельности детей, и для развивающих занятий со взрослым в среде, обеспечивающей реализацию запланированной деятельности.
Принимая во внимание такую специфику, в детском саду была разработана образовательная программа функционирования группы кратковременного пребывания, учитывающая закономерности развития детей раннего возраста, их интересы, особенности их мышления и эмоциональной жизни
Педагоги ДОУ стараются осуществлять постепенную адаптацию детей к новым условиям, повышать у ребенка уверенность в том, что пройдет время игр и образовательной деятельности, мама вернется и обязательно заберет его.
Задачи группы кратковременного пребывания:
- в естественной и мягкой форме адаптировать детей к условиям данного образовательного учреждения;
- разработать индивидуальные программы игровой, продуктивной деятельности;
- организовать психолого-педагогическое сопровождение ребенка;
- помочь детям получить опыт ранней социализации, научить их играть со сверстниками;
- укреплять физическое и психическое здоровье детей, обеспечить эмоциональную устойчивость, с учетом индивидуальных возможностей и особенностей детей;
- знакомить родителей с современными видами игровых средств обучения;
- формировать у детей адекватные возрасту способы и средства общения со взрослыми и сверстниками;
- развивать познавательных способностей в соответствии с возрастом, расширение кругозора.
Основные виды деятельности:
- Игры, направленные на развитие восприятия, мелкой моторики, речи, мышления, памяти и воображения (психических процессов);
- Игры и упражнения, направленные на сенсорно – моторное развитие детей;
- музыкально-эстетическая;
- физическая культура (укрепление физического здоровья детей);
- Расширение кругозора в увлекательной форме;
- Продуктивная деятельность (направленна на раскрытие творческого потенциала через лепку, рисование, конструирование и аппликацию).
Планируемый результат:
Целевые ориентиры дошкольного образования представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальнонормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
• целевые ориентиры образования в раннем возрасте;
Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:
• ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
• использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими.
Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
• владеет активной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
• стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
• проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
• проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
• у ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
Проект программы «Адаптация к дошкольному учреждению»
Проведение занятий с детьми осуществляется сразу по приходу детей в детский сад. Именно в этот момент малыши находятся в стрессовом состоянии, вызванном расставанием с родителями, непривычной бостоновой, появлением незнакомых взрослых и большим количеством детей. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в дошкольном учреждении ребенок при поддержки взрослого человека.
Так как малыши нередко болеют и после болезни нуждаются в повторной адаптации (да и пополнение в группы вновь поступивших детей может продолжаться на протяжении только в первые два месяца, но и на протяжении всего учебного года), рекомендуется проводить занятия не только в первые два месяца, но и на протяжении всего учебного года.
Базовыми средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: песенки, стишки, «ладушки». Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладушки и топанье ногами, объединяет детей, задают положительный эмоциональный настрой. В играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.
Примерное тематическое планирование занятий с детьми в период адаптации к дошкольному учреждению
№ П/П | Тема | Цель занятия | Наименование форм работа, упражнений. | Кол Во часов |
1 | «Божья коровка» |
| Приветствие. Упражнение: «Рассмотри и посчитай» Потешка: «Божья коровка» Дыхательное упражнение: Произносим звук «А»,звук «У». Стих: «Мы вокруг себя кружились..» Игра: «Божья коровка и ветер». (2-3 раза). Игра: «Больше, меньше». Рисование: «Божью коровку». Завершения занятия. | 3 |
2 | «Листопад» |
| Приветствие. Упражнение: «Зашагали наши ножки». Игра: «Дождик и солнышко».(2_3 раза) Писхогимнастика: «Листопад, листопад». Рисование: «Листопад» Завершения занятия. | 2 |
3 | Мячик |
| Приветствие. Упражнение: «Цвет, форма, величина» . Писхогимнастика по стихотворению: «Мой веселый звонкий мяч». Завершения занятия. | 3 |
4 | Прогулка в осенний лес. |
| Приветствие. Психогимнастика: «По ровненькой дорожке…» Игра : «Что ты, еж, такой колючий?..» Игра: «Шли по лесу не спеша…» Завершения занятия. | 2 |
5 | Веселый петрушка. |
| Приветствие. Игра: «Паровоз», Игра «Где же где же наши ручки?..» Игра «Какого цвета у тябя прищепка?», Игра «еле – еле..» (2-3 раза), «Прыгай, прыгай веселей!..» (2-3 раза). Завершения занятия. | 2 |
6 | Новый год |
| Приветствие. Стих: «В нашей группе..»,Танец: «Дети по лесу гуляли…»,Игра: «пальчики у нас пляшут..», рисование. Завершение занятия. | 3 |
7 | «Друг веселый» |
| Приветствие. Упражнение: «Большой круг, маленький круг», Релаксация. Игра «Друг веселый..». Рисование : «Спирали». Завершение занятия | 2 |
8 | Зайка |
| Приветствие. Упражнение: «Мы слепили снежный ком..», Игра: «Зайка серенький сидит..»,(под музыку), Игра с мешочком. Завершение занятия | 2 |
9 | Мыльные пузыри |
| Приветствие. Загадка. Песенка «Ладушки – ладушки»»упражнение:»Надувайся пузырь..»,Задание физ-минутка «Ну-ка, пузырь собирайся в баночку», Упражнение мячом. Завершение занятия | 3 |
10 | Музыканты |
| Приветствие. Театрализованное представление с музыкальными инструментами. Упражнение: Заводите хоровод.. Завершение занятия | 2 |
11 | мамин день |
| Приветствие .Упражнение: Вопросы о маме. Потешка «Водичка, водичка» Упражнение: «Мишка», Игра: «Чей голос?», «Колокольчик». Завершение занятия | 2 |
12 | Мишка |
| Приветствие. Хоровод для медвежонка. Игра: Левая потом правая рука. Упражнение: «Как под горкой.. Песенка- игра «У медведя во бору..».Потешка – упражнение «Мишка косолапый по лесу идет..» Рисование «Банка меда». Завершение занятия | 2 |
13 | Непослушные мышата |
| Приветствие. Игра: «Не послушные мышата».Упражнение: «Скачут мышки – шалунишки..» Игра: «Машки спят», «Мышки и часы».Упражнение «Это..» Завершение занятия. | 3 |
14 | Колобок |
| Приветствие. Упражнение: «Приключения Колобка».Игра с овощами и фруктами. Игра с мисочки-вкладыши, шариками, кубиками. Песенка: «Пальчик о пальчик..». Игра – хоровод: «Колобок..». Завершение занятия. | 2 |
15 | Котята |
| Приветствие. Прослушивания аудиозаписи, Упражнение: «Мау»; Игра «Собака», «Бабочка, лети…». Завершение занятия | |
Всего часов: | 36 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: "Социализация личности дошкольников через привитие навыков культурного поведения"В опыте отражена работа с детьми в подготовительной группе по социально- нравственному воспитанию: формы работы, основные задачи, работа с родителями.
Содержание 1. Сведения об авторе.2. Условия формирования опыта. 3. Теоретическая интерпретация опыта.3.1. Актуальность опыта.3.2. Новизна опыт...
Опыт работы Тема: Предметное рисование как средство развития изобразительных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста. Опыт работы
Материал по 1 - 2 младшей группе....
Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
Семья и Детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...
Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"
В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...
«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»
Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...
Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»
Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей». Задача Стандарта в области работы с семьей – обеспечение психолого-педагог...
Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ
Наш детский сад расположен в микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...