Современные технологии двигательной активности в ДОУ
учебно-методический материал
Детский возраст – это время интенсивного формирования и развития функций всех систем организма и психики, раскрытия способностей, становления личности. Именно в детском возрасте имеются все условия для всестороннего гармонического развития личности. Активность является биологической необходимостью развития организма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_tehnologii_dvigatelnoy_aktivnosti_v_dou.docx | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 138»
Современные технологии двигательной активности в ДОУ
Подготовили:
Кулинич Ю.А.
Мейнцер А.В.
Сидоренко Л.П.
г.Оренбург
Введение
«Известный отечественный педагог В. А. Сухомлинский считал, что «забота о здоровье детей – важнейший труд воспитателя», а во главе педагогических мероприятий, проникая через воспитательную работу, должна стать работа об укреплении здоровья ребенка»
Детский возраст – это время интенсивного формирования и развития функций всех систем организма и психики, раскрытия способностей, становления личности. Именно в детском возрасте имеются все условия для всестороннего гармонического развития личности. Активность является биологической необходимостью развития организма.
Согласно ФГОС ДО одной из важнейших задач ДОО является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Важнейшая проблема современного общества состоит в существенном ухудшении состояния здоровья дошкольников. Среди наиболее важных причин кроме снижения общего уровня социальной защищённости населения и жизни в целом, а также наличие экологических проблем, фигурирует и дефицит двигательной активности детей.
Двигательная активность – это естественная потребность в движении. Ее удовлетворение является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Движение – это врожденная, жизненная необходимость и потребность человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.
Цель оптимизации двигательной активности: поддержать и укрепить физическое и психическое здоровье детей, повысить интерес к двигательной деятельности, увеличить двигательную активность детей ДОУ в течение дня, поднять эмоциональный настрой.
Задачи:
- оптимизировать рост и развитие опорно- двигательного аппарата (формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия);
- совершенствовать физические способности (развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скорость, координацию);
- развивать и функционально совершенствовать органы дыхания, кровообращения, сердечно- сосудистую и нервную системы организма;
- развивать психические качества: внимание, память, воображение, умственные способности;
- создавать условия для положительного психоэмоционального состояния детей;
- воспитывать умение выражать эмоции, раскрепощенность и творчество в движении;
- повышать интерес к физкультурным занятиям.
При изучении путей оптимизации двигательной активности в условиях
ДОУ выделено несколько направлений:
- Рациональная организация двигательной активности детей в
организационной и самостоятельной деятельности.
- Определение наиболее адекватной деятельности, способствующей полноценному удовлетворению ребенка движении.
- Использование традиционных и нетрадиционных методов активизации
двигательной активности детей.
Традиционные методы активизации двигательной активности
-Индивидуальная работа с детьми в утренние и вечерние часы
-Утренняя гимнастика.
-Физкультминутка.
-Динамическая пауза.
-Подвижные игры и физические упражнения на прогулке
-Физкультурное занятие.
-Гимнастика пробуждения.
Нетрадиционные методы активизации двигательной активности.
- Использование тренажеров
- Пальчиковая гимнастика.
- Точечный массаж
- Элементы йоги.
- Фитбол-гимнастика
- Логоритмика.
- Дыхательная гимнастика
- Самостоятельная двигательная активность
детей.
- Неделя здоровья.
- Физкультурные досуги.
- Физкультурно-спортивные праздники.
Современные инновационные технологии двигательной деятельности в ДОО
Любая инновация представляет собой не что иное, как создание и последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Технология, в свою очередь, является совокупностью различных приемов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве. Таким образом, инновационные технологии в ДОО направлены на создание современных компонентов и приемов, основной целью которых является модернизация образовательного процесса. Для этого педагогические коллективы в детских садах разрабатывают отличающиеся от других дошкольных учреждений новейшие модели по воспитанию, физическому развитию и интеллектуальному развитию малышей. В своей профессиональной деятельности педагоги используют методический инструментарий, способы и приемы обучения, полностью соответствующие принятой модели.
Занятия на тренажерах. Одна из самых распостраненных и современных форм физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками- занятия с использованием тренажеров. В работе с детьми дошкольного возраста используются как простейшие, так и сложного устройства :степы, мячи-фитболы, диски здоровья,гимнастические роллеры, детские резиновые эспандеры, скамьи для пресса, велотренажеры, беговые дорожки, мини-батуты, тренажеры гребли. Условно к тренажерам можно отнести также пластмассовые гантели и гантели до 0.5кг, медболы, шведские стенки, коррекционные мячи большого диаметра, массажные коврики.
Игровой стречинг. Упражнения игрового стречинга охватывают все группы мышц, носят понятные детям названия (животных или имитационных действий) и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, основанной на сказочном сценарии. На занятии предлагается игра-сказка,в которой дети превращаются в различных животных,насекомых, и т. д. ,выполняя в такой форме физические упражнения. С подражания образу малыши познают технику спортивных и танцевальных движений, развивают творческую, двигательную деятельность, быстроту реакции,ориентировку в пространстве.
Эффективность подражательных движений заключается еще и в том,что через образы можно осуществлять частную смену двигательной деятельности из различных исходных положений, дает хорошую физическую нагрузку на все группы мышц. Методика игрового стречинга основана на статичных развязках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук и ног, позвоночника, позволяющих предотвратить нарушения осанки и исправить ее, оказывающих глубокой оздоровительное действие на весь организм.
Степ-аэробика. Степ аэробика-танцевальная аэробика с применением специальных невысоких платформ –степов (высотой ножки -7 и шириной 4 см). Это нестандартное пособие,предназначенное для работы с детьми 4-7 лет, способствует формированию осанки,костно-мышечного косета,устойчивого равновесия,укрепляет сердечно-сосудистую и дыхательную системы,усиливает обмен веществ, совершенствует точность движений развивает координацию,уверенность и ориентировку в пространстве,улучшает психологическое и эмоциональное состояние ребенка.
Точечный массаж
Точечный самомассаж используется в основном для нормализации нервных процессов чаще всего это самомассаж головы и лица, кистей рук, пальцев ног и подошв. Так же точечный массаж предотвращает простудные заболевания, помогает детям научиться управлять мимикой лица.
Элементы йоги.
Сочетание физических упражнений на расслабление и дыхательной гимнастике. Доступность системы в том, что выполнение физических упражнений не требует никаких снарядов и специальных упражнений.
Занятие йогой для детей – это профилактика сколиоза, астмы, простудных заболеваний. Дети становятся спокойнее, добрее, у них появляется уверенность в своих силах. Йоговские упражнения требуют особую сосредоточенность, это развивает у детей внимание и усидчивость, организованность, воображение, волевые качества детей.
Пилатес. Детский пилатес-специально составленная программа на основе базовых упражнений
Pilates, адаптированных к детям различного возраста. Для 5-6 летних воспитанников занятия проводятся в игровой форме. Следуя за волшебными героями, они выполняют упражнения, незаметно для себя укрепляя мышцы тела, развивают силу,гибкость, растяжку. Для таких занятий используется всевозможный спортивный инвентарь, подбирается специальная музыка, создающая благоприятную атмосферу. Отличительная особенность пилатеса-упражнения делаются плавно, медленно и требуют полной концентрации внимания, контроля за техникой их выполнения и правильным дыханием.
Фитбол-гимнастика. Одна из новых технологий физического воспитания
-фитбол гимнастика. Фитбол-мяч для опоры, используемый в оздоровительных целях. В настоящее время мячи различной упругости, размеров, веса применяются в спорте, педагогике, медицине.
Фитбол развивает мелкую моторику ребенка, что напрямую связано с развитием интеллекта.
Занятия на фитболах прекрасно развивают чувство равновесия, укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет,способствуют формированию правильного дыхания,формируют длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.
СОРСИ. Сюжетно- отобразительная развивающая спортивная игра (СОРСИ) современная игра, включающая в себя синтез различных видов деятельности объедененных одним общим сюжетом. Знакомые упражнения наполняются новыми структурными частями стимулирующие творческий потенциал ребенка. В двигательной активности ребенок опирается на самостоятельную деятельность в условиях созданной взрослым развивающей среды. Играя в «СОРСИ» дети справляются с физической нагрузкой предлагаемой им,которая требует от участников игры большой затраты энергии и побуждает организм ребенка к усиленной работе. Осознанность движений обеспечивает возможность их рационального и экономичного использования с наибольшим эффектом. В игре используется проблемные образовательные ситуации, которые требуются по новым государственным стандартам (с обязательным участием догадок, предположений,вопросов)игровое экспериментирование.
Черлидинг. В настоящее время появилось новое направление –черлидинг-зажигательные спортивные танцы с помпонами, сочетающие элементы акробатики, гимнастики, хореографии и танцевального шоу. Черлидинг развивает творческие, двигательные способности и навыки дошкольников,позволяет увеличить объем двигательной активности детей в режиме дня,формирует навыки общения в коллективной деятельности.
Геокэшинг- одновременно и очень древняя,и совсем новая игра. С давних пор тема поиска кладов окружена атмосферой притягательной таинственности. Что же это такое геокэшинг? Термин английский, состоит из двух слов: «гео»- земля и «кэш»- клад,тайник. В геокэшинг можно играть в детском саду поскольку каждый ребенок мечтает найти клад. Воспитанники ищут место по его описанию,фотографии, рисунку, плану, схеме,карте. А клад это конфеты,сладости,игрушки.
РЕКРЕАЦИЯ В ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ:
Рекреационные зоны детского сада влияют на развитие детей, как и помещение группы. Но если в группах педагоги создают развивающую среду, то коридоры, лестничные пролеты, по которым дети выходят на улицу или идут в музыкальный или спортивный зал, часто оформляют для красоты или не оформляют вообще.
Рекреационная зона - это территория, предназначенная для организации отдыха. В ней дети переключаются на игровую, динамическую деятельность, что позволит снять физическое и умственное напряжение, повысить эмоциональный тонус и улучшить состояние здоровья в целом.
Физическая рекреация – (лат. recreatio, от recreare восстановлять, подкреплять) - это педагогически организованная двигательная деятельность, включающая комплекс оздоровительных мероприятий, осуществляемых с целью восстановления нормального самочувствия и работоспособности здорового, но утомлённого человека. В детском саду – это двигательный активный отдых с использованием физических упражнений, подвижных игр, досугов праздников, дней здоровья, различных видов спорта, так же естественных сил природы.
Физкультурно-рекреационная работа в течение дня. Через все режимные моменты должны пройти физкультурные, оздоровительные мероприятия. Пройти они должны в системе, планомерно, начиная с утренней гимнастики, физкультминуток на занятиях, подвижных игр между занятиями, физкультурных занятий, подвижных игр на прогулке и во второй половине дня, закаливающих мероприятий после дневного сна и спортивных секций и кружков дополнительного образования по корригирующей гимнастике.
Даже на примере одного дня видно, что эта работа касается всего педагогического коллектива в целом, а не только инструктора по физической культуре. В этом и заключается физкультурно-рекреационная работа.
Двигательная рекреация направлена на:
• формирование у детей представлений и знаний о пользе физических упражнений для поддержания нормального физического состояния;
• комплексное использование современных технологий обучения и воспитания;
• реализация принципов оздоровительной направленности и гуманизма, личностно-ориентированного и интегрированного подходов;
• использование резервов в режиме дня ДОУ для активной двигательной деятельности, как профилактике утомления;
• обучение дошкольников несложным комплексам гимнастики, занимательных игровых упражнений и подвижных игр;
• создание соответствующих условий для физической рекреации (наличие места и пособий, времени в режиме дня);
• воспитание интереса и потребности в ежедневных физических упражнениях и умения заниматься самостоятельно и с другими детьми;
• использование активного отдыха как средства формирования физической культуры личности;
• использование современных форм взаимодействия с родителями по обучению двигательной рекреации, как средству проведения семейного досуга.
Применение средств физической рекреационной активности на физкультурных занятиях, а также во время различных видов деятельности дает возможность детям разгрузиться эмоционально, улучшить свое физическое развитие при помощи игрового метода, получить удовольствие от занятий физическими упражнениями.
Внедрение новых игровых упражнений является одним из эффективных путей внедрения физической рекреации в жизнь дошкольников.
Заключение
В детском саду необходимо проводить постоянную работу по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию его функций, при тесном взаимодействии с семьёй. Важно обеспечивать оптимальный двигательный режим рациональное сочетание различных видов занятий и форм двигательной активности, в котором общая продолжительность двигательной активности составляет не менее 60 % от всего времени бодрствования.
При правильной организации двигательной активности в семье и в детском саду ребёнок растёт и развивается в соответствии со своим возрастом. У него хороший аппетит, сон, уравновешенное поведение, положительные формы общения со взрослыми и сверстниками. Его деятельность разнообразна и соответствует возрастным возможностям
Результаты применения современных технологий двигательной активности в ДОО :
1. Повышение уровня физической подготовленности и развития физических качеств у дошкольников.
2. Снижение уровня заболеваемости детей с помощью нетрадиционных форм оздоровления.
3. Потребность в ведении здорового образа жизни у детей и родителей.
4. Формирование у родителей представления о физических возможностях детей.
Игровой массаж и самомассаж
для детей 3 – 4 лет
Задачи:
• Воспитывать интерес к оздоровительному массажу.
• Обучать элементам массажа.
• Закреплять технику выполнения различных видов игровых массажей.
• Повышать сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.
• Предотвращать простудные заболевания путем воздействия на
активные точки.
• Развивать интеллектуальные функции.
• Развивать двигательную память.
• Воспитывать бережное отношение к своему телу.
• Развивать коммуникативные навыки и тактильное восприятие.
В настоящее время большое внимание уделяется игровому самомассажу, это является прекрасным средством профилактики различных заболеваний. Овладеть приёмами игрового массажа и самомассажа может каждый, для этого не нужно иметь особого таланта или специального образования.
Массаж полезен в любом возрасте: он улучшает кровообращение кожи, снимает напряжение мышц, нормализует деятельность центральной нервной системы. Если делать малышу несложный массаж, то это становится дополнительным поводом для эмоционально–физического общения с ребенком, способствует укреплению чувства доверия и взаимопонимания. Во время массажа ребенок получает удовольствие и успокоение. А если массаж превратить в веселую игру, то ребенок получит двойную радость.
Игровой массаж способствует социализации детей, развивает у них внимание, терпение и чувство юмора. Массаж можно делать руками, кисточкой, ваткой и т. п.
Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку.
Для детей самомассаж – это и профилактика простудных заболеваний. Он благоприятствует психоэмоциональной устойчивости к физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже. Главная ценность массажа заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную систему малыша, помогает ребенку снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. Надо всегда помнить заповедь Гиппократа «Не навреди!».
Игровой самомассаж проводится в игровой форме ежедневно в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях, в индивидуальной работе, а также в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей.
Мы проводим в группе:
- Игровой точечный массаж по А.А.Уманской
На лице любого человека расположены массажные зоны, связанные с регуляцией иммунитета и закаливанием организма (А. А. Уманская). Локальное воздействие на эти зоны мы называем точечным массажем. Он включает в себя пять основных зон: на лбу (середина лба, у внутренних концов бровей параллельно, у крыльев носа, у уголков рта и между большим и указательным пальцами (сначала на одной руке, затем на другой). Точечный самомассаж выполняется путем нажимания подушечками пальцев на кожу и мышцы в местах расположения активных точек. Точечный массаж детям очень полезен для поднятия иммунитета. При возникновении первых симптомов простуды или после контакта с заболевшим человеком его нужно делать каждый день на протяжении недели. Если выполнять все манипуляции правильно, то можно достичь потрясающих результатов и значительно улучшить состояние здоровья ребенка.
Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием и индивидуальной реакцией детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка.
При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев. Очень большое значение для сохранения внимания и интереса детей имеет интонационное разнообразие речи, речью, и мимикой необходимо создать сказочную, волшебную атмосферу. И вы сами убедитесь, увидите, каким восторгом загорятся глаза ваших детей.
- Самомассаж «Прогулка»
Хождение по специальным нетрадиционным массажным коврикам. Происходит массаж стоп ног.
- Самомассаж «Подушки- топотушки»
Упражнение для профилактики плоскостопия, перекат стоп ног с пятки на носок на специальных подушках, наполненных различными наполнителями.
- Игровой самомассаж «Веселые карандаши»
Проводится с нетрадиционным физкультурным оборудованием – «Веселыми карандашами», дети «катают» карандаш между ладонями, по пальчикам, верхней стороне кисти руки, по предплечью, ногам. В игровой форме, сопровождая массаж короткими стихотвореньями происходит тактильное восприятие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие двигательной активности детей на основе внедрения современных здоровьесберегающих технологий"
Развитие двигательной активности детей....
«Роль современных технологий оздоровления в активизации двигательной активности дошкольников». Творческая разработка.
Актуальность: Тема здоровья детей особенно актуальна в наше время. Среди многообразных факторов, влияющих на снижение состояния здоровья и работоспособности организма, является значительное сниж...
«Развитие двигательной активности детей на основе внедрения современных здоровьесберегающих технологий»
Практические советы по организации двигательного режима в группе старшего дошкольного возраста...
Современные технологии оптимизации двигательной активности детей в условиях детского сада.
Наш опыт показывает . Двигательная активность детей ,оптимальна в том случае, когда ее основные параметры(объём, продолжительность , интенсивность)соответствует индивидуальным особенностям каждого реб...
Список литературы по теме: «Современные технологии оптимизации двигательной активности детей в условиях детского сада».
Список литературы по теме: «Современные технологии оптимизации двигательной активности детей в условиях детского сада»....
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ. Двигательная активность детей дошкольного возраста.
Среди многих факторов (социально-экономических, демографических, культурных и гигиенических и др.), которые оказывают влияние на состояние здоровья и на развитие детей, по интенсивности во...
«Развитие двигательной активности детей на основе внедрения современных здоровьесберегающих технологий»
Благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин. Так при гиподинамии (режиме малоподвижности) возникает целый ряд негат...