Самообразование: «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
материал (подготовительная группа)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №17 «САЛГАЛ» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ГОРОДА КЫЗЫЛА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
667010 г. Кызыл, ул. Пригородная, д. 6 эл.почта: mbdou17@rtyva.ru
Сайт: https://nsportal.ru/hertek-saydash-sergeevna
План работы по самообразованию
Тема: «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
Воспитатель: Хертек Сайдаш Сергеевна.
Кызыл 2024-2025 г.
План работы по самообразованию на 2024–2025 гг.
по теме: Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Ф.И.О. воспитателя: Хертек Сайдаш Сергеевна.
стаж педагогической работы – 9 лет
квалификационная категория – СЗД
Дата начала работы над темой - сентябрь 2024 года
Предполагаемая дата окончания работы – май 2025 год
План работы по самообразованию на 2024–2025гг.
Сказка как средство духовно-нравственного
воспитания дошкольников.
Пояснительная записка.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно – нравственные понятия ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки Сказка в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной край и народ.
Актуальность.
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко ненравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?
- В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.
- Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.
Проблема.
Разрешение проблем нравственного и духовного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включая в себя воспитания чувства долга, справедливости, ответственности. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы образования и воспитания Проблемы духовно- нравственного воспитания дошкольников всегда находились, а центре внимания выдающихся педагогов, таких как В. А Сухомлинского, Н. С Карпинской, Л. Н Стрелковой и др. Они занимались поиском наиболее эффективных путей и средств осуществления духовно- нравственного воспитания в ДОУ. На мой взгляд, одним из средств создания положительных духовных и нравственных представлений детей, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду является сказка. Период дошкольного детства наиболее благоприятен для духовного и нравственного воспитания ребенка, ведь впечатления детства человек проносит через всю жизнь.
Цели:
- Развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало.
- Выявить и изучить воспитательные особенности народной сказки.
- Формирование нравственных представлений и воспитание нравственных качеств личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и послушания).
- Формирование привычки советоваться со своею совестью в разных жизненных ситуация.
- Обеспечение социальной адаптации детей путем введения их в культурную традицию народной сказки.
Для достижения цели я определила, следующие задачи:
- Помогать детям в освоении духовно- нравственных ценностей, формирование нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений.
- Развивать способность детей отличать добро и зло, хорошее от плохого в сказке и жизни, умение делать нравственный выбор.
- Способствовать воспитанию послушания родителям на основе любви и уважения к близким людям.
- Содействовать развитию эстетического вкуса, умение видеть, ценить и беречь красоту.
- Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
- Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
- Подобрать диагностические материалы, направленные на отслеживание уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок.
- Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.
Детям интересно слушать сказки. Они сопереживают положительным героям, подсказывают им, как надо и не надо поступать, у кого спрашивать совет, а к чьим советам нельзя прислушиваться.
После прочтения сказки обязательно идет обсуждение. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Таким образом, сказка жила, живет и будет жить несмотря на гонения и будет играть огромную воспитательную роль.
Реализация программы по самообразованию осуществляется по двум направлениям:
- Совместная деятельность с детьми.
- Взаимодействие с родителями.
Работа с родителями:
- Проведение родительских собраний.
- Индивидуальные консультации и беседы с родителями.
- Оформление уголка для родителей на тему: «Роль сказки в духовно- нравственном воспитании дошкольников».
4 Участие родителей в развлечениях и утренниках.
5 Участие родителей в укреплении материально-технической базы ДОУ.
Образовательные области:
- Познавательное развитие.
- Речевое развитие.
- Художественно – эстетическое.
- Физическое развитие.
- Социально-коммуникативное.
Перспективный план работы
по самообразованию на 2024–2025 гг. по теме:
«Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
Месяц | Совместная деятельность с детьми. | Взаимодействие с родителями.
|
Сентябрь.
| Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Сказка как средство духовно- нравственного воспитания»: постановка целей и задач по данной теме. | Консультация для родителей: «Как подружить ребенка с книгой». Консультация родителей о том, с какими сказками необходимо ознакомить детей по возрасту. |
Октябрь.
| Изучение темы: «Роль народной сказки в развитии речи детей». Методические приемы: -Чтение детям и пересказ сказки: « Дилги чуге кыскыл апарганыл?» тувинская народная сказка; рассматривание иллюстрации. Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с народными сказками, дисками. | Консультация для родителей: «Роль сказок в развитии детей», «Сказки помогут справиться с детским непослушанием».
|
Ноябрь.
| Создание картотеки сказок для работы с детьми. 2. Применять цитаты из сказок в режимных моментах. Методические приемы: - Чтение и пересказ детям сказки: «Теве» ( Долума кырган-авайнын тоолдары), -Дидактическая игра: «Угадай сказку».
| Консультация для родителей: «Особенности чтения сказок о животных».
|
Декабрь.
| Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми» Методические приемы: - Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?» -Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото).
| В уголке для родителей поместить рубрику советов и пожеланий по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях. Темы: «Личная библиотека вашего ребенка», «Как и когда рассказывать сказки «, «Книги и театр». |
Январь | 1. Изучение темы: «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребенка». Методические приемы: -Чтение детям сказки: К.И. Чуковский. «Доктор Айболит» -Прослушивание аудиозаписи сказки.
| -Консультация для родителей: «Почитай мне сказку». -Беседа индивидуальная с родителями на тему: «Как подружить ребенка с книгой»- о пользе домашнего чтения.
|
Февраль.
| Роль сказки в воспитании детей. Методические приемы: -Обустроить уголок ряженья.
| - Консультация для родителей: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».
|
Март.
| 1. Изучение темы: «Влияние сказок на психику ребенка». Методические приемы: -Дидактическая игра: «Из какой сказки герой». -Приобрести в группу раскраски по народным сказкам.
| -Консультация для родителей: «Как выбрать полезную сказку для малыша».
|
Апрель.
| Театрализация сказок как средство духовно- нравственного воспитания детей». Методические приемы: -Учить детей обыгрывать знакомые сказки. -Добавить материал в театральный уголок. 2. Театрализация сказки "Уш чуул эртемниг оол". | -В уголке для родителей поместить книжку –раскладку: «О чем и как беседовать с детьми после чтения».
|
Май.
| Самоанализ плана по самообразованию. Методические приемы. -Продолжать учить детей обыгрывать знакомые сказки.
| Выставка работ детей и родителей: «Наши любимые сказки». |
При составлении плана по самообразованию в своей работе я использовала следующую литературу:
- «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей.
- Матпаадыр
- Книга «Уш чуул эртемниг оол»
- Книга «Долума кырган-авайнын тоолдары»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.03 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №17 «САЛГАЛ» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ГОРОДА КЫЗЫЛА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
667010 г. Кызыл, ул. Пригородная, д. 6 эл.почта: mbdou17@rtyva.ru
Сайт: https://nsportal.ru/hertek-saydash-sergeevna
План работы по самообразованию
Тема: «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
Воспитатель: Хертек Сайдаш Сергеевна.
Кызыл 2024-2025 г.
План работы по самообразованию на 2024–2025 гг.
по теме: Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Ф.И.О. воспитателя: Хертек Сайдаш Сергеевна.
стаж педагогической работы – 9 лет
квалификационная категория – СЗД
Дата начала работы над темой - сентябрь 2024 года
Предполагаемая дата окончания работы – май 2025 год
План работы по самообразованию на 2024–2025гг.
Сказка как средство духовно-нравственного
воспитания дошкольников.
Пояснительная записка.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно – нравственные понятия ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки Сказка в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной край и народ.
Актуальность.
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко ненравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?
- В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.
- Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.
Проблема.
Разрешение проблем нравственного и духовного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включая в себя воспитания чувства долга, справедливости, ответственности. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы образования и воспитания Проблемы духовно- нравственного воспитания дошкольников всегда находились, а центре внимания выдающихся педагогов, таких как В. А Сухомлинского, Н. С Карпинской, Л. Н Стрелковой и др. Они занимались поиском наиболее эффективных путей и средств осуществления духовно- нравственного воспитания в ДОУ. На мой взгляд, одним из средств создания положительных духовных и нравственных представлений детей, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду является сказка. Период дошкольного детства наиболее благоприятен для духовного и нравственного воспитания ребенка, ведь впечатления детства человек проносит через всю жизнь.
Цели:
- Развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало.
- Выявить и изучить воспитательные особенности народной сказки.
- Формирование нравственных представлений и воспитание нравственных качеств личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и послушания).
- Формирование привычки советоваться со своею совестью в разных жизненных ситуация.
- Обеспечение социальной адаптации детей путем введения их в культурную традицию народной сказки.
Для достижения цели я определила, следующие задачи:
- Помогать детям в освоении духовно- нравственных ценностей, формирование нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений.
- Развивать способность детей отличать добро и зло, хорошее от плохого в сказке и жизни, умение делать нравственный выбор.
- Способствовать воспитанию послушания родителям на основе любви и уважения к близким людям.
- Содействовать развитию эстетического вкуса, умение видеть, ценить и беречь красоту.
- Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
- Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
- Подобрать диагностические материалы, направленные на отслеживание уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок.
- Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.
Детям интересно слушать сказки. Они сопереживают положительным героям, подсказывают им, как надо и не надо поступать, у кого спрашивать совет, а к чьим советам нельзя прислушиваться.
После прочтения сказки обязательно идет обсуждение. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Таким образом, сказка жила, живет и будет жить несмотря на гонения и будет играть огромную воспитательную роль.
Реализация программы по самообразованию осуществляется по двум направлениям:
- Совместная деятельность с детьми.
- Взаимодействие с родителями.
Работа с родителями:
- Проведение родительских собраний.
- Индивидуальные консультации и беседы с родителями.
- Оформление уголка для родителей на тему: «Роль сказки в духовно- нравственном воспитании дошкольников».
4 Участие родителей в развлечениях и утренниках.
5 Участие родителей в укреплении материально-технической базы ДОУ.
Образовательные области:
- Познавательное развитие.
- Речевое развитие.
- Художественно – эстетическое.
- Физическое развитие.
- Социально-коммуникативное.
Перспективный план работы
по самообразованию на 2024–2025 гг. по теме:
«Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
Месяц | Совместная деятельность с детьми. | Взаимодействие с родителями.
|
Сентябрь.
| Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Сказка как средство духовно- нравственного воспитания»: постановка целей и задач по данной теме. | Консультация для родителей: «Как подружить ребенка с книгой». Консультация родителей о том, с какими сказками необходимо ознакомить детей по возрасту. |
Октябрь.
| Изучение темы: «Роль народной сказки в развитии речи детей». Методические приемы: -Чтение детям и пересказ сказки: « Дилги чуге кыскыл апарганыл?» тувинская народная сказка; рассматривание иллюстрации. Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с народными сказками, дисками. | Консультация для родителей: «Роль сказок в развитии детей», «Сказки помогут справиться с детским непослушанием».
|
Ноябрь.
| Создание картотеки сказок для работы с детьми. 2. Применять цитаты из сказок в режимных моментах. Методические приемы: - Чтение и пересказ детям сказки: «Теве» ( Долума кырган-авайнын тоолдары), -Дидактическая игра: «Угадай сказку».
| Консультация для родителей: «Особенности чтения сказок о животных».
|
Декабрь.
| Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми» Методические приемы: - Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?» -Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото).
| В уголке для родителей поместить рубрику советов и пожеланий по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях. Темы: «Личная библиотека вашего ребенка», «Как и когда рассказывать сказки «, «Книги и театр». |
Январь | 1. Изучение темы: «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребенка». Методические приемы: -Чтение детям сказки: К.И. Чуковский. «Доктор Айболит» -Прослушивание аудиозаписи сказки.
| -Консультация для родителей: «Почитай мне сказку». -Беседа индивидуальная с родителями на тему: «Как подружить ребенка с книгой»- о пользе домашнего чтения.
|
Февраль.
| Роль сказки в воспитании детей. Методические приемы: -Обустроить уголок ряженья.
| - Консультация для родителей: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».
|
Март.
| 1. Изучение темы: «Влияние сказок на психику ребенка». Методические приемы: -Дидактическая игра: «Из какой сказки герой». -Приобрести в группу раскраски по народным сказкам.
| -Консультация для родителей: «Как выбрать полезную сказку для малыша».
|
Апрель.
| Театрализация сказок как средство духовно- нравственного воспитания детей». Методические приемы: -Учить детей обыгрывать знакомые сказки. -Добавить материал в театральный уголок. 2. Театрализация сказки "Уш чуул эртемниг оол". | -В уголке для родителей поместить книжку –раскладку: «О чем и как беседовать с детьми после чтения».
|
Май.
| Самоанализ плана по самообразованию. Методические приемы. -Продолжать учить детей обыгрывать знакомые сказки.
| Выставка работ детей и родителей: «Наши любимые сказки». |
При составлении плана по самообразованию в своей работе я использовала следующую литературу:
- «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей.
- Матпаадыр
- Книга «Уш чуул эртемниг оол»
- Книга «Долума кырган-авайнын тоолдары»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа реализации темы по самообразованию : "Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников" в подготовительной к школе группе
Программа реализации темы по самообразованию :"Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников" в подготовительной к школе группе № 15МБ ДОУ "ЦРР - детский сад № 71"...

Тема по самообразованию "Сказка, как средство духовно- нравственного воспитания дошкольников"
Тема по самообразованию "Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"...
Самообразование " Сказка, как средство духовно- нравственного воспитания дошкольников" младшая группа
Н.А Рубакин: "Всякое настоящее образование добывается толко путем самообразования"...

План работы по самообразованию «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания старших дошкольников»
План работы по самообразованию «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания старших дошкольников»...

Самообразование «Сказки, как средство духовно – нравственного воспитания дошкольников».
Сказка неотд...

План работы по самообразованию «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают р...

Презентация по самообразованию: «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
Отчет по самообразованию: "Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"...