План работы по самообразованию «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Гяцявичене Алина Александровна
Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Сказки развивают в детях нравственные качества, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Важно научить дошкольника общаться, взаимодействовать с окружающими.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx27.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Заветинская начальная школа-детский сад»

 

 

План работы по самообразованию

Тема: «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: Гяцявичене Алина Александровна

2023 г.

План работы по самообразованию на 2023–2024 гг. по теме: «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

 Ф.И.О.  воспитателя: Гяцявичене Алина Александровна

Воспитатель МАОУ «Заветинская НШ-ДС» п. Фурмановка

 стаж педагогической работы – 13 лет

 квалификационная категория – 1

 Дата начала работы над темой - сентябрь 2023 года

 Предполагаемая дата окончания работы – май 2024 год

 

Пояснительная записка.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно – нравственные понятия ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки Сказка в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной край и народ.

Цель сказки - не только развлечение, но и извлечение урока. Поэтому нужно понять «намёк» сказки и правильно донести её смысл до маленьких слушателей. Сказка прочно вошла в детский быт. По своей сущности она вполне отвечает природе маленького ребёнка, близка его мышлению, представлению. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Сказки развивают в детях нравственные качества, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Важно научить дошкольника общаться, взаимодействовать с окружающими. Но есть такие явления, понятия, которые очень трудно осознать ребёнку дошкольного возраста. Малыши нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать и воспитывать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался.

        Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.

Актуальность

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко ненравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?

  1. В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.
  2. Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.

С помощью сказки мы воспитываем у детей :

•        Волю — сложное и многогранное качество личности.

•        Веру в себя — умение противостоять неудачам.

•        Смелость — самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях.

•        Трудолюбие — нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду.

•        Настойчивость — терпение и выдержку при достижении цели.

•        Обязательность — умение держать слово.

•        Оптимизм — веру в успех, увлечённость, душевный подъем.

•        Целеустремлённость — умение определять цель и настойчиво добиваться её достижения.

•        Доброту и честность.

Сказка преподаёт урок нравственности, учит хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.

С помощью сказки мы развиваем у ребёнка:

  • умение слушать;
  • умение познавать;
  • умение сравнивать, сопоставлять;
  • умение мыслить словами;
  • связную речь;
  • интерес к учебе;
  • мышление;
  • внимание;
  • память;
  • воображение;
  • мимику лица и жесты;
  • эстетические чувства;
  • чувство юмора

Для достижения цели определила, следующие задачи:

1.              Побуждать у детей интерес к сказкам.

2.              Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками и авторскими  

3.              Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.

4.               Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.

5.              Помочь родителям понять ценность сказки, её особую роль в воспитании ребёнка.

Виды сказок:

1.Дидактические(в форме учебного задания)

2.Медитативные (для снятия психоэмоционального напряжения), дети рисуют, сочиняют, играют, лежат на коврике и мечтают-воображают («колдуют»).

3.Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя «Я», доброго волшебника), дети рисуют иллюстрации ,ставят спектакли.

4.Психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребёнка), читаем проблемную сказку не обсуждая, даём возможность побыть ребёнку наедине с самим собой и подумать .(«Как Сергей научился жалеть», «Седой волосок» В. Сухомлинский).

5.Художественные (авторские истории, мудрые древние сказки).

  • Народные (с идеями добра и зла, терпения, стремления к лучшему);
  • Сказки о животных;
  • Бытовые сказки;
  • Волшебные сказки.

 Для того ,чтобы детям было интересно использую метод фантазирования и приёмы:

  • Нахождение ласковых, сказочных, красивых, грустных слов в сказке;
  • Придумывание разных слов (длинных, смешных);
  • Произношение слов.

Реализация программы по самообразованию осуществляется по двум направлениям:

  1. Совместная деятельность с детьми.
  2. Взаимодействие с родителями.

Образовательный процесс можно осуществлять:

  • В ходе непосредственно образовательной деятельности;
  • В режимных моментов;
  • В процессе совместной деятельности педагога с детьми;
  • При организации самостоятельной детской деятельности.

Работа с родителями:

  1. Проведение родительских собраний.
  2. Индивидуальные консультации и беседы с родителями.
  3. Оформление уголка для родителей на тему: «Роль сказки в духовно- нравственном воспитании дошкольников».
  4.  Участие родителей в развлечениях и утренниках.
  5.  Участие родителей в укреплении материально-технической базы ДОУ.

Образовательные области:

  1. Познавательное развитие.
  2. Речевое развитие.
  3. Художественно – эстетическое.
  4. Физическое развитие.
  5. Социально-коммуникативное.

 

Перспективный план работы

по самообразованию на 2023–2024 гг. по теме:

 «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

 

            

   Месяц

Совместная деятельность с детьми.

Взаимодействие с родителями.

 

Сентябрь.

 

Подбор материала для работы с детьми и родителями на тему: «Сказка как средство духовно- нравственного воспитания»: постановка целей и задач по данной теме.

Консультация для родителей: 

«Как подружить ребенка с книгой».

Консультация родителей о том, с какими сказками необходимо ознакомить детей по возрасту.

Октябрь.

 

Изучение темы«Роль народной сказки в развитии речи детей».

Методические приемы:

-Чтение детям и пересказ сказки: «Сестрица  Алёнушка и братец Иванушка» русская народная в обр. А.Н.Толстогорассматривание иллюстрации.

- Сказки на столе.

Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, презентациями.

Консультация для родителей

«Роль сказок в развитии детей», «Сказки помогут справиться с детским непослушанием».

 

Ноябрь.

 

Создание картотеки сказок для работы с детьми.

2. Применять цитаты из сказок в режимных моментах.

Методические приемы:

- Чтение и пересказ детям сказки: «Лиса  и  заяц»   (в  обр.  А.Н. Толстого),  

- Сказки на фартуке

 -Дидактическая игра

«Угадай сказку».

 

Консультация для родителей

 «Особенности чтения сказок о животных».

 

Декабрь.

 

Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми»

Методические приемы:

- Дидактическая игра«Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?»

-Настольно – печатные игры по мотивам сказок 

(разрезные картинки, лото).

- Музыкальные сказки, сказки-моталочки, сказки с крупами

 

В уголке для родителей поместить рубрику советов и пожеланий по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях. 

Темы

«Личная библиотека вашего ребенка», «Как и когда рассказывать сказки «, «Книги и театр».

Январь

1. Изучение темы: «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребенка».

Методические приемы:

-Чтение детям сказки: К.И. Чуковский.  «Доктор  Айболит»

-Показ презентации сказки.

 

-Консультация для родителей

«Почитай мне сказку».

-Беседа индивидуальная с родителями на тему«Как подружить ребенка с книгой»- о пользе домашнего чтения.

 

Февраль.

 

Роль сказки в воспитании детей.

Методические приемы:

-Обустроить театральный уголок

- Показ сказок своими руками

 

- Консультация для родителей:

«Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».

 

Март.

 

 

 

 

 

 

 

Апрель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Изучение темы

«Влияние сказок на психику ребенка».

Методические приемы:

-Дидактическая игра«Из какой сказки герой».

-Приобрести в группу раскраски по народным сказкам.

 

Театрализация сказок как средство духовно- нравственного воспитания детей».

Методические приемы:

-Учить детей обыгрывать знакомые сказки.

-Добавить материал в театральный уголок.

2. Театрализация сказки "Заяц-портной".

3. Штоковой театр, кукольный, пальчиковый театр

-Консультация для родителей:

 «Как выбрать полезную сказку для малыша».

 

 

 

 

 

 

-В уголке для родителей поместить книжку –раскладку

«О чем и как беседовать с детьми после чтения».

 

Май.

 

Самоанализ плана по самообразованию.

Методические приемы.

-Продолжать учить детей обыгрывать, рассказывать знакомые сказки.

 

Выставка работ детей и родителей: 

«Наши любимые сказки».

 

Вывод:

Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие  ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.

Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.

Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с детей, так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои сети.

  Дети  могут сочувствовать, сопереживать. Задача дошкольного учреждения – не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка. Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.

Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.

При составлении плана по самообразованию в своей работе я использовала следующую литературу:

  1. Сборник научно – методических статей. Орел 2015г. Под редакцией О. В Бережнова.
  2. Ильин И.: «Духовный мир сказки».
  3. Зинкевич – Евстигнеева«Практикум по сказкотерапии».
  4. Э. И Иванова«Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.
  5. Ланчеева – Репьева«Иное царство русских сказок».


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа реализации темы по самообразованию : "Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников" в подготовительной к школе группе

Программа реализации темы по самообразованию :"Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"  в подготовительной к школе группе № 15МБ ДОУ "ЦРР - детский сад № 71"...

План по самообразованию «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания и расширения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста»

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования.Задачи:Создать условия для духовно - нравственного развития детей, способство...

Тема по самообразованию "Сказка, как средство духовно- нравственного воспитания дошкольников"

Тема по самообразованию "Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"...

Самообразование " Сказка, как средство духовно- нравственного воспитания дошкольников" младшая группа

Н.А Рубакин: "Всякое настоящее образование добывается толко путем самообразования"...

План по самообразованию «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания и расширения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста»

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования.Задачи:Создать условия для духовно - нравственного развития детей, спосо...

План работы по самообразованию «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания старших дошкольников»

План работы по самообразованию «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания старших дошкольников»...