ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РАЗГОВОР «Духовно-нравственное воспитание. Формы работ, направленные на приобщение дошкольников к русским народным ценностям
рабочая программа

Хакимова Милана Владимировна

Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях.Для этого необходимо обратится к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору.Ведь содержание фольклора отражает жизнь русского народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков. Русский танец, русская песня, русская музыка, должны стать частичкой жизни ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hakimova_patriotich.vos-nie.docx25.79 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №1 «РОСИНКА»

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РАЗГОВОР

«Духовно-нравственное воспитание. Формы работ, направленные на приобщение дошкольников к русским народным ценностям

Подготовила:

                                                                               Воспитатель: Хакимова М.В.

                                                                                   

с. Кочубеевское

«Духовно-нравственное воспитание. Формы работ, направленные на приобщение дошкольников к русским народным ценностям

Мы родились и живем во время больших перемен, когда над человечеством нависла угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров: рушатся традиции, забываются обычаи, рвутся нити, связывающие старшее и младшее поколения. Сейчас очень актуальна проблема воспитания детей на основе русской национальной культуры, на собрании национальных достижений.

Среда, в которой растут дети, представляет собой хаотичный набор элементов различных традиций и культур, что таит в себе угрозу развития равнодушия, ведь невозможно постигать, понимать и любить все одновременно. Что-то должно быть в жизни особенным. Этим особенным для наших детей должна являться родная русская культура. В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:

приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры, народного искусства, народным обрядам и традициям; приобщение детей

дошкольного возраста к духовным ценностям русского народа, воспитание национального достоинства детей.

Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями

русской народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях.

Для этого необходимо обратится к истокам русской народной культуры и, в

первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь

русского народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир,

мысли, чувства наших предков. Русский танец, русская песня, русская

музыка, должны стать частичкой жизни ребенка.

Наше время отличается огромным засильем всего иностранного,

чужеземного в окружающей жизни человека — в быту, на телевидении, в

музыке и т. п. Во многих европейских странах народная культура составляет

неотъемлемую часть общего эстетического воспитания детей. А русский

народ, как показывает опыт, знает наше прошлое, истоки отечественной

культуры, обычаи, нравы, традиции и т. п. очень поверхностно.

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций? Ответ прост: прежде всего в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.

Успех, приобщение дошкольников к русской национальной культуре зависит от выбора форм и методов обучения и воспитания.

Сегодня всё более явственно обнаруживается возрождение национального духа, национальной культуры и традиций, духовных ценностей и социальных институтов, самосознания и самоуважения народа. Первым таким социальным институтом является семья, а потом уже – детский сад, который тесно сотрудничает с семьёй ребёнка. Формированию национальной идентичности, возникновению стабильной картины мира и нахождению каждым ребёнком своего места в нём как нельзя лучше способствует своевременное приобщение детей к народной культуре. При этом необходимо создать приоритетное направление изучения родной культуры в сочетании с воспитанием уважительного отношения к другим культурам.

Установка педагога должна быть направлена на то, чтобы, выявляя

самобытность каждого народа, использовать положительный потенциал его

культуры для саморазвития и совершенствования личности ребёнка.

         Для успешного решения вышеуказанной проблемы, необходимо следующее:

- создание системы работы по приобщению детей к истокам русской

народной культуры;

- привлечение родителей в воспитательно - образовательный процесс;

-создание условий для самостоятельного отражения полученных знаний,

умений детьми;

-установление сотрудничества с другими учреждениями.

Из всего вышесказанного можно определить для себя следующие

приоритеты в работе с детьми:

1. Формировать чувство причастности к истории Родины через знакомство с

народными праздниками и традициями, в которых фокусируются

накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными

особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц,

насекомых, растений. Причем эти наблюдения связаны с трудом и

различными сторонами общественной жизни человека во всей их

целостности и многообразии.

2. Накапливать опыт восприятия произведений малых фольклорных жанров.

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты

русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о

добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Благодаря этому,

фольклор является богатейшим источником познавательного и

нравственного развития детей.

3. Развивать художественный вкус через восприятие красоты изделий

традиционных народных промыслов. Формировать у детей эмоциональную

отзывчивость и интерес к образцам русского народного декоративно -прикладного искусства, воспитывать желание заниматься подобной

деятельностью.

4. Показать глубокий нравственный смысл сказок, их поэтичность,

отражение в них национального характера, мировосприятия. Знакомить через

них со средствами выразительности родного языка (яркость, образность,

меткость).

5. Развивать двигательную активность детей, умение их сотрудничать друг с

другом, через знакомство со старинными народными играми.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».  Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Безусловно, народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей.  

Вспомним слова академика Д.С. Лихачева: «Русский народ не должен

терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета,

достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны

забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе,

языке, живописи... Рациональные отличия сохранятся и в двадцать первом

веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей

знаний». Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе

ребенка и лежать в основе его личности.

       Формы работы, направленные на приобщение дошкольников к русским народным ценностям:

1. Беседы;

2. Занятия на основе метода интеграции;

3. Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций,

альбомов, открыток;

4. Выставки в мини - музее изделий русского декоративно - прикладного

искусства;

5. Выставки детских работ по декоративно - прикладному искусству в детском саду;

6. Экскурсии в художественную галерею, краеведческий музей, детскую

библиотеку,

7. Дидактические игры;

8. Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;

9. Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов,

русских народных песен;

10. Использование народных игр, в том числе хороводов.

В работе используются различные методы и приемы:

  1. Метод наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций,

альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);

  1. Словесный (беседа, использование художественного слова, пояснения);
  2. Практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных

изделий, использование различных инструментов и материалов для

изображения, совместное разучивание народных танцев, песен);

     4. Частично -поисковый;

     5. Проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет

включения проблемной ситуации в ход занятия);

     6. Сотворчество;

     7. Мотивационный (убеждение, поощрение).

Формы занятий: индивидуальные, подгрупповые, интегрированные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для педагогов "Использование малых фольклорных форм как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"

Введение            Устное народное творчество неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности. Вобрав в себя исторически...

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

«Приобщение дошкольников к русской народной культуре через духовно-нравственное воспитание»

В наше время научного прогресса остро стоит вопрос о нравственном, эстетическом воспитании детей. Тенденции современного мира таковы, что первое место в жизни человека занимают не духовные, а материал...

«Использование малых фольклорных форм как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»

      Детский фольклор – это особая часть народной культуры, которая играет важную роль в жизни каждого народа. Произведения детского фольклора имеют важное значение в стан...

Консультация для педагогов ДОУ «Использование малых фольклорных форм как средства приобщения дошкольников к русской народной культуре»

Что такое фольклор? Вместо слов устное народное творчество часто говорят фольклор, что в переводе с английского языка означает народная мудрость, народное знание. ...

Семинар – практикум для педагогов «Малые фольклорные формы как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»

Семинар – практикум для  педагогов«Малые фольклорные формы как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»...

«Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к истокам русской народной культуры»

                      Приобщение детей дошкольного возраста к «истокам русской народной культуры», определяется следующая...