Экологическое воспитание детей!
проект (старшая группа)

Прасол Наталья Александровна

Любовь к Родине начинается с любви к природе. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе можно лишь только в дошкольном возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_tropa.docx26.89 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект

«Экологическая тропа в детском саду»

Составитель:

воспитатель Прасол Н.А.

Актуализация темы

«Охранять природу— значит охранять Родину».

М. Пришвин

Любовь к Родине начинается с любви к природе. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе можно лишь только в дошкольном возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.

В нашем современном мире, где развита инфраструктура, техника и технологии, остро стоит проблема о состоянии нашей планеты. Наша планета Земля находится в экологическом кризисе, который охватывает все сферы. На планете происходит исчезновение уникальных животных и растений. В наших силах предотвратить варварское отношение к природе, если мы начнем с дошкольного возраста закладывать бережное отношение к окружающему миру. Дошкольный возраст – самое подходящие время для формирования у ребенка экологических представлений. Дети в дошкольном возрасте воспринимают природу как живой организм, поэтому перед работниками ДОО стоит задача открыть окружающий мир природы. Сформировать представление детей о правильных способах взаимодействия с живой природой, не нанося ей вред. Данный проект обеспечивает каждому ребёнку условия ранней позитивной социализации посредством расширения представлений об окружающем мире, на основе ближайшего социального, природного окружения, на познании климатических особенностей нашего края. Новизна экологического проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий. Кроме того экологическая тропа— одна из современных форм воспитания и образования детей— работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. При этом дети знакомятся с растениями и животными, местами их обитания, условиями жизни, тем самым расширяя свой кругозор, и практикуются в ориентировании.

Проблема:

  • Потребительское отношение человека к природным ресурсам родного края, невнимание к проблемам окружающей среды— всё это приводит к  отсутствию у дошкольников поведенческого эталона отношения к объектам живой и неживой природы, осознания необходимости их оберегать.
  • Недостаточная возможность использования территории детского сада для создания образовательных ситуаций по изучению природы родного края, формирования чувства близости к ней, необходимости бережного отношения.
  • Необходимость повышения компетентности родителей в вопросах экологического просвещения детей.

Цель:

Знакомство детей с объектами живой природы ближайшего окружения и обучение дошкольников способам охраны окружающей среды.

Задачи:

  • Дать детям представление о разнообразии растительного мира АДЫГЕИ на растениях ближайшего окружения;
  • Уточнить, систематизировать и углубить знания детей о растениях, животных и природных явлениях, о состоянии окружающей среды;
  • Формировать знания о проявлениях всего живого (питание, рост, развитие);
  • Развивать интерес к миру природы; стремление к познанию природы через творческую познавательно-исследовательскую деятельность;
  • Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия, закладывать основу экологической культуры
  • привлечь коллег и родителей к созданию экологической тропы;

 

Этапы проекта

I этап — подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования.

II этап— собственно познавательно-исследовательский.

III этап— обобщающий: обобщение результатов работы, закрепление полученных знаний.

Предполагаемый результат:

  • Дети узнают особенности природы родной республики;
  • Дети овладеют знаниями безопасного поведения в природе;
  • У детей сформируется стремление к исследованию объектов природы, научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
  • Дети систематизируют и углубят свои знания о растениях, животных, природных явлениях, состоянии окружающей среды;
  • Дети умеют вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе.

Формы реализации проекта:

  • Разработка экологической тропы, оформление карты экологической тропы;
  • НОД на экологической тропе;
  • Использование сказочного персонажа;
  • Эксперименты, опыты, решение проблемных ситуаций;
  • Практическая деятельность;
  • Наблюдение за живой и неживой природой;
  • Дидактические, настольные экологические игры;
  • Продуктивная деятельность (рисование, поделки из природного материала);
  • Труд в природе;
  • Чтение художественной литературы о природе, рассматривание энциклопедий, обучающие презентации.

Формы и методы работы с родителями на экологической тропе:

 • Семейные проекты;

• Создание продуктов творчества;

• Субботники по благоустройству территории ДОО;

• Участие в совместных экологических развлечениях, праздниках, досугах;

• Стенгазеты;

• Изготовление книжек-малышек (экологические сказки)

Этапы создания и оформления тропы:

1 этап— подготовительный: (август 2023)

  1. Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.
  2. Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех её объектов с учётом возраста детей.
  3. выбор вместе с детьми хозяина тропинки– сказочного персонажа.
  4. Составление паспорта всех точектропинки.
  5. Изготовление выносных знаков обозначающих каждую точку.
  6. Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке.

2 этап — познавательно-исследовательский: (сентябрь 2023— май 2024)

Содержание деятельности по реализации проекта.

№ Тема цикла, цель Объекты наблюдения Сроки

  1. «Хозяин экологической тропы» (сентябрь)

—познакомить детей с хозяином тропы;
—составление карты-схемы экологической тропы с нанесением маршрута и всех её наиболее интересных объектов. Все групповые площадки детского сада.

  1. «Деревья и кусты»

—учить детей различать деревья и кусты по внешним признакам;
—закрепить названия деревьев и кустов, их строение, внешние признаки;
—систематизировать представления о хвойных и лиственных деревьях;
—воспитывать бережное отношение к растениям.

  • берёза;
  • тополь;
  • сосна;
  • клён;
  • липа;
  • туя;
  • шиповник;
  • ива;
  • калина;

  1. «Птичья столовая» (декабрь— февраль)

—закрепить у детей представление о зимующих и перелётных птицах;
—учить различать и называть птиц по внешнему виду;
—развивать у детей интерес к наблюдениям за зимующими птицами, желание их подкармливать;
—воспитывать бережное отношение к ним.

  • синица;
  • воробей;
  • сойка;
  • сорока;
  • голуби.
  1. «Цветочная клумба» (сентябрь – апрель)

—уточнить представления детей о разнообразии цветущих растений, их названия, строение, способы ухода, условия роста;
—дать представление о сезонных работах в цветнике;
—дучить понимать пользу и значение природы для хорошего настроения и самочувствия;
—воспитывать желание работать в цветнике, создавать красоту;
—дразвивать навык опытно-экспериментальной деятельности.

  • многолетние и однолетние цветущие растения.
  1. «Огород» (сентябрь – май)

—продолжать знакомить детей с разнообразными овощными культурами, способами посадки и ухода за ними;
—развивать интерес к выращиванию овощных культур;
—воспитывать желание помогать старшим и ухаживать за посадками
—огородные грядки;
—семена, рассада, плоды овощных культур.

  1. «Фруктовый сад» (май)

—продолжать учить детей различать деревья по внешним признакам;
—закреплять представления об уходе за фруктовыми деревьями;
—воспитывать желание ухаживать за деревьями
—фруктовые деревья октябрь,

  1. «Муравейник» (март – май)

—углубить знания детей о муравьях, их образе жизни;
—сформировать представление о роли муравьёв в жизни леса;
—воспитывать бережное отношение к муравьям.

  1. «Золотой луг»(март – апрель)

—учить находить различия у растений в особенностях стебля, цветков, листьев;
—закрепить названия первоцветов;
—воспитывать умение видеть прекрасное, радоваться первым весенним цветам. (одуванчик)

  1. «Зелёная аптека» (апрель— май)

—расширить и закрепить знания детей о лекарственных растениях ближайшего окружения;
—развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни;
—учить собирать и сушить лекарственные растения
—цветущие растения и травы.

  1. «Жужжащий луг» (апрель— май)

—закреплять представления о мире насекомых;
—учить отличать насекомых по внешнему виду, называть их;
—развивать желание сохранять этот мир природы (поляна в саду).

  1. «Путешествие по экологической тропе» (итоговое)  (май)

—обобщить знания по проекту «экологическая тропа» все объекты экологической тропы

Опыты и эксперименты

  1. «Почему осенью цветы вянут»цветы на клумбе сентябрь
  2. «Почему желтеют листья»деревья октябрь
  3. «Вершки-корешки»—проверить, что раньше появляется из семян семена гороха, огурцов декабрь
  4. «Испарение влаги с листьев растений»растение, пакет апрель
  5. «Зачем им крылышки»семена клёна, липы, ясеня октябрь

Риски проекта:

Непредсказуемость климатических условий, не приживаемость растений.

3 этап— обобщающий (май 2024)

Защита проекта «Путешествие по экологической тропе»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Дети и их экологическое воспитание. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

В последнее время мы часто слышим такие слова, как «экологическое воспитание», «экологически чистые продукты». Что же это такое?...

Опыт работы по экологическому воспитанию «Дидактическая игра –в экологическом воспитании детей»

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с приро...

Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Экологическое воспитание дошкольников»

В данной статье раскрыта актуальность проблемы настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофи...