Технологии, методы и формы организации образовательной деятельности в ДОО по формированию основ финансовой грамотности.
статья по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Буранова Светлана Николаевна

В процессе организации образовательной деятельности по формированию основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные, классические формы (игра, беседа, чтение, экскурсии, наблюдения и др.), так и современные (проектная деятельность, ситуационные задачи, мастерские, викторины и конкурсы, театрализованные постановки и др.). Все формы носят интегративный характер, позволяют развивать разные виды деятельности дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii.docx25.42 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников.

Малыши очень рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, экономической информацией на бытовом уровне. У дошкольника возникают вопросы: почему мне не купили игрушку? что значит дорого? что такое зарплата? Современные дети сталкиваются с огромным объемом информации, им непросто ориентироваться в окружающей действительности, трудно понять происходящие экономические процессы.

Финансовая грамотность в дошкольном возрасте предполагает воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, трудолюбия, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.

Т.о. финансовая грамотность – это развитие общих компетенций ребенка, для успешного принятия грамотных и взвешенных решений, связанных с деньгами в будущем.

С 1 сентября 2023 года, в соответствии с Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об Утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования», дошкольные образовательные учреждения начали работать по новой Федеральной образовательной программе – ФОП ДО.

Согласно «П. 18.4. от 3 до 4 лет» ФОП ДО развитие финансовой грамотности относится к области социально-коммуникативного развития. В данной области основными задачами образовательной деятельности в сфере трудового воспитания являются:

- развивать интерес к труду взрослых в ДОО и в семье, формировать представления о конкретных видах хозяйственно-бытового труда, направленных на заботу о детях и трудовые навыки;

- воспитывать бережное отношение к предметам и игрушкам как результатам труда взрослых.

Согласно «П. 18.5. от 4 до 5 лет» ФОП ДО развитие финансовой грамотности относится к области социально-коммуникативного развития. В данной области основными задачами образовательной деятельности в сфере трудового воспитания являются:

- формировать представления об отдельных профессиях взрослых на основе ознакомления с конкретными видами труда;

-воспитывать уважение и благодарность взрослым за их труд, заботу о детях; вовлекать в простейшие процессы хозяйственно-бытового труда;

Согласно «П. 18.6. от 5 лет до 6 лет» ФОП ДО развитие финансовой грамотности относится к области социально-коммуникативного развития. В данной области основными задачами образовательной деятельности в сфере трудового воспитания являются:

- формировать представления о профессиях и трудовых процессах; воспитывать бережное отношение к труду взрослых, к результатам их труда;

- знакомить детей с элементарными экономическими знаниями, формировать первоначальные представления о финансовой грамотности.

Согласно «П. 18.7 от 6 лет до 7 лет» ФОП ДО развитие финансовой грамотности относится к области социально-коммуникативного развития. В данной области основными задачами образовательной деятельности в сфере трудового воспитания являются:

- развивать ценностное отношение к труду взрослых;

- формировать представления о труде как ценности общества, о разнообразии и взаимосвязи видов труда и профессий;

- формировать элементы финансовой грамотности, осознания материальных возможностей родителей (законных представителей), ограниченности материальных ресурсов;

Т.о. видим, что непосредственное формирование основ финансовой грамотности начинается со старшего возраста.

Основным принципом включения основ финансовой грамотности у детей в образовательную деятельность является интеграция содержания программы в основных видах активности воспитанников.

При формировании основ ранней финансовой грамотности необходимо использовать возможности РППС. Предметно-пространственная экономическая среда должна включать предметы, отражающие содержание различных сфер экономики (производственно-технологической, юридической, товарно-денежной, нравственно-этической и др.).

В соответствии с этим можно выделить зоны:

-информационную (произведения художественной литературы экономического содержания);

-занимательно-экономическую (кроссворды, лабиринты, головоломки, экономические задачи, ребусы и др.);

-деятельностно-игровую (дидактические игры, предметы-игрушки для организации сюжетно-ролевых игр, таких как «Банк», «Магазин», «Рекламное агентство» и др.).

Образовательная деятельность по направлению ранней финансовой грамотности может разворачиваться не только в форме, регламентированной образовательной и совместной образовательной деятельности, но и продолжаться в самостоятельной деятельности дошкольников в специально организованной развивающей среде.

Варианты объектов РППС по финансовой грамотности могут быть деньги, нарисованные детьми; картотека загадок; книги художественные и научно-популярные, комиксы; аудиотека; альбом: пословицы и поговорки в картинках; медиатека из презентаций; медиатека интерактивных игр; медиатека мультфильмов; альбомы об одной профессии или нескольких схожих профессиях; карточки о профессиях; дидактические игры; кроссворды; ребусы; книги художественные и научно-популярные, комиксы;  лабиринты тематические; игры-путешествия; банковские карты; ненастоящие деньги; банкомат; металлические устаревшие деньги; альбом «Эволюция денег»; атрибуты для сюжетно-ролевых игр.

Для изучения основ финансовой грамотности решающее значение имеют средства обучения. Общепринято их деление на:

демонстрационные (применяемые взрослыми) и раздаточные (используемые детьми);

визуальные (для зрительного восприятия);

аудиальные (для слухового восприятия);

аудиовизуальные (для зрительно-слухового восприятия);

естественные (натуральные) и искусственные (созданные человеком);

реальные (существующие) и виртуальные (не существующие, но возможные) и др.

Рекомендуется активно внедрять и использовать средства, носящие интерактивный характер, поскольку наличие обратной связи значительно повышает эффективность изучения.

Технологии, методы и формы организации образовательной деятельности в ДОО по формированию основ финансовой грамотности.

В процессе организации образовательной деятельности по формированию основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные, классические формы (игра, беседа, чтение, экскурсии, наблюдения и др.), так и современные (проектная деятельность, ситуационные задачи, мастерские, викторины и конкурсы, театрализованные постановки и др.). Все формы носят интегративный характер, позволяют развивать разные виды деятельности дошкольников.

1. Игра. Ребёнок осваивает и познаёт мир через игру. Это одна из самых предпочтительных форм для формирования основ финансовой грамотности. Тематика таких игр может быть очень разнообразной: «Что нельзя купить?», «Наши цели», «Занять и одолжить», «Копим и сберегаем», игра-праздник «Русская ярмарка», «Где что купить?», «Выбираем самое важное», «Денежкин домик», «Что создается трудом», игра-соревнование «Мои домашние обязанности», «Супермаркет», «Кому что нужно для работы», «Прачечная», «Бюро добрых услуг», «Универсальный магазин», «Пирожковая», «Няня», «Банк» и пр.

2. Метод проблемных ситуаций. Погружение в проблемную ситуацию – один из видов практического применения интерактивных форм обучения.

К формам организации проблемного обучения относятся проблемный вопрос и проблемная задача.

Ситуационная задача представляет один из видов интерактивного обучения. Решение проблемных задач способствует формированию умения объяснять явления действительности, ориентироваться в мире ценностей. Чтобы заинтересовать дошкольника, задача должна быть актуальной и представлять реальную ситуацию, которая стимулирует проявление разнообразных эмоций (сочувствие, удивление, радость, гнев и пр.). Главным элементом задачи является проблемный вопрос, который должен быть сформулирован таким образом, чтобы ребёнку захотелось найти на него ответ.

3. Формирование предпосылок финансовой грамотности в рамках трудовой деятельности. Финансовое образование строго настаивает на качественном труде, так как от этого зависит выгода от товара. В этом понимании воспитатель может брать на себя роль «Купца» и оценивать товар за его качество.

Для изготовления товара на «продажу» можно организовать «Мастерскую», «Фабрику игрушек», «Дом моделей», «Ателье маленькой модницы», «Строительную компанию» и пр.

Мастерская в первую очередь является формой организации продуктивной деятельности, однако в силу ярко выраженного интегративного характера позволяет развивать двигательную (мелкую моторику), социально-коммуникативную, познавательно-исследовательскую, трудовую деятельность речевое и физическое развитие. Такая работа может стать более эффективной, если привлекать к участию в ней родителей.

Так же необходимо познакомить старших дошкольников  с разными формами сбыта продукции. Можно организовать сюжетные и сюжетно-дидактические игры: «Супермаркет», «МОЛЛ», «Рынок», «Ярмарка», «Аукцион», «Лесной рынок» (с включением проблемных ситуаций «Где купить мёд?», «Удачная покупка», «Выгодный заказ» и пр.).

В этом направлении проводится и деятельность по созданию рекламы: «Если это ваш бизнес, то важно выгодно продать товар»; «Знаешь, что еще привлекает внимание покупателей? Реклама». Реклама может быть любой – и кричалкой, и песней, и танцем.

Тут же дети знакомятся с тем, откуда берётся реклама? (Рекламные агентства.) Её цель? Кто принимает участие в создании рекламы? (Писатели, художники, артисты, животные, дети.)

4. Беседы-обсуждения, чтение (художественная литература, поговорки, пословицы), художественные приемы (загадки) могут быть использованы при реализации всех образовательных областей.

5. Проектное обучение – организация проектной деятельности воспитанников, тип деятельности, нацеленный на создание будущей новой системы (вещи, инструмента или организации работ) для решения какой-либо практически значимой задачи (проблемы), оканчивающийся созданием продукта (вещи, инструмента или организации работ).

6. Викторины и конкурсы можно рассматривать как своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно-развлекательного содержания.

Примерами викторины могут быть: «Угадай профессию», «Угадай вид труда» и пр.

7. Театрализованные интерактивные мини-постановки – один из самых эффективных методов обучения, лучшая среда для раскрытия и роста творческих способностей, обогащения внутреннего мира ребёнка, возможность обсуждения и советов. Эта форма может успешно использоваться для закрепления пройденных понятий: работать и зарабатывать, деньги, желания и потребности, тратить, расходовать, экономить, беречь, откладывать, копить, сберегать, план, планировать, занимать, долг и пр.

8. Моделирование. Этот метод открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в интеллектуальном развитии ребенка, в том числе и в ознакомлении с окружающим миром (предметные модели – изображение орудий труда при знакомстве с профессиями, изображение денег и т.д.; предметно-схематические модели по Т.А. Ткаченко; графические модели – мнемотаблицы для составления описательных рассказов о профессии).

9. Коллекционирование. Собирая, ребёнок занимается познавательно-исследовательской деятельностью, у него возникает желание больше узнать о предметах (коллекции «Кошельки», «Деньги», «Копилки», «Орудия труда» и т.д.).

Необходимо поддерживать интерес к созданию коллекции и к уже действующей коллекции: вместе с ребёнком рассматривать её, организовывать поиск информации, составлять рассказы и сказки о предметах, использовать экспонаты в играх, занятиях, театрализованных постановках, зарисовывать.

Периодически коллекцию можно «переоформлять» - классифицировать по разным признакам. У детей необходимо воспитывать бережное отношение к коллекции. Рассказы о предметах коллекции позволяют детям обратить внимание на необычный вид и назначение, на «говорящие» детали.

10. Фильмы познавательного содержания и мультфильмы. Можно использовать в работе цикл фильмов «Азбука финансовой грамотности» со Смешариками или «Рассказы тётушки Совы», «Фиксики» и др.

11. Виртуальные прогулки и экскурсии. Одно из актуальных направлений внедрения ИКТ в образовательный процесс ДОО – мультимедийные презентационные технологии.

В работе по формированию ОФГ используются в основном экскурсии на экономические объекты (заводы, магазины, хозяйства, шахты, биржи, банки) и культурно-художественные (музеи, учебные заведения).

Наглядный материал в слайд-шоу позволяют выстроить объяснение логично, научно, при этом включается зрительная, слуховая и моторная память воспитанников. Во время виртуальных экскурсий необходимо использовать прием постановки проблемных вопросов по теме и содержанию экскурсии. Но ведущим является наблюдение. В процессе экскурсии детям предлагается задать вопросы о том, что они воспринимают, что их заинтересовало, что кажется непонятным; вспомнить соответствующее стихотворение, пословицу, народную примету, загадку.

Личный опыт.

Мною были использованы дидактические игры и игровые упражнения такие как: «Профессии», «Хочу и надо», «Кто что производит», «Кому что нужно для работы». Рассматривание альбомов, тематических карточек теме «Профессии». Пословицы и поговорки, загадки, беседы, презентации. Занятие «Что такое деньги?» Чтение и обсуждение детской литературы: И.Токмакова «Купите лук»,К. И. Чуковского «Муха-цокотуха». Беседа «Не всё покупается и продается за деньги».

Участие во Всероссийском конкурсе педагогического мастерства «Цифровые технологии в реализации программы воспитания дошкольной образовательной организации. Лучшие практики». В конкурсе приняли участие 392 педагога из 36 регионов РФ. На конкурс мною было представлено занятие «Что такое деньги?». В занятии использовалась проблемная задача, в процессе решения которой дети познакомились с понятием «деньги», откуда они берутся и какими они бывают. За 3 место мне предоставили доступ к онлайн-курсу «Стань школьником с Робобориком!» и пособию «Основы финансовой грамотности для дошкольников» до конца 2023–24 учебного года (до 30.06.2024). Эти курсы содержат в себе много интересной информации для дошкольников, это обучающее видео, интерактивные задания, раздаточный материал по различным темам. Если кому-то интересно, обращайтесь, расскажу более подробно и поделюсь кодом доступа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные формы и методы сотрудничества с семьями воспитанников 5-6 лет по формированию основ финансовой грамотности»

Все современные родители наперебой спорят о том, во сколько лет нужно начинать обучать ребёнка читать, писать, учить второй язык и так далее. Но мало кто из них задумывается о том, во сколько лет начи...

Семинар-практикум «Технологии, методы и формы организации образовательной деятельности в ДОО по формированию основ финансовой грамотности»

Цель: повысить компетентность педагогов по вопросу экономического воспитания.Задачи:- познакомить педагогов с необходимостью экономического воспитания, его возможностями-расширить кругозор педагогов п...

Технологии, методы и формы образовательной деятельности в ДОО по формированию основ финансовой грамотности.

Реализуя в ДОО рабочие Программы по формированию основ финансовой грамотности педагогам необходимо использовать формы и методы, которые позволяют детям стать активными участниками учебного процесса. В...

Консультация для воспитателей Технологии, методы и формы организации образовательной деятельности в ДОО по формированию основ финансовой грамотности

Наряду с игрой важное место в формировании финансовой грамотности занимают такие методы, как создание проблемных ситуаций или подготовка и реализация различных проектов....

Семинар для воспитателей «Формы организации образовательной деятельности в ДОО по формированию основ финансовой грамотности»

Семинар для воспитателей «Формы организации образовательной деятельности в ДОО по формированию основ финансовой грамотности» ...

"Формы организации образовательной деятельности в ДОО по формированию основ финансовой грамотности"

Цель: Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области развития финансовой грамотности детей дошкольного возраста....