статья Приёмы в работе над чистотой интонирования в процессе пения.
статья

Бордак Александр Валерьевич

ВАЖНОСТЬ Активизации слухового внимания и приёмы в работе над чистотой интонирования в процессе пения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.11 КБ

Предварительный просмотр:

ВАЖНОСТЬ Активизации слухового внимания и приёмы в работе над чистотой интонирования в процессе пения.

Первый этап в развитии слуха ребёнка – научить его слышать длинный звук.

 Следующий этап – использовать этот навык при разучивании любых простейших одноголосных «песенок-попевок»: заострять внимание ребёнка на «протяжённости» звучания, а не на моменте удара по клавише. Выдающийся пианист-педагог современности И.И. Юдович говорит: «Сначала нужно уметь слышать один звук, потом – все звуки. Так, постепенно, они выстраиваются в мелодию».

В быстрых песнях передать характер произведения ребёнку проще, чем в медленных, распевных. Это объясняется тем же: медленные пьесы требуют особой интонационной выразительности, которая возможна только в том случае, если ребёнок хорошо слушает себя и объединяет звуки между собой, «вытягивая» мелодию. Это уже следующий этап работы над развитием слуха. Полезно научить ребёнка постоянно петь про себя, вести мелодию как бы «внутри себя». Развитый «внутренний» слух – очень важный навык для будущего музыканта.

Особое «слуховое» внимание (слуховой самоконтроль) к передаче выразительности музыкальных интонаций во время исполнения способствует большему погружению ребёнка в музыкально-художественный образ произведения, развивает учащегося в творческом отношении, подогревает его интерес к музыкальной деятельности и к музыке в целом

Интонация – самая малая смысловая ячейка в музыке, образуемая последовательностью  двух  (и больше)  звуков.

Кроме понятия интонации, как частицы мелодии, существует еще понятие – интонация исполнительская, т.е. передача высоты звуков при исполнении.

Точное  интонирование  или  чистая  интонация – верная передача высоты музыкальных  звуков.

Эти два определения – интонация как частица мелодии и интонация исполнительская – связаны между собой, т. к. исполнение даёт возможность услышать музыкальную интонацию.

В фонетической лаборатории сектора музыки и пения педагогами - практиками было проведено специальное исследование причин фальшивого пения. Удалось установить, что основной причиной чаще всего является отсутствие у таких детей координации между слухом и голосом. Специальные занятия с фальшивящими детьми показали, что этот недостаток возможно устранить, причем наиболее успешны занятия с детьми в возрасте до 8-10лет. Опытные педагоги и методисты В.К Белобородова, А.А. Луканин, А.Г. Раввинов, Г.П. Стулова, Д.Е. Огородный также подтверждают необходимость занятий с неточно интонирующими детьми, преимущественно в подгруппах.

Чтобы приучить детей внимательно прислушиваться к звучанию произведения нужно создать благоприятную атмосферу. Большую роль здесь играет создание эмоциональности, яркости восприятия детьми художественного образа. На первый план выступает качество её исполнения. При слушании вокального произведения, звучание мелодии, аккомпанемент, словесное содержание затрагивают различные  стороны восприятия: дети воссоздают содержание, переживают чувства, отраженные в произведении, запоминают мелодию.

Важное значение в организации внимания детей имеет слово педагога. Его беседы, пояснения, указания способствуют целенаправленному процессу слушания, развивающему эмоциональную отзывчивость детей и осознанность восприятия ими музыки.

При слушании эту цель ставит перед детьми педагог. Можно объяснить детям — что слушать в произведении, для чего слушать. При этом дети привыкают не просто слушать, но слышать в музыке всё, что доступно для их понимания; следовательно, учатся сознательно воспринимать музыку. Тогда и музыкальные представления становятся полнее и  ярче, определённее.

Характер объяснений педагога, конечно же, должен соответствовать уровню развития детей, иначе указания не достигнут цели. Эффективными будут те пояснения, указания или краткие беседы, сопровождающие слушание музыки, в которых педагог опирается на опыт детей, оживляя этим путём ранее известные впечатления, представления, связывая жизненный опыт детей с содержанием музыкального произведения.

В передовой практике наряду со словом педагога успешно используют при слушании музыки и другие виды искусства: показ картин или чтение стихов, близких по сюжету к песне. Но существует мнение, что при обучении детей старше 6 лет излишне пользоваться такими приёмами, т. к. дети уже настолько развиты музыкально, что сама музыка достаточно эмоционально воздействует на них.

Существуют особенности показа приёмов пения, благодаря которым в процессе разучивания резче выступает как вокальная специфика каждой песни, так и учебная задача, которую преследует тот или иной приём. Это, например:

  • подчёркнуто чёткое начало;
  • особая протяжённость звука при пении напевных песен;
  • особенно чёткий ритм при пении быстрых песен;
  • выделение(динамическое или темповое) трудных для произношения слов;
  • выделение  интонационных  оборотов;
  • протягивание  концов  музыкальных  фраз или чёткого снятия звука;

В процессе работы над чистотой интонирования и активизацией слухового контроля нельзя забывать и о правильном, свободном звукоизвлечении, обращать внимание учащихся на качество исполняемого звука (не форсировать звук).

Приёмы, используемые в процессе работы активизации слухового внимания:

  • Неоднократные иллюстрации голосом отдельных фраз
  • Показ голосом различных вариантов исполнения
  • Фонопедические упражнения (глиссандирование на звуке) в сочетании с движениями рукой
  • Ритмические упражнения (прохлопывание  ритмического рисунка фразы)
  • Упражнение «Зеркало» (повторить фразу, пропетую педагогом)
  • Упражнение «Ручеёк» (пение в унисон, на одном звуке)
  • Упражнение «Паровозик» (поочерёдное вступление голосов со сменой динамики и темпа)
  • Упражнение «Сломанный телевизор» (чередование пропевания текста с пением закрытым ртом)

Особенности показа приёмов пения:

  • подчёркнуто чёткое начало;
  • особая протяжённость звука при пении напевных песен;
  • особенно чёткий ритм при пении быстрых песен;
  • выделение(динамическое или темповое) трудных для произношения слов;
  • выделение  интонационных  оборотов;
  • протягивание  концов  музыкальных  фраз   или чёткое снятие

Условия активизации слухового внимания:

  • Эмоциональный настрой на прослушивание произведения
  • Слово педагога (беседа, пояснение, цель и задачи прослушивания)
  • Соответствие репертуара возрасту обучающегося
  • Использование других видов искусства (картины, стихи)
  • Качественный показ произведения при первом прослушивании (эмоциональное исполнение педагогом, музыкальное сопровождение)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие у младших дошкольников эмоциональной отзывчивости на музыку в процессе пения

ПЕние - один из самых любимых детьми видов деятельнлсти.      В результате общения с музыкой ребёнку передаётся её настроения и чувства: радость, тревога, сожаление и грусть, решительно...

Работа с дошкольниками по формированию вокально-хоровых навыков. Чистота интонирования. Ансамбль

Работу над интонированием (точное воспроизведение мелодии) начинаю с понятия высоты звука. Чистота интонации зависит от музыкального окружения ребенка. Чистота интонации в пении требует пос...

«Развитие сотрудничества у старших дошкольников в процессе пения».

Городское методическое объединение музыкальных руководителей дошкольных образовательных организаций города Нижневартовска....

Чистота интонирования

Чистота интонирования мелодии в целом или отдельных звуков, аккордов связана с формированием у детей вокальных навыков. К ним относят: звукообразование, певческое дыхание, артикуляция, слуховые н...

Чистота интонирования

Чистота интонирования мелодии в целом или отдельных звуков, аккордов связана с формированием у детей вокальных навыков. К ним относят: звукообразование, певческое дыхание, артикуляция, слуховые н...

Песни-упражнения для развития звуковысотного слуха и чистоты интонирования

Песни-упражнения для развития звуковысотного слуха и чистоты интонирования[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26561139","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"148","widt...

Методическая разработка на тему: «Развитие и систематизация приёмов чистого интонирования в процессе обучения детей пению (старший дошкольный возраст)»

     Проблема навыка чистого интонирования неоднократно возникала и в моей практике.  Как научить детей дошкольного возраста интонировать правильно и чисто, ведь чистое инто...