Проект "Матрешка-душа России"
проект
Проект "Матрешка-душа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_proekt_21_god_matreshka-dusha_rossii.doc | 257.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 18»
ПРОЕКТ
«Матрешка – душа России»
Автор: Жилкина О.А, воспитатель
МДОУ «Детский сад № 18»
п. Увельский
2023 год
- Актуальность проблемы
Воспитание духовно – нравственных начал и патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают дошкольные образовательные учреждения развивать познавательный интерес и любовь к Родине, ее традициям, культурным ценностям. Приобщение дошкольников к истокам народной культуры наиболее лучше осуществлять через знакомство с народной игрушкой.
Матрешка, став образцом русского декоративно-прикладного искусства, превратилась в визитную карточку России. Стала символом народной культуры нашего Отечества. Русские матрешки привлекают внимание своей красотой и огромным разнообразием росписи. Матрешка любима и популярна во всем мире. Она является носительницей доброты, любви, благополучия, мира.
Но далеко не все дети, да и взрослые знают об историческом происхождении матрешки, о появления матрешки на Руси, о мастерах - изготовителях и художниках, которые расписывают эту удивительную игрушку, ставшую символом России.
Ознакомление детей с русской народной игрушкой "матрешкой" невозможно без русского фольклора, загадок, художественных произведений, а также без непосредственной росписи данной игрушки. Именно скудные знания об этой русской красавице подвигло нас на углубленное изучении и тесное с ней знакомство.
2. Вид проекта : групповой.
3. Тип проекта: познавательно – творческий
4. Продолжительность проекта: долгосрочный с января по март
Возраст: 5-6 лет
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников.
Проблема: У детей недостаточно сформированы знания о истории возникновения и появления матрешки на Руси, об особенностях росписи русской матрешки («Семеновская», «Загорская», «Полхов - Майданская», «Вятская» и др.). Дети не знают, что матрешка является одним из главных символов народной культуры России. Мало знают об изготовлении матрешки, народных умельцах и художниках, расписывающих народную игрушку. В изобразительной деятельности плохо отражают роспись, элементы узоров матрешки.
5.Цель проекта
Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа через ознакомление с предметом декоративно-прикладного искусства – русской матрёшкой.
6.Задачи проектной деятельности
- Познакомить с историей возникновения, видами, особенностями росписи русской матрешки.
- Научить украшать матрёшку, используя разные техники: гуашь, пластилинография.
- Развивать познавательный интерес, интерес к истории и культуре России, народному творчеству, творческие способности, фантазию, самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрешки.
- Воспитывать у детей любовь и уважение к труду народных умельцев, эстетический и художественный вкус, бережное отношение к народной игрушке как к культурному символу России.
- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
7. Основное содержание проекта
I этап – подготовительный:
1.Определение темы проекта
2.Формулировка цели и определение задач
3.Подбор материалов по теме проекта
4.Анкетирование родителей по вопросам приобщения дошкольников к искусству.
5.Создание специальной среды в помещении группы, изготовление необходимых пособий и атрибутов
6.Изучение методической литературы, сбор информации.
7.Составление плана основного этапа проекта
II этап – основной
Работа по проекту с детьми
1.Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.
2.Познакомить детей с историей матрёшки.
3.Изучение художественных элементов, росписей; составление орнаментов.
4.Игровая деятельность.
5.Продуктивная деятельность
Содержание проектной деятельности.
Перспективный план работы и основные направления познавательной и творческой деятельности.
- Систематически передавать детям в увлекательной форме разнообразную информацию о русской матрешке. (история появления на Руси, видах, росписях матрешки и др.)
- Дать возможность детям свободно общаться между собой, рассказывая педагогам и сверстникам о русской матрешке, о впечатлениях и приобретенных знаниях в ходе проекта.
- Создать наглядную опору для углубленного формирования представлений о матрешке, как культурном символе России: тематический альбом «Матрешки на Руси, их виды и росписи», мультимедийную презентацию «Русская матрешка», альбом раскрасок и тематических картинок о матрешках.
- Совместно с родителями:
- Подобрать к проекту рассказы, стихотворения, частушки о матрешке.
- Организовать выставки детских рисунков, творческих работ и поделок: «Хоровод матрешек», «Русская матрешка».
Работа с родителями | Работа с детьми |
Информация в родительском уголке о начале работы над проектом. Приглашение к участию. Размещение справочной информации по тематике бесед и занятий с детьми. Активное участие в подборе книг, иллюстраций. Консультация на тему : «Матрешка - детская развивающая игрушка» «В какие еще игры можно играть с матрешками?» Совместная с ребенком продуктивная деятельность «Матрешка – русская красавица». Просмотр с родителями и детьми мультфильмов: «Матрешка» 2007. «Кукла и матрешка». Вместе с детьми найти новое стихотворение, загадку и разучить. Чтение родителей с детьми произведений (на выбор) Чтение сказки М.М. Пришвина «Матрешка в картошке». «Матрешка и ее история». Консультация для родителей «Игры с матрешками», «Влияние русского фольклора на развитие речи детей». Папка-передвижка для родителей «МАТРЕШКА» - сборник идей для совместных игр и занятий с детьми дома Выставка совместных поделок детей и родителей «Хоровод матрешек», «Русская матрешка». | Экспериментальная деятельность матрешки Тема: «Матрешка деревянная» Цель: Познакомь со свойствами дерева Тема: «Сарафан Матрешки» Цель: расширить и закрепить представления о свойствах бумаги. Творческая мастерская Лепка «Матрешка символ России». Рисование «Матрешка в гости к нам пришла». Пластилинография «Украсим матрешке сарафан». Аппликация с использованием нетрадиционной техники работы с бумагой «обрывная аппликация». «Цветок для матрешки». «Русская матрешка». Рисование «Веселые матрешки». Ручной труд « Кукла матрешка из разовых ложек» Лепка из соленого теста «Русская красавица». Дидактические игры: «Собери матрешку» пазлы. «Найди пару». «Подбери косынку». «Собери матрешки по размеру». «Узор для фартука». Читальный зал Чтение поэтических произведений: Чтение стихов и потешек о Матрешке. И. Черницкой «Матрёшки». С.Маршак (о матрёшках). «Копилка мудрых мыслей» - разучивание пословиц и загадок о матрешках. Чтение с детьми произведений о матрешке: Чтение Верещагина О.В. «В некотором царстве». Серия «Мамины сказки» «Жили, были матрешки», «Пропавшая матрешка». Приходько В. «Весёлые матрёшки», «Матрёшка на окошке». Просмотр электронных презентаций: «Матрешка – русская красавица», «Как изготавливают матрешку». Просмотр фильмов: «Секрет матрешки». «Жили были матрешки». «Русские матрешки». |
III – этап заключительный
1.Домашние задания для совместной деятельности с родителями.
2.Оформление экспозиции мини-музея «Русская матрёшка».
3.Презентация проекта
4.Выставка: «Семейная матрёшка».
5.Итоговое мероприятия: выставка работ «Русская матрешка»
8.Обеспечение проектной деятельности
Оборудование для совместной и самостоятельной детской деятельности:
1.Дидактические игры: «Разложи и собери матрёшек вместе», «Подбери узор для фартука матрёшки», «Отгадай роспись матрешки», «Хоровод матрешек».
2.Наглядные пособия: альбом «Матрешки», «Русская роспись», алгоритм «Нарисуй матрешку», мультимедийная презентация «Русская матрешка», иллюстрации «Расписные матрешки» и др.
3.Материал для продуктивной деятельности: бумага и альбомы для рисования, картон, цветная бумага, фольга, клей, ножницы, салфетки, доски для лепки, пластилин, карандаши, фломастеры, восковые мелки, акварельные краски, раскраски;
4.Материал для музыкальной деятельности: компакт – диски с песнями и музыкальными композициями по теме проекта.
5.Художественная литература, пословицы, поговорки, загадки о матрешке: В. Берестов «Матрешкины потешки», В. Приходько «Веселые матрешки», «Матрешка на окошке», С. Маршак «Восемь кукол деревянных…», С. Иванов «Барышня - матрешка», Н. Салов «Матрешка»
6.Прочие материалы и оборудование: ноутбук, мультимедийное оборудование, магнитная доска.
Методическое:
1.Атемаскина Ю. В., Богославец Л. Г. Современные педагогические технологии ДОУ: учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 112с. – (Серия «Методический кабинет»).
2.Образовательные проекты в детском саду: пособие для воспитателей / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М.: Айрис – пресс, 2008. – 208 с.
3.Сыпченко Е. А Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 96 с.
4.Хабарова Т. В Педагогические технологии в дошкольном образовании. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 80 с.
Интернет ресурсы:
- http://rusmatreshka.narod.ru Русская матрёшка и ее виды.
- http://www.maam.ru/ Матрёшка и ее история
- http://www.dollplanet.ru/ Русская матрёшка.
8. http://dollplanet.ru/folk/matryoshka_obzor - «Матрешка - история любимой
русской куклы»
9. http://www.vipdoll.ru/ - «История матрешки. Технология изготовления»
10. http://kraeved1147.ru/russkaya-matryoshka/ - «Русская матрешка»
Материально-техническое:
1.Наглядно-дидактический материал
2.Мультимедийное оборудование
3.Презентация
4.Чтение художественной литературы
9.Предполагаемый (ожидаемый) результат
Дети будут иметь знания и умения:
-Знания истории происхождения матрешки, появлении ее на Руси; о народных умельцах изготовления матрешки.
-Знания особенностей русской народной игрушки (материал, форма, цвета, узоры).
-Познакомятся с русской народной игрушкой матрешкой в которой отразилось народное представление о семье, добре, красоте.
-Познакомятся с малыми формами устного народного творчества, загадками, сказками, уметь употреблять их в жизни.
-У детей развиты творческие способности и коммуникативные навыки, возникнет желание творить и исследовать вместе с взрослыми.
-Матрешка – символ и гордость России, символом народного искусства, и очень нравится людям, потому-то она несет в себе любовь и дружбу.
-У детей повысится интерес к изучению народной культуры России.
10.Результаты
1. Созданы условия для приобщения детей к русской народной культуре через народную игрушку матрешку, сказки, игры, беседы.
2. Изготовлены дидактические игры для детей, оформлен альбом для рассматривания «Русская Матрешка», собранны и записаны на DVD презентации по теме проекта.
3. Проведены консультации для родителей по проекту
К окончанию срока реализации проекта у детей обогатился кругозор, сформируется представление о матрешке, как символе нашей страны, откуда она к нам пришла. Дети старшей группы ориентируются в полученном материале, используя знания в играх и НОД.
11.Итог проекта
В заключение можно сделать следующие выводы, что вся проделанная работа была направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа, на формирование эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребёнком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне, определяет меру его общего развития. В ходе проекта дети старшей группы расширили свои представления о возникновении народной игрушки - матрешки. У них сформировались представления о русском народном прикладном творчестве, народной игрушке.
В настоящее время народное прикладное искусство широко применяется в художественном воспитании детей в детских садах. Подлинные образцы народного творчества и современные произведения декоративно-прикладного искусства используются на занятиях и в оформлении детских садов.
Дети знакомятся с народным творчеством на выставках прикладного искусства, встречаются с ним в залах музеев, в мастерских художников. В этом убеждают многочисленные выставки детского изобразительного и декоративного творчества. Работы детей в экспозициях этих выставок свидетельствуют о том, какое влияние оказывает народное искусство на выразительность цветовых, пластических и композиционных решений детских рисунков.
Все это позволяет говорить о том, что произведения народного прикладного искусства играют важную роль в художественном развитии детей дошкольного возраста: в развитии их воображения, фантазии, в формировании художественного вкуса, в обогащении образной выразительности создаваемых детьми работ.
12.Перспективы развития проекта
Собранный и изготовленный печатный материал, созданные мультимедийные презентации и записанные мультфильмы будут использоваться ежегодно в работе с детьми, согласно календарно-тематическому плану.
Педагоги детского сада будут использовать в своей практической работе разработки по теме проекта.
Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско – родительских отношений в области приобщения детей к народной культуре России, воспитания патриотизма, духовно – нравственных ценностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Природные зоны России" конспект к презентации по проекту " Моя Россия. Природа России" 5 раздел.
«Природные зоны России»Цель:· Познакомить детей с климатическими зонами России.· Воспитывать любовь и уважение...
Литературный конкурс, посвящённый Дню России «Россия, родная Россия».
Цель мероприятия: воспитание чувства уважения и любви к своей Родине, к её традициям и обычаям, к народному творчеству; способствовать созданию радостного, праздничного настроения, приобщению к в...
Развлечение в дошкольной группе «Россия, Россия, Россия, – что может быть сердцу милей?»
Итоговое мереприятие по теме недели "12 июня. День России!"...
Нет края на свете красивей, Нет Родины в мире светлей! Россия, Россия, Россия, – Что может быть сердцу милей?
12 июня мы отмечаем День России – важный государственный праздник Российской Федерации.У каждого человека есть самое дорогое место, где он чувствует себя по-настоящему счастливым....
Методическая разработка. Конспект НОД в старшей группе Тема: «День России» Тип занятия: развлечение Вид занятия: познавательное Посвященный Дню России. 12 – День России
Конспект НОД в старшей группе. Тема: "День России"....
ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «В символах Россию открываю, в символах Россию познаю» Номинация: «Символика России» для детей 4-6 лет
Проект в старшей группе по патриотическому воспитанию ( символы государственности : флаг, герб, гимн)...
Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.12 июня-День России.Мы любим тебя,Россия!Государственные Праздники и Памятные Дни России.Рассказ "Вася-Василек".
1).Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.12 июня-День России."Мы любим тебя,Россия"! Авторские стихи-Романченко Е.Х.2).Материалы из Интернета.Стихотворени...