Проект "Матрешка-душа России"
проект

Жилкина Оксана Александровна

Проект "Матрешка-душа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_proekt_21_god_matreshka-dusha_rossii.doc257.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 18»

ПРОЕКТ

«Матрешка – душа России»

Автор: Жилкина О.А, воспитатель

МДОУ «Детский сад № 18»

п. Увельский

2023 год

  1. Актуальность проблемы

Воспитание духовно – нравственных начал и патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают дошкольные образовательные учреждения развивать познавательный интерес и любовь к Родине, ее традициям, культурным ценностям. Приобщение дошкольников к истокам народной культуры наиболее лучше осуществлять через знакомство с народной игрушкой.

Матрешка, став образцом русского декоративно-прикладного искусства, превратилась в визитную карточку России. Стала символом народной культуры нашего Отечества. Русские матрешки привлекают внимание своей красотой и огромным разнообразием росписи. Матрешка любима и популярна во всем мире. Она является носительницей доброты, любви, благополучия, мира.

Но далеко не все дети, да и взрослые знают об историческом происхождении матрешки, о появления матрешки на Руси, о мастерах - изготовителях и художниках, которые расписывают эту удивительную игрушку, ставшую символом России.

Ознакомление детей с русской народной игрушкой "матрешкой" невозможно без русского фольклора, загадок, художественных произведений, а также без непосредственной росписи данной игрушки. Именно скудные знания об этой русской красавице подвигло нас на углубленное изучении и тесное с ней знакомство.

2. Вид проекта : групповой.

3. Тип проекта: познавательно – творческий

4. Продолжительность  проекта:  долгосрочный с января по март

Возраст: 5-6 лет

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников.

Проблема: У детей недостаточно сформированы знания о истории возникновения и появления матрешки на Руси, об особенностях росписи русской матрешки («Семеновская», «Загорская», «Полхов - Майданская», «Вятская» и др.). Дети не знают, что матрешка является одним из главных символов народной культуры России. Мало знают об изготовлении матрешки, народных умельцах и художниках, расписывающих народную игрушку. В изобразительной деятельности плохо отражают роспись, элементы узоров матрешки.

5.Цель проекта

Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа через ознакомление с предметом декоративно-прикладного искусства – русской матрёшкой. 

6.Задачи проектной деятельности

  1. Познакомить с историей возникновения, видами, особенностями росписи русской матрешки.
  2. Научить украшать матрёшку, используя разные техники: гуашь, пластилинография.
  3. Развивать познавательный интерес, интерес к истории и культуре России,  народному творчеству, творческие способности, фантазию, самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрешки.
  4. Воспитывать у детей любовь и уважение к труду народных умельцев, эстетический и художественный вкус, бережное отношение к народной игрушке как к культурному символу России.
  5. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

7. Основное содержание проекта

I этап – подготовительный:

1.Определение темы проекта

2.Формулировка цели и определение задач

3.Подбор материалов по теме проекта

4.Анкетирование родителей по вопросам приобщения дошкольников к искусству.

5.Создание специальной среды в помещении группы, изготовление необходимых пособий и атрибутов

6.Изучение методической литературы, сбор информации.

7.Составление плана основного этапа проекта

II этап – основной

Работа по проекту с детьми

1.Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.

2.Познакомить детей с историей матрёшки.

3.Изучение художественных элементов, росписей; составление орнаментов.

4.Игровая деятельность.

5.Продуктивная деятельность

Содержание проектной деятельности.

Перспективный план работы и основные направления познавательной и творческой деятельности.

  • Систематически передавать детям в увлекательной форме разнообразную информацию о русской матрешке. (история появления на Руси, видах, росписях матрешки и др.)
  • Дать возможность детям свободно общаться между собой, рассказывая педагогам и сверстникам о русской матрешке, о впечатлениях и приобретенных знаниях в ходе проекта.
  • Создать наглядную опору для углубленного формирования представлений о матрешке, как культурном символе России: тематический альбом «Матрешки на Руси, их виды и росписи», мультимедийную презентацию «Русская матрешка», альбом раскрасок и тематических картинок о матрешках.
  • Совместно с родителями:

- Подобрать к проекту рассказы, стихотворения, частушки о матрешке.

- Организовать выставки детских рисунков, творческих работ и поделок: «Хоровод матрешек», «Русская матрешка».

Работа с родителями

Работа с детьми

Информация в родительском уголке о начале работы над проектом.

Приглашение к участию.

Размещение справочной информации по тематике бесед и занятий с детьми.

Активное участие в подборе книг, иллюстраций.

Консультация на тему :

«Матрешка - детская развивающая игрушка»

«В какие еще игры можно играть с матрешками?»

Совместная с ребенком продуктивная деятельность «Матрешка – русская красавица».

Просмотр с родителями и детьми мультфильмов:

«Матрешка» 2007.

«Кукла и матрешка».

Вместе с детьми найти новое стихотворение, загадку и разучить.

Чтение родителей с детьми произведений (на выбор)

Чтение сказки М.М. Пришвина «Матрешка в картошке».

«Матрешка и ее история».

Консультация для родителей «Игры с матрешками», «Влияние русского фольклора на развитие речи детей».

Папка-передвижка для родителей

«МАТРЕШКА» - сборник идей для совместных игр и занятий с детьми дома

Выставка совместных поделок детей и родителей «Хоровод матрешек»,

«Русская матрешка».

Экспериментальная

деятельность матрешки

Тема: «Матрешка деревянная»

Цель: Познакомь со свойствами дерева

Тема: «Сарафан Матрешки» 

Цель: расширить и закрепить представления о свойствах бумаги. 

Творческая мастерская

Лепка «Матрешка символ России».

Рисование «Матрешка в гости к нам пришла».

Пластилинография «Украсим матрешке сарафан».

Аппликация с использованием нетрадиционной техники работы с бумагой  «обрывная аппликация». «Цветок для матрешки». «Русская матрешка».

Рисование «Веселые матрешки».

Ручной труд « Кукла матрешка из разовых ложек»

Лепка из соленого теста «Русская красавица».

Дидактические игры:

«Собери матрешку» пазлы.

«Найди пару».

«Подбери косынку».

«Собери матрешки по размеру».

«Узор для фартука».

Читальный зал

Чтение поэтических произведений:

Чтение стихов и потешек о Матрешке.

И. Черницкой «Матрёшки».

С.Маршак (о матрёшках).

«Копилка мудрых мыслей» - разучивание пословиц и загадок о матрешках.

Чтение с детьми произведений о матрешке:

Чтение Верещагина О.В. «В некотором царстве».

Серия «Мамины сказки» «Жили, были матрешки», «Пропавшая матрешка».

Приходько В. «Весёлые матрёшки», «Матрёшка на окошке».

Просмотр электронных презентаций:

«Матрешка – русская красавица»,

«Как изготавливают матрешку».

 Просмотр фильмов:

«Секрет матрешки».

«Жили были матрешки».

«Русские матрешки».

III – этап заключительный

1.Домашние задания для совместной деятельности с родителями.

2.Оформление экспозиции мини-музея «Русская матрёшка».

3.Презентация проекта

4.Выставка: «Семейная матрёшка».

5.Итоговое мероприятия: выставка работ «Русская матрешка»

8.Обеспечение проектной деятельности

Оборудование для совместной и самостоятельной детской деятельности:

1.Дидактические игры: «Разложи и собери матрёшек вместе», «Подбери узор для фартука матрёшки», «Отгадай роспись матрешки», «Хоровод матрешек». 

2.Наглядные пособия:  альбом «Матрешки», «Русская роспись»,  алгоритм «Нарисуй матрешку», мультимедийная презентация «Русская матрешка», иллюстрации «Расписные матрешки» и др.

3.Материал для продуктивной деятельности:  бумага и альбомы для рисования, картон, цветная бумага, фольга, клей, ножницы, салфетки, доски для лепки, пластилин,  карандаши, фломастеры, восковые мелки, акварельные краски, раскраски;

4.Материал для музыкальной деятельности: компакт – диски с песнями и музыкальными композициями по теме проекта.

5.Художественная литература, пословицы, поговорки, загадки о матрешке: В. Берестов  «Матрешкины потешки», В. Приходько «Веселые матрешки», «Матрешка на окошке», С. Маршак «Восемь кукол деревянных…»,  С. Иванов «Барышня - матрешка»,  Н. Салов «Матрешка»

6.Прочие материалы и оборудование: ноутбук, мультимедийное оборудование, магнитная доска.

Методическое:

1.Атемаскина Ю. В., Богославец Л. Г. Современные педагогические технологии ДОУ: учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 112с. – (Серия «Методический кабинет»).

2.Образовательные проекты в детском саду: пособие для воспитателей / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М.: Айрис – пресс, 2008. – 208 с.

3.Сыпченко Е. А Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 96 с.

4.Хабарова Т. В Педагогические технологии в дошкольном образовании. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 80 с.

Интернет ресурсы:

  1. http://rusmatreshka.narod.ru Русская матрёшка и ее виды.
  2. http://www.maam.ru/ Матрёшка и ее история
  3. http://www.dollplanet.ru/ Русская матрёшка.

8.     http://dollplanet.ru/folk/matryoshka_obzor - «Матрешка - история любимой    

    русской куклы»

9.      http://www.vipdoll.ru/ - «История матрешки. Технология изготовления»

10.   http://kraeved1147.ru/russkaya-matryoshka/ - «Русская матрешка»

Материально-техническое:

1.Наглядно-дидактический материал

2.Мультимедийное оборудование

3.Презентация

4.Чтение художественной литературы

9.Предполагаемый (ожидаемый) результат

Дети будут иметь знания и умения:

-Знания истории происхождения матрешки, появлении ее на Руси; о народных умельцах изготовления матрешки.

-Знания особенностей русской народной игрушки (материал, форма, цвета, узоры).

-Познакомятся с русской народной игрушкой матрешкой в которой отразилось народное представление о семье, добре, красоте.

-Познакомятся с малыми формами устного народного творчества, загадками, сказками,  уметь употреблять их в жизни.

-У детей развиты творческие способности и коммуникативные навыки, возникнет желание творить и исследовать вместе с взрослыми.

-Матрешка – символ и гордость России, символом народного искусства, и очень нравится людям, потому-то она несет в себе любовь и дружбу.

-У детей повысится интерес к изучению народной культуры России.

10.Результаты

1. Созданы условия для приобщения детей к русской народной культуре через народную игрушку матрешку, сказки, игры, беседы.

2. Изготовлены дидактические игры для детей, оформлен альбом для рассматривания «Русская Матрешка», собранны и записаны на DVD презентации по теме проекта.

3. Проведены консультации для родителей по проекту

К окончанию срока реализации проекта у детей обогатился кругозор, сформируется представление о матрешке, как символе нашей страны,  откуда она к нам пришла. Дети старшей группы ориентируются в полученном материале, используя знания в играх и НОД.

11.Итог проекта

В заключение можно сделать следующие выводы, что вся проделанная работа была направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа, на формирование эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребёнком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне, определяет меру его общего развития. В ходе проекта дети старшей группы расширили свои представления о возникновении народной игрушки - матрешки. У них сформировались представления о русском народном прикладном творчестве, народной игрушке.

В настоящее время народное прикладное искусство широко применяется в художественном воспитании детей в детских садах. Подлинные образцы народного творчества и современные произведения декоративно-прикладного искусства используются на занятиях и в оформлении детских садов.

Дети знакомятся с народным творчеством на выставках прикладного искусства, встречаются с ним в залах музеев, в мастерских художников. В этом убеждают многочисленные выставки детского изобразительного и декоративного творчества. Работы детей в экспозициях этих выставок свидетельствуют о том, какое влияние оказывает народное искусство на выразительность цветовых, пластических и композиционных решений детских рисунков.

Все это позволяет говорить о том, что произведения народного прикладного искусства играют важную роль в художественном развитии детей дошкольного возраста: в развитии их воображения, фантазии, в формировании художественного вкуса, в обогащении образной выразительности создаваемых детьми работ.

12.Перспективы развития проекта

Собранный и изготовленный печатный материал, созданные мультимедийные презентации и записанные мультфильмы будут использоваться ежегодно в работе с детьми, согласно календарно-тематическому плану.

Педагоги детского сада будут использовать в своей практической работе  разработки по теме проекта.

Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско – родительских отношений в области приобщения детей к народной культуре России, воспитания патриотизма, духовно – нравственных ценностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Природные зоны России" конспект к презентации по проекту " Моя Россия. Природа России" 5 раздел.

«Природные зоны России»Цель:·        Познакомить детей с климатическими зонами России.·         Воспитывать любовь и уважение...

Литературный конкурс, посвящённый Дню России «Россия, родная Россия».

Цель мероприятия: воспитание чувства уважения и любви к своей Родине, к её традициям и обычаям, к народному творчеству; способствовать созданию радостного, праздничного настроения, приобщению к в...

Нет края на свете красивей, Нет Родины в мире светлей! Россия, Россия, Россия, – Что может быть сердцу милей?

12 июня мы отмечаем День России – важный государственный праздник Российской Федерации.У каждого человека есть самое дорогое место, где он чувствует себя по-настоящему счастливым....

ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «В символах Россию открываю, в символах Россию познаю» Номинация: «Символика России» для детей 4-6 лет

Проект в старшей группе по патриотическому воспитанию ( символы государственности : флаг, герб, гимн)...

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.12 июня-День России.Мы любим тебя,Россия!Государственные Праздники и Памятные Дни России.Рассказ "Вася-Василек".

1).Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.12 июня-День России."Мы любим тебя,Россия"! Авторские стихи-Романченко Е.Х.2).Материалы из Интернета.Стихотворени...