Приложение к проекту «Огород на окне» Дидактические, подвижные, пальчиковые игры
учебно-методический материал (младшая группа)

Сорокоумова Марина Инсафовна

Приложение к проекту «Огород на окне» Дидактические, подвижные, пальчиковые игры  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_1.docx23.6 КБ

Предварительный просмотр:

Приложения к проекту «Огород на окне»

Дидактические, подвижные, пальчиковые игры

Дидактическая игра «Кто скорее соберет»

Цель: учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.

Игровое правило. Собирать овощи и фрукты только в соответствии с пометкой – значком на корзине (на одной приклеена картинка «яблоко», на другой – «огурец»). Выигрывает та команда, которая быстрее соберет все предметы в корзину и при этом не ошибется. Игровые действия. Поиск предметов, соревнование команд.

Ход игры. Обращаясь к детям, воспитатель напоминает о том, что они уже знают многие овощи и фрукты. «А сейчас будем соревноваться – чья бригада скорее соберет урожай. Вот в эту корзинку (указывает на картинку «яблоко» или модель «Сад») надо собрать фрукты, а в эту (где нарисован «огурец» - модель «Огород») овощи. Кто считает, что они собрали всё, поднимает вот так корзинку. Все мы потом проверим, не забыли ли они что-нибудь в саду или на огороде». Овощи и фрукты воспитатель вместе с детьми раскладывает на полу (или на участке) .Выбираются две бригады: овощеводов и садоводов (по два-три человека). По сигналу воспитателя (хлопок) дети собирают овощи и фрукты в соответствующие корзинки. Та бригада, которая первой поднимет корзинку, выигрывает (надо проверить, не ошиблись ли играющие, не попал ли в корзинку не тот овощ или фрукт). После этого объявляется команда-победительница. Игра продолжается с другими командами.

Дидактическая игра «Что сажают в огороде»

Цель: учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по способу их применения, развивать быстроту мышления, слуховое внимание, речевые навыки.

Игровое правило. Отвечать на вопросы водящего нужно только словами «да» или «нет».

Игровое действие. Кто ошибся, тот отдает фант, который потом отыгрывает.

 

Ход игры:. Воспитатель спрашивает: «Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы отвечаете «да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «нет». Кто ошибется, тот проигрывает» Воспитатель. Морковь. Дети. Да! Воспитатель. Огурцы. Дети. Да! Воспитатель. Свекла. Дети. Да! Воспитатель. Сливы. Дети. Нет! Если кто-то поспешит и ответит неправильно, воспитатель может сказать: «Поспешишь – людей насмешишь. Будь внимателен!»

Дидактическая игра «Вершки - корешки»

Цель: развивать быстроту реакции на вопрос педагога, внимание, память; формировать интерес к играм, в которых дети могут показать свои знания.

Ход игры. Педагог уточняет, что съедобный корень овоща дети будут называть корешками, а съедобный плод на стебле — вершками. Объясняет; что отвечать можно только двумя словами вершки и корешки. Кто ошибется, заплатит фант, который в конце игры выкупается. Педагог называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно — вершки или корешки. Педагог предупреждает, что дети должны быть внимательными, поскольку в некоторых овощах съедобно и то и другое. Детям с ОНР и ЗПР для опоры необходимы предметные картинки.

 Дидактическая игра «Продолжи фразу»

Лимон кислый, а яблоко…… (сладкое);

Лимон овальный, а яблоко….. (круглое);

Лимон желтый, а яблоко………(красное).

 Дидактическая игра «Отгадай по описанию»

 Зелёный, хрустящий, пупырчатый (огурец)
Красный, сочный, наливной (томат)
Рассыпчатая, жареная, ароматная (картошка)
Белокочанная, кудрявая, цветная (капуста)
Круглая, оранжевая, большая (тыква)
Острый, лечебный, зелёный (лук)

Дидактическая игра «Что растет в саду, огороде?»

Цель: развивать умение действовать по сигналу быстро; воспитывать честность при выполнении правил игры.

Ход игры. По сигналу взрослого дети отбирают маленькие карточки в соответствии с рисунком на большой карте у взрослого. Выигрывает тот, кто быстрее закрыл все пустые клетки и правильно назвал растения. Маленькие карточки просматриваются детьми заранее.

Дидактическая игра «Найди по описанию»

Цель: развивать память, внимание; формировать умение при отгадывании не перебивать товарищей, не выкрикивать, внимательно выслушивать педагога.

Ход игры. Педагог подробно описывает один из представленных овощей или фруктов (форма, цвет, величина, окраска, вкус, какой на ощупь, какой снаружи и внутри) и предлагает детям его назвать и показать. Затем взрослый загадывает загадки, дети отгадывают и находят карточку с изображением. Описательный рассказ может составлять ребенок, а взрослый отгадывать.

Игра-хоровод «Кабачок»

Цель: развивать музыкальный слух, чувство ритма; формировать творческий потенциал.

Ход игры. Один из детей становится кабачком. Он стоит в центре круга, дети водят вокруг него хоровод и поют:

Кабачок, кабачок,

Тоненькие ножки,

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили,

На ноги поставили,

Танцевать заставили.

Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь!

Кабачок танцует, а потом выбирает другого ребенка, который становится кабачком. Кабачок может танцевать в паре с тем, кого выбрал. Можно выбирать не кабачок, а другой овощ (баклажан, огурец, помидор и т. п., использовать шапочки-маски).

Подвижная игра «Баба сеяла горох»

Цель: развивать ловкость, быстроту реакции, внимание; воспитывать честность при выполнении правил игры.

Ход игры. Один из детей становится водящим, все остальные — горошинками. Горошинки произносят текст и водят хоровод вокруг водящего.

Баба сеяла горох. (Дети приседают, держась за руки)

Ох! Уродился он неплох. (Приседают)

Ох! Уродился он густой. (Идут в центр.)

Мы помчимся — ты постой!

Горошинки разбегаются по участку, а водящий ловит их. Первый, кого поймают, становится водящим. Водящими могут быть и два и три ребенка. Водящий имеет право только салить.

Подвижная игра «Посади и собери картофель»

Цель: развивать ловкость быстроту движений, упражнять в ориентировании по плану.

Ход игры. Дети распределяются на 3—4 команды с равным числом играющих. Команды в колоннах стоят у черты. На расстоянии 12—20 м от черты напротив каждой команды лежат по 3 небольших кружка-лунки (обручи, круги можно нарисовать мелом). В руках у детей, стоящих впереди колонн, небольшие мешки с тремя маленькими мячами или мешочками с песком. По сигналу воспитателя первые в колоннах бегут к лункам, сажают в каждую по картофелине и возвращаются. Подбегая к колонне, они передают мешочек следующему играющему, тот бежит и собирает картофель и т. п. Побеждает команда, первой закончившая задание. Картофель должен лежать в лунке (круге). Если картофелина выкатится, то ребенок обязан вернуть ее на места. Игра повторяется 3—4 раза.

Малоподвижная игра «Вершки-корешки»

Цель: знать названия овощей, уметь различать корнеплоды; быстро реагировать на название овоща — приседать, если это корнеплод, поднимать руки вверх, если овощ созревает наверху.

Ход игры. Дети стоят в кругу, педагог называет овощи, а дети должны вспомнить как они растут, что люди едят вершки или корешки, в соответствии с этим присесть или поднять руки вверх. Кто ошибается, тот выбывает. Педагог выполняет действия вместе с детьми, сбивая их с толку. Награждается самый внимательный и знающий.

Подвижная игра «Овощи — фрукты»

Задачи: учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать внимание, наблюдательность.

Атрибуты: предметные картинки овощей и фруктов

Ход игры: в центре круга лежат картинки овощей и фруктов. Дети идут по кругу со словами:

« Раз, два, три — предмет любой бери!» Дети берут любой предмет и организуют группы «Овощи», «Фрукты».

Подвижная игра « Вершки и корешки»

Задачи: закреплять знания о способе произрастания овощей, развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие, память.

Атрибуты: муляжи овощей или натуральные овощи.
Ход игры: Вариант 1: взрослый показывает овощ (муляжи или натуральные), дети называют его и показывают движениями, где он произрастает, если на земле — тянут руки вверх, если под землёй — приседают. В качестве взрослого может выступать и ребёнок, который сам показывает овощи.

Вариант 2: взрослый только говорит название овоща, а дети показывают движениями, где он растёт.

Дидактическая игра «Хлопай в ладоши»

Задачи: закреплять умение на слух воспринимать названия овощей и фруктов, находить их на картинках, развивать слуховое внимание,

Атрибуты: предметные картинки по теме

Ход игры: читается стихотворение, дети должны запомнить и назвать овощи (или фрукты, или ягоды, или грибы в зависимости от темы), которые упоминались в стихотворении, и показать или выложить картинки с их изображением. Когда читается стихотворение во второй раз, дети хлопают в ладоши, если услышат название овоща (фрукта, ягоды, грибы).

В огороде

Вот вам морковка
Красная головка,

Хвостик зелёный.

Вот вам репка

И огурчик крепкий,

Солнцем позлащённый.

На рядах капусты
Кочаны жмутся густо

В листьях лохматых,

Вот горошек сладкий,

Зёрнышки в порядке

Спят в стручках усатых.

Что за вкусный народ

Населил наш огород!

 

Чудо-огород

Удивляется народ:

Что за чудо-огород?

Здесь редис есть и салат,

Лук, петрушка и шпинат.

Помидоры, огурцы
Зреют дружно - молодцы!
И картофель, и капуста
Растут на грядках густо-густо.
И все дружно говорят:
"Мы растём здесь для ребят.
За усердие и труд
Урожай весь соберут".

 

Буду делать я салат…

Буду делать я салат,
Накрошу в большую миску
Огурцы, порей, шпинат,
Помидоры и редиску.

Мелко порублю укроп,
И заправлю все сметаной.
Витаминами я впрок
Запасаться не устану.

 

 

Дидактическая игра «Доскажи словечко»

Задачи: развитие внимания, памяти, совершенствование знаний об овощах и фруктах.

Ход игры: взрослый читает, а дети добавляют слова.

- Здесь весною было пусто, летом выросла… (капуста).

- Солнышко светило чтоб , ярче зеленел … (укроп).

- Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку).

- От дождя земля намокла – вылезай, толстушка … (свёкла).

- Из земли – за чуб плутовку тянем сочную … (морковку).

- Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук).

- Просит дедушка Федюшку: - собери ещё … (петрушку).

- Вот зелёный толстячок – крупный, гладкий … (кабачок).

- А теперь пойдём мы в сад, там созрел уж … (виноград).

- Очень сочны и красивы выросли на ветках … (сливы).

- Для Серёжи и Марины набираем … (мандарины).

- Для Ванюши и Катюши соберём в корзину … (груши).

- Не забудем для Алёны очень кислые … (лимоны).

- Для начинки в пироги набираем … (яблоки).

Вот и всё! Хоть и устали, урожай мы весь собрали!

Дидактическая игра «Большой — маленький»

Цель: научить детей словообразованию с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов: огурец — огурчик, помидор — помидорчик...

 

Дидактическая игра «Назови как можно больше признаков»

Цель: учить детей согласованию существительных с прилагательными

Морковь (какая?) — оранжевая, длинная, сладкая, полезная, твердая

помидор (какой?) — красный, сочный, аппетитный, круглый

Огурец (какой?) — овальный, хрустящий, зеленый, длинный, ароматный

 

Дидактическая игра «Мы волшебники немного – был один, а стало много»

Цель: учить детей образованию множественного числа существительных:

Огурец - огурцы, яблоко — яблоки, груша — ..., слива — ..., персик — ..., банан — .... и т.д.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Задачи: совершенствовать умение на ощупь определять фрукт или овощ по его форме, правильно называть его цвет, развивать внимание, память, устную речь

Атрибуты: мешочек, муляжи овощей и фруктов.

Ход игры: воспитатель показывает мешочек и говорит:

Я-чудесный мешочек,

Всем ребятам я — дружочек.

Очень хочется мне знать,

Как вы любите играть.

Дети складывают в мешочек муляжи овощей и фруктов. Далее по очереди берут из мешочка предмет, на ощупь определяют, что это, называют его, а потом достают.

После этого дети собираются в группы «Овощи», «Фрукты».

Пальчиковая гимнастика “Хозяйка однажды с базара пришла”

Хозяйка однажды с базара пришла, (Шагают пальчиками по столу.)

Хозяйка с базара домой принесла (Загибают по одному пальцу на обеих руках.)

Картошку, капусту, морковку,

Горох, Петрушку и свеклу. ОХ! (Хлопок.)

Вот овощи спор завели на столе - (Попеременные удары кулачками и ладонями.)

Кто лучше, вкусней и нужней на земле.

Картошка? Капуста? Морковка? (Загибают пальчики на обеих руках.)

Горох? Петрушка иль свекла? ОХ! (Хлопок.)

Хозяйка тем временем ножик взяла (Стучат ребром каждой ладони по столу.)

И ножиком этим крошить начала

Картошку, капусту, Морковку, (Загибают пальчики.)

Горох, Петрушку и свеклу. ОХ! (Хлопок.)

Накрытые крышкой, в душном горшке (Ладони складывают крест- накрест на столе.)

Картошка, Капуста, Морковка, (Загибают пальчики.)

Горох, Петрушка и свекла. ОХ! (Хлопок.)

И суп овощной оказался неплох! (Показывают, как едят суп.)

 

Пальчиковая гимнастика «Капуста»

Мы капусту рубим, (Дети делают резкие движения)

Мы морковку трем (Пальцы обеих рук сжимают в кулаки, двигают ими к себе и от себя) .

Мы капусту солим, (Имитируют посыпание солью из щепотки.)

Мы капусту жмем. (Интенсивно сжимают и разжимают пальцы)

В кадку все утрамбовали (Потирают кулак о кулак.)

Сверху грузиком прижали. (Ставят кулак на кулак.)

 

Пальчиковая гимнастика «Компот»

Будем мы варить компот, (Левую ладошку держать “ковшиком” указательным пальцем правой руки “мешают”)

Фруктов нужно много. (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)

Вот:

Будем яблоки крошить, (имитируют движения, крошат)

Грушу будем мы рубить. (Имитируют движения, рубят)

Отожмем лимонный сок (Имитируют движения, отжимают)

Слив положим и песок. (Имитируют движения)

Варим, варим мы компот (“варят” и мешают”.)

Угостим честной народ. (Угощают)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое мероприятие по проекту «Огород на окне» Физкультурный досуг Тема «Веселый огород»

Данный материал - это сценарий физкультурного досуга. Задачи :создать радостное настроение, развивать у детей мышечную силу, выносливость, быстроту реакции, ловкость, внимание, быстроту мышления...

проект: "Огород на окне" приложение

формирование экологической культуры у детей, создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческ...

ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Огород на окне». «Огород Смурфиков»

Посадка ,ухаживание и наблюдение детей за посаженными семенами овощей....

Экологический проект «Огород на окне» В рамках реализации всероссийского проекта «Эколята – дошколята».

Природа – не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Необходимо посеять и взрастить в душе ребёнка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны,...

Познавательно - исследовательский проект «Огород на окне». Краткосрочный Тема: «Веселый огород» группа раннего возраста

Познавательно - исследовательский проект «Огород на окне»Краткосрочный Тема: «Веселый огород» группа раннего возраста Актуальность темы проекта: проект направлен на расшир...

Проект огород на окне «Чудо огород!» Группа №6

Дети группы раннего возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности ...

Приложение к проекту "Огород на окне" Художественная литература (стихотворения, потешки, пословицы, загадки)

Художественная литература(стихотворения, потешки, пословицы, загадки)...