Мастер-класс для педагогов «Применение технологии разноуровневого обучения как стимул познавательной активности дошкольников»
консультация (подготовительная группа)

Меркушева Ирина Николаевна

Учёт индивидуальных особенностей обучения ребёнка и дифференцированного подхода к нему в процессе воспитания и обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ

СЛЮДЯНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №1 г. СЛЮДЯНКИ»

Муниципальная августовская конференция 2024

РМО «Дошкольник»

Мастер-класс для педагогов «Применение технологии разноуровневого обучения как стимул познавательной активности дошкольников»

Подготовила: воспитатель МБДОУ №1

Меркушева Ирина Николаевна

Слюдянка 2024

Идея учёта индивидуальных особенностей обучения ребёнка и дифференцированного подхода к нему в процессе воспитания и обучения зародилась давно. Основоположником этой технологии является американский ученный и педагог Джон Дьюи.

Актуальность: В настоящее время возросло число детей, которое в силу различных биологических, психофизических, социальных и педагогических причин недостаточно готовы к началу школьного обучения, испытывают значительные трудности в усвоении образовательных программ.

Технология разноуровневого обучения – это организация учебно -воспитательного процесса, которая даёт возможность каждому ребёнку освоить образовательную программу на доступном уровне в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого ребёнка, не ниже базового уровня.
Цель технологии разноуровневого обучения: обеспечить усвоение учебного материала каждым воспитанником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его личного опыта.
Основу технологии разноуровневого обучения составляют:
- психолого-педагогическая диагностика воспитанника;
- сетевое планирование(это модель учебного процесса, которая позволяет каждому педагогу наглядно видеть, какие условия он должен создать для каждой группы воспитанников, чтобы они стали личностью действующей, т.е. субъектом обучения плюс увидеть результат);
- разноуровневый дидактический материал.

Основные принципы технологии разноуровневого обучения:

* Нет бесталанных детей, все дети в чём-то талантливы;
* Если у кого-то, что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше.
* Ни одно суждение о ребёнке не может быть окончательным.
В структуре уровней выделяют 3 уровня
1 – минимальный (государственный стандарт)
2 – базовый
3- вариативный (творческий или усложнённый)

Учитывая индивидуальное развитие каждого ребёнка, и то что дети 1 группы могут показывать разные результаты. Даже по темам недели, эти группы подвижны по своему составу.
Основное правило, которого я придерживаюсь «Не дотягивать всех детей до единого уровня, а создавать условия каждому в меру его потребностей, сил и желания»

Работа с аудиторией

Дети группы с минимальным уровнем освоения программы имеют ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире. У них сниженная работоспособность, неподготовленность к приёму и переработке информации, низкий уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности. Таким детям трудно сосредоточиться, они быстро утомляются, предпочитают отмалчиваться. Под влиянием неудач у таких детей складывается отрицательное отношение к обучению.
Для них воспитатели:
- предлагают облегчённые варианты заданий;
- готовят больше наглядного материала, схем – подсказок;
- готовят к восприятию нового материала, проводя предварительную работу;
- избегают таких слов как: «неправильно», «плохо», «не так», используют похвалу, одобрение, подбадривание, различные виды помощи, создают «ситуацию успеха».

2. Группа детей с базовым уровнем развития – усваивают материал в соответствии с возрастом, неплохо справляются с заданиями, но, порой, без поддержки и помощи воспитателя теряются; недостаточный уровень самостоятельности, требуется дополнительная стимуляция при выполнении заданий; речь соответствует возрасту, но иногда встречаются отдельные грамматические погрешности, нарушения в звукопроизношении.

Для них особенно важен психологический настрой: «Я хочу», «Я могу», «Я умею», «У меня всё получится!» Воспитатели, осуществляя индивидуальный подход:
- предлагают технологические карты для выполнения задания;
- Наводящими вопросами, подводят к заключению определённого вывода;
- Создают условия для закрепления материала через дидактические игры, игры-соревнования, сюжетно-дидактические игры и т.д.;
- воспитывают уверенность, решительность, самостоятельность при небольшой стимулирующей помощи со стороны взрослого.
3. В группу вариативного уровня входят дети, которые способны с лёгкостью усвоить материал, имеют высокий познавательный интерес; дают быстрые ответы на вопросы воспитателя; хорошо развитая речь ; усвоение программы идёт в полном объёме; достаточный уровень сообразительности и инициативы; при выполнении заданий старательны, умеют применять знания в повседневной жизни; в игровой деятельности занимают ведущие роли.
Воспитатели для таких детей:
- усложняют программные задачи;
- создают проблемные ситуации;
- обеспечивают овладение самостоятельным поиском решения познавательных задач;
- стимулируют самостоятельность мышления, творческий поиск;
- дают возможность детям анализировать, делать выводы.
Таким образом, педагоги обеспечивают детям с высоким уровнем продвижение по пути их опережающего развития.

Разноуровневое обучение даёт возможность обойти заложенную в стандарте усредненность и сделать обучение дифференцированным по способностям и особенностям детей.

Примеры игр в группах по уровню сложности
1. Дидактическое упражнение со счетными палочками, в котором есть три варианта выполнения: одной группе детей составить и назвать геометрическую фигуру, состоящую из 3 палочек; второй – из 5 палочек; третьей – из 6-7 палочек.
2. Тема недели. «Наш дом, или моя семья» При использовании разрезных картинок: одна группа работает с картинкой, разрезанной на 4 части, другая – с 5 частями, третья – с 6 частями.
3. Игра на цвет, форму и размер «Составь картину из фигур» предложить членом групп самим определить задание по степени сложности своей группы, выполнить задание объяснить.
( Поиграть с аудиторией в игры разного уровня сложности)

Заключение. Таким образом, главный акцент в разноуровневом обучении  делается не на деление детей по их способностям или уровню обученности, а на  установку на успех, посильность заданий с учётом уровня знаний, умений и навыков дошкольников и предполагающее последовательное усложнение познавательных задач.
В дидактике нет готовых рецептов, поскольку сама проблема разноуровневого обучения носит творческий характер.

Однако именно разноуровневое обучение позволяет воспитателю помогать “слабому”, уделять внимание “сильному”, даёт возможность приблизить каждого ребёнка к целевым ориентирам.
Использование метода разноуровневого обучения детей делает процесс обучения интересным и доступным для всех детей, повышает познавательную активность и учебную мотивацию, исключает перегрузку, благотворно влияет на все стороны развития личности дошкольника.
В заключении, я хотела бы поблагодарить всех вас за работу и предложить вам в вашу методическую копилку материал, который содержит в себе: условия и примеры реализации разноуровневого подхода в воспитании и обучении детей. Всего вам доброго

img20240827_23293057

Условия реализации разноуровневого обучения детей дошкольного возраста.

Подход к ребёнку
I подгруппа(минимальный уровень)
-Проводить предварительную работу перед предстоящим занятием.
- Постепенно усложнять программные задачи и задания, обеспечивать продвижение детей в их развитии.
- Постепенность и последовательность в подаче материала.
- Создавать специальные ситуации, чтобы настроить детей на предстоящее занятие.
- Постепенно вводить в тему занятия элементы предстоящей работы.
- Чаще использовать индивидуальные дидактические карточки-задания.
- Разнообразить вариативность, доступность наглядного материала: игрушек, картинок, иллюстраций, схем, таблиц, пиктограмм, других средств обучения.
- Использовать игровые приёмы, больше сюрпризности на занятии.
- Давать задания, предполагающие ответ в действии (найти, показать, выбрать, принести).
- Чередовать хоровые ответы с индивидуальными.
- Больше времени давать на обдумывание задания, застенчивых и робких детей не спрашивать первыми.
- В случае необходимости менять форму проведения, темп занятия и объём материала.
- Осуществлять повторение трудных тем.
- Умело оказывать детям прямую и косвенную помощь.
- Поддерживать инициативу ребёнка.
- Стараться понять внутренний мир ребёнка, чувствовать его настроение, учитывать интерес и желание заниматься.
- Проявлять выдержку такт, терпение.
- Не делать отрицательных сравнений, чаще
подбадривать, поощрять, хвалить детей и радоваться их успехам.
- Воспитывать в детях уверенность в своих силах, используя установки: «будь внимателен», «посмотри на образец», «не спеши говорить, подумай», «ты можешь», «ты умеешь», «у тебя всё получится», «ты умный», «ты способный».
II подгруппа (базовый уровень)
- Постепенно усложнять программные задачи и задания.
- Обеспечивать продвижение детей в их развитии.
- Проводить предварительную работу перед предстоящим занятием.
- Осуществлять постепенность и последовательность в подаче материала.
- Настраивать детей на предстоящее занятие.
- Подбирать такие формы, методы, приёмы работы с детьми, которые способствуют дальнейшему развитию умственных способностей детей.
- Использовать дидактические игры на развитие логического мышления и других психических процессов.
- Привлекать детей к раздаче дидактического материала для занятий.
III подгруппа (вариатив-ный, творческий)
- Усложнять программные задачи и задания.
- Увеличивать объём заданий.
- Давать дополнительный познавательный материал.
- Предлагать разнообразные варианты заданий.
- Осуществлять разнообразные приёмы.
- Давать задания для развития творческой инициативы и мышления.
- Приучать детей делать самостоятельные открытия.
- Пользоваться приёмом самоконтроля и самооценки заданий детьми.
- Давать индивидуальные карточки-задания с учётом развития ребёнка.
- Предъявлять более высокие требования к ответам детей, к качеству выполнения заданий.
- Поощрять ответы детей.

Примеры реализации разноуровневого обучения:

• Для каждого подгруппового занятия подбираются или изготавливаю материалы с разным уровнем сложности (контурные изображения для раскрашивания, наложенные изображения ( с 2, 3 или 4 предметами), шнуровка с разными по величине и количеству отверстий, наборы для группировки с разным количеством групп предметов или с разным количеством предметов и т.д.
• Дидактическое упражнение со счетными палочками, в котором есть три варианта выполнения: одной группе детей составить и назвать геометрическую фигуру, состоящую из 3 палочек; второй – из 4 палочек; третьей – из 6 палочек.
• При использовании разрезных картинок: одна группа работает с картинкой, разрезанной на 4 части, другая – с 5 частями, третья – с 6 частями.
• Даётся определённая последовательность геометрических фигур и предлагается:
Детям первой группы – продолжить ряд;
Детям второй группы – продолжить ряд, увеличив количество какой – либо фигуры.
Детям третьей группы – продолжить ряд и придумать свою последовательность.
• На занятиях по Грамоте для одной группы детей предлагается ряд, состоящий из цифр и букв, при этом детям необходимо все буквы обвести в круг, а цифры - в квадрат. Для детей второй группы предлагается в ряде найти и зачеркнуть определенные буквы. Для детей третьей группы предлагается в ряде букв найти и подчеркнуть «спрятанные» слова.
• «Слоговое лото». Детям предлагаются слова, состоящие из трех букв. При этом первая группа детей заменяет первую букву, составляя при этом новое слово. Вторая группа – заменяет последнюю букву, а третья группа – заменяет гласную.
• Педагог зачитывает детям предложения. Одна группа детей определяет, быль это или небылица. Вторая группа должна переставить слова местами, а третья группа – воспроизводит предложение, заменяя одно или два слова.
• При составлении рассказа одна группа детей используется опорную схему, другая – старается составлять рассказ без нее.
• Используя дидактические игры такие, как “Танграм”, “Волшебный круг”, “Колумбово яйцо”, каждая группа детей получает задание соответствующего уровня сложности.
• При заучивании стихотворений дети, имеющие высокий уровень развития слухоречевой памяти запоминают со слов педагога, повторяя за ним. Для детей, испытывающих трудности при запоминании словесной информации, используются в качестве помощи иллюстрации, разыгрывание сюжета, самостоятельное зарисовывание сюжета.
• Для детей со слабой мелкой моторикой применяется более крупный раздаточный материал (фишки, геометрические фигуры и проч.), чем для детей с хорошо развитой мелкой моторикой.
• Если ребенок испытывает трудности при усвоении некоторых математических представлений и понятий, то, за день или за два до занятия воспитатель показывает, например, фигуру и говорит ребенку: «Скоро мы познакомимся с новой фигурой. Еще никто не знает, как она называется, а тебе я сейчас скажу, только ты постарайся запомнить - это ромб (квадрат, треугольник)». Накануне занятия еще раз напоминает, как называется фигура и чем она отличается от уже знакомых. После такой подготовки ребенок легче справляется с заданиями и, как правило, активен на занятии.
• Для детей с высоким темпом деятельности заранее готовятся дополнительные индивидуальные задания. Для детей с низким темпом деятельности возможно сокращение количества заданий в рамках одного занятия.
• Для детей с высоким уровнем двигательной активности использовать на занятии задания, связанные с передвижением в пространстве или с каким – либо действием.
• Для закрепления знаний о числе и соответствующей цифре (или букве) детям с трудностями в обучении предлагается рассмотреть число и цифру, обозначающую это число, подумать и сказать, на что она похожа, нарисовать этот предмет, а затем найти и положить ее рядом с нарисованным предметом. С такими детьми можно разучивать загадки, пословицы, скороговорки, считалки, стихи и в свободное время на прогулке загадывать загадки, разучивать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер – класс с педагогами на тему: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Эксперимент — это научно поставленный опыт или наблюдение исследуемого явления в учитываемых условиях, которые позволяют следить за ходом явления и воспроизводить его многократно при повторении ...

Тема лекции: «Технология проблемного обучения в развитии познавательной активности дошкольников»

Сегодняшняя лекция посвящена  повышению профессиональной компетентности педагогов по проблемам применения технологии проблемного обучения. Я раскрою специфику использования проблемного обучения в...

Мастер – класс с педагогами на тему: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Мастер – класс с педагогами на тему: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности  дошкольников»...

Конспект НОД «Математическое путешествие» с применением технологии разноуровневого обучения в подготовительной группе

Задачи: Обучающие: закрепить счет в пределах от 0 до10;- упражнять в умении решать примеры в одно или два действия;                    ...

Методические рекомендации «Технология проблемного обучения в развитии познавательной активности дошкольников»

Методические рекомендации «Технология проблемного обученияв развитии познавательнойактивности дошкольников»...