Мастер класс для педагогов по STEM
занимательные факты

Чистякова Татьяна Васильевна

Мастер класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_pedagogov_steam_-.docx39.61 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

«Мастер класс формирование у детей старшего дошкольного возраста предпосылок математической грамотности»

Добрый день, уважаемые педагоги!

Задача мастер - класса:

-  мотивировать педагогов на применение технологии SТЕМ, использование игрового набора «Дары Фребеля»,  и игрового конструктора «Тико», програмируемого робота бодзи  в  индивидуальной и подгрупповой работе с дошкольниками.

4.  Актуальность.

Современный мир ставит перед образованием непростые задачи: подготовить ребенка к жизни в обществе, которое требует от него особых интеллектуальных способностей, направленных в первую очередь на работу с быстро меняющейся информацией. Развитие умений получать, перерабатывать и практически использовать полученную информацию и лежит в основе STEM – технологии в образовательной деятельности.

Внедрение STEM - технологии в ДОУ помогает детям научиться быстро ориентироваться в потоке информации и реализовывать полученные знания на практике. Дошкольники приобретают дополнительные практические навыки и умения, которые достаточно востребованы в современной жизни.

STEM - технология имеет целый спектр применения в системе дошкольного образования и является великолепным средством развития дошкольников,

- позволяя сочетать образование, воспитание и развитие детей в режиме учиться и обучаться в игре;

- позволяет детям проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, конструировании и др.;

  1. Важным условием обучения STEАM - технологии является парная или групповая деятельность детей. Именно в таком формате общения им будет легче и интереснее аккумулировать идеи и размышлять.
  2. Программа «STEM - образование детей дошкольного возраста» включает   модулей, содержание которых направлено на развитие интеллектуальных способностей детей

  1. Подбор специальных заданий, приемов, игр помог нам адаптировать под STEM - технологию игровой набор «Дары Фребеля»,  конструктор  нового поколения – ТИКО , програмируемый робот

  Игры Фребеля используются для развития пространственных представлений, восприятия движения, формы, цвета, размера, числа, комбинаторных способностей мышления в процессе детских "построек ", с помощью которых устанавливается связь между внутренним и внешним миром ребенка.

 

ТИКО или Трансформируемый Игровой Конструктор для обучения –  набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой.

Технология ТИКО-моделирования интересна тем, что, строясь на интегрированных   принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования, помогает формировать у дошкольников элементарные представления о геометрии, развивает логическое мышление, любознательность, учит договариваться со сверстниками, что является так же одним и из направлений STEM – технологии.

В нашей  методической копилке имеется разнообразный практический материал, с использованием игрового набора и игрового конструктора ТИКО.  Сегодня мы вас познакомим с одним из вариантов использования данных материалов в работе с детьми.

Практическая часть:

Уважаемые педагоги, приглашаю несколько человек участников мастер-класса.

Вы сейчас – дети, и мы с вами отправляемся в путешествие использования игрового набора «Дары Фребеля»,  и игрового конструктора «Тико» и програмируемого робота

Для того,  чтобы отправиться в путешествие, вам необходимо выполнить игровую разминку :

«Ручки вверх

Ручки вниз

А теперь их на бочок, показали кулачок

У кого самая ровная спинка , хорошая дисциплинка

Кто слышит меня хлопни раз

Кто слышит меня хлопни два

Кто слышит меня улыбнись три

1. Игра «Волшебная змея».

- Однажды я увидела Змею. И сама себе задала вопрос: Где у нее кончается шея и начинается хвост? Ответ был абсолютно прост: Где у нее кончается шея, там начинается хвост.

Я держу длинную верёвку с узелком на конце с одной нанизанной деталью.

- Начну я, а вы запоминайте слова и действия: «Я змея, змея, змея! Я ползу, ползу, ползу! – Я отдаю верёвку с деталью (головой) следующему игроку (показ) и спрашиваю: «Хочешь стать моим хвостом?» - а вы отвечаете: «Да хочу. Я хочу стать хвостом  змеи (и добавляете любое слово,   которое обозначает признак - красной или круглой, длинной, т. д.), при этом, надеваете свою деталь.  Далее нанизывая деталь, обращаетесь к следующему игроку со словами: «Я змея, змея, змея! Я ползу, ползу, ползу! – отдаёте верёвку с деталью следующему игроку и спрашиваете: «Хочешь стать моим хвостом?» - игрок отвечает: «Да хочу. Я хочу стать хвостом (и добавляет 2 слова, сказанные ранее и своё, обозначающее признак и  т.д.) пока не закончатся слова.  Начали «Я змея, змея, змея….

- Скажите, чем эта игра полезна?

- Какие вы молодцы! Вспомните, какая деталь была у вас в руках.

2.  Игра «Автобус».

- И так,  отправимся в путешествие мы на автобусе.  На каждом столе участников лежит на углу справа белый лист и стоит тарелочка с цветными фигурками.

- Послушайте задание: каждая команда, сидящая за столом вместе должна рассадить «пассажиров» - фигурки из тарелочки - в «автобусе» - на белом листе.

Я буду называть, куда класть фигурку - рассаживать «пассажиров», а вы совместно будете выполнять. Положите на середине стола белый лист вертикально - это автобус.

В автобусе будет 3 ряда: нижний, средний, верхний. Задание понятно?

- Слушайте инструкцию: 

Пассажир «красный треугольник» сидит в нижнем ряду слева… (дать время).

Пассажир «жёлтый полукруг» сидит в среднем ряду справа……

Пассажир «зелёное кольцо» сидит в верхнем ряду слева……

Пассажир «синий квадрат» сидит в среднем ряду слева……

Пассажир «фиолетовое полукольцо» сидит в верхнем ряду справа……

Пассажир «белый круг» сидит в нижнем ряду справа……

- Вы ЗАМЕЧАТЕЛЬНО рассадили всех «пассажиров»! Высаживайте их обратно в тарелочки!

- А теперь скажите, что эта игра развивает? (Сенсорные и познавательно-исследовательской деятельности навыки, ЭМП, расширяет кругозор; познавательную активность, готовность к совместной деятельности со сверстниками)

4. Игра «Дерево»

Перед каждым из вас лежит простое обычное дерево.

- Как вы думаете, когда такое дерево можно увидеть? (зимой, ранней весной, поздней осенью).

Солнышко пригрело, и на деревьях появляются молоденькие зеленые листики. Пусть и на ваших деревьях они появятся. (Берем зеленые камешки и выкладываем).

Наше дерево будет плодовым, например, яблоня. Весной на плодовых деревьях начинают распускаться цветочки, цветочки у нас будут белые. Наше дерево сейчас тоже зацветет. (Выкладываем розовые камешки).

Наступает лето. Во что превратятся наши цветочки? (В маленькие зеленые яблочки). Убираем цветочки, берем маленькие зеленые камешки.

Летом солнышко греет, наши яблочки наливаются и становятся какими? (Красными). Убираем зеленые и ставим красные камешки.

Яблоки поспели, и мы их собираем.

Лето закончилось, наступила осень, листья желтеют. (Выкладываем желтые камешки).

Время идет, и наши листочки опадают. Убираем все камешки. Как называется данное явление в природе? (Листопад).

Осень закончилась и наступила зима, выпал снег. Попрошу выложить на дерево все камешки голубого цвета. (Выкладываем голубые камешки).  Зима закончится и снова наступит весна.

- Как вы думаете, данным упражнением,  задачи, каких образовательных областей мы с вами решили? (ответы педагогов)

5.  Диктант  ТИКО-моделирования:

Кот Дымок

Детали: прямоугольник – 1, квадрат маленький – 1, треугольник остроугольный – 1, треугольник равносторонний маленький-4.

Задание:

1. Расположите прямоугольник горизонтально.

2. К прямоугольнику справа прикрепите остроугольный треугольник.

3. К прямоугольнику снизу прикрепите два равносторонних треугольника.

4. К прямоугольнику сверху слева прикрепите квадрат.

5. К квадрату сверху и справа прикрепите равносторонние треугольники.

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/12/26/s_5fe71ddf5d893/1601658_1.jpeg        

 7.  Следующее задание на замещение геометрических фигур
1. Сконструируйте квадрат из двух прямоугольников.
2. Сконструируйте квадрат из прямоугольника и двух маленьких квадратов.
3. Сконструируйте квадрат из четырех прямоугольных треугольников.

Следующий этап работы - это конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. Дети старшего дошкольного возраста уже могут создавать объемные конструкции.

Вот и закончилось наше путешествие по  использованию игрового набора «Дары Фребеля»,  и игрового конструктора «Тико».

В заключении  можно сказать, что применение нетрадиционного материала –  игрового набора «Дары Фребеля», и конструктора ТИКО в образовательном процессе способствует развитию у дошкольников творческих способностей и попутно навыков и умений, отвечающих запросам современного общества – на удовлетворение которых направлены  стем-технологии.

Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.

- Мастер-класс подошёл к концу.

Вы вернетесь к своим детям. Возник ли у вас интерес к использованию игрового набора «Дары Фребеля», камешек Марблс и  конструктора ТИКО в рамках учебно-воспитательного процесса?

- Что вы узнали полезного для себя на этом мастер-классе?

- Что вам хочется отметить особо?

- Пригодилась ли вам практическая часть нашего мастер-класса?

- В заключение нашей встречи хочется пожелать творческих успехов вам и вашим воспитанникам.

Благодарим вас за внимание и за плодотворную работу!             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР КЛАСС ПО образовательной области, Художественно-эстетическое развитие.Мастер Класс для педагогов.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ СТАРОСТИНОЙ АРИНЫ СТАНИСЛАОВНЫ МАСТЕР КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ,ОБМЕН ОПЫТОМ....

Мастер - класс для педагогов по теме: «Использование ритмодекламации как средство формирования интереса детей дошкольного возраста к книге» ( см. видео мастер-класса в разделе "Видео" по ссылке)

Повышение профессиональных умений педагогов в процессе активного педагогического общения на основе опыта воспитателя по использованию ритмодекламации в работе с дошкольниками....

Мастер-класс Мастер-класс для педагогов Психологическое здоровье педагогов как основа благоприятного микроклимата ДОУ_

Мастер-класс Мастер-класс для педагогов Психологическое здоровье педагогов как основа благоприятного микроклимата ДОУ_...

Мастер-класс для педагогов «Дидактическая система Ф. Фрёбеля —основа для реализации STEM-технологий»

Мастер-класс для педагогов «Дидактическая система Ф. Фрёбеля —основа для реализации STEM-технологий»«Формирование естественнонаучной картины мира и развитие пространственн...

Мастер-класс для педагогов на тему: «STEM -образование в ДОУ»

Мастер-класс для педагогов на тему:«STEM -образование в ДОУ»...