Картотека игр-экспериментов в старшем дошкольном возрасте.
опыты и эксперименты

Герт Наталья Викторовна

Картотека игр-экспериментов в старшем дошкольном возрасте.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_opytov.docx338.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение            «Детский сад №7 «Незабудка»

Картотека игр-экспериментов в старшем дошкольном возрасте.                                        

  http://www.oldschoolasc.com/gallery/fun-kids-science-projects-pictures/Fun-Kids-Science-Projects-Picture-2.jpg

            https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/03ae/0004707d-74a9d973/hello_html_m12b597da.jpg

Подготовил воспитатель:                                                                                                                                                                                                                                                        Герт Н.В

г Мегион

Картотека игр-экспериментов в старшем дошкольном возрасте.

13461683132.gif

Игры с красками

Разноцветные шарики

Задача: получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой.

Материалы: палитра, гуашевые краски: синяя, красная, (желая, желтая; тряпочки, вода в стаканах, листы бумаги с контурным изображением (по 4—5 шариков на каждого ребенка), фланелеграф, модели — цветные крути и половинки кругов (соответствуют цветам красок), рабочие листы.

Описание. Зайчик приносит детям листы с изображениями шариков и просит помочь ему их раскрасить. Узнаем у него, шарики какого цвета ему больше всего нравятся. Как же быть, если у нас нет голубой, оранжевой, зеленой и фиолетовой красок? Как мы их можем изготовить?

  • Дети вместе с зайчиком смешивают по две краски. Если получился нужный цвет, способ смешивания фиксируется с помощью моделей (круги). Потом полученной краской дети раскрашивают шарик. Так дети экспериментируют до получения всех необходимых цветов. Вывод: смешав красную и желтую краску, можно получить оранжевый цвет; синюю с желтой — зеленый,  красную с синей — фиолетовый, синюю с белой — голубой. Результаты опыта фиксируются в рабочем листе.

Рисование на мокром листе

Незабываемые ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Для этого на стол или на пол постелите клеёнку. Намочите плотный лист бумаги для акварели (кисточкой или просто окунув в тазик с водой) и положите на клеёнку пригладив губкой. Окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите по бумаге. Продолжайте, используя другие цвета. Как бы случайно можно провести по рисунку кисточкой с одной водой, без краски- вода создаст на листе нежные, размытые, светлые полутона.

Игры со звуком

Почему все звучит?

Задача: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.

Материалы: бубен, стеклянный стакан, газета, балалайка или гитара, деревянная линейка, металлофон.

Описание.

  • Игра «Что звучит?» — воспитатель предлагает детям закрыть глаза, а сам издает звуки с помощью известных им предметов. Дети отгадывают, что звучит. Почему мы слышим эти звуки? Что такое звук? Детям предлагается изобразить голосом: как звенит комар? (З-з-з.) Как жужжит муха? (Ж-ж-ж.) Как гудит шмель? (У-у-у.)

Затем каждому ребенку предлагается тронуть струну инструмента, вслушаться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук. Что произошло? Почему звук прекратился? Звук продолжается до тех пор, пока колеблется струна. Когда она останавливается, звук тоже пропадает.

Есть ли голос у деревянной линейки? Детям предлагается извлечь звук с помощью линейки. Один конец линейки прижимаем к столу, а по свободному хлопаем ладошкой. Что происходит с линейкой? (Дрожит, колеблется.) Как прекратить звук? (Остановить колебания линейки рукой.)

Извлекаем звук из стеклянного стакана с помощью палочки, прекращаем. Когда же возникает звук? Звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад. Это называется колебаниями. Почему все звучит? Какие еще можете назвать предметы, которые будут звучать?

 

Игры со светом и тенями

Свет повсюду

Задачи: показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).

Материалы: иллюстрации событий, происходящих в раз¬ное время суток; картинки с изображениями источников света; несколько предметов, которые не дают света; фонарик, свеча, настольная лампа, сундучок с прорезью.

Описание. Дед Знай предлагает детям определить, темно сейчас или светло, объяснить свой ответ. Что сейчас светит? (Солнце.) Что еще может осветить предметы, когда в природе темно?(Луна, костер.) Предлагает детям узнать, что находится и «волшебном сундучке» (внутри фонарик). Дети смотрят сквозь прорезь и отмечают, что темно, ничего не видно. Как сделать, чтобы в коробке стало светлее? (Открыть сундучок, тогда попадет свет и осветит все внутри нее.) Открывает сундук, попал свет, и все видят фонарик.

А если мы не будем открывать сундучок, как сделать, чтобы а нем было светло? Зажигает фонарик, опускает его в сундучок. Дети сквозь прорезь рассматривают свет.

  • Игра «Свет бывает разный» — дед Знай предлагает детям разложить картинки на две группы: свет в природе, искусственный свет — изготовленный людьми.   Что светит ярче — свеча, фонарик, настольная лампа ? Продемонстрировать действие этих предметов, сравнить,  разложить в такой же последовательности картинки с изображением этих предметов. Что светит ярче — солнце, луна, костер? Сравнить по картинкам и разложить их по степени яркости света (от самого яркого).

Тени на стене

Вечером, когда стемнеет, включите настольную лампу и направьте её на стену. При помощи кистей рук вы получите на стене тень лающей собаки, летящей птицы и т.д. Можно использовать различные предметы и игрушки.

Солнечный зайчик

Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и постарайтесь обратить внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д. Предложите поймать убегающего «зайчика». Если ребёнку понравилась игра, поменяйтесь ролями: дайте ему зеркало, покажите как поймать луч, а затем встаньте у стены. Постарайтесь «ловить» пятнышко света как можно более эмоционально, не забывая при этом комментировать свои действия: «Поймаю- поймаю! Какой шустрый зайчик – быстро бегает! Ой, а теперь он на потолке, не достать… Ну-ка заяц, спускайся к нам!» и т.д. Смех ребёнка станет вам самой лучшей наградой.    

 

Кто   нагрел предметы?

На прогулке воспитатель показывает детям  зайчика и говорит: «Зайчик прыгнул на скамейку. Ах, как тепло! Потрогайте скамеечку, какая она: тёплая или нет? Кто её нагрел? Да, солнышко! Пришла весна. Солнышко сильно греет – нагрело и скамейку. Теперь зайчик прыгнул на качели». Дети вместе с воспитателем обходят участок и выясняют, что тёплыми стали стол, стена здания и т.п. «Кто нагрел всё это?» - спрашивает воспитатель.

Можно посадить зайчика на скамейку и через некоторое время убедиться, что и зайчик стал тёплым. «Кто его согрел?».

Эффект радуги


Расщепляем видимый солнечный свет на отдельные цвета – воспроизводим эффект радуги.
Материалы: Необходимое условие - ясный солнечный день. Миска с водой, лист белого картона и маленькое зеркальце.
Ход: Поставьте миску с водой на самое солнечное место. Опустите небольшое зеркало в воду, прислонив его к краю миски. Поверните зеркальце под таким углом, чтобы на него падал солнечный свет. Затем перемещая картон перед миской, найдите положение, когда на нем появилась отраженная «радуга».

Игры с воздухом

Воздух повсюду

Задачи: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство — невидимость.

Материалы: воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы бумаги.

Описание. Галчонок Любознайка загадывает детям загадку о воздухе.

Через нос проходит в грудь И обратно держит путь. Он невидимый, и все же Без него мы жить не можем.(Воздух)Что мы вдыхаем носом? Что такое воздух? Для чего он нужен? Можем ли мы его увидеть? Где находится воздух? Как узнать, есть ли воздух вокруг?

  • Игровое упражнение «Почувствуй воздух» — дети машут листом бумаги возле своего лица. Что чувствуем? Воздуха мы не видим, но он везде окружает нас.
  • Как вы думаете, есть ли в пустой бутылке воздух? Как мы можем это проверить? Пустую прозрачную бутылку опускают в таз с водой так, чтобы она начала заполняться. Что происходит? Почему из горлышка выходят пузырьки? Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом. Назовите предметы, которые мы заполняем воздухом. Дети надувают воздушные шарики. Чем мы заполняем шарики? Воздух заполняет любое пространство, поэтому ничто не является пустым.

Кто играет ленточками?

На веранде воспитатель раздаёт детям султанчики. Предлагает послушать: шуршат ли бумажные ленты? Шевелятся ли они? Подчёркивает: ленты не шевелятся, не шуршат.

Предлагает: «Поиграем ленточками» (делает различные движения). Подчёркивает, что это мы играем лентами. Затем предлагает тихо постоять и посмотреть: а теперь играют ленты?

После этого предлагает выйти с веранды и тихо постоять, обращает внимание на ленты: кто играет ими? Обращается к детям: «Аня, кто играет твоими лентами? Сережа, ты не играешь своими лентами? А кто ими играет?». Подводит детей к выводу: это ветер играет ленточками.

 

Игры с камешками

Каждому камешку свой домик

Задачи: классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях.

Материалы: различные камни, четыре коробочки, под носики с песком, модель обследования предмета, картинки-схемы, дорожка из камешков.

Описание. Зайчик дарит детям сундучок с разными камешками, которые он собирал в лесу, возле озера. Дети их рассматривают. Чем похожи эти камни? Действуют в соответствии с моделью: надавливают на камни, стучат. Все камни твердые. Чем камни отличаются друг от друга? Затем обращает внимание детей на цвет, форму камней, предлагает ощупать их. Отмечает, что есть камни гладкие, есть шероховатые. За и чик просит помочь ему разложить камни по четырем коробочкам по следующим признакам: в первую — гладкие и округлые; во вторую — маленькие и шероховатые; в третью — большие и не круглые; в четвертую — красноватые. Дети работай парами.   Затем  все  вместе  рассматривают,  как разложен камни, считают количество камешков.

  • Игра с камешками «Выложи картинку» — зайчик раздает детям картинки-схемы (рис. 3) и предлагает их выложить из камешков. Дети берут подносики с песком и в песке выкладывают картинку по схеме, затем выкладывают картинку по своему желанию.
  • Дети ходят по дорожке из камешков. Что чувствуете? Какие камешки?

Весенние игры

Из чего птицы строят гнезда?

Цель: Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной.
           Материал: Нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие веточки, палочки, камешки.
           
Ход: Рассмотреть гнездо на дереве. Выяснить, что птице надо для его постройки. Вынести самый разнообразный материал. Поместить его вблизи гнезда. В течение нескольких дней наблюдать, какой материал пригодится птице. Какие еще птицы прилетят за ним. Результат составляют из готовых изображений и материалов.

Игры со льдом и водой

Животворное свойство воды


         
Цель: Показать важное свойство воды – давать жизнь живому.
Ход: Наблюдение за срезанными веточками дерева, поставленными в воду, они оживают, дают корни. Наблюдение за проращиванием одинаковых семян в двух блюдцах: пустом и с влажной ватой. Наблюдение за проращиванием луковицы в сухой банке и банке с водой.
Вывод: Вода дает жизнь живому.

Текучесть воды.

          Цель: Показать, что вода не имеет формы, разливается, течет.
Ход: взять 2 стакана, наполненные водой, а также 2-3 предмета, выполненные из твердого материала (кубик, линейка, деревянная ложка и др.) определить форму этих предметов. Задать вопрос: «Есть ли форма у воды?». Предложить детям найти ответ самостоятельно, переливая воду из одних сосудов в другие (чашка, блюдце, пузырек и т.д.). Вспомнить, где и как разливаются лужи.
Вывод: Вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который налита, то есть может легко менять форму.


                                                 Таянье льда в воде

           Цель: Показать взаимосвязь количества и качества от размера.
Ход: Поместите в таз с водой большую и маленькую «льдины». Поинтересуйтесь у детей, какая из них быстрее растает. Выслушайте гипотезы.
Вывод: Чем больше льдина - тем медленнее она тает, и наоборот.

Можно ли пить талую воду

           Цель: Показать, что даже самый, казалось бы, чистый снег грязнее водопроводной воды.
          Ход: Взять две светлые тарелки, в одну положить снег, в другую налить обычную водопроводную воду. После того, как снег растает, рассмотреть воду в тарелках, сравнить ее и выяснить, в которой из них был снег (определить по мусору на дне). Убедитесь в том, что снег – это грязная талая вода, и она не пригодная для пить людям. Но, талую воду можно использовать для поливки растений, а также ее можно давать животным.

Способность воды отражать окружающие предметы

          Цель: показать, что вода отражает окружающие предметы.
Ход: Внести в группу таз с водой. Предложить ребятам рассмотреть, что отражается в воде. Попросить детей найти свое отражение, вспомнить, где еще видели свое отражение.
Вывод: Вода отражает окружающие предметы, ее можно использовать в качестве зеркала.

Прозрачность воды.

Цель: Подвести детей к обобщению «чистая вода – прозрачная», а «грязная – непрозрачная»
Ход: Приготовить две баночки или стакана с водой и набор мелких тонущих предметов (камешки, пуговицы, бусины, монетки). Выяснить, как усвоено детьми понятие «прозрачный»: предложить ребятам найти прозрачные предметы в группе ( стакан, стекло в окне, аквариум).
Дать задание: доказать, что вода в банке тоже прозрачная (пусть ребята опустят в банку мелкие предметы, и они будут видны).
Задать вопрос: «Если опустить в аквариум кусочек земли, будет ли вода такой же прозрачной?»
Выслушать ответы, затем – продемонстрировать на опыте: в стакан с водой опустить кусочек земли и размешать. Вода стала грязной, мутной. Опущенные в такую воду предметы не видны. Обсудить. Всегда ли в аквариуме для рыб вода прозрачная, почему она становится мутной. Прозрачная ли вода в реке, озере, море, луже.
Вывод: Чистая вода прозрачная, через нее видны предметы; мутная вода

Круговорот воды в природе


Материалы: большой пластмассовый сосуд, банка поменьше и полиэтиленовая пленка.
Ход: Налейте в сосуд немного воды и поставьте его на солнце, накрыв пленкой. Солнце нагреет воду, она начнет испаряться и, поднимаясь, конденсироваться на прохладной пленке, а затем капать в банку.

Тает льдинка

Положите кусочек льда на ложку и подогрейте его над пламенем свечи: «Посмотри, вот лёд. Давай его подогреем на огне. Где же лёд? Растаял! Во что лёд превратился? В водичку!».  В прозрачную стеклянную кружку или стакан налейте горячую воду (её можно подкрасить), опустите кусочек льда и понаблюдайте, как быстро он тает. Можно взять несколько стаканов и понаблюдать, как по-разному тает лёд в воде разной температуры.

                                                 

Ледяные фигуры

Замораживайте воду не только в специальных формочках, но и в других ёмкостях. Используйте для этого пластиковые стаканчики, формочки из-под конфет т.д., чтобы получить разнообразные ледяные формы разного размера. Используйте их как конструктор – выкладывайте узоры (лучше на однородном цветном фоне). Сложите из кусков льда ледяную пирамидку или домик.

Замерзшая вода

Задача: выявить, что лед - твердое вещество, плавает,   тает, состоит из воды.                                                                                    

Материалы, кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинка с изображением айсберга.             

Описание. Перед детьми - миска с водой. Они обсуждают, какая вода, какой она формы. Вода меняет форму, потому что  она жидкость.  Может ли вода быть твердой? Что произойдет с водой, если ее сильно охладить? (Вода превратится в лед.)  Рассматривают кусочки льда. Чем лед отличается от воды?  Можно ли лед лить, как воду? Дети пробуют это сделать. Какой    формы лед? Лед сохраняет форму. Все, что сохраняет свою форму, как лед, называется твердым веществом.                            

  • Плавает ли лед? Воспитатель кладет кусок льда в миску, и   дети наблюдают.  Какая часть льда плавает? (Верхняя.)    В холодных морях плавают огромные глыбы льда. Они называются айсбергами (показ картинки). Над поверхностью видна только верхушка айсберга. И если капитан корабля не заметит и наткнется на подводную часть айсберга, то корабль может утонуть. Воспитатель обращает внимание детей на лед, который лежал в тарелке. Что произошло? Почему лед растаял? (В комнате тепло.) Во что превратился лед? Из чего состоит лед?
  •    «Играем с льдинками» — свободная деятельность детей: они выбирают тарелочки, рассматривают и наблюдают, что происходит с льдинками.

Вода принимает форму

Задача: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита. Материалы, воронки, узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновая перчатка, ковшики одинакового размера, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой, подносы, рабочие листы с зарисованной формой сосудов, цветные карандаши.

Описание. Перед детьми — таз с водой и различные сосуды. Галчонок Любознайка рассказывает, как он гулял, купался в лужах и у него возник вопрос: «Может ли вода иметь какую-то форму?» Как это проверить? Какой формы эти сосуды? Давайте заполним их водой. Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд? (Ковшиком через воронку.) Дети наливают во все сосуды по два ковшика воды и определяют, одинаковое ли количество воды в разных сосудах. Рассматривают, какой формы вода в разных сосудах. Оказывается, вода принимает форму того сосуда, в который налита. В рабочих листах зарисовываются полученные результаты — дети закрашивают различные сосуды.

Эксперимент – игра «Три сестрички»

 Цель: сформировать зрительное восприятие трех состояний воды(парообразное, жидкое, твердое).

Воспитатель: смотрите на этой полянке три сестрички водички. Первая «жидкая», ее можно перелить в любой сосуд и она примет его форму (воспитатель переливает воду в стакан, в тарелку и в стакан с дырками на дне). Вторая сестричка «твердая» (воспитатель обращает внимание детей на поднос с кубиками льда), возьмите ее в руки, постучите ей, сожмите в кулак. Третья сестричка водичка «пар» (перед детьми ставит чайник с кипящей водой, так чтобы было видно как идет пар), она волшебная, когда закипает, то превращается в пар и становится невидимой.

Игра-эксперимент «Теплое-холодное»

Цель: сформировать тактильное восприятие теплого и холодного состояния воды.

На столе ставятся два тазика с теплой и холодной водой, накрытых тканью. Воспитатель предлагает детям просунуть руку под ткань в тазик с теплой водой. Дети делают вывод, что вода теплая. Далее воспитатель предлагает просунуть руку под ткань в тазик с холодной водой. Дети делают вывод, что вода холодная.

!!! Ткань во время игры–эксперимента не снимается с тазиков, для того чтобы активизировать тактильное восприятие. Воспитатель (сняв ткань с тазиков): ребята, а кто может плавать в воде? Дети: рыбка, уточка.

Пальчиковое упражнение «Уточка»

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Сейчас с вами поплаваем как уточки в пруду. Дети отпускают руки в тазики с водой и делают упражнение «уточка».

На волнах качаясь, Уточка плывет.

То нырнет, то вынырнет, то нырнет, то вынырнет,

Лапками гребет.

Руки ставятся параллельно друг другу, ладонями вниз, плавными движениями поворачивают руки из стороны в сторону

Руки ставятся параллельно друг другу, ладонями вниз, вверх, имитируют нырок, отпуская руки вниз, затем плавно поднимают вверх.

Гребут ладошками поочередно, имитируя лапки уточки

Эксперимент «Таяние»:

 Цель: развить логического мышления (умозаключение) и сформировать представление детей о составе снега.

 Ребята, знаете ли вы, из чего состоит снег?(из воды)

Проверим?

Дети накладывают в ведерки снег и уносят в группу. Ставят свои ведерки возле батареи.(После того как разделись, помыли руки возвращаются в ведеркам)

Что произошло со снегом?(он растаял)

Почему он растаял?(потому что в группе тепло)

Что в ведерке осталось от снега?(вода)

Значит снег состоит из..?(воды)

Игра- эксперимент «Превращение»:

 Цель: развить логического мышления и сформировать представление детей о взаимодействии талого снега и холода. Как вы думаете, что произойдет, если мы снова вынесем эту водичку на улицу? (воспитатель выносит ведерко с растаявшим снегом на улицу)                                                                                              После тихого часа, воспитатель приносит ведерко обратно.  Что произошло с растаявшим снегом на улице? ( замерз) Во что он превратился?(в лед) Потрогайте, какой лед? (твердый, гладкий, холодный, прозрачный).

Игра-  эксперимент «Камушки»

 Цель: Развитие восприятия, воображения, речи, логического мышления.

 Материал: Картинки с изображением камешков, коллекция камешков, перо, тазик с водой, полотенца, классическая музыка со звуками шума моря.

 Беседа о камушках (при затруднении сопровождается демонстрацией рисунков):

 Где можно найти камушек? (на дороге, в речке, в море, в песке, в поле….);

 Каким бывает камушек? (большим, маленьким, черным, белым, тяжелым, легким, тердым и т.д.).

Игра - эксперимент «Тонет- не тонет»

 Цель: закрепление восприятия веса, логического мышления (развитие способности производить умозаключения на основе полученных знаний)

А что произойдет, если нам опустить в воду перышко (спичку)?(будет плавать);

 Как вы думаете, почему оно плавает? (потому что легкое);

 А что произойдет, если нам опустить в воду камушек? (утонет);

 Почему он утонет? (потому что он тяжелый).

 Воспитатель дает подержать на ладошках перышко и камушек, почувствовать что тяжелее, а что легче.

Игра- эксперимент «Сухой- влажный»

Цель: сформировать тактильное восприятие песка: сухой – влажный.

 Каким стал камушек, когда мы достали его из воды? (мокрый, сырой, влажный);

 Затем воспитатель дает в руки детям полотенце, чтобы вытереть камушки.

 Сейчас каким стал камушек? (сухим).

 

Игра- эксперимент «Мягкий- твердый»

Цель: расширение словарного запаса (мягкий, твердый), мелкой моторики пальцев рук.

Ребята из чего мы можем слепить шарик? (снега, глины, пластилина);

Воспитатель раздает каждому ребенку кусочек пластилина и предлагает помять его и скатать из него шарик.

Теперь ребята, попробуйте скатать такие же ровные шарики из наших камушков.

 Дети катают камушек между ладошек, на столе.

 Получается? Скажите, почему из пластилина можно скатать шарики, а из камушков нет? (т.к. пластилин мягкий, а камушки твердые).

Игра «Эти забавные картинки»

(эксперимент  с использованием ракушек)

 Цель: развитие воображения и мелкой моторики пальцев рук. Из наших ракушек мы может сделать целую картину. Дети выкладывают из ракушек свои картины (рожицы, домики, деревья, горы и т.д.)

Игра- эксперимент «Вот какой песочек»

Цель: Развитие восприятия, воображения, логического мышления.

Задачи: Обогащение словарного запаса; развитие мелкой моторики; закрепить знания детей о свойства и особенностях песка.

 Материал: Тазик с сухим речным песком,  камешки, ракушки набор игрушки из kinder- яйца, лейка с водой, классическая музыка со звуками реки.

1.Отгадайте загадку:

Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, он и на стройке, и на пляже, И он в стекле расплавлен даже. (песок)

2. Расскажите, каким бывает песочек?

(сухой, влажный, сыпучий, коричневый, речной, морской…).

 

3. «Сюрприз»

 Цель: формирование тактильного восприятия сухого песка.

Ребята, в песочке всегда можно что-то найти, давайте вместе с вами посмотрим, что же он сегодня для нас припрятал. (В песке можно спрятать камушки, игрушки из kinder-яйца, бусинки и т.д.).

Дети ищут сюрприз в тазике с сухим песком.  Ведется беседа.

Какой у нас песочек? (сухой, сыпучий, речной, легкий и т.д.);

Как можно играть в песок? (копать, насыпать в ведерки, формочки, просеивать через сито, лепить пирожки…);

Скажите, а из нашего песка можно слепить пирожки? Попробуйте.

Почему не получается? Потрогайте, наш песочек сухой или влажный?(сухой, сыпучий)

Что нужно сделать, чтобы наш песочек стал влажным? (налить воду)

Воспитатель наливает воды в песок, так чтобы он стал влажным и пригодным для лепки.

Каким стал песочек? (влажный, тяжелый, мокрый, несыпучий…).

Игра- эксперимент «Следы на песке»

Цель: формирование представлений об особенностях влажного песка.

Ребята смотрите, на влажном песке можно оставлять следы. Возьмите игрушки из kinder -яйца, бусинки и т.д.) и оставьте на песке след очки от них. Снова попробуйте слепить из песка пирожки и фигурки. Получается?

Вывод: Как вы думаете почему из сухого песка не получилось слепить пирожки и фигурки, а из влажного получилось?

(потому что сухой песочек- сыпучий, а влажный –липкий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека экспериментов для старшего дошкольного возраста "Я смогу! Я сделаю"

данная картотека включает в себя много интересных экспериментов...

картотека опытов и экспериментов для старшего дошкольного возраста

подборка опытов и экспериментов в старшей группе...

Картотека экспериментов для старшего дошкольного возраста

Картотека экспериментов для старшего дошкольного возраста...

Картотека игр-экспериментов для детей дошкольного возраста ч.1

Игры применяются как в совместной деятельности детей и взрослого, так и в самостоятельной  деятельности дошкольников...

Картотека занимательных опытов и экспериментов для старшего дошкольного возраста

Картотека занимательных опытов и экспериментов для старших дошкольников...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Представляю Вам картотеку  опытов и экспериментов для старшего дошкольного возраста, которую можно использовать в своей педагогической деятельности....

Картотека экспериментов в старшем дошкольном возрасте

Картотека экспериментов в старшем дошкольном возрастеПодготовила воспитатель: Куницына И.В....