Картотека дидактических игр по экологии
картотека (младшая группа)
Картотека дидактических игр по экологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 322.41 КБ |
![]() | 18.24 КБ |
Предварительный просмотр:
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
«КТО, ЧТО ЕСТ?»
(игры с прищепками)
Программное содержание:
- формировать у детей знания о том, чем питаются домашние и дикие животные;
- развивать внимание, мышление, речь, а так же развивать мелкую моторику рук и тактильную чувствительность;
- воспитывать бережное отношение к животным.
Оборудование: вырезанные из картона изображения животных(мордочки, приклеенные на прищепки), картонный круг с изображением еды животных.
Ход игры:
Воспитатель выдает детям прищепки с мордочками и круг с различными видами пищи.
Ребенку необходимо прикрепить прищепку с картинкой животного на круг около пищи, которое употребляет данное животное.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
«КТО, ГДЕ ЖИВЕТ?»
Программное содержание:
- создать условия для освоения детьми элементарных знаний о диких и домашних животных;
-создать условия для активизации словаря ребенка (звукоподражание);
- воспитывать бережное отношение к природе;
Оборудование: картинки с изображением дома и леса, карточки с домашними и дикими животными.
Ход игры:
Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Дети должны определить, где оно обитает, и положить картинку на нужное изображение.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
«ЧЬЯ ЭТО ТЕНЬ?»
Программное содержание:
- формировать умение находить заданные силуэты путем наложения;
- учить различать животных по особенностям строения тела;
- развивать познавательную деятельность;
- воспитывать бережное отношение к животным;
Оборудование: коробочка с силуэтами животных темного цвета, цветные карточки с изображением животных.
Ход игры:
1 вариант игры.
Воспитатель раздает детям цветные карточки с изображением животных. Предлагает детям рассмотреть их. Далее воспитатель показывает тень (черно-белую) какого-либо животного. Дети должны найди среди имеющихся карточек, ту, которая соответствует нужному силуэту и наложить тень на имеющуюся у него картинку.
2 вариант.
На одной стороне стола раскладывают силуэты (тени) , на другой цветные изображения животных. Воспитатель предлагает детям разложить цветные картинки на тени.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
«ПОСАДИ ЦВЕТОК В ГОРШОК»
Программное содержание:
- формировать умение у детей подбирать и соединять воедино все части (цветок, горшок, подставка под горшок, лейка) одного цвета.
- научить соотносить детали по цветовой гамме;
- прививать любовь к природе;
- развивать экологическое мировоззрение;
Оборудование:
вырезанные из картона формы цветка, горшка, подставки под цветок и лейки (четыре основных цвета).
Ход игры:
Детям предлагается задание:
Ребята, посмотрите, у нас случилась беда, ночью был сильный ветер и наши цветочки потеряли свои домики, давайте поможем им найти их. Посадим наши цветочки в горшочки подходящего цвета. Чтобы наши цветочки росли красивые их нужно полить из лейки.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
«УГАДАЙ, ЧЕЙ ХВОСТ»
Программное содержание:
-развивать способность анализировать, закреплять умение различать и называть животных;
- воспитывать бережное отношение к животным;
Оборудование: карточки с изображением мордочек и хвостов различных животных.
Ход игры:
Воспитатель раздаёт детям нарисованные мордочки животных, а затем поочерёдно показывает нарисованные хвосты. Дети должны назвать «своё» животное и подобрать для него подходящий хвост.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
«С КАКОГО ДЕРЕВА ЛИСТ?»
Программное содержание:
- познакомить детей с лексической темой «Осень»;
- формировать умение соотносить основные цвета;
- прививать любовь к природе;
Оборудование:
деревья с коробочками, сделанные из картона трех цветов (красный, зеленый, желтый), листочки из картона тех же цветов, что и деревья.
Ход игры:
Предложить ребенку разложить листочки к деревьям соответствующего цвета, чтобы листочки были одинакового цвета с деревом.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
«ВО САДУ ЛИ, ВО ГОРОДЕ…»
Программное содержание:
- расширять представление детей о многообразии мира растений, в частности об овощах и фруктах;
- учить узнавать их и правильно называть;
- закреплять знания детей о том, что растет в саду или в огороде;
- развивать логическое мышление, память и речь детей;
- воспитывать дружелюбное взаимоотношение в ходе игры;
Оборудование:
картинки с изображением сада и огорода, карточки с изображением разных фруктов и овощей.
Ход игры:
Воспитатель показывает картинку с изображением фрукта или овоща. Дети должны определить, где он растет, и положить картинку на нужное изображение.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
«ФРУКТЫ. ОВОЩИ»
Программное содержание:
- познакомить детей с простейшей классификацией;
- продолжать формировать умение самостоятельно узнавать их и правильно называть;
- формировать элементарные экологические знания;
Оборудование: две куклы, две корзины, набор карточек с изображением овощей и фруктов.
Ход игры:
Воспитатель обращает внимание детей на кукол, которые пришли в гости. Куклы просят помочь им и разложить продукты по разным корзинам.
Дети с помощью воспитателя раскладывают овощи и фрукты по корзинам.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
«РАЗРЕЗНЫЕ КАРТИНКИ»
Программное содержание:
- формировать у детей представление в целостном образе предмета, складывать картинку, разрезанную на 2-3 части;
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
- воспитывать любовь к природе;
Оборудование: разрезные картинки из 2-3 частей (фрукты, овощи) или (домашние, дикие животные).
Ход игры:
Перед детьми на столе лежат разрезные картинки с изображением знакомого предмета (яблоко, груша, апельсин). Детям предлагается внимательно рассмотреть и собрать картинку из отдельных частей, путем прикладывания одной половинки к другой, чтобы получился целый предмет. По завершению игры, воспитатель побуждает детей к названию полученного предмета (фрукты и т.д.).
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
«НАЙДИ МАМУ ДЕТЕНЫША»
Программное содержание:
- учить детей узнавать по картинке диких и домашних животных, соотносить их по величине и характерным признакам;
- воспитывать любовь к природе;
- развивать моторику рук;
Оборудование:
Картинки с изображениями животных: кошки, собачки, козлёнка, коровы, поросенка.
Ход игры. Воспитатель показывает детям картинки с изображениями животных: кошки, собачки, козлёнка, коровы, поросенка. Ребёнок называет животных, угадывая, какие звуки они издают. Затем взрослый предлагает детям, подобрать к картинкам «животных-взрослых» картинки, изображающие их детенышей.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
«ЧЕЙ ДОМИК»
Программное содержание:
- познакомить с местами, где живут некоторые животные, развивать внимание, память, логическое мышление.
Оборудование:
Обклеить цветной бумагой спичечные коробки. Наклеить с внешней стороны коробков рисунки с животными и внутри домики животных.
Ход игры:
В игре могут 2 и более игрока участвовать или по количеству домиков.
Показываем ребенку верхнюю часть коробка, на которой изображено животное.
Ребенок должен найти коробочку, на которой изображен домик для этого животного.
2 вариант игры:
Ход игры:
Показываем ребенку нижнюю часть коробка, на которой изображен домик животного.
Ребенок должен найти коробочку, на которой изображено животное, которое живет в данном домике.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
«КТО ЕДЕТ В ПОЕЗДЕ»
Программное содержание:
- формировать умение называть животных;
- обобщить знания о домашних и диких животных, умение их различать по классификации и звукоподражанию.
- Воспитывать интерес и добрые чувства к животным.
Ход игры:
1вариант игры:
Ребенку предлагается узнать по голосу, кто едет в поезде.
2вариант игры:
Ребенку предлагается в желтый вагон посадить диких животных, а в зеленый вагон домашних животных.
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию во 2 младшей группе.
Дидактическая игра № 1 «Где спрятался зайчик».
Цель: развивать умения описывать, называть растения по характерным признакам и из связи с окружающей средой; составлять описательные загадки и отгадывать загадки о растениях.
Правила игры: назвать растение можно только после описания какого-либо признака поочередно.
Ход игры: из группы детей выбирают ведущего, остальные делятся на две подгруппы. Ведущий прячет зайчика под какое-либо растение (дерево, кустарник) так, чтобы остальные дети не видели, куда спрятана игрушка. Затем водящий описывает растение (если затрудняется, то воспитатель помогает). Какая группа догадается быстрее, под каким растением зайчик, та идет его искать. Например, игрушка спрятана под дубом. Ведущий задает 1-й подгруппе загадку: «Это дерево, у него крепкий, могучий ствол» (ответы детей 1-й подгруппы), 2-й подгруппе: «Листья у этого дерева осенью становятся коричневыми» (отвечают дети 2-й подгруппы). Загадки-описания идут, пока не догадается одна из подгрупп.
Дидактическая игра № 2 «Где растет?»
Цель: учить детей группировать овощи и фрукты, развивать быстроту реакции на слово воспитателя; воспитывать выдержку, дисциплинированность.
Правила игры: разобрать овощи и фрукты; разложить одни в огород, а другие в сад (имитация – картинки сада и огорода). Выигрывает та команда, которая быстро разберет все предметы по местам.
Ход игры: среди детей делятся на две команды-бригады: овощеводы и садоводы. Овощи и фрукты (муляжи) раскладываются на столе. По сигналу воспитателя дети разбирают овощи и фрукты к соответствующим с картинкам.
Та бригада, которая первой закончила работу, выигрывает. Дети не участвующие в бригадах проверяют правильность отбора. После этого объявляется команда–победительница. Игра продолжается с другими командами.
Дидактическая игра №3 «Наши друзья».
Цель: расширять представления детей об образе жизни животных, которые живут в доме (рыбы, птицы, животные), об уходе за ними, об их жилищах; воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним.
Материал: карточки-лото с изображением животных: попугай, рыбки аквариумной, попугайчиков, хомячка, черепахи и т.д.; маленькие карточки с изображением их жилищ (клетка, террариум, аквариум, ящичек и т.д.), корма.
Ход игры: карточки-лото раздаются участникам игры, у ведущего маленькие карточки, перевернутые вниз изображением. Ведущий берет любую карточку и показывает участникам. Участник, которому нужна эта карточка, поднимает руку и объясняет, почему эта карточка нужна именно для его животного. Для усложнения можно добавить корточки, не относящиеся к этим животным.
Дидактическая игра№ 4 «Цветочный магазин».
Цель: закреплять представления детей о растениях (луга, комнатных, садовых); закреплять умение находить нужный цветок по описанию; развивать умения группировать растения по виду.
Материал: можно использовать карточки от ботанического лото, комнатные растения.
Ход игры: выбирается ведущий, он продавец (вначале ведущий – взрослый, а затем можно по считалке), остальные дети покупатели. Покупатель должен так описать растение, чтобы продавец сразу догадался о каком растении идет речь.
Дидактическая игра № 6 «Почтальон принес посылку».
Цель: формировать и расширять представления детей об овощах, фруктах, грибах и т.д.; развивать умения описывать и узнавать предметы по описанию.
Материал: предметы (муляжи, каждый отдельно упакован в бумажный пакетик).
Ход игры: посылку приносят в группу. Воспитатель раздает посылки каждому ребенку. Дети заглядывают в них и по очереди рассказывают, что они получили по почте. Детям предлагается описать, что находиться в их пакетике по описанию или с помощью загадки.
Дидактическая игра № 7«Съедобное – не съедобное».
Цель: формировать и закреплять представления детей об овощах и фруктах и ягодах; развивать память, координацию.
Материал: мяч.
Ход игры: ведущий называет овощ, фрукт, ягоду или любой предмет, бросает мяч одному из участников. Если предмет относится к заданным, то он ловит.
Можно играть со всей группой сразу с помощью хлопков (хлопать, в случае если предмет не относится к заданным).
Дидактическая игра № 9 «Чудесный мешочек».
Цель: закреплять представления детей о разных природных объектах (животные, овощи, фрукты и т.д.); развивать мелкую моторику пальцев, тактильные ощущения, речь детей.
Материал: красиво оформленный мешочек, разные игрушки, имитирующие животных, муляжи овощей и фруктов.
Ход игры: ведущий держит мешочек с предметами, предлагает детям по одному подойти и определить на ощупь предмет, не вытаскивая его, и назвать характерные признаки. Остальные дети должны по его описанию догадаться, что за предмет, который пока не видят. После этого, ребенок вытаскивает предмет из мешочка и показывает всем детям.
Дидактическая игра №10 «Чей силуэт».
Цель: закреплять представления детей об особенностях строения, внешнего вида различных животных; способствовать систематизации знаний детей о животных; развивать познавательную активность, наблюдательность детей.
Материал: карточки с цветными изображениями животных, карточки с соответствующими вырезанными силуэтами животных.
Ход игры: в начале игры взрослый объясняет значение слова «силуэт».
Вариант 1. Взрослый демонстрирует карточки с цветными изображениями животных. Далее показывает силуэтную карточку. Играющие должны определить, какому животному подходит данный силуэт.
Вариант 2. Силуэтные карточки раздаются детям. Ведущий берёт любую карточку с цветным изображением животного и предлагает её играющим, спрашивая «У кого силуэт этого животного?».
Вариант 3. У каждого из играющих детей по 3-4 силуэтные карточки, а все цветные карточки лежат на столе. Играющие должны найти пару. Выигрывает тот, кто быстрее нашёл все пары.
Дидактическая игра №11 «Как их назвать?».
Цель: закреплять представления детей о животных и их детёнышах; упражнять в названии одного и нескольких детёнышей; вырабатывать умение соотносить изображение детёнышей с изображением взрослого животного.
Материал: набор карточек с изображением взрослых животных, одного и нескольких детёнышей.
Ход игры: до начала игры взрослый с детьми рассматривает картинки, уточняет названия животных и их детёнышей.
Вариант 1. «Чья мама?»
Детям раздаются карточки с изображением одного детёныша. Взрослых демонстрирует карточку с изображением взрослого животного и предлагает назвать его. Он просит детей помочь данному животному найти своего детёныша. Ребёнок, у которого есть данная карточка, показывает её и называет детёныша. Карточка прикладывается к карточке с изображением взрослого животного.
Вариант 2. «Чей детёныш?»
Детям раздаются карточки с изображением взрослых животных. Взрослый демонстрирует детям карточку с изображением детёныша (детёнышей), предлагает назвать его (их) и просит ответить на вопрос «Чей же это детёныш?». Ребёнок у которого есть данная карточка, показывает её и называет взрослое животное.
Дидактическая игра №12 «С какой ветки детки».
Цель: закреплять представления детей о деревьях, их семенах и листьях; закреплять правила поведения в лесу, в парке.
Материал: засушенные листья разных деревьев (семена, плоды).
Ход игры: перед прогулкой с детьми закрепляют правила поведения в лесу (парке). Игра проводиться желательно осенью (когда уже есть семена и плоды), можно летом (только по форме листьев). Дети гуляют по лесу (парку), по сигналу воспитателя «Все детки на ветки!», дети бегут к своим деревьям или кустам. Дети сравнивают свои листья и т.д. с теми, что растут на дереве или кусте, к которому они подбежали.
Дидактическая игра № 13 «Соберем урожай».
Цель: закреплять представления детей об овощах, фруктах и ягодах, их месте произрастания (сад, огород, грядка, дерево, куст, в земле, на земле).
Материал: корзинки с моделями: овощи, фрукты и ягоды (одна корзинка); муляжи овощей, фруктов и ягод или карточки от лото с овощами и фруктами.
Ход игры: в определенных местах группы ставятся картинки с огородом и садом, где расположены муляжи или карточки. Детей можно разделить на две команды огородники и садоводы. По сигналу ведущего команды собирают урожай в свою корзинку с моделью. Условие: можно переносить только по одному предмету.
Дидактическая игра № 14 «Четвертый лишний».
Цель: уточнять и закреплять представления детей о классификациях разных природных объектов; развивать логическое мышление, речь.
Материал: карточки с разнообразными объектами.
Ход игры: выставляются карточки: три – одного вида, а четвертая другого. Задача детей определить лишнюю карточку, и объяснить свой выбор. Можно усложнить задачу и проводить игру словесно. Называя предметы и объекты.
Дидактическая игра № 15«Рассели животных по домам».
Цель: закреплять представления детей о местах проживания животных, названиях их жилищ; развивать речь.
Материал: фланелеграф, разные природные зоны земли (иллюстрации); маленькие карточки с разнообразными животными, птицами, и т.д.
Ход игры: на фланелеграфе расположены разные природные зоны земли. У детей маленькие карточки с разнообразными животными, птицами, и т.д. Задача детей назвать свое животное, где оно живет, и поставить около нужной природной зона на фланелеграф.
Дидактическая игра № 16«Угадай по описанию».
Цель: закреплять представления детей о внешнем виде природных объектов (животных, растений, рыб, насекомых и пр.); развивать память, речь.
Материал: карточки с разнообразными видами животных, рыб, птиц, насекомых.
Ход игры: карточки раздаются детям. Их задача не показывая, описать объект так, чтобы другие смогли угадать, кто изображен у них на карточке. Можно использовать загадки.
Дидактическая игра №17 «Когда это бывает?»
Цель: уточнять и закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе и жизни животных в разные сезоны года.
Материал: большие карты-лото с картинкой какого-либо времени года; маленькие карточки с моделями признаков разных сезонов.
Ход игры: игра проводится по типу лото. У ведущего маленькие карточки, перевернутые вниз изображением. Ведущий показывает карточку с моделью, игроки называют, что это и когда это бывает. Ребенок объясняет, почему эта карточка нужна именно для него. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карту. Но игра продолжается до того пока все участники не закроют свои карты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/29/picture-305080-1380448949.jpg)
Картотека дидактических игр по экологии для 2 младшей группы
Я разработала серию дидактические игры для детей 2 младшей группы по экологии...
Картотека дидактических игр по экологии
Данный материал представляет собой подборку дидактических игр по экологии...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/04/picture-397474-1636023533.jpg)
Картотека дидактических игр по экологии для дошкольников
Картотека дидактических игр по экологии для дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/25/picture-488976-1674646568.jpg)
Картотека дидактических игр по экологии
Картотека дидактических игр по экологии в подготовительной группе...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-369399-1441623225.jpg)
картотека "Дидактические игры по экологии для детей старшего дошкольного возраста".
КартотекаДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРпо экологии для детей старшего дошкольного возраста. ...