Дидактическое пособие Лэпбук "Финансовая грамотность"
материал (старшая, подготовительная группа)

Развивающее пособие для организации самостоятельной, индивидуальной и совместной деятельности педагога с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 154.92 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическое пособие

Лэпбук

«Финансовая грамотность»

https://i.okcdn.ru/i?r=BDEGV1SoxFQVqRl8uRaxX9H1Dk2jF4R04rm21r65qcRT53gxupa5APZHBba1AQ66Z88

https://i.okcdn.ru/i?r=BDEGV1SoxFQVqRl8uRaxX9H1kukMdIpJF-1Y5ZmMdOalqXgxupa5APZHBba1AQ66Z88

 Пояснительная записка

   Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

   Для знакомства детей с миром экономики был создан лэпбук «Финансовая грамотность».

   Дети научатся пользоваться банкоматом; узнают, как появились первые деньги; познакомятся с деньгами других стран; узнают, как формируется семейный бюджет. Дети будут  отгадывать загадки, решать  проблемные ситуации, научатся  играть в лото «Экономические сказки», лото «Магазины».

Образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Возрастная категория: 5 -7 лет

Методическая ценность: Универсальное развивающее пособие для организации самостоятельной, индивидуальной и совместной деятельности педагога и детей.

Возможность использования: Совместная деятельность, самостоятельная деятельность, НОД,   индивидуальная работа.

Цель: Формирование у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности.

Задачи:

Образовательные

Формировать представление об истории появления денег. Закрепить знания детей о монетах и банкнотах других стран, литературных произведениях, в которых есть упоминание о деньгах, банках, продажах, обмене. Формировать правильное отношение к деньгам, как предмету жизненной необходимости. Познакомить детей с самыми необычными и удивительными деньгами мира, понятием «валюта».

Развивающие

Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков. Развивать память, мышление, усидчивость.

Воспитательные

Воспитывать интерес к теме финансов, бережное отношение к деньгам, дружеские взаимоотношения в детском коллективе.

 

Описание дидактического пособия

1. Лэпбук выполнен в виде банкомата. Это позволяет познакомить детей с тем, как вставить пластиковую карту в окошко, набрать код, взять деньги.

2. История возникновения денег.

Цель: закрепление и расширение представлений детей о деньгах и о значении денег в жизни человека.

Дошкольникам будет интересно узнать, что когда-то давно люди обходились без денег. Но со временем возникло разделение труда: при этом одни стали заниматься только разведением скота, вторые — шить одежду, третьи — молоть зерно и т. д. Возникла проблема бартера, обмена, и было очень трудно решить, сколько же мешков зерна нужно выручить за лошадь. Так и придумали деньги.

3. Загадки, стихи, поговорки

Цель: знакомство детей с загадками, поговорками  и стихами на финансовую тематику.

4. Цветик-семицветик

Цель: знакомство детей с правилами рационального использования электроэнергии, водных ресурсов, тепла; закрепление знаний о способах экономии и бережливости.

После игры с детьми можно сформулировать правила экономии.

1) Не включай свет, если на улице еще светло!

2) Чаще мой окна и у вас будет больше дневного света!

3) Почини кран, сантехнику, поставь счетчики - не лей напрасно воду!

4) Прими душ вместо ванны!

5) Не суши вещи над газовой плитой!

6) Выключай ночью свет - береги энергию!

7) Вышел из комнаты выключи свет!

8) Ушел из дома выключи все электроприборы!

9) Утепляй окна, двери - береги тепло!

5. Экономический словарик

Цель: пополнение словарного запаса детей.

Здесь представлены различные экономические термины, которые ребенок может освоить. Когда ребенок уже освоится с терминами, можно читать ему описание, а он должен дать определение.

6. Игра «Парные картинки – валюта»

Цель: знакомство детей с деньгами разных стран.

Ход игры: ребенок должен найти кошелек с одинаковыми купюрами. Во время игры он запоминает, как называется валюта и какой стране принадлежит.

7. Игра «Бюджет моей семьи»

Цель: расширение знаний детей о составляющих семейного бюджета.

Данная игра поможет детям узнать, из чего и как формируется семейный бюджет, какие существуют статьи дохода, а так же куда тратятся деньги, т.е. статьи расхода. Дети узнают, как можно распределить семейный бюджет и на чем можно сэкономить.

8. Игра «Можно купить – нельзя купить»

Цель: формирование у детей понимания того, что главные ценности - жизнь, отношения, дружбу, любовь, радость близких людей – за деньги не купишь.

Ход игры: дети рассматривают карточки и раскладывают их в два кармашка: «Можно купить», «Нельзя купить».

9.  Игра «Профессии»

Цель: расширение знаний детей о профессиях, связанных с деньгами.

Ход игры: игрок берет карточку, называет профессию и говорит, чем занимается человек данной профессии. Если ответил правильно, то забирает карточку себе, если нет, то карточка убирается вниз стопки.

10.  Игра «Назови профессии»

Цель: формирование умения устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека.

Ход игры: игрок выбирает карточку с товаром, а вокруг нее выкладывает карточки с профессиями, которые помогли данному товару появиться в магазине.

11.  Картотека проблемных ситуаций

Цель: формирование у детей экономических представлений, развитие мышления

Ход игры: педагог зачитывает детям проблемную ситуацию и предлагает ее решить. Решая проблемную ситуацию, ребенок приобщается к экономической действительности, учится думать, ориентироваться в окружающем, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется его творческий потенциал.

12. Лото «Экономические сказки»

Цель: формирование умения подмечать в сказках простейшие экономические явления; выделять слова и действия, относящиеся к экономике; давать нравственную оценку поступкам героев.

Правила игры

Игра проводится с подгруппой детей. Педагог раздает детям картинки с изображением русских народных сказок, предлагает назвать героев и определить экономическую значимость данной сказки. Педагог должен помочь детям раскрыть в этих сказках такие понятия, как бережливость, экономия, товар, товарообмен и трудолюбие.

Ход игры: Дети рассматривают картинки сказочных героев, называют название сказки и подмечают простейшие экономические явления. Выделяют слова и действия, относящиеся к экономике. Выигрывает игрок, первый закрывший свое поле.

13.  Лото «Магазины»

Цель: учить распределять товары по разным видам магазинов.

Ход игры: педагог предлагает детям рассмотреть карточки с изображением различных товаров и определить, в каком магазине продается данный товар.

14.  Игра «Чему учат сказки»

Цель: воспитание у дошкольников таких черт характера, как хозяйственность, трудолюбие, бережливость, практичность и расчетливость.

 На одной стороне карточки картинка из сказки, а на обратной стороне подсказка, чему можно научить ребенка с помощью данной сказки в плане экономики.

15.  Игра  «Найди и обведи»

Цель:   развитие зрительных и пространственных представлений.

Материал: заламинированные карточки с изображением монет и купюр, фломастер.

Ход игры: Ребенку предлагается внимательно рассмотреть карточку с изображением монет/купюр и найти и обвести ту, которая выделена в прямоугольнике в верхнем углу. Усложнение: Предложить посчитать найденные купюры/монеты, проанализировать сходства и различия, обосновать свой выбор

16. Игра «Подбери монетки»

Цель:   формирование и совершенствование знаний о составе изученных чисел.

Материал: карточки с изображением товаров и их стоимостью, монетки.

Правила игры: На карточке изображен товар с определенной стоимостью, ребенку

предложено оплатить стоимость товара  двумя или тремя монетками (в зависимости от карточки) Пример: мяч стоит 6р., нужно расплатиться двумя монетами, для оплаты я выберу монеты номиналом 5р. и 1р.

Усложнение: Проработать все возможные комбинации по каждой из карточек.

17. Игра «Что в кошельке»

Цель: формирование у детей интереса к поисковой деятельности.

Материал: Карточки с кошелечками, карточки с изображением содержимого кошельков, источник света.

Правила игры: Ребенку предложено посветить фонариком с обратной стороны карточки и соотнести увиденный образ с идентичной карточкой.

18. Игра «Кто собрал больше монет»

Цель: развитие умения сравнивать количество предметов в пределах 10.

Материал: карточки с дорожками.

Правила игры: На игровом поле ребенок пальчиком ведет по дорожке, попутно считая, сколько монет нашел мальчик/девочка. Затем озвучивает результат и сравнивает, кто собрал больше.

Усложнение: Предложить подсчитать, сколько монет ребята собрали вместе.

19.  Набор карточек «Разложи и расскажи»

Цель: учить раскладывать карточки в правильной последовательности и составлять историю, в которой ребенок выполняет поручение по поводу покупки молока в магазине.

20. Игра «Накопи-ка»

Цель: развитие умения сравнивать количество монет.

Материал: игровое поле, кубик, кошелечки на каждого игрока, монеты.

Правила игры: Количество игроков 1-4. На игровом поле, в районе слова «Банк» располагаются монеты. Игрок бросает кубик и делает столько шажков, сколько выпадет на кубике и совершает действия в соответствии с выпавшей клеточкой: +1, +2, +4, +5- взять из банка соответствующее количество монет, -1, -3- вернуть в банк соответствующее количество монет. Побеждает тот, у кого к концу игры в кошельке окажется большее количество монеток.

Усложнение: Предложить посчитать, сколько монет «на руках», а сколько осталось в банке.

21. Игра «Найди пару»

Цель: закрепление умений детей различать и сравнивать изображения.

Материал: карточки с изображением кошелечков с купюрами разных стран.

Правила игры: Количество игроков 1-4. Детям предлагается взять один кошелек с

изображением купюры и подобрать к нему пару.

Усложнение: «Мемо» Количество игроков:1-4.  Перед игроками выкладываются карточки с изображениями вниз. Каждый присутствующий берет в руки по две понравившиеся ему карточки в надежде отыскать одинаковые картинки. Если выбранные карточки идентичны, то игрок добавляет их в свою колоду и продолжает делать ходы до тех пор, пока не вытянет разные карточки. В этом случае следующим карточку открывает другой участник.

22. Игра «Размен»

Цель: формирование умения делать первичные экономические расчеты.

Материал: карточка с изображением монеты определенного наминала, монетки для размена. Правила игры: Ребенку дается карточка с изображением монеты определенного номинала и предлагается набрать эту сумму игровыми монетками разными сочетаниями.

Усложнение: Предложить карточки с изображением купюр 50, 100, 200, 500, 1000 рублей.

  Так же в лэпбуке есть небольшая картотека игр, персонажи сказок  и раскраски по теме.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое пособие (лэпбук) по финансовой грамотности «Познаем основы экономики» .

Лэпбук - яркая, многофункциональная папка с множеством кармашков, окошек, книжек-малышек, гармошек, секретиков и картинок, которые можно не только рассматривать и играть с ними, но и создавать. Чтобы ...

Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста .Дидактические пособия для детей старшей и подготовительной групп.

Методические разработки  для формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста .Участники проекта: воспитанники подготовительных к школе групп, воспитатели .Целью моих р...

Дидактическое пособие по финансовой грамотности "Экономика и дошколята"

Финансовое просвещение детей, знакомство с миром экономики....

Многофункциональное дидактическое пособие «Дидактическая юбка» как средство формирования предпосылок функциональной грамотности детей раннего дошкольного возраста»

Адаптационный период в детском саду – серьёзное испытание для детей раннего возраста: стрессовые ситуации, вызванные адаптацией, надолго «выводят из строя» эмоциональное состояние ре...

Дидактическое пособие "Финансовая грамотность "

Формирование основ финансовой грамотности дошкольников одна из важнейших задач образовательной деятельности. Современная педагогика, диктует вырастить гармонично развитого человека. Необходимо ознаком...

Дидактическое пособие лэпбук «Грамотный банкомат»

Лэпбук – новая форма организации образовательной деятельности для развития познавательной активности детей и развития самостоятельности. Это интерактивная папка для детей на заданную тему, то ес...

Дидактическое пособие «Финансовая грамотность»

Цель: формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возрастаЗадачи:1. Образовательные:формировать у детей понимание, чем отличается потребность от желаний, представлений о семейном бюджете е...