Занятие "Культура и быт башкирского народа"
план-конспект занятия (средняя группа)

Садриханова Эльмира Ринатовна

В средней группе прошло занятие "Культура и быт башкирского народа", целью которого было знакомство детей с предметами быта башкирского народа. Дети познакомились с убранством башкирского дома, узнали, что, где и как располагалось в доме, внимательно слушали рассказ о предметах старинной утвари.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в средней группе №8

МАДОУ детский сад № 37 « Веснянка».

Познание. Формирование целостной

картины мира, расширение кругозора.

На тему: Башкирский мёд.

Октябрьский, 2016 год

Программное содержание:

· Дать детям сведения о том кто и как производит мед, о

лечебных свойствах башкирского меда.

· Познакомить детей с пчелиным промыслом –

бортничеством.

· Пополнить словарный запас детей новыми словами:

нектар, улей, соты.

· Воспитывать любовь к республике Башкортостан.

Словарная работа:

Нектар, улей, соты, бортничество, борть, леток.

Предварительная работа:

· Чтение произведений:

- А. А. Милн «Вини-Пух и все-все-все »

- Русская народная сказка «Медведь и лиса»

- Башкирская народная сказка «Медведь и пчелы»

· Отгадывание загадок

· Проведение подвижной игры «Медведь и пчелы»

Материал: картинки с изображением пчел, улья, сот,

борти, символом Башкортостана, игрушки медведя и

доктора Айболита, чай и мед.

Ход занятия:

Дети сидят на стульчиках, раздается стук в дверь.

Педагог: Ребята, посмотрите, кто к нам пришел?

Дети: Медведь.

Педагог: Проходи, Мишка садись рядом с нами. Что-то ты

невесел. Что с тобой приключилось?

Мишка: Шел я к вам в гости, чтобы с вами поиграть, но по

дороге провалился в снег, весь промок и простыл.

Педагог: Ребята, как вы думаете, мы можем помочь Мишке

выздороветь? А что для этого нам нужно сделать?

Дети: Дать таблетку, напоить теплым чаем с лимоном,

молоком.

Педагог: Правильно ребята, дадим Мишке таблетку и теплый

чай. Ребята, но мишка все равно грустный, это лекарство ему

не помогло. Но я, кажется, знаю, кто нам сможет помочь

вылечить мишку. Догадайтесь-ка кто:

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор … (Айболит)

Раздается стук в дверь и входит доктор Айболит.

Доктор Айболит: Здравствуйте ребята, здравствуй Мишка. Что у

вас случилось? Кто-то заболел?

Дети: Мишка шел к нам в гости и по дороге провалился в

снег и простудился.

Педагог: Доктор Айболит мы вместе с ребятами хотели

вылечить Мишку, но у нас ничего не получилось. Помоги нам,

пожалуйста.

Доктор Айболит: Чем вы лечили Мишку?

Дети: Мы поили его теплым чаем и давали таблетку.

Доктор Айболит: Да я, кажется, знаю еще одно хорошее

средство от простуды и думаю, что оно поможет. Это средство

называется мёдом.

А, вы слышали о таком средстве, что вы знаете про мёд?

Дети: Мёд вкусный и сладкий, с ним можно пить чай, его

добавляют в выпечку: торты и пряники.

Доктор Айболит: Правильно, но мёд не только вкусен, но и

полезен.

Мёд - самое хорошее природное лекарство. Его производят

пчелы. Для того чтобы получить мед, пчела должна облететь

много, много цветов и собрать с них нектар - сладкий сок

растения. Опустившись на цветок, пчела опускает свой хоботок

в него и пьет из цветка сладкий нектар. Этот нектар пчела

несет в улей.

- Ребята, а что такое улей?

Дети: Это жилище пчел.

Доктор Айболит: Правильно, улей - жилище пчел, устроенное

человеком. В улье пчела складывает нектар в соты. (Показ

картинок). Так в сотах получается мед.

Вы представляете ребята, чтобы получить маленькую баночку

меда (100 гр. можно показать детям), пчеле необходимо

облететь 1 миллион цветов. Вот какой трудолюбивый «народ»

пчелы.

Вы, наверное, устали меня слушать? Давай те отдохнем и

сделаем разминку, она тоже поможет вам укрепить свой

организм, и вы будете здоровыми.

Физминутка: «Медвежата»

Медвежата в чаще жили,

Нежно, радостно дружили.

(Дети обнимаются, жмут друг другу руки и улыбаются)

Вот так, вот так

Медвежата те дружили.

Мишки фрукты собирали

Дружно яблоньку качали.

(Наклоны вперед, назад с вытянутыми перед собой рукам)

Вот так, вот так

Дружно яблоньку качали.

Вперевалочку ходили

И из речки воду пили.

(Ходьба вперевалочку, наклоны вперед)

Вот так, вот так

Эти мишки воду пили.

А потом они плясали

К солнцу лапы поднимали

(Прыжки с поочередным подниманием колен)

Вот так, вот так

К солнцу лапы поднимали.

(Руки поднимаются вверх и опускаются вниз)

Доктор Айболит: Отдохнули, а теперь загадку отгадайте:

Летит мохнатенький

Летит за сладеньким.

Дети: Пчела.

Доктор Айболит: Правильно пчела. А пчелы собирают мед,

который обладает удивительными питательными и лечебными

свойствами. В нем очень много микроэлементов, витаминов и

веществ которые нужны людям, а особенно детям. И те дети,

которые употребляют в пищу мед, быстрее растут, прибавляют

в весе, меньше капризничают, лучше спят, а еще меньше

простужаются и болеют.

Доктор Айболит: А когда вы болели, вам мама давала чай

или молоко с медом.

Дети: Да мы пили чай с медом.

Доктор Айболит: Давайте угостим мишку чаем с медом, чтобы

он тоже выздоровел.

Педагог: Доктор Айболит, ребята посмотрите, мишка то

повеселел, заулыбался, значит, мед помог ему.

А я вам тоже хочу рассказать про мед. Край, в котором мы с

вами живем, богат лесами, полями и лугами. И поэтому на

Южный Урал собирают много сортов мёда: липовый,

гречишный, подсолнечный, луговой, цветочный - собранный

«Культура и быт башкирского народа»

Цель: Продолжать знакомить детей с предметами быта, одеждой и музыкой башкирского народа.

Задачи:

  • Продолжать расширять и уточнять представления детей о своей республике, о народе, его быте, культуре; познакомить с новыми названиями предметов; формировать умение составлять композиции из элементов башкирского орнамента.
  • Развивать творчество, эстетическое восприятие, самостоятельность.
  • Воспитывать аккуратность, желание рассказывать о своей работе.

Ход занятия:

Дети удобно располагаются на ковре. Воспитатель предлагает послушать запись мелодии.

- На каком музыкальном инструменте исполнялась эта мелодия? (ответы детей).

- Правильно, на кубызе. Показываю детям кубыз (рассматривание музыкального инструмента).

Затем предлагаю рассмотреть макет юрты.

- Как называется жилье башкир? (юрта).

- Для чего нужна юрта? (жить в нем)

- Из чего делали юрту? (из войлока….)

- Чем удобна юрта для башкир? (переносное жилище….)

- Чем украшали башкиры свои юрты? ( разными узорами)

- Какие элементы использовали в узорах? ( полоски, ромбы, треугольники, квадраты, завитки).

- Расскажите, пожалуйста что находиться внутри юрты? ( посуда, одежда, ковры и т.д).

- Правильно, были посуда, одежда, ковры, сундук с разными вещами.

- Башкиры – очень гостеприимный народ, они любят угощать своих гостей кумысом, чай с медом.

- На этой иллюстрации вы видите посуду. Это чаша – для кумыса называется пиала, это ковш – для кумыса называется ижоу, а это медовница – для меда.

Появляется джигит – кукла в башкирском национальном костюме. Дети придумывают ему имя, рассматривают его, описывают одежду.

Салават одет в красивую рубашку, брюки черные, бархатный зеленый камзол, красные сапожки. На голове у него шапка.

Воспитатель хвалит детей за активное участие и обращает внимание детей на лежащие на столах вырезанные из бумаги предметы башкирской одежды и посуды: камзол, платок, фартук, пиала, ковшик, медовница, ложка для меда, юрта, сапоги. Предлагаю выбрать понравившийся предмет, обращаю внимание на образцы на стенде, отмечаю их красоту, расположение узора, симметричность.

А какой мед на вкус?

Кто же производит мед?

Как называется дом пчел?

Что такое нектар?

Во что складывает пчела нектар?

Ребята, вы молодцы внимательно меня слушали и поэтому все

запомнили.

Доктор Айболит: Правильно ведь тот, кто употребляет мед, тот

всегда будет здоровым, бодрым, молодым и будет жить

долго-долго. Но мне настала пора прощаться с вами.

Лечу я маленьких детей

Лечу и птичек и зверей

Я вам о мёде рассказал

Здоровья я вам пожелал!

Мишка: Ребята, мне тоже пора возвращаться в лес. Спасибо

вам за помощь.

Педагог: Мишка, мы с ребятами дарим тебе бочонок с мёдом.

Ты угости в лесу всех своих друзей мёдом, чтобы они никогда

не болели.

(Дети прощаются с Доктором Айболитом и Мишкой)

А вы ребята расскажите дома мамам, папам, бабушкам и

дедушкам о том кто производит мед, какой бывает мёд и о

его лечебных свойствах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия с детьми средней группы. Тема "Ознакомление с бытом башкирского народа". Аппликация "Башкирский палас".

Программное содержание:-расширять представление детей о быте башкирского народа;-учить украшать коврики элементами башкирского орнамента;-закрепить навык наклеивания, осваивать работу с ножницам...

Презентация на тему: Культура и традиции башкирского народа".

Цель данной презентации: познакомить детей с особенностями и красотой природы Южного Урала, а так же с культурой и традициями башкирского народа....

Конспект экскурсии в башкирский национальный музей ДОУ на тему: «Культура и быт башкирского народа»

Цель: Ознакомление детей с культурой и бытом башкирского народаЗадачи:- продолжать учить детей рассматривать предметы и видеть в них основные качества.- составлять небольшие описательные рассказ...

Конспект экскурсии в башкирский национальный музей ДОУ на тему: «Культура и быт башкирского народа»

Цель: Ознакомление детей с культурой и бытом башкирского народаЗадачи:- продолжать учить детей рассматривать предметы и видеть в них основные качества.- составлять небольшие описательные рассказ...

Самообразование по теме «Приобщение детей к культуре башкирского народа, посредством башкирских народных сказок с различными видов театра».

Анализ проделанной работы по самообразованию на 2020-2021  учебный годФ.И.О. Беглова Танзиля РашидовнаДолжность: воспитатель.Тема: «Приобщение детей к культуре башкирского народа, посредств...