Занятие "Культура и быт башкирского народа"
план-конспект занятия (средняя группа)
В средней группе прошло занятие "Культура и быт башкирского народа", целью которого было знакомство детей с предметами быта башкирского народа. Дети познакомились с убранством башкирского дома, узнали, что, где и как располагалось в доме, внимательно слушали рассказ о предметах старинной утвари.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в средней группе №8
МАДОУ детский сад № 37 « Веснянка».
Познание. Формирование целостной
картины мира, расширение кругозора.
На тему: Башкирский мёд.
Октябрьский, 2016 год
Программное содержание:
· Дать детям сведения о том кто и как производит мед, о
лечебных свойствах башкирского меда.
· Познакомить детей с пчелиным промыслом –
бортничеством.
· Пополнить словарный запас детей новыми словами:
нектар, улей, соты.
· Воспитывать любовь к республике Башкортостан.
Словарная работа:
Нектар, улей, соты, бортничество, борть, леток.
Предварительная работа:
· Чтение произведений:
- А. А. Милн «Вини-Пух и все-все-все »
- Русская народная сказка «Медведь и лиса»
- Башкирская народная сказка «Медведь и пчелы»
· Отгадывание загадок
· Проведение подвижной игры «Медведь и пчелы»
Материал: картинки с изображением пчел, улья, сот,
борти, символом Башкортостана, игрушки медведя и
доктора Айболита, чай и мед.
Ход занятия:
Дети сидят на стульчиках, раздается стук в дверь.
Педагог: Ребята, посмотрите, кто к нам пришел?
Дети: Медведь.
Педагог: Проходи, Мишка садись рядом с нами. Что-то ты
невесел. Что с тобой приключилось?
Мишка: Шел я к вам в гости, чтобы с вами поиграть, но по
дороге провалился в снег, весь промок и простыл.
Педагог: Ребята, как вы думаете, мы можем помочь Мишке
выздороветь? А что для этого нам нужно сделать?
Дети: Дать таблетку, напоить теплым чаем с лимоном,
молоком.
Педагог: Правильно ребята, дадим Мишке таблетку и теплый
чай. Ребята, но мишка все равно грустный, это лекарство ему
не помогло. Но я, кажется, знаю, кто нам сможет помочь
вылечить мишку. Догадайтесь-ка кто:
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор … (Айболит)
Раздается стук в дверь и входит доктор Айболит.
Доктор Айболит: Здравствуйте ребята, здравствуй Мишка. Что у
вас случилось? Кто-то заболел?
Дети: Мишка шел к нам в гости и по дороге провалился в
снег и простудился.
Педагог: Доктор Айболит мы вместе с ребятами хотели
вылечить Мишку, но у нас ничего не получилось. Помоги нам,
пожалуйста.
Доктор Айболит: Чем вы лечили Мишку?
Дети: Мы поили его теплым чаем и давали таблетку.
Доктор Айболит: Да я, кажется, знаю еще одно хорошее
средство от простуды и думаю, что оно поможет. Это средство
называется мёдом.
А, вы слышали о таком средстве, что вы знаете про мёд?
Дети: Мёд вкусный и сладкий, с ним можно пить чай, его
добавляют в выпечку: торты и пряники.
Доктор Айболит: Правильно, но мёд не только вкусен, но и
полезен.
Мёд - самое хорошее природное лекарство. Его производят
пчелы. Для того чтобы получить мед, пчела должна облететь
много, много цветов и собрать с них нектар - сладкий сок
растения. Опустившись на цветок, пчела опускает свой хоботок
в него и пьет из цветка сладкий нектар. Этот нектар пчела
несет в улей.
- Ребята, а что такое улей?
Дети: Это жилище пчел.
Доктор Айболит: Правильно, улей - жилище пчел, устроенное
человеком. В улье пчела складывает нектар в соты. (Показ
картинок). Так в сотах получается мед.
Вы представляете ребята, чтобы получить маленькую баночку
меда (100 гр. можно показать детям), пчеле необходимо
облететь 1 миллион цветов. Вот какой трудолюбивый «народ»
пчелы.
Вы, наверное, устали меня слушать? Давай те отдохнем и
сделаем разминку, она тоже поможет вам укрепить свой
организм, и вы будете здоровыми.
Физминутка: «Медвежата»
Медвежата в чаще жили,
Нежно, радостно дружили.
(Дети обнимаются, жмут друг другу руки и улыбаются)
Вот так, вот так
Медвежата те дружили.
Мишки фрукты собирали
Дружно яблоньку качали.
(Наклоны вперед, назад с вытянутыми перед собой рукам)
Вот так, вот так
Дружно яблоньку качали.
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили.
(Ходьба вперевалочку, наклоны вперед)
Вот так, вот так
Эти мишки воду пили.
А потом они плясали
К солнцу лапы поднимали
(Прыжки с поочередным подниманием колен)
Вот так, вот так
К солнцу лапы поднимали.
(Руки поднимаются вверх и опускаются вниз)
Доктор Айболит: Отдохнули, а теперь загадку отгадайте:
Летит мохнатенький
Летит за сладеньким.
Дети: Пчела.
Доктор Айболит: Правильно пчела. А пчелы собирают мед,
который обладает удивительными питательными и лечебными
свойствами. В нем очень много микроэлементов, витаминов и
веществ которые нужны людям, а особенно детям. И те дети,
которые употребляют в пищу мед, быстрее растут, прибавляют
в весе, меньше капризничают, лучше спят, а еще меньше
простужаются и болеют.
Доктор Айболит: А когда вы болели, вам мама давала чай
или молоко с медом.
Дети: Да мы пили чай с медом.
Доктор Айболит: Давайте угостим мишку чаем с медом, чтобы
он тоже выздоровел.
Педагог: Доктор Айболит, ребята посмотрите, мишка то
повеселел, заулыбался, значит, мед помог ему.
А я вам тоже хочу рассказать про мед. Край, в котором мы с
вами живем, богат лесами, полями и лугами. И поэтому на
Южный Урал собирают много сортов мёда: липовый,
гречишный, подсолнечный, луговой, цветочный - собранный
«Культура и быт башкирского народа»
Цель: Продолжать знакомить детей с предметами быта, одеждой и музыкой башкирского народа.
Задачи:
- Продолжать расширять и уточнять представления детей о своей республике, о народе, его быте, культуре; познакомить с новыми названиями предметов; формировать умение составлять композиции из элементов башкирского орнамента.
- Развивать творчество, эстетическое восприятие, самостоятельность.
- Воспитывать аккуратность, желание рассказывать о своей работе.
Ход занятия:
Дети удобно располагаются на ковре. Воспитатель предлагает послушать запись мелодии.
- На каком музыкальном инструменте исполнялась эта мелодия? (ответы детей).
- Правильно, на кубызе. Показываю детям кубыз (рассматривание музыкального инструмента).
Затем предлагаю рассмотреть макет юрты.
- Как называется жилье башкир? (юрта).
- Для чего нужна юрта? (жить в нем)
- Из чего делали юрту? (из войлока….)
- Чем удобна юрта для башкир? (переносное жилище….)
- Чем украшали башкиры свои юрты? ( разными узорами)
- Какие элементы использовали в узорах? ( полоски, ромбы, треугольники, квадраты, завитки).
- Расскажите, пожалуйста что находиться внутри юрты? ( посуда, одежда, ковры и т.д).
- Правильно, были посуда, одежда, ковры, сундук с разными вещами.
- Башкиры – очень гостеприимный народ, они любят угощать своих гостей кумысом, чай с медом.
- На этой иллюстрации вы видите посуду. Это чаша – для кумыса называется пиала, это ковш – для кумыса называется ижоу, а это медовница – для меда.
Появляется джигит – кукла в башкирском национальном костюме. Дети придумывают ему имя, рассматривают его, описывают одежду.
Салават одет в красивую рубашку, брюки черные, бархатный зеленый камзол, красные сапожки. На голове у него шапка.
Воспитатель хвалит детей за активное участие и обращает внимание детей на лежащие на столах вырезанные из бумаги предметы башкирской одежды и посуды: камзол, платок, фартук, пиала, ковшик, медовница, ложка для меда, юрта, сапоги. Предлагаю выбрать понравившийся предмет, обращаю внимание на образцы на стенде, отмечаю их красоту, расположение узора, симметричность.
А какой мед на вкус?
Кто же производит мед?
Как называется дом пчел?
Что такое нектар?
Во что складывает пчела нектар?
Ребята, вы молодцы внимательно меня слушали и поэтому все
запомнили.
Доктор Айболит: Правильно ведь тот, кто употребляет мед, тот
всегда будет здоровым, бодрым, молодым и будет жить
долго-долго. Но мне настала пора прощаться с вами.
Лечу я маленьких детей
Лечу и птичек и зверей
Я вам о мёде рассказал
Здоровья я вам пожелал!
Мишка: Ребята, мне тоже пора возвращаться в лес. Спасибо
вам за помощь.
Педагог: Мишка, мы с ребятами дарим тебе бочонок с мёдом.
Ты угости в лесу всех своих друзей мёдом, чтобы они никогда
не болели.
(Дети прощаются с Доктором Айболитом и Мишкой)
А вы ребята расскажите дома мамам, папам, бабушкам и
дедушкам о том кто производит мед, какой бывает мёд и о
его лечебных свойствах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия с детьми средней группы. Тема "Ознакомление с бытом башкирского народа". Аппликация "Башкирский палас".
Программное содержание:-расширять представление детей о быте башкирского народа;-учить украшать коврики элементами башкирского орнамента;-закрепить навык наклеивания, осваивать работу с ножницам...
Конспект занятия по ознакомлению детей II младшей группы с национальной культурой башкирского народа «В гости к Няняйке».
Конспект занятия по региональному компоненту...
Презентация на тему: Культура и традиции башкирского народа".
Цель данной презентации: познакомить детей с особенностями и красотой природы Южного Урала, а так же с культурой и традициями башкирского народа....
презентация проекта "Быт и традиции башкирского народа"
актуальность...
Конспект экскурсии в башкирский национальный музей ДОУ на тему: «Культура и быт башкирского народа»
Цель: Ознакомление детей с культурой и бытом башкирского народаЗадачи:- продолжать учить детей рассматривать предметы и видеть в них основные качества.- составлять небольшие описательные рассказ...
Конспект экскурсии в башкирский национальный музей ДОУ на тему: «Культура и быт башкирского народа»
Цель: Ознакомление детей с культурой и бытом башкирского народаЗадачи:- продолжать учить детей рассматривать предметы и видеть в них основные качества.- составлять небольшие описательные рассказ...
Самообразование по теме «Приобщение детей к культуре башкирского народа, посредством башкирских народных сказок с различными видов театра».
Анализ проделанной работы по самообразованию на 2020-2021 учебный годФ.И.О. Беглова Танзиля РашидовнаДолжность: воспитатель.Тема: «Приобщение детей к культуре башкирского народа, посредств...