Конспект " Жилище народов Урала"
план-конспект занятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_zhilishche_narodov_urala.docx | 35.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
«Жилище народов Урала»
в старшей группе
Воспитатель: Живина О.В.
Цель:
• Формировать знания о культуре народов Урала;
• Дать представление о национальных жилищах татар, башкир, русских.
Задачи:
Обучающие:
познакомить детей с культурой коренных жителей Урала;
активизировать имеющиеся у детей знания о родном крае;
активизировать и обогащать словарь детей;
Развивающие:
развивать мышление, речь, кругозор и любознательность детей;
развивать познавательный интерес, наблюдательность, способность сравнивать;
развивать навык лепки;
развивать воображение;
развивать уважение к культуре других народов и их представителям;
Воспитательная:
умение работать в команде;
воспитывать эмоционально-положительного отношения к представителям культур Урала;
воспитывать патриотические чувства за свой родной край и свою страну.
Оборудование: презентация на тему «Жилище народов Урала».
Предварительная работа: чтение художественной литературы (стихи об Урале), рассматривание иллюстраций на темы: «Животный мир Урала», «Растительный мир Урала», подготовка наглядного материала.
Словарная работа:
Обогащение и активизация словаря: край - Урал, народы Урала, юрта, изба, горница, горнило, русская печь, прялка, лапти, «красный угол», юрта, шарашу, казан, алдыр, ашлау, кумыс, нары, тюбетейка, котел, жэймэ, домашняя утварь, чугунок, ухват, «татарские» чашки.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте ребята!
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу и нашим гостям, чтобы у нас у всех было хорошее настроение весь день.
(на слайде карта России)
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам, встать полукругом и посмотрите на волшебный экран. Скажите, что на нём изображено? Правильно это карта, карта России. Россия - самая большая страна на земле, страна в которой мы живём.
Воспитатель: В центре нашей страны расположен удивительный край – Урал. Наш край получил свое название по Уральским горам, пересекающим район с севера на юг.
Физкультминутка «Уральский край».
— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте.
Воспитатель: читает стихи и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Раз, два, три, четыре, пять
Я хочу вам рассказать. (дети маршируют на месте),
Как богат Уральский край (руки в стороны),
Ты о том не забывай (руки к сердцу),
Наши реки широки, (руки в стороны),
А озёра – глубоки, (наклон, руки вниз до полу),
Горы наши высоки, (руки вверх, встать на носочки),
Есть пещеры у реки, (присесть, встать),
И леса, и поля – (руки в сторону),
Это Родина моя! (руки к сердцу).
Воспитатель:Теперь присаживайтесь, на свои места, мои хорошие! Ребята, а какие народы населяют наш Уральский край?
Дети: ответы детей.
Воспитатель Основную часть населения составляют русские, башкиры, татары. (на слайдах поочерёдно появляются, народные национальные костюмы.) Они являются коренными жителями Урала.
Воспитатель: Ребята! Я совершенно забыла вам сказать. Нам в детский сад на электронную почту пришло письмо от Маши, из мультфильма «Маша и Медведь». Давайте его прочитаем. (появляется письмо на слайде)
Здравствуйте, дорогие ребята!
Хочу попросить у вас помощи.
У мишки в кладовке я нашла интересные и загадочные картинки с изображением предметов, помогите мне узнать к каким народам относятся эти предметы и каково их назначение?
Ну что, ребята, поможем Маше разузнать чьи это вещи? Мне кажется, что они имеют отношение к народным жилищам Урала и их коренным жителям. Что бы это проверить, нам нужно совершить путешествие в прошлое на машине времени, и побывать в гостях у коренных жителей Урала. Для этого нужно пройти в нашу машину времени, закрыть глаза и дать отсчёт в обратном направлении 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1.! (дети закрывают глаза и считают, на слайде машина времени, звучит музыка.)
Воспитатель: (переодетый в домовёнка). Здравствуйте ребята! Я домовёнок Кузя! И я вас приглашаю в русскую народную избу. Вот она. (Показать рукой на слайды, где изображена Русская изба.)
Дома были построены из бревен. В избе была одна комната, которая называлась – горница. Ребята, давайте повторим все вместе – горница.
Ну а теперь я вас приглашаю пройти в горницу. Присаживайтесь на стульчики. Сядьте красиво, подружите свою спину, со спинкой стула. Молодцы.
Ребята, в каждой горнице был «Красный угол». Как вы думаете, почему его так называли?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Красный – значит главный, красивый! В этом углу висела икона, накрытая вышитым полотенцем. Стояли лавки, стол, а на столе стоял – самовар, символ семейного уюта и дружеского общения.
А знаете, какое моё любимое место в горнице? Моё любимое место – это печка! Она большая, тёплая, находилась, обычно, в центре избы. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и светло и уютно. Русскую печь по праву считали гордостью русского народа.
Воспитатель: Ребята, а еще, для чего нужна была печка?
Дети: Чтобы еду готовить, спать на ней, для обогрева дома.
Воспитатель: Печь служила местом приготовления пищи. Очаг печки назывался горнило, ребята, давайте все вместе скажем - горнило! В нём разводили огонь и готовили еду: щи, каши, пекли хлеб, пироги и блины.
А теперь послушайте загадку и скажите, в чем хозяйка готовила еду в русской избе.
Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля,
Где, там в печке уголек
Кашу сварит….(на ухвате показать чугунок)
Дети: Чугунок
Воспитатель: Чугунок был незаменим в хозяйстве, был вместо кастрюли. По весу он тяжелый, т. к. сделан из чугуна. Чугун - это особый вид металла, который выдерживал огонь, и никогда не бился.
Воспитатель: Чтобы не обжечься, чугунок убирали в печь ухватом.
Ещё одним кухонным сосудом на Руси был горшок , который служил для приготовления пищи.
Для подачи на стол кушаний использовалась такая столовая посуда как блюдо. Пили из кружек, а ели деревянными ложками.
Воспитатель: Раньше в старину людям приходилось много трудиться, почти все делали своими руками: пряли, шили, вязали, из дерева вырезали, изготавливали лукошки, рукодельничали, лапти плели, да лепили горшки, крынки из глины и разную посуду. Ребята, я вас приглашаю в мастерскую, для изготовления крынки. (лепка тарелок из пластилина, под рус. нар. музыку)
Воспитатель: Какие же вы молодцы! Как у вас здорово всё получилось! Предлагаю вам поставить их на красивый поднос. Предлагаю вам сыграть в любимую игру домовят, в прятки. Ну как, поиграем? Для начала, вам нужно повернуться в сторону волшебного экрана, закрывайте глаза и считайте до 10, а я спрячусь, только не подглядывать.(Дети закрывают глаза и считают от1 до 10, воспитатель переодевает шапку с ушанки на башкирскую)
Хаумыгыз ! Здравствуйте, ребята! Я домовой башкирского народа, которого называли – Дедушкой, а вот и жилище, в котором я живу, оно называется – Юрта, а теперь все вместе скажем – Юрта. Молодцы! Я вас приглашаю в гости, проходите пожалуйста, присаживайтесь! Сядьте красиво! Молодцы! Послушайте –ка, что я вам расскажу.
Стены юрты состоят из решеток вытянутой прямоугольной формы. Они скрепляются друг с другом ремешками по кругу. Ну а деревянный каркас покрывается войлоком.
Крыша юрты была остроконечной или круглой. В центре крыши было круглое отверстие. Как вы думаете, для чего башкиры оставляли отверстие в верхней части купола юрты? Только, будем говорить красивыми, полными предложениями, хорошо?!
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Да, для освещения. Чтобы в юрту попадал солнечный свет.
Самым главным местом в юрте был очаг. Вы знаете, что это такое? Да, это костер. А для чего он был нужен? (Для тепла, света, приготовления пищи.) Вокруг очага располагались все остальные предметы.
Внутри юрта обычно отделялась особой занавеской (шарашу). Ребята, давайте ещё раз скажем – Шарашу. Это занавеска в Юрте. Молодцы! Она делила Юрту на женскую и мужскую половины. Правой – была женская половина, где размещалась хозяйственная утварь, продукты; на левой, мужской половине стояли сундуки с имуществом, лежали подушки, по стенам висели верхняя одежда, оружие. Напротив входа, на мужской половине, было особое место для гостей. Это самое красочное и почетное место. На землю стелили войлок, клали коврики, на которых сидели гости. Утварь башкир в основном была сделана из дерева. Всевозможная деревянная посуда использовалась на кухне.
В пищу в основном варили и жарили в казанах, там же кипятили молоко. Казан был просто необходим, в приготовлении еды.
Деревянные чаши для еды различались не только по внешнему виду, но и по назначению. В одних чашах (алдыр) – дружно повторим- алдыр, подавали еду только в кругу семьи. В других (ашлау)- вместе скажем – ашлау, ели в праздники, и угощали гостей.
Любимым напитком башкир является кумыс. Кумыс – это молоко кобылиц. Он придаёт силы, здоровье башкирскому народу. Башкир - охотник, воин, отличный наездник. Они передавали свои умения и навыки детям при помощи игр. При помощи которых воспитывали ловкость, меткость, выносливость. Поэтому башкирские игры подвижны, воспитывающие меткость, быстроту, ловкость.
Ну а сейчас я вам предлагаю поиграть в башкирскую национальную игру, которая называется «Юрта»
Воспитатель: В игре участвуют две подгруппы по четыре человека, каждая подгруппа образует круг, в центре которого стоит стул с платком. Взявшись за руки, дети идут вокруг стула и поют:
Мы, весёлые ребята,
Собираемся в кружок.
Поиграем и попляшем,
И помчимся на лужок.
На мелодию без слов, дети встают в общий круг. По окончанию музыки дети быстро бегут к своему стулу, берут платок за концы и натягивают его над головой в виде шатра, крыши, получается – юрта. Выигрывает группа детей , первой построившая юрту. (игра) Молодцы! Понравилась игра? Воспитатель: А хотите поиграть в мою любимую игру? В прятки? Мы домовые, очень их любим! Ну тогда закрывайте глаза и считайте до 10.
( Дети считают от1 до 10, воспитатель одевает тюбетейку)
Воспитатель: Исамисес Ребята, я Белькаэр – домовой из татарского жилища, я с вами поздоровался на татарском языке . посмотрите, в каком татарском доме я живу.
А сейчас я вас приглашаю войти в дом и присесть на стульчики. Хочу посмотреть, как вы красиво на них сидите. Молодцы!
Ребята, в каждом татарском доме устраивались нары по другому – кровать. Нары были похожи на широкие лавки - на которые укладывается перина, подушки, одеяло. В доме соблюдался уют, порядок, опрятность. Печи несколько раз в год белились, а полы, потолки и стены красились.
Татары носили очень красивые, красочные головные уборы. Мужчины носили тюбетейки. А теперь дружно скажем – тюбетейка. Молодцы! Она была украшена вышивкой и узорами.
А женщины носили яркие цветастые платки.
Пищу готовили в котле, там же кипятили молоко, готовили национальное блюдо - корт (красный творог). В печи выпекают хлеб и прочие мучные изделия.
В качестве посуды использовали горшки, чугуны и большие сковороды. Напитки хранили в глиняных кувшинах.
Широко использовалась и деревянная посуда: доски, скалки, колотушки, поварешки, квашни для теста, ковши для воды.
Чай татары пили из маленьких низких чашечек (прозванных в народе «татарскими») с блюдцем – чай остывал в них намного быстрее. Ребята, а к чаю стряпали татарские лепёшки, которые называются Жэймэ. А теперь дружно скажите – жэймэ. Молодцы! (Для этого нам необходимо одеть фартуки, вытереть руки влажными салфетками и взять в руки тесто, скатать колобок, положить его на стол и скалкой раскатать небольшие лепёшки. (во время работы, звучит татарская народная музыка). А теперь выложим наши лепёшки на противень и отдадим на выпечку. Какие же вы молодцы! Сейчас вновь воспользуемся влажными салфетками и снимем фартуки. А я пока унесу наши лепёшки в печку.)
А теперь вам необходимо вернуться обратно в детский сад. Садитесь в машину времени и возвращайтесь домой! (звучит музыка машины времени воспитатель снимает костюм домового, встречает детей)
Воспитатель: Ребята, вы вернулись? понравилось вам путешествие? А задание Маши не забыли? Сейчас проверим, как вы с этим справились. Давайте дружно встанем полукругом, возьмёмся за руки и посмотрим на волшебный экран. На экране будут появляться картинки и вы должны правильно ответить на вопросы.
1) Чья это печка?
•Башкирская
•Русская
•Татарская
2) Чье это жилище?
•Башкирское
•Татарское
•Русское
3)какому народу принадлежала эта вещь?
•Русский
•Татарский
•Башкирский
Воспитатель: Молодцы ребята. Понравилось вам путешествие? Много нового и интересного узнали? Что больше всего вам понравилось или показалось более интересным? Почему?
Ну а теперь, я предлагаю вам пройти в группу!
Конспект интегрированного занятия
Тема: «Мой родной край – Южный Урал»
Старшая группа
Воспитатель: Живина Ольга Владимировна
Цель. Систематизировать и обобщать знания детей о Южном Урале, как о
родном крае.
Задачи.
- Формировать знания детей о Южном Урале, любовь к родному городу. Развивать словесно-логическое мышление, познавательную активность, воображение, мышление, внимание, восприятие, творческую фантазию, интерес и эстетическое отношение к предметам народного декоративно-прикладного искусства.
- Воспитывать патриотические чувства, желание гордиться историей, достижениями жителей родного края, познакомить детей с достопримечательностями города, воспитывать интерес к художественным образам народного изобразительно – пластического искусства.
Предварительная работа:
Чтение сказов П.П.Бажова. Просмотр мультипликационных фильмов по произведениям П.П.Бажова. Заучивание пословиц и поговорок о Родине.
Методы и приемы:
- наглядные (показ, демонстрация);
- словесные (рассказ, беседа, объяснение, художественное слово);
- практические (создание окна с резными наличниками, игровая ситуация).
Используемые материалы.
Раздаточный: доска для лепки, соленое тесто, стека, клеенка, салфетка, силуэт деревянной избы из картона (на каждого ребенка).
Демонстрационный: иллюстрации с изображением наличников, иллюстрации с изображением элементов узора на наличниках, презентация «Города Южного Урала», макет деревянной русской избы.
Ход занятия:
- Здравствуйте, ребята и гости. Давайте поприветствуем друг друга. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и скажите: «Здравствуй!».
Города, моря найдём,
Горы, части света.
Умещается на нём
Целая планета. (Глобус)
- Ребята, давайте рассмотрим его. Глобус имеет форму шара, потому что это модель Земли. На глобусе изображены все страны мира, моря и океаны. А вот здесь – наша страна, в которой мы живём.
- Как называется наша страна? (Россия).
- Сегодня мы с вами поговорим о нашей Родине. Чем лучше человек знает свой край, тем больше он его любит. Я хочу, чтобы вы тоже любили свою Родину.
- Основная часть.
- Среди просторов нашей страны есть чудесный край, в котором мы живём.
- Скажите, пожалуйста, как называется наш край? (Урал)
- Урал - это край, где мы живём. Уральская природа очень разнообразная и неповторимая. На Урале есть горы, а называются они Уральские.
- Какие Уральские горы? Что можно про них сказать? (Высокие, холмистые).
Про него говорят, что камнями - богат,
И умельцами тоже он славится.
Кто в краю побывал и Бажова читал,
Тот у нас непременно останется». (Л. П. Владимиров).
- Павел Петрович Бажов уральский писатель.
- Он очень любил свой край.Его интересовало всё, что связано с Уральскими горами, с их богатством. Он много общался с простым народом, собирал легенды, которые ему рассказывали люди. А потом эти легенды перелагал в сказы.Рассказывал в своих произведениях про мастеров Урала.Первая книга его называлась «Уральские были».
- Назовите, пожалуйста, Сказы Бажова, которые мы читали.
Физминутка.
- Здравствуй мир! (руки вверх)
Это я! (руки к груди)
А вокруг страна моя! (руки в стороны)
Солнце в небесах горит! (руки вверх)
И земля у ног лежит! (наклоны вперёд)
Там леса, а там поля (повороты влево и вправо)
Там друзья, и здесь друзья!
Здравствуй дом, ты самый лучший! (наклон вперёд)
Здравствуй мой родной, могучий!
Здравствуй же, страна моя!
Здравствуй мир!
Встречай меня!
Воспитатель: - Наша страна большая, а у каждого человека есть свой маленький уголок, где он родился и живёт.
- Ребята, скажите, пожалуйста, как называется то место в России, где мы живем? (Южный Урал).
- Столица Южного Урала – Челябинск.
- Я приглашаю вас отправиться на экскурсию по городам и природным богатствам Южного Урала. Магнитогорск- назван по горе Магнитной, хранившей большие запасы магнитного железняка, у подножия которой был сооружён завод-гигант Магнитогорский металлургический комбинат.Большая часть железа в России приготовляется из магнитного железняка.
- Златоуст – старейший город. Расположен на берегах горной реки Ай. На весь мир известен достижениями Златоустовских мастеров гравюры на стали.
Ребята, а какие ещё города на Южном Урале вы знаете? Чем они знамениты? Ответы детей.
- Касли. Тульский купец основал здесь - на берегах озера Большие Касли – литейный завод. На этом заводе зародилось и развивается в наши дни – художественное литьё. Каслинское литьё из чугуна.
Ребята, кто из вас скажет, как называется наш город?
Ответы детей.
Дети, знаете ли вы, почему его так назвали?
Я сейчас вам прочту строки из стихотворения Кати Тарасовой, а потом попробуете ответить на мой вопрос.
«Синие горы небо подняли,
Светлые воды землю обняли,
Город родился в месте святом:
Верою поднят, всеобщим трудом».
Правильно, наш город омывается со всех сторон озёрами.
14 ноября 1955 года горисполком принял постановление: «Считать днём основания города 9 ноября 1945 года», потому что 9 ноября 1945 года группа строителей во главе с Д.К.Семичастным выехала на место будущей стройки под Кыштым.
Этот день и считается днём основания города Озёрска.
Ребята, что вы можете сказать о нашем городе?
Ответы детей. Сделать обобщение, используя строки А.Окулова:
«Озёрск мой, красивый и милый,
Озёрск — ты прекрасен всегда,
И утром в рассвете весеннем,
И вечером, после труда»
Физминутка.
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём во одном краю.
Всех я вас приветствую!!!
Ребята, назовите мне достопримечательности нашего города.
Ответы детей.
22 апреля 1960 года на главной площади города был установлен памятник В.И.Ленину. И площадь с тех пор носит имя — площадь Ленина. (слайд)
28 октября 1968 года был открыт памятник — Вечный огонь — символ вечной памяти погибшим на полях сражений. (слайд)
11 июня 1978 года был открыт памятник И.В.Курчатову, площадь носит имя — площадь Курчатова. (слайд)
8 мая 2000 года был открыт памятник героям Великой Отечественной войны. Памятник расположен в сквере Победы, на берегу озера Иртяш. Памятник выполнен в виде фигуры женщины, держащей младенца на коленях. В правой руке у неё огромный меч в ножнах, символизирующий военную силу России, а ребёнок как бы провозглашает появление мира на земле. (слайд)
3 июня 1999 года в городе у здания центральной городской библиотеки был открыт бронзовый бюст великому русскому поэту А.С.Пушкину. И библиотека стала носить имя А.С.Пушкина.
Дети, скажите к каким памятникам, мы с вами возлагали 9 мая цветы? (слайд)
Ребята, названия каких улиц вы знаете? И почему их так назвали?
Ответы детей..
Я хочу прочитать вам строки из стихотворения А.Окулова:
«Раскинулся город красивый,
За озером, видно вдали,
Живут с нами рядом родные
Кыштым, Аргаяш и Касли».
-Дети, поговорим о русском народе. Русский народ селился не только в городах, но и в деревнях. В деревнях жили крестьяне, работающие на земле, и казаки – военнослужащие люди.
- Уральские деревни имели широкие улицы, так как у крестьян было много земли. Дома у крестьян были построены из брёвен и назывались «избы».(слайд)
-Избы, сделанные из брёвен, покрывались соломой и досками. Крыша украшалась коньком. Конь – это воплощение плодородия и богатого урожая. (слайд)
Крепкие дома из дерева строили мастеровые – «древоделы», а строили они топором. Даже поговорка такая есть: «Топор всему делу голова», «Не бравшись за топор, избы не срубишь».
- Были еще и «мастеровые» - это мастера, которые украшали дома резьбой, резными узорами. (слайд)
- Посмотрите, какие красивые окна.
- Как вы думаете, почему люди так старались украсить окна?
- Считалось, что окна - глаза на лице дома, свет, связь с внешним миром.
(слайд)
- Окна обрамлялись резными наличниками –это самая украшенная часть избы. Вслушайтесь в это слово: "наличник" - "находящийся на лице". Фасад дома - это его лицо, обращенное к внешнему миру. Лицо должно быть умытым и красивым. Поэтому наличники – это украшение окна. В узорном убранстве наличников можно было увидеть образы растений, животных, фантастических существ.
Защищая своё жилище от злых сил, также изображализнаки – обереги:
круг – солнце, волны – вода, ломаная линия–земля. Образ птицы–это
символдобра, благополучия, счастья. (слайд)
- На окна навешивали ставни, от слова ставить. Ставнями прикрывали окна от холода. Окна со ставнями и наличниками напоминают глаза избы.
- В старину говорили, что днем окна смотрят на все происходящее, а на ночь окна закрываются ставнями и изба погружается в сон.
Физминутка.
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём во одном краю.
Всех я вас приветствую!!!
- Ребята, скажите, пожалуйста, вы хотите стать мастеровыми, соорудить окно и украсить его наличниками с узорами, которые вы сами придумаете?
- Предлагаю вылепить окно с наличниками из соленого теста, поместить на избу, а когда окно подсохнет мы его распишем краской на следующем занятии.
- Давайте вспомним какие узоры изображали мастеровые на наличниках. (слайд).
- Раскатываем жгутики – выполняем раму, затем из жгутиков разной формы вылепляем узоры (это может быть круг – солнце, волны – вода, ломаная линия – земля, образ птицы).
Рефлексия.
- Посмотрела я на ваши поделки и поняла, что «умелец да рукоделец себе и людям радость приносит».
- Ребята, скажите, пожалуйста, из чего строили русские избы?
- Как называют украшение окон?
- Что нового для себя вы сегодня узнали на занятии?
- Назовите, пожалуйста, столицу Южного Урала?
- Почему наш город назвали Озёрск?
- Скажем нашим гостям до свидания! Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Народная культура и традиционные жилища народов Южного Урала"
Конспект итоговое занятия...
Народное жилище Южного Урала
Закрепить знания детей о жилищах народов Южного Урала, об устройстве жилья, о предметах быта, укладе жизни....
Национальное жилище народов Урала!
Национальное жилище народов Урала!...
Конспект НОД «Жилище народов Урала» старшая группа
Цель:• Формировать знания о культуре народов Урала;• Дать представление о национальных жилищах татар, башкир, русских.Задачи:Обучающие:познакомить детей с культурой коренных жителей Урала;ак...
«Национальная культура и традиционные жилища народов Южного Урала»
Формировать основы народной культуры (фольклора). Закрепить знания детей о жилищах народов Южного Урала, об устройстве избы и юрты, о предметах быта, укладе жизни. Развивать творческий потенциал...
Конспект «Национальная культура и традиционные жилища народов Южного Урала»
Конспект «Национальная культура и традиционные жилища народов Южного Урала»Формировать основы народной культуры (фольклора). Закрепить знания детей о жилищах народов Южного Ура...