Инновационные технологии в музыкальном образовании детей.
статья

Оксана Ивановна Кружилина

МБДОУ детский сад№4 «Золотой ключик»

г. Константиновск, Ростовской области.

Кружилина Оксана Ивановна

Музыкальный руководитель

Высшая квалификационная категория

 

Инновационные технологии в музыкальном образовании детей.

 

 

Аннотация: в данной статье описывается опыт работы на музыкальных занятиях с применением инновационных технологий, который в процессе образования и воспитания детей дает положительную динамику.

Ключевые слова:музыкальное образование, инновационные технологии, логоритмика.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад№4 «Золотой ключик»

г. Константиновск, Ростовской области.

Кружилина Оксана Ивановна

Музыкальный руководитель

Высшая квалификационная категория

Инновационные технологии в музыкальном образовании детей.

Аннотация: в данной статье описывается опыт работы на музыкальных занятиях с применением инновационных технологий, который в процессе образования и воспитания детей дает положительную динамику.

Ключевые слова:музыкальное образование, инновационные технологии, логоритмика.

Музыкальное воспитание ребенка, развитие его природной музыкальности – это эффективный способ развития самых разных способностей, путь к эстетическому образованию, их самореализации как личности. В основе инновационных технологий музыкального образования детей лежит коллективная деятельность, которая объединяет пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомимику, импровизированную театрализацию. Практически все эти инновационные технологии включает в себя занятие по логоритмике.

Логоритмика самым тесным образом связана с игратерапией, психогимнастикой и методикой музыкального воспитания в целом, а также является частью образовательной и коррекционно-развивающей работы. Главной целью логоритмики является воспитание и развитие чувства ритма через движения. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр, при условии использования правильно подобранных приёмов, положительно развиваются психические процессы и свойства личности, речь становится грамотнее.

В своей практике на занятиях по логоритмике мы используем различные методы и приёмы, которые наиболее эффективны и интересны детям. Таковыми являются координационно-подвижные игры, т.е. музыкальные и речевые игры. Они дают ощущение музыкальной динамики,стимулируют развитие ловкости, точности, реакции, воспитывают ансамблевую слаженность. Главнымусловием здесь является умение педагога воодушевить детей на игру, создать атмосферу сказки, загадки, волшебства. Что в свою очередь требует от педагога артистизма, интонационно-речевой, мимической выразительности. Использование этой технологии позволяет добиться следующих результатов:

  • Создать на музыкальных занятиях атмосферу радостного общения, хорошего настроения;
  • Активизировать и раскрепостить детей, устранить в их действиях зажатость и неуверенность;
  • Вызвать у детей интерес для дальнейшего взаимодействия, не принуждая их к занятию;
  • Развить музыкально-творческие способности ребенка.

Также, наряду с координационно-подвижными играми, широко используются пальчиковые игры. Они оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актёрами являются пальцы. Пальчиковые игры помогают:

  • развить мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность;
  • повысить общий уровень организации ребёнка;
  • развить чувство ритма, дикционную моторику речи, выразительно-речевое интонирование, координацию движений.

Помимо различных игр, наше занятие по логоритмике включает в себя ритмодекламацию, которая является синтезом музыки и поэзии. Ритмодекламацию можно определить как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется. Однако, исполнение ритмодекламации отличается более чётким произношением и утрированной интонацией. До тех пор, пока ребёнок не услышит, как он говорит, и не научится контролировать свою речь, трудно надеяться на то, что он сможет правильно и выразительно петь. Ритм, заложенный в словах и фразах, очень легко усваивается детьми:притопывается, прихлопывается, переносится на музыкальные инструменты. Использование речевых упражнений в сочетании с музыкальными инструментами развивает у детей чувство ритма, интонацию, артикуляцию, а также динамику и тембровое разнообразие. Таким образом, дети незаметно для себя заучивают стихи наизусть и рассказывают их с особым чувством и выражением. А ритмичные, четкие упражнения для ног, рук, туловища и головы подготавливают артикуляционный аппарат, стимулируют развитие мозга, а соответственно, и речь.

Уделяя большое внимание развитию музыкального воспитания у детей с речевыми нарушениями, необходимо развить в их понимании язык музыки, учить воспринимать средства музыкальной выразительности, которые в свою очередь помогают им точнее развить двигательные задачи, необходимые для осуществления коррекционной работы. В своей работе мы используем целый комплекс дыхательных упражнений, которые способствуют оздоровлению всей дыхательной системы, а также осуществляют массаж внутренних органов, насыщают их кислородом, укрепляют нервную систему.Чтобы разнообразить методы и приёмы работы с детьми и сделать вокальную деятельность более интересной, мы применяем мультимедийные презентации-игры на дыхание, благодаря которым, развивается навык правильного дыхания,дети учатся регулировать длину вдоха и выдоха.

Во время музыкальных занятий с детьми используется самомассаж биологически активных точек лица и тела, который проводится одновременно с пением в игровой форме.Такой массаж нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез, благотворно влияет на внутренние органы.

Использование данных инновационных технологий и методических форм на музыкальных занятиях, позволяет добиться следующих результатов:

  • Устойчивого внимания детей на протяжении всего занятия, в связи с применением разнообразных форм и методик;
  • Повышения результативности в усвоении практического материала;
  • Коррекции речевого и музыкального развития дошкольников, при помощи таких слуховых раздражителей, как темп, ритм, динамика музыки и слова;
  • Активности и раскрепощённости детей, формирования положительного эмоционального настроя;

Таким образом, использование вышеперечисленных инновационных технологий на музыкальных занятиях, дают положительные результаты в развитии и воспитании организационных и творческих способностей дошкольников, их личностных качеств, и являются одним из наиболее эффективных средств воздействия на весь детский организм в целом.

Список использованной литературы:

  1. Боровик Т. А. «Пути  педагогического творчества. Музыкальный  руководитель». – М. ООО Издательский дом « Воспитание дошкольника» 2004г. № 4, № 5, № 6.
  2. Буренина А.И. «Коммуникативные  танцы – игры для детей»-С-П. Ленинградский областной институт развития образования.2004г.
  3. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика – М.:- Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 277 с.
  4. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2005.- 192с.
  5. Радынова О.П. «Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры» //«Музыкальный руководитель» 2005.- №1.
  6. Тарасова К.В. «Развитие музыкальных способностей в дошкольном детстве» //«Музыкальный руководитель» 2010 г . - №1.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

инновационные технологии в дополнительном образовании детей

В пособии представлены обобщенные материалы по содержанию и дидактическим принципам современных педагогических технологий, применяемых в дополнительном образовании детей. Пособие адресовано педагогам ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Выступление на региональном семинаре для педагогов ДОУ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАРеформирование дошкольного образования с ц...

Конспект "Инновационные подходы в музыкальном образовании детей дошкольного возраста через восприятие музыки"

Формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической культуры ребенка – актуальнейшая задача сегодняшнего дня. Музыка  является одним из самых богатых и сам...

«Инновационные технологии в музыкальном образовании дошкольников»

Работа в современном дошкольном образовательном учреждении требует от музыкального руководителя применения новых технологий, направленных на эффективное усвоение детьми содержания образовательных прог...

Инновационные технологии в музыкальном образовании

Музыка –  это источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных инновационных  методов решает важнейшую задачу музыкального воспитания детей – форми...