Доклад «Сюжетно-ролевая игра в жизни дошкольника»
консультация
Сюжетно-ролевые творческие игры — это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире воссоздаются социальные отношения. Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
syuzhetno-rolevaya_igra_doklad.docx | 15.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
«Сюжетно-ролевая игра в жизни дошкольника»
Сюжетно-ролевые творческие игры — это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире воссоздаются социальные отношения. Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль.
В играх проявляется творческое воображение ребенка, который учится оперировать предметами и игрушками как символами явления окружающей жизни, придумывает разнообразные комбинации превращения, через взятую на себя роль выходит из круга привычной повседневности и ощущает себя активным "участником жизни взрослых" (Д. Б. Эльконин).
Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни.
Как отмечает Ядешко В.И. - в творческих играх происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребенка, его воображение, внимание, память. Разыгрывая роли, изображая те или иные события, дети размышляют над ними, устанавливают связь между различными явлениями. Они учатся самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом.
Таким образом в дошкольном детстве игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования детского коллектива.
Структура, содержание и виды сюжетно-ролевой игры
Взаимосвязь образа, игрового действия и слова составляет стержень игровой деятельности, служит средством отображения действительности.
Основными структурными элементами игры являются: игровой замысел, сюжет или ее содержание; игровые действия; роли; правила, которые диктуются самой игрой и создаются детьми или предлагаются взрослыми. Эти элементы тесно взаимосвязаны.
Игровой замысел - это общее определение того, во что и как будут играть дети.
Он формулируется в речи, отражается в самих игровых действиях, оформляется в игровом содержании и является стержнем игры. По игровому замыслу игры можно разделить группы: отражающие бытовые явления (игры в «семью», в «детский сад», в «поликлинику» и т.д.); отражающие созидательный труд (строительство метро, постройку домов,.); отражающие общественные события, традиции (праздники, встречу гостей, путешествия и т. д.). Такое деление их, конечно, условно, так как игра может включать отражение разных жизненных явлений.
Сюжет, содержание игры - это то, что составляет ее живую ткань, определяет развитие, многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношения детей. Содержание игры делает ее привлекательной, возбуждает интерес и желание играть.
Структурной особенностью и центром игры является роль, которую выполняет ребенок. По тому значению, какое принадлежит роли в процессе игры, многие из игр получили название ролевых или сюжетно-ролевых. Роль всегда соотнесена с человеком или животным; его воображаемыми поступками, действиями, отношениями. Ребенок, входя в их образ, играет определенную роль. Но дошкольник не просто разыгрывает эту роль, он живет в образе и верит в его правдивость. Изображая, например, капитана на корабле, он отражает не всю его деятельность, а лишь те черты, которые необходимы по ходу игры: капитан дает команды, смотрит в бинокль, заботится о пассажирах и матросах. В процессе игры самими детьми (а в некоторых играх — взрослыми) устанавливаются правила,определяющие и регулирующие поведение и взаимоотношения играющих. Они придают играм организованность, устойчивость, закрепляют их содержание и определяют дальнейшее развитие, усложнение отношений и взаимоотношений.
Все эти структурные элементы игры являются более или менее типичными, но они имеют разное значение и по-разному соотносятся в разных видах игр.
Сюжетно-ролевые игры: различаются по содержанию (отражение быта, труда взрослых, событий общественной жизни); по организации, количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные); по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры-драматизации - разыгрывание сказок и рассказов; строительные).
Руководство сюжетно-ролевой игрой
"Необходимыми элементами, обеспечивающими интересную игровую деятельность, развитие познавательных интересов и моральных качеств ребенка, являются знание - действие - общение. Особая роль при этом принадлежит воспитателю. Именно от личности педагога, его знаний, умений, профессионального мастерства и способности творчески организовать руководство игровой деятельностью детей зависит использование ее в целях всестороннего развития личности ребенка" - Русскова Л.В
Процесс руководства сюжетно-ролевой творческой игрой должен быть построен так, чтобы воспитание игровых умений и навыков органически сочеталось в нем с обучением и воспитанием, в том числе и трудовым. Исходя из этого принципа можно выделить 3 группы методов.
Показ иллюстраций, чтение художественных произведений помогает воспитателю в организации сюжетно - ролевых игр, дети с удовольствием играют в игры.
В качестве основных педагогических условий в руководстве игрой выделяются:
- стимулирование самостоятельной игровой деятельности детей;
- применение тактики избирательного взаимодействия педагога с детьми в игре, т.е. адекватное игровое поведение педагога;
- учет возможностей ребенка и педагога в игре.
Педагог может принимать ребенка в игру, помогать выбрать роль, способы игры, развернуть игровое взаимодействие, вовлекать ребенка в процесс обмена мнениями, интересоваться желаниями ребенка, может выйти из игры сам или как участник игры, или с другими участниками, чтобы начать новую игру в другой обстановке. Педагог помогает создавать игровую обстановку, стимулирует поиск сюжетов, действий (разговор по телефону, радуется действиям детей, выдумке, отвечает на вопросы, откликается на просьбы, поощряет игру, использует сюрпризные моменты).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Сюжетно-ролевая игра как средство приобщения детей дошкольного возраста»
В связи с внедрением ФГТ в образовательный процесс ДОУ изменились формы, методы организации воспитательно-образовательной деятельности детей дошкольного возраста. Социализация детей в обществе сверстн...
Стендовый доклад: «Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности дошкольников 4 – 5 лет.»
стендовый докладт средняя группа...
Доклад Сюжетно-ролевая игра как средство формирования основ нормативного поведения дошкольников
Актуальность темы заключается в том, что кардинальные социально-экономические преобразования современного общества ставят проблему формирования культуры поведения у дошкольников. Это обусловлен отчужд...
Доклад Сюжетно-ролевая игра как средство формирования основ нормативного поведения дошкольников
Актуальность темы заключается в том, что кардинальные социально-экономические преобразования современного общества ставят проблему формирования культуры поведения у дошкольников. Это обусловлен отчужд...
Доклад «Сюжетно-ролевая игра как средство успешной социализации детей дошкольного возраста»
Доклад «Сюжетно-ролевая игра как средство успешной социализации детей дошкольного возраста»...
Доклад "Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка"
Сюжетно-ролевые игры — это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире воссоздаются социальные отношения....
Выписка из протокола №4 РМО от 19.11.2023 года. Доклад: "Сюжетно-ролевая игра как средство нравственного воспитания дошкольников."
Тема выступления: "Сюжетно-ролевая игра как средство нравственного воспитания дошкольников"...