Стендовый доклад: «Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности дошкольников 4 – 5 лет.»
учебно-методический материал (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №22 «Тополёк»
Стендовый доклад: «Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности дошкольников 4 – 5 лет.»
Разработал: Воспитатель первой категории
Галюк Юлия Викторовна
г. Бердск 2019г.
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
В.А.Сухомлинский
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Дети дошкольного возраста воспринимают окружающую действительность со свойственной им непосредственностью и живым интересом. Они всегда готовы к открытиям, без устали познают и пробуют что-то новое. Они постоянно в движении: что-то ищут, перекладывают, строят, ломают. Они радуются и злятся, ссорятся и мирятся. Задача взрослых – помочь ребенку сориентироваться в потоке новой информации, задать правильный вектор развития.
Лучше всего дети усваивают информацию, которая им по-настоящему интересна. Когда ребенок чем-либо увлечен, он получает дополнительный импульс для развития, быстрее и легче запоминает новые сведения. Создать этот импульс помогает игра. Она позволяет ребенку лучше понять взаимоотношения взрослых, проявляет и формирует определенные свойства личности.
Выдающий исследователь в области советской психологии Л.С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетаний со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры.
Это связано с тем, что игра оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми знаниями, умениями и навыками, совершенствуют свою речь. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Она позволяет сформировать нравственные и волевые качества ребенка.
Игра может оказывать положительное воздействии на развитие всех психических процессов и функций личности в целом лишь в том случае, когда создаются особые условия для развития ребенка и он включается в процесс систематически осуществляемой коррекционно-воспитательной работы, элементом которой является целенаправленное формирование игровой деятельности.
В сюжетно - ролевых играх содержание обучения как бы вплетается в игровой сюжет, интересный и близкий детям по их жизненному опыту. Предлагаемый игровой сюжет предусматривает такое поведение детей, которое обеспечивает усвоение новых знаний, умений, нравственных правил. Дети, действуя в воображаемой ситуации, решая игровые задачи в пределах заданного игрового сюжета, незаметно для себя усваивают заложенный в них учебный материал. Усвоив от старших этих игр, дети могут играть в них сами, повторяя или творчески изменяя их содержание, но сохраняя их обучающую основу и правила игры.
По своему происхождению и содержанию игра является социальным явлением, обусловленным развитием общества и его культуры. Это особые формы жизни ребенка в обществе, деятельность, в которой ребенок в игровых условиях выполняется те роли взрослых, воспроизводит их жизнь, труд, отношения; форма познания мира, ведущая деятельность, в которой ребенок удовлетворяет свои познавательные, социальные, моральные, эстетические потребности. В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности. Характерным видом игровой деятельности дошкольника является сюжетно-ролевая игра, которая возникает на границе раннего и дошкольного возраста и достигает своего расцвета в середине дошкольного детства.
Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте, является ведущим видом деятельности. Она определяет развитие всех существенных сторон личности ребёнка, подготавливает переход в новый период развития. Д,Б. Эльконин выделяет четыре линии влияния игры на психическое развитие ребёнка:
- развитие мотивационно-потребностной сферы;
- преодоление познавательного «эгоцентризма» ребёнка;
- развитие умственных действий;
- развитие произвольности действий.
Сюжетно-ролевая игра это особая деятельность, специфика которой носит условный, замещающий характер по отношению к настоящей, серьезной деятельности.
В ней дети воссоздают окружающий мир, действия и отношения людей, события с ними происходящие. Воссоздание осуществляется за счет игровых действий, игровых ролей, игровой предметной ситуации, что позволяет детям реализовывать сюжетные события или смысловой контекст игры. Сюжетно - ролевая игра детей отображает жизнь людей в обществе. В игре ребенок принимает позицию другого человека (часто - многих людей) и в пределах одного сюжета видит ситуацию их глазами. Выполняя, например, роль мамы, потом - дочери, она понимает важность материнской заботы и послушания детей. Благодаря этому перед ней открываются правила поведения и их значение для установления и поддержания позитивных отношений с другими людьми, происходит осознание необходимости соблюдение правил, т. е. формируется сознательное выполнение их. Специфика сюжетно - ролевой игры выражается в том механизме, посредством которого осуществляется игровая деятельность. В качестве психического механизма выступают игровые замещения: предметно- игровое замещение, вербальное игровое замещение, создание и обогащения игрового пространства. Наблюдая за детьми в процессе самостоятельных игр, я пришла к выводу, что в сюжетно-ролевую игру дошкольники разных возрастных групп вкладывают различное содержание.
Так, младшие дошкольники многократно повторяют одинаковые действия с одними и теми же предметами, воспроизводя реальные действия взрослых: играя в «обед», они режут хлеб, варят кашу, моют посуду. Повторение действий - это основное содержание их игр. Итак, содержание игры младших дошкольников сводится к действиям с предметами.
Иначе действуют в игре дети среднего дошкольного возраста. Они уже не повторяют непрерывно свои игровые действия, а пытаются изменять их. Выполняют действия не ради действий, а для проявления своего отношения к другому играющему, согласно взятой на себя роли. Их действия более свернутые, чем у младших дошкольников. Основным содержанием игры становятся отношения между людьми, развернутое воспроизведение которых учит детей соблюдать определенные правил. Знакомясь в игре с жизнью взрослых, дети привлекаются к пониманию общественных функций людей, правил отношений между ним ними.
Ведущим содержанием ролевой игры среднего возраста дошкольников является соблюдение правил в соответствии с их игровыми ролями. Эти роли они выполняют с помощью различных игровых действий. На основе сокращения и обобщения игровых действий, происходит переход к умственным действиям. Постепенно появляется мнимая игра, когда ребенок переходит от игры с реальными игровыми предметами к игре с воображаемыми.
Структура сюжетно-ролевой игры в значительной степени зависит от реальных отношений их значение при переходе детей от младшего до среднего и старшего дошкольного возраста изменяется. В старшем дошкольном возрасте доминируют игровые отношения детей, подчиняя себе реальные отношения.
Для развития сюжетно- ролевой игры, я создала в группе центр сюжетно-ролевой игры. Этот центр предназначен способствовать возникновению игры; развивать умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий; формирование коммуникативных навыков в игре; развитие подражательности и творческих способностей. Учить использовать в играхстроительный материал. Оборудование и материалы, которые есть у нас в уголке: кукольная мебель для комнаты и кухни; гладильная доска; атрибуты для игры «Дом», «Магазин», «Парикмахерскую», «Больницу», «Моряков», «Водителей» и др, куклы ; игрушечные дикие и домашние животные; наборы кухонной и чайной посуды; набор овощей и фруктов; машины крупные и средние; грузовые и легковые; телефон, руль, весы, сумки, ведёрки, утюг, молоток и др, кукольные коляски; игрушки-забавы; одежда для ряженья. Согласно требованиям ФГОС все сюжетно- ролевые игры легко трансформируется, в зависимости от той игры в которую хочет поиграть ребенок. При этом, я помню, что обстановка должна быть не только удобной для игры, но и похожей на настоящую, так как не все дети сразу могут воспринимать чисто символическую, воображаемую ситуацию. Особенно это относится к групповым играм, где важно для всех участников обозначить ситуацию игры и предметы.
Главное, чтобы дети заинтересовались игрой. Ведь интерес обеспечивает направленность и продолжительность игровой деятельности, делает процесс развития ребенка в игровой деятельности занимательным и эффективным. Игровой интерес пронизывает все структурные компоненты сюжетно – ролевой игры: сюжет, роли, выбор игрушек и игровых атрибутов, игровые действия и диалоги, соблюдение игровых правил. Учет игровых интересов позволяет создать для ребенка ситуацию эмоционального комфорта в игре, привлекающие герои и интересное содержание естественным образом движут им, раскрывая его творческие потенции, разносторонние способности, активизируя накопленный ребенком жизненный опыт для увлекательной игры.
А ведь интересная игра – это маленькое счастье ребенка!
Роль игры в развитии психики ребенка.
- В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.
- Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов - "хочу" начинает подчинятся "нельзя" или "надо".
- В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).
- Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).
- В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация)
В структуре игры можно выделить несколько элементов.
Любая игра имеет тему – ту область действительности, которую ребенок воспроизводит в игре; дети играют в «семью», «больницу», «столовую», «магазин», «Бабу Ягу и Ивашечку», «Белоснежку и семь гномов» и т.д.; чаще всего тема берется из окружающей действительности, но дети «заимствуют» и сказочные, книжные темы.
В соответствии с темой строится сюжет, сценарий игры; к сюжетам относят определенную последовательность событий, разыгрываемых в игре. Сюжеты разнообразны: это и индустриальные, и сельскохозяйственные, и ремесленные, и строительные игры; игры с бытовыми (семейный быт, сад, школа) и общественно-политическими сюжетами (демонстрация, митинг); военные игры, драматизации (цирк, кино, кукольный театр, постановки сказок и рассказов) и т.д. Игры на одну и ту же тему могут быть представлены разными сюжетами: так, например, игра в «семью», в «дочки-матери» реализуется разыгрыванием сюжетов прогулки, обеда, стирки, приема гостей, мытья ребенка, его болезни и т.д.
Третьим элементом в строении игры становится роль (главная, второстепенная) как обязательный набор действий и правил их выполнения, как моделирование реальных отношений, существующих между людьми, но не всегда доступных ребенку в практическом плане; роли выполняются детьми при помощи игровых действий: «врач» делает укол «больному», «продавец» отвешивает «покупателю» «колбасу», «учитель» учит «учеников» «писать» и т.д.
Содержание игры – то, что ребенок выделяет как основной момент деятельности или отношений взрослых. Дети разных возрастных групп при игре с одним и тем же сюжетом вносят в нее разное содержание: для младших дошкольников это – многократное повторение какого-либо действия с предметом (поэтому игры могут именоваться по названию действия: «качать куколку» при игре «в дочки – матери», «лечить медвежонка» при игре «в больницу», «резать хлеб» при игре «в столовую» и т.д.); для средних это – моделирование деятельности взрослых и эмоционально значимых ситуаций, выполнение роли; для старших – соблюдение правила в игре.
Игровой материал и игровое пространство – игрушки и разнообразные другие предметы, при помощи которых дети разыгрывают сюжет и роли. Особенностью игрового материала становится то, что в игре предмет используется не в своем собственном значении (песок, плитки, лоскутки, пуговицы и т.п.), а в качестве заместителей других, недоступных ребенку практически, предметов (сахар, тротуарные блоки, ковры, деньги и т.п.). Игровое пространство представляет собой границы, в пределах которых территориально разворачивается игра. Оно может символизироваться наличием определенного предмета (например, сумочка с красным крестом, положенная на стул, означает «территорию больницы») или даже обозначаться (например, дети мелом отделяют кухню и спальню, дом и улицу, тыл и фронт).
Ролевые и реальные отношения – первые отражают отношение к сюжету и роли (конкретные проявления персонажей), а вторые выражают отношение к качеству и правильности выполнения роли (они позволяют договариваться о распределении ролей, выборе игры и реализуются в игровых «ремарках» типа «надо делать так», «ты неправильно пишешь» и т.п.).
Игровые действия (те моменты в деятельности и отношениях взрослых, которые воспроизводятся ребенком).
Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил ими жестко контролируется. Игровые действия постепенно теряют свое первоначальное значение. Собственно, предметные действия сокращаются и обобщаются, а иногда вообще замещаются речью ("Ну, я помыла им руки. Садимся за стол!").
Виды игр не возникают спонтанно, они возникают одна за другой, медленно сменяя друг друга.
Предметная игра. Этап предметной игры связан преимущественно с овладением специфическими функциями предметов, еще недоступных ребенку в практической деятельности («кормить куклу», «резать хлеб»).
Сюжетно-ролевая игра. В этой игре дети воспроизводят человеческие отношения и роли.
Игры с правилами. Они появляются к концу дошкольного возраста. В них роль отходит на второй план и главным является четкое выполнение правил (подвижные спортивные игры, настольные игры).
У детей 5-6 лет уже есть предварительное планирование игры, распределение ролей до ее начала и коллективный подбор игрушек. Группы в игре становятся многочисленными и долговременными (иногда дети способны играть одну игру в течение нескольких дней, сохраняя игрушки и игровое пространство). Старшие дошкольники способны играть в одно и то же по несколько часов подряд, а некоторые игры у них растягиваются на несколько дней
Основные особенности сюжетно-ролевой игры
- Соблюдение правил.
Правила регламентируют действия ребенка и воспитателя и говорят, что иногда надо делать то, чего совсем не хочется. Взрослым сложно сделать то, что им не нравится, а ребенку это в сотни раз сложнее. Просто так умение действовать по правилу у ребенка не появляется. Важным этапом дошкольного развития является сюжетно-ролевая игра, где подчинение правилу вытекает из самой сути игры.
Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребенок осваивает и моральные нормы, заключенные в роли. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к событиям и явлениям общественной жизни, к людям, вещам: в игре формируется положительное отношение к образу жизни людей, к поступкам, нормам и правилам поведения в обществе.
- Социальный мотив игр.
Социальный мотив закладывается в сюжетно-ролевой игре. Игра — это возможность для ребенка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношении. Когда игра достигает своего пика, то ребенок становится недостаточно заменять отношения игре, вследствие чего зреет мотив сменить свой статус. Единственный способ, как он это может сделать, - это пойти в школу.
- В сюжетно-ролевой игре идет эмоциональное развитие.
Игра ребенка очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни ему еще не доступны. Многие отечественные психологи задавались следующими вопросами: «Испытывает ли ребенок чувства или только изображает их? Какое влияние оказывают они на формирование морального облика ребенка?» А. Н. Леонтьев считает, что в самой глубине генезиса игры, в самых ее истоках имеются эмоциональные основания. Изучение детских игр подтверждает правильность этой мысли. Ребенок отличает игру от действительности, в речи дошкольников часто присутствуют такие слова: «как будто», «понарошку» и «по-правде». Но, несмотря на это, игровые переживания всегда искренни. Ребенок не притворяется: мама по-настоящему любит свою дочку-куклу, водитель серьезно озабочен тем, удастся ли спасти попавшего в аварию товарища.
С усложнением игры и игрового замысла чувства детей становятся более осознанными и сложными. И фа и выявляет переживания ребенка, и формирует его чувства. Когда ребенок подражает космонавтам, он передаст свое восхищение ими, мечту стать таким же. А при этом возникают новые чувства: ответственность за порученное дело, радость и гордость, когда оно успешно выполнено. И. М. Сеченов дал физиологическое обоснование значения игры для формирования чувств, он доказал, что игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что, сюжетно -ролевая игра — это школа чувств, в ней формируется эмоциональный мир малыша.
Значение игры для психического развития ребёнка
Многие педагоги и психологи, занимавшиеся изучением игры, подчеркивали её значение для психического развития ребёнка. Благодаря игре, в психике ребёнка происходят значительные изменения, формируются качества, подготавливающие переход к новой, высшей стадии развития. В игре все стороны личности ребёнка формируются в единстве и взаимодействии.
Замечательный советский педагог А.С. Макаренко неоднократно подчеркивал решающее влияние игры на формирование личности ребёнка. Так, он писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе её в работу».
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше. Сознательная цель - сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение - раньше и легче всего выделяются ребёнком в игр
Игра оказывает большое внимание на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребёнок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. На основе действий с предметами ребёнок учится мыслить о реальном предмете. Таким образом, игра способствует тому, что ребёнок переходит к мышлению в образах и представлениях. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон, это способствует развитию важнейшей, мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.
Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в мнимой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребёнок берёт на себя роли отсутствующих персонажей. Такая практика действия в придуманном пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.
Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. В нутрии игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность. Учение вводит воспитатель, оно не появляется непосредственно из игры. Дошкольник начинает учиться, играя. К учению он относится, как к своеобразной игре с определёнными ролями и правилами. Выполняя эти правила, он овладевает элементарными учебными действиями.
В игре складываются и продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование). Рисуя, ребёнок разыгрывает той или иной сюжет. Постройка из кубиков вплетается в ход игры. Только к старшему дошкольному возрасту результат продуктивной деятельности приобретает самостоятельное значение, независимо от игры.
Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи, имеет особое значение для развития рефлексивного мышления.
Игра имеет большое значение для формирования самого механизма управления своим поведением, механизма подчинения правилам, который затем проявляется в других видах деятельности ребёнка.
В ролевой игре возникают и оформляются механизмы опосредствованного личностного поведения; она имеет важное значение в возникновении первичной формы личного сознания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Игра как ведущий вид деятельности дошкольника"
В презентации рассказано о классификации, видах игр изначении их в жизни ребенка....
ПРАЗДНИКИ , РАЗВЛЕЧЕНИЯ НА ВОДЕ В СОЧЕТАНИИ С ИГРОЙ, КАК ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
ПРАЗДНИКИ , РАЗВЛЕЧЕНИЯ НА ВОДЕ В СОЧЕТАНИИ С ИГРОЙ, КАК ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВДля успешного обучения детей дошкольного возраста плаванию, целесообразно готовить и проводить спорт...
Игра как ведущий вид деятельности дошкольника
В детском саду должно осуществляться одновременно развлечение, познание и творчество. Всё это объединяет в себе игра....
Игра как ведущий вид деятельности дошкольника
В соответствие с ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах р...
Статья: "Игра как ведущий вид деятельности дошкольника"
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношен...
Игра как ведущий вид деятельности дошкольников.
Материал может быть использован в качестве консультации для рожителей....
Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности дошкольника.
Сюжетно-ролевые игры занимают особое место в нравственном воспитании ребенка. Сюжетная игра захватывает ребенка, она создает тот эмоциональный настрой, который необходим для творчества; именно в игре ...